Урок географии в 5 классе по теме «Ориентирование. Азимут»

Всероссийский фестиваль педагогического творчества
$(2014/15 учебный год)

Номинация:

Педагогические идеи и технологии: среднее образование

Название работы:

$Разработка урока географии в 5 классе (ФГОС) по теме

$«Ориентирование. Азимут».


Автор: Морозова Марина Викторовна
Место выполнения работы: 412865 Саратовская область, Лысогорский район, п.Октябрьский, ул.Парковая, д.1,

МБОУ «СОШ п.Октябрьский Лысогорского района Саратовской области».

$

$

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Ориентирование на местности»

Цель урока: сформировать представление об ориентировании на местности, способах ориентирования, компасе и его значении.

Задачи:

Обучающие:

  • сформировать представления о способах ориентирования на местности: по местным$ признакам и по азимуту;

  • сформировать умения в определении сторон горизонта и направлений на плане и карте.

Развивающие:

  • создать условия для развития пространственных представлений, логического мышления, коммуникативных способностей;

  • продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализ, умение делать выводы; умением устанавливать причинно-следственные связи;

  • продолжить работу над развитием устной монологической речи;

  • создать условия для развития творческих способностей.

Воспитательные:

  • $

    способствовать воспитанию интереса к предмету, взаимопонимания и сплочённости в совместной деятельности;

  • способствовать воспитанию у учащихся умения слушать товарищей, аргументировать свою точку зрения;

Тип урока: урок формирования новых знаний и умений с элементами практической работы.

Формы работы учащихся:

фронтальная, индивидуальная, парная и групповая.

$ Необходимое техническое оборудование: проектор, интерактивная доска, атласы, компасы.

Структура и ход урока

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

$

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

1.Организационный.

2. Создание проблемной ситуации

Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

Создание проблемной ситуации. 1. «Ассоциативный ряд».

П$редставьте себе, что вы пошли в лес и заблудились. (показ фрагмента- фотография леса) Ваши ассоциации...

Что вы чувствуете, оказавшись в данной ситуации? Есть ли $выход из данного положения? А только ли важно уметь ориентироваться в данной ситуации? Что нужно знать для того, чтобы ориентироваться?

2. Задача сегодняшнего урока:

научиться определять стороны горизонта и направления на плане и карте.

Попробуйте сами назвать тему урока. Учитель при необходимости уточняет: «Ориентирование на местности. Азимут»

Проверяют готовность к уроку. Проверяют наличие раздаточного материала.

Учащиеся высказывают с$вои суждения, чувства в предложенной ситуации.

Учитель через высказывания учащихся умело подводит их к самостоятельному определению задачи урока.

 

 

 

Записывают тему урока в тетради.

Развитие речи учащихся, умения высказывать собственные мнения, развитие умения слушать товарищей.

Развитие монологической речи.

Опора на опыт, знания учащихся.

 

Включение школьников в совместную деятельность по определению целей учебного занятия;

$

3. Актуализация знаний.

$

$

$

4.Применение нового знания.

Включение в содержание изучаемого материала субъектного опыта учащихся, создание ситуаций, в которых ученик является субъектом деятельности

  • Что такое ОРИЕНТИРОВАНИЕ?

Найдите определение понятия в учебнике. Прочтите. Начертить.

  • Что для этого нужно знать и уметь? (стороны горизонта)

  • Что вы знаете про стороны горизонта? (основных – 4, промежуточных – 4).

2. Показ фрагмента мультимедийного учебника Раздел «Земля – планета Солнечной системы». Нахождение нужной точки на глобусе и карте.

3. Проверим знание сторон горизонта и умение ориентироваться на плоскости. Учитель диктует согласно направлениям ( 2 клетки на восток, 2 – на юго-восток, 2 – на северо-восток и т.д$)

Самопроверка.

4. Перечислите способы ориентирования по местным признакам.

5. Показ фрагмента мультимедийного учебника. Раздел «Земля – планета Солнечной системы». Нахождение нужной точки на глобусе и карте.

6. Определение направлений на плане и карте (работа с учебником) (рис.19 стр.30)

  • Покажите направления на плане местности.

  • Как оно обычно показано?

  • Прочтите умения при работе с географической картой (памятка ученику) Выделите умения согласно но$вой теме урока.

  • А зачем нам это нужно?

  • Как по карте узнать направление сторон горизонта?

  • Сделайте вывод: как определить направления сторон горизонта на картах?

ІІ. Работа с определением вводимых понятий. Представление определения понятия, его схематического изображения с выделением родового понятия и видовых признаков, знаковое оформление понятия.

1. Практическая работа по поиску новых знаний

  • Покажите стороны горизонта на данной схеме. (на доске).Укажите размер угла.

  • Как мы можем узнать точное направление сторон горизонта?

