Тема урока: «Ветер» 6 класс

МБОУ «Татарско-Ямалинская ООШ»

Актанышского муниципального района Республики Татарстан

$

Тема урока: «Ветер»

6 класс.

Учитель географии первой

квалификационной категории

Гильманова Ильуза Рахимовна

$

$

2014г

Тема урока: «Ветер»

Цели урока:

1. Обучающая:

  • сформировать у учащихся понятия ветер, бриз, муссон, роза ветров, представление о причинах возникновения ветра, движении воздуха;

  • выявить характерные признаки ветр$а – сила, скорость, направление;

  • продолжить знакомство учащихся с грозными явлениями природы на примере ураганов и смерчей.

  • познакомить с приборами, позволяющими измерять скорость и направление ветра;

2. Развивающая:

  • развивать умения составлять графики (розу ветров), работать с данными дневников наблюдения, делать сравнительный анализ, устанавливать причинно – следственные связи;$

  • развивать мышление, познавательный интерес к предмету, к природе родного края.

3. Воспитывающая:

  • продолжить работу по формированию коммуникативных способностей учащихся.

  • воспитывать бережное отношение к природе;

Тип урока: Изучение нового материала.

$ Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Ветер».

Междис$циплинарные связи: математика, искусство, информатика.

Раздаточный материал: «Руководство к работе для учащихся», «Таблица Бофорта» и таблица «Погода на январь 2014года в д.Татарские Ямалы». Вопросы к обобщению изученной темы.

Методы: эвристическая беседа, практическая работа, самостоятельная работа.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: Вопросы к классу: Что это?

Фырчит, рычит,
ветки ломает, пыль поднимает,
тебя с ног сбивает,
слышишь его, да не видишь его.
Кто не ведает границ?
Кто летит быстрее птиц?
Он – то грозен, то мятежен,
То как пух весенний нежен.
Кто$ свободней всех на свете?
Догадались? Это..

Тема нашего урока, как вы правильно угадали «Ветер»

Деятельность учителя: Объявляет цели и задачи урока, организует творческую деятельность учащихся.

Деятельность учащихся: Внимательно слушают учителя, записывают в тетрадь дату, тему урока. Разгадывают загадки.$

II. Изучение новой темы

1. «Шутки ветра»

$ Сообщение учащегося «Шутки ветра» (опережающее задание). Презентация.

2. Что такое ветер?

Учитель: Так что же такое ветер, как он образуется, от чего зависит его сила и скорость, почему иногда он ласковый и приятный, а иногда опасный, почему он, может менять свое направление несколько раз в сутки. Это мы узнаем по ходу нашего урока.

Что такое ветер? (слайд №1)

Учащиеся формулируют определение «Ветер», затем записывают правильное в тетрадь$

Ветер- это движение воздуха в атмосфере, почти параллельное земной поверхности.

3. Причины образования ветра.

Учитель вместе с учащимися проделывает опыт, показывающий движение воздуха и демонстрирующий причины заставляющие воздух двигаться.

Опыт

1.Вырезали бумажную спираль.

$2.Поместили её на острие спицы.

3.Под спиралью поставили лампу, через некоторое время лампу включили.

4.Через некоторое время лампу потушили.

Задание учащимся:

В ходе опыта учащиеся должны записать в тетрадь:

1.Что наблюдали;

2.Как можно объяснить то, что вы увидели.

Учащиеся наблюд$али:

1.После того как лампу включили, бумажная спираль стала вращаться. Как только лампа потухла, и воздух остыл, спираль перестала вращаться.

Это можно объяснить тем, что нагретый лампой воздух поднимается вверх, он более легкий, а его место занимает холодный более плотный и тяжелый, образуется поток воздуха , который вращает бумажную спираль.

Учитель. Рассмотрим, как происходит образование ветра на поверхности Земли.

$Возникает ветер вследствие неравномерного горизонтального распределения давления, которое, в свою очередь, обусловлено неравенством температур в атмосфере. Под действием перепада давления воздух испытывает ускорение, направленное от высокого давления к низкому.

Приведем пример:

В точке А давление 760 мм.
В точке Б давление 758 мм.

Из области высокого давления в область низкого давления будет перемещается воздух, то есть образуется ветер, который дует из точки А в точку Б.

Главная причина образования ветра – это разница в атмосферном давлении над разными участками земной поверхности. Ветер всегда дует из областей Земли с высоким атмосферным давлением к областям, где атмосферное давление ниже. Чем больше разница в атмосферном давлении, тем сильнее ветер.

$

Разница атмосферного давления между данными точками составляет 2 мм – ветер тихий.

$Разница атмосферного давления между этими точками составляет 29 мм – ветер между этими точками гораздо сильнее предыдущего. Сила ветра зависит от разницы в атмосферном давлении в различных точках земной поверхности.

