Урок для 6 класса по теме: «Озёра»

Автор: Пономарева Елена Васильевна

$Учитель географии

МБОУЛ «ВУВК имени А.П. Киселёва», г.Воронеж

Тема урока: «Озёра»

Цели:- сформировать понятия «озеро», «сточное озеро», «бессточное озеро», особенности происхождения озёрных котловин;

-развивать навыки работы с физической и контурной картой, определять географическое положение озёр;

-воспитывать культуру учебного труда, бережное отношение к природе.

$Оборудование: физическая карта мира, физическая карта России, атлас 6 класс, видеофрагмент «Озеро Байкал», презентация «Озёра», проектор, интерактивная доска, компьютер.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Организационный момент

$

Работа с журналом, проверка посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку

Рапорт дежурного

II. Проверка домашнего задания

  1. Работа с картой

Вспомните правила показа рек на карте

-Покажите на карте «самые, самые»…. реки.

-В чём их уникальность?

-Покажите на карте истоки и устья этих рек.

-Покажите на карте крупнейшие реки России.

- Покажите на карте истоки и устья этих рек.

-Покажите крупнейшие притоки рек, определите какие из них правые, левые.

$2.Географический диктант

-Исток реки – это…

-Устье реки - это…

-Речная система – это…

-Часть речной долины, затапливаемая водой - …$

-Режим реки – это…

-Самый низкий уровень воды в реке – это…

-Самая полноводная река в мире ….

-Самая длинная река в мире…

-Самая полноводная река России…

Ученики работают в парах

$

Географический диктант выполняется каждым учеником

Взаимопроверка (ученики работают в парах)

II.Изучение нового материала

Постановка цели занятия перед учащимися

Первичное усвоение знаний

-познакомиться с понятиями «озеро», «сточное озеро», «бессточное озеро», особенности происхождения озёрных котловин;

-продолжить развивать навыки работы с физической и контурной картой, научиться опр$еделять географическое положение озёр;

-Вводное слово учителя

Вопросы:

-Что такое озеро? Слайд 2

-Чем озеро отличается от моря?

-Чем озеро отличается от реки?

-Работа с физическими картами по теме «Озёра рекордсмены» (показ объекто$в на интерактивной карте)

-Самое глубокое озеро – Байкал (1620 м)

-Самое большое по площади – Каспийское

-Самое длинное – Танганьика

-Самое высокогорное – Титикака

-Самое солёное – Мёртвое море$

-Озёрная котловина – это природное углубление в котором находится воды озера.

Все озёра делятся на группы по происхождению котловины (слайд 3-7)

-Второй признак – по солёности (пресные, солёные, солоноватые)

Солёные озёра на карте показывают фиолетовым цветом.

Самое солёное – Мёртвое море

Вопрос: Найдите на карте России озеро Балхаш. Какое это озеро: пресное или солёное?

Пояснение: Озеро Балхаш разделено полуостровом на две половинки, между ними есть пролив, соединяющий эти части озера. В западную часть озера впадает река – Или. Западная часть озера – сточная, вода в ней пресная. В восточной части озера вода испаряется, соли остаются и накапливаются, так как ни одна река из озера не вытекает.

-Третий признак, по которому делятся озёра – сточные и бессточные.

Сточные – если вытекает хотя бы одна река.

Бессточные – реки впадают, но ни одна река не вытекает.

Задание: Опр$еделите по карте озеро Байкал и Каспийское озеро сточные или бессточные? Почему?

Солёность бессточных озёр выше.

-Использование озёр человеком.

Задание: Используя учебник, выпишите в тетрадь, как человек использует озёра.

$Слайд 10

Записывают в тетрадь тему урока

Работа с учебником

Озеро-это замкнутый водоём, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении.

Озеро относится к водам суши и не является частью океана или моря.

В озере река не течёт.

-Нахождение озёр на карте

$

Заполнение в тетради таблицы «Происхождение озёрных котловин»

Составление схемы «Солёность озёр»

Слайд 9

$

Половина озера солёная, половина пресная.

Построение в тетради схемы «Сточные и бессточные озёра»

Слайд 8

Выполнение задания по картам атласа

Байкал – сточное, вытекает только Ангара. Каспийское – бессточное, не вытекает ни одна река).

-питьевая вода

-судоходство

$-рыбная ловля

-отдых

III. Закрепление учебного материала

Задание: 1.Найдите на карте и покажите по одному примеру озёр с разным происхождением котловин.

  1. Найдите на карте и покажите по три примеру озёр сточных и бессточных.

  2. Найдите озеро Чад и Виктория. Чем отличаются берега этих озёр?

Пунктиром показывают берега, которые меняют очертания. Озеро Чад то увеличивается, то уменьшается. Когда идут дожди становится полноводной река Шари, она несёт воды в озеро Чад и оно разливается.

$ Вопрос: Что такое адрес озера?

Задание: Опишите географическое положение озера Байкал по плану:

1.Положение на материке (материк, в какой части материка находится)

2.Происхождение котловины

3.Солёность

4.Сточное или бессточное. Почему?

5.Средняя глубина

6.Использование человеком

$ Ученики работают в парах

Пунктиром показывают берега, которые меняют очертания. Озеро Чад то увеличивается, то уменьшается.

Адрес объекта на поверхности Земли – это его географическое положение

$Практическая работа

IV. Домашнее задание

П.36

Рабочая тетрадь: нанести на контурную карту крупнейшие озёра на каждый материке.

Post Comment