    $

  • Укажите величину угла на предмет (помещает условный знак на запад)

  • Мы с вами определили АЗИМУТ.

  • Так что такое АЗИМУТ?

(учитель направляет внимание учащихся на родовое понятие, т. е существенный признак – УГОЛ)

2.Просмотр фрагмента мультимедийного учебника. Раздел «Географическая карта». Чтение и составление топографического плана. Составление плана местности. Азимутальная съёмка. (Определение понятия).

3. Работа с учебником. Стр. 31 рис. 20

  • Прочтите определение понятия.

Найдите в своих учеб$никах определение понятия. Прочтите. Скажите друг другу.

Диалогические формы взаимодействия учащихся с учителем.

Учащиеся высказывают свои мнения, опираясь на ранее изученное.

Чертят и показывают у доски.

Смотрят.

 

 

$

Самостоятельная работа по проверке знаний в определении сторон горизонта на плоскости.

 

 

 

 

 

Самоконтроль знаний.

Высказывания учащихся с опорой на их опыт и знания с последующим прослушиванием диктора мультимедийного учебника по каждому признаку в отдельности.

 

 

Выполняют практические задания по плану местности по учебнику .

 

Читают и выбирают пункты, касающиеся данной темы $урока.

Отвечают на вопрос:

чтобы уметь читать карту, рассказывать и показывать географическое положение объектов.

Работа в контурных картах. Показ направлений сторон горизонта на картах.

Делают вывод.

Совместный поиск новых знаний под руководством учителя. Учитель добивается, чтобы учащиеся назвали существенные признаки: угол, лучи между направлениями на север и на предмет.

Самостоятельное определение понятия с опорой на полученные знания в ходе предварительной практической работы.

 

У$чащиеся читают определение понятия в учебнике говорят друг другу по памяти.

Развитие речи учащихся.

Использование обратной связи. Развитие логического мышления. 

Формирование работы с учебником. Развитие коммуникативных способностей, умения слушать и оценивать соседа.

 

 

 

 

Работа по формированию орфографической зоркости, н$авыков правильного написания новых научных терминов и названий.

5.Этап закрепления и применения знаний и способов деятельности.

$

1. Работа по определению азимута.

по фрагменту мультимедийного учебника. Раздел «Географическая карта». Чтение и составление топографического плана. Составление плана местности. Азимутальная съёмка.

2. Практическая работа с компасом.

  • Что такое компас?

  • Что значит сориентировать, т.е. установить компас?

  • Прочтите памятку «Правила работы с компасом» и установите компас.

  • Прочтите памятку «Последовательность определения азимута»

Выполните задания. Возьмите гранёный карандаш или линейку и определите ази$мут на предметы в классе: на окно, на цветок, на дверь)

  • Как называется спорт, где участники ходят по азимуту?

3. Практическая работа в группах по заданному маршруту в поисках записки.

Объединись в группу согласно цвета карточки на твоей парте. Двигайся по азимуту согласно заданиям на карточке.

1 группа. 1 записка.

От жёлтого флажка пройти по азимуту 240° - 7 шагов, затем по азимуту 10 °- 4 шага. Найдите записку такого же цвета и прочтите.

2 записка

Ответьте на вопрос: Где могут пригодиться знания, полученные на уроке.

(у других групп задания по определению понятий: азимут, ориентирование, масштаб, компас)

Учащиеся определяют азимут на фрагменте по заданным величинам углов.

 

 

 

$

 

Учащиеся просматривают видеофрагмент ориентирования компаса и отвечают на вопрос учителя.

 

 

 

 

 

Читают памятку и ориент$ируют компас согласно памятке.

Учащиеся выполняют последовательно действия в определении азимута, записывают в тетради.

Выполняют задание.

Учащиеся обсуждают ответ.

Учащиеся делятся на группы согласно цвета карточки и флажка на партах и выполняют задания по поиску записки.

Развитие логического мышления

Формирование практической направленности$, практических действий при работе с компасом.

 

 

 

 

 

Развитие умения работать по алгоритму, применять его в практической деятельности.

 

 

.

 

 

Развитие умения выделять главное в тексте, развитие логической последовательности в высказываниях.

Создание условий для формирования коллективно-групповых отношений в процессе игровой деятельности.

Формирование умений практического применения знаний.

$

Формирование интереса к изучаемой теме.

6. Этап обобщения знаний и способов деятельности, информации о домашнем задании, подведения итогов урока.

$

Учитель предлагает оценить работу обучающихся в группах и индивидуально. Предлагает подвести итог урока. Найти недочеты в уроке и предлагает выполнить д/з : параграф 8 , задание №8 (определить в каком направлении двигаются кораб$лики)

Ученики оценивают свою работу, делают выводы, записывают д/з.

Умение правильно оценивать свою работу.

Уметь сопоставлять данные.

Развивать умение выбирать в тексте главное

Post Comment