Задание учащимся

1. Покажите стрелками направление ветра:

А)

760 мм

          

750 мм

Б)

$756 мм

 

765 мм

В)

780 мм

 

740 мм

$Г)

768 мм

 

759 мм

2. В каком случае ветер будет сильнее, если атмосферное давление распределено так:

А)

758 мм

$

          

759 мм

Б)

759 мм

 

757 мм

$ 3. Покажите стрелками направление ветра между пунктами А и Б, длинной стреки отразите разницу в атмосферном давлении (силу ветра), масштаб в 1 см – 1 мм рт. ст.

Давление в точке А

Да$вление в точке Б

760 мм
757 мм
763 мм
741 мм

765 мм
755 мм
759 мм
744 мм

4. Виды ветров.

Бриз – ветер меняющий свое направление два раза в сутки, днем он дует с моря на сушу, а ночью – с суши на море.

Муссоны – это ветры меняющие свое направление два раза в год, летом муссон дует с м$оря на сушу, а зимой с суши на море.

Задание учащимся 1.Внимательно рассмотрите рисунок. Определите, на каком из рисунков дневное время суток, а где ночное. Синими стрелочками покажите, как будет двигаться ночной бриз, красными стрелочками покажите направление дневного бриза.


Рисунок 1.


Рисунок 2.

$ 2. На побережье Охотского моря в зимний день атмосферное давление было 770 мм, а над мо­рем 768 мм. В каком направлении будет дуть ветер? Объясните свой ответ.

3. На побережье Японского моря атмосферное давление было 767 мм, а над морем 769 мм. В каком направлении будет дуть ветер? Как он называется? Объясни свой ответ.

4. Восстановите цепочку причинно – следственных связей, объясняющих образование ветра: А) образование ветра; Б) разница в нагревании моря и суши; В) разница в давлении.

5. Направление ветра.

Ветер может дуть с разных сторон. Его называют по той стороне горизонта, откуда он дует. Например, если ветер дует с юга, то он называется южным, если с юго - востока то юго – восточным и т.д.

$ Направление ветра определяется флюгером, вымпелом, ветровым конусом и т.п. и указывается азимутом точки, откуда дует ветер. Более часто направление ветра определяется флюгером. Обшей для флюгеров особенностью является, то что они свободно вращаются на оси и устанавливаются по направлению ветра. Направление ветра выражается либо в градусах, либо в румбах по 16-румбовой системе

Задание учащимся

Задание 1. Н$айдите соответствие

6. Скорость ветра.

В свободной атмосфере скорость и направление ветра измеряются с помощью наблюдений за свободно летящими шарами-пилотами. Скорость и направление ветра всегда в большей или меньшей степени колеблются. Эти колебания называются порывистостью ветра.

Задание учащимся.

В таблице дневников наблюдения есть данн$ые силы (скорости) ветра д.Татарские Ямалы за январь 2014, сравните таблицу наблюдений и таблицу Бофорта, определите какие ветры (названия по Бофорту и их количество) были в январе месяце 2014 года в д.Татарские Ямалы.

$7. Роза ветров

График, на котором показаны направления ветров, господствующих в данной местности, называется розой ветров. Роза ветров – диаграмма, характеризующая режим ветра в данном месте по многолетним наблюдениям и выглядит как многоугольник, у которого длины лучей, расходящихся от центра диаграммы в разных направлениях, равны повторяемости ветров этих направлений ("откуда" дует ветер).

Задание учащимся . Задание 1.Используя данные дневников наблюдения постройте розу ветров д.Татарские Ямалы за январь месяц, 2014года.

План построения розы ветров

1.Вычертить основные и промежуточные стороны горизонта.

2.Принять условно, что одному отрезку на графике, соответствует определенное количество дней.

3.Подс$читать, сколько дней в течение месяца ветер дует в данных направлениях.

4.На линиях соответствующих направлений откладывают от центра число дней с ветрами этого направления и ставят точку.

5.Точки, отмеченные на линиях, последовательно соединяют, в центре ри$суют кружочек, в котором ставят число дней без ветра.


Роза ветров в д. Татарские Ямалы за январь 2014 года

Вывод: больше всего в январе месяце ветер дул с юго-запада 11 дней, 6 дней – с юга, 4 дня – с юго-востока и 4 дня – с востока, 2 дня – были ветры северо-восточные, и 2 дня, западные, 1 день в январе месяце ветер дул с севера и вообще не было ветров с северо-запада. Это состояние ветров отразилось на температуре месяца, они были не сильно морозные, умеренные для этого месяца

8. Значение ветра.

$Задание учащимся

Используя текст учебника (§39 «Ветер», пункт 4. «Значение ветра», стр 119) выпишите в тетрадь какое значение играет ветер в природе и в жизни человека.

III. Обобщение урока.

1.Что такое ветер?

2.Восстановить схему.
$

3.Какой ветер показан на рисунке? В какую часть дня?

4.Какая основная причина образования ветра.

5.Как называется ветер меняющий свое направление два раза в год?

6.Определите направление ветра .

7.Как называется прибор для определения скорости ветра?

8.Как называется прибор для определения направления ветра?

9.Как называется диаграмма характеризующая режим ветра?

10.Как называется ветер и$меющий силу в 12 баллов?

IV. Домашнее задание.

§ 39, задание 5 на стр. 120 письменно.

Post Comment