Статья "Развитие познавательного интереса к географии через творческие домашние задания"

Развитие познавательного интереса к географии через творчески$е домашние задания

Выполнила: Иванова Г.И. – учитель географии и биологии

МОУ «Караклинская СОШ»

Я очень люблю географию! И очень хочу, чтобы ее полюбили и мои ученики. А мои ученики – это современные дети 11 – 15 лет. Это дети, которые не очень любят читать, тем более учить, искат$ь, размышлять. Они могут сидеть за компьютером сутками - в контакте, слушать музыку, порой совсем бессодержательную, и совсем забыть про уроки. Оторвать их от компьютера, заставить думать, фантазировать - непросто. Но география такой пр$едмет, который имеет богатые возможности для привития интереса к предмету, для развития познавательной деятельности школьников, т.к. раскрывает необычайно красочную и разнообразную картину мира, планеты Земля, жизнь человека в разных уголках планеты. География рождает добрые чувства, и великие мысли.

Замечательный советский учёный В.А.Сухомлинский писал: “Страшная опасность – безделье за партой, безделье шесть$ часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская – ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере-мысли, т.е. на уроке”

Нет смысла доказывать правот$у этих слов. Но безделье не только на уроке, безделье и дома после уроков. И наша обязанность - организовать деятельность ученика, создать условия для его развития. Учебная деятельность идет более успешно, если у учеников сфор­мировано положит$ельное отношение к учению, есть познаватель­ный интерес и потребность в познавательной деятельности. Познавательный интерес вызывает у детей эмоциональный подъем, удивление, любопытство, ожидание чего – то интересного, появляется любознательность, которая ведет к интересу, после чего и начинается потребность в овладении именно глубокими знаниями, которыми ребенок постепенно овладевает, раскрывая свои задатки и способ$ности, идя к самостоятельной творческой деятельности.

Нетрадиционные формы уроков, такие как уроки-игры, уроки-конференции, уроки путешествия, уроки почемучек, уроки загадок и другие стали уже традиционными. Сейчас актуальны уроки – презентации, уроки с применением интерактивной доски. Красивые картинки, музыка, анимации, письмо ма$ркером на доске и передвигание рукой изображения - это увлекает ребят. … Они включаются в работу урока, сами готовят презентации. Хотя в последнее время часто пользуются готовыми, скачивая их из интернета.

Чтобы застав$ить ребят работать дома, я пробую разнообразить домашние задания.

Так, в 7 классе перед изучением каждого материка я говорю им, что после изучения материка они будут писать «Дневники путешествия» (заочного). Поэтому им надо быть внимательным на уроках и читать не только параграфы учебника, но и другую литературу, котор$ой в библиотеке сейчас много. После завершения темы я «отправляю» их по разным маршрутам, даю план путешествия, напоминаю, что они должны подобрать необходимое снаряжение, взять проводника, знающего местный язык, уз$нать об обычаях и традициях жителей той местности, куда они идут , и не забывать снимать интересные кадры на фотоаппарат или видео. Получаются такие интересные записи! Чтобы написать такой дневник, надо знать материал по всему материку. И даже если ученик что- то и не учил, то при описании своего путешествия, он должен читать учебник, справочную лит$ературу. Библиотекарь говорит, что ребята 7 класса много книг перелистывают на каждой перемене и после уроков и домой берут.

При изучении Антарктиды обязательно такое задание, как сочинение «Будущее Антарктиды». Ребята оказывается такие мыслители, что впору нашим депутатам у них поучи$ться. Их сочинения можно отсылать в Олимпийский Комитет, т.к. они видят Антарктиду материком всех зимних Олимпийских игр, но при условии, что спортсмены и гости всегда будут весь мусор увозить с собой. Были предложения сделать Антарктиду ссылкой для особо опасных преступников. И все почти уверены, что этот материк должен оставаться материком мира и науки. Кстати, ребята уверены, что Антарктида – это на$ш материк, мы его открыли. А научные станции других стран должны работать там с нашего разрешения.

В 8 классе при изучении районов обращаю внимание на особенности каждого района, его природные достопр$имечательности, заповедные территории. А после изучения всех районов обязательно даю такое задание, как составление рекламы понравившегося района. Если раньше писали ручкой, рисовали, клеили картинки, то теперь все делают с помощью компьютера. Прекрасные рекламы!

В 8 классе после изучения физической географии Чувашии ребята пишут сочинения «Мой вклад в охрану природы». Это не то, что надо сделать для охраны природы, как привыкли они слышать на уроках биологии и географии$ или по телевизору, а что каждый из них сделал за свою небольшую жизнь для охраны природы. Посадка деревьев, уборка мусора – это обязательное мероприятие для всех. А вот очистка родника$, помощь раненой птице, ограждение муравейника, заготовка корма вместе с папой для лосей (несколько семей живут в лесхозе), перевязка раненой березы, подкормка птиц зимой – это и есть личный вклад в охрану природы.

В 9 классе после изучения каждого экономического района обязательно задани$е, связанное с проблемами района. Надо написать эссе «Как можно решить проблемы района?» И каждый год что-то новое привносят ребята в решение проблем. Например, в этом году, как услышали о создании солнечных батарей в Чувашии, предложили несколько ГЭС на Волге спустить. А якутские алмазы давно просят не продавать . Что у нас нет специалистов, которые могут их обработать в бриллианты? Это же намного выгоднее для страны.$

При изучении географии Чувашии в 9 классе уже лет 10 ребята пишут проекты восстановления сел и деревень Чувашии. И эти четырнадцатилетние девчонки и мальчишки «берут ссуды», «строят» дороги, клубы, парикмахерские, квартиры, колбасные и молочные цеха, ателье по пошиву дубленок, разводят рыбу в пруд$ах, сажают сады, перерабатывают продукцию на консервных заводах, продают в селах и городах Чувашии…

Все эти задания ребята делают дома, привлекая родителей, старших братьев.

Нетрадиционные организационные формы оживляют процесс обучения географии, способствуют повышен$ию качества знаний, умений и навыков, развитию творчества у детей, развитию личности учащихся, ориентирует учащихся на созидательную деятельность.

Post Comment