Урок – соревнование по теме: «План и карта»

$

Федотова Н.В.

Урок – соревнование по теме «План и карта»

Цель: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными по теме «План и карта». Обобщить материал как систему знаний.

Задачи:

Образовательные: проверить знания и умения по теме, применять понятия: «план местности», «географическая карта», «азимут», «масштаб», географические координаты», абсолютная и относительная высота. Использовать географическую карту как источник информации.

$Развивающие: развить пространственное географическое мышление, формирование и развитие положительной мотивации к предмету. Умение передавать содержание учебного материала в графической форме; уметь определять объекты по географическим координатам и показывать их на $карте. Определять по плану местности, глобусу, географической карте направление, стороны горизонта, расстояние, высоты и глубины точек, географические координаты, протяжённость материков или др. объектов; называть использование в деятельности человека различных видов планов и карт.

Воспитательные: формировать географическую компетентность, воспитывать такие качества как: ответственность, аккуратность, уважительное отношение друг к другу, заин$тересованность в успехе.

Форма урока: индивидуально-групповая.

Требования:

1) 4команды, в команде 5-6уч-ся, название команды, выбирают капитана.

2) Капитан посоветовавшись с участниками команды выставляет за каждый конкурс баллы каждому участнику команды по количеству внесённого вклада в ответ на вопросы конкурса, после игры этот лист взаимоконтроля сдают учителю, для дальнейшего оценивания.

2) Команда выбирает отвечающего, он не должен повторяться, каждый должен попробовать свои силы, знания.

3) Команда должна соблюдать тишину, взаимоуважение, не выкрикивать. За быстрый и правильный ответ добавляется 1балл. З$а нарушение данных требований снимаются баллы.

4) жюри 4человека- оценивают ответы по заготовленным правильным ответам, подсчитывают баллы, передвигают фишки команд по склону.

Конкурсы: $

1. Географическая разминка. «Что это?»

2. к-с «Не может быть»

3. к-с «Юных топографов»,

4. к-с «Законы математики в географии»

5. к-с Географический бой «Ты мне, я тебе»

6. к-с «Путешествие по карте».

7. к-с «Покажи меня»

8. к-с «Найди меня»

9. «Что выше, где глубже»

10. « К-с капитанов»

Урок – соревнование. Кто быстрее доберётся до вершины горы и наберёт большее количество очков, тот выиграет и получит оценку «отлично».

Ребята, помните о тех качествах, которые присущи каждому спортсмену: в$ыдержка, умение уважать противника, умение прислушиваться к мнению товарищей, поддерживать друг друга, воля к победе. Вам предстоит нелёгкий, сложный путь. Но я верю, что все трудности вы преодолеете и доберётесь до «Вершины знаний».

Перед началом соревнований спортсмены разминаются

1 конкурс – для разминки «Что это?» проверяем знание некоторых терминов:$

( по 3 вопроса каждой команде- на доске)

1.Угол между направлением на север и направлением на какой-либо предмет. (азимут)

2. Широта и долгота точки земной поверхности называют …(географические координаты)

$3. Азбука карты (условные знаки)

  1. Часть земной поверхности, которую мы видим вокруг себя на открытой местности (горизонт)

  2. Работа по составлению плана местности (съёмка)

  3. Плоское, сильно уменьшенное изображение земной поверхности (карта)

  1. Линия, на карте соединяющая точки земной поверхности, лежащих на одинаковой высоте над уровнем моря. (горизонталь)

  2. Модель земного шара (глобус)

  3. Линии условно проведённые по поверхн$ости Земли параллельно экватору. (параллель)

  1. Работа по составлению плана местности.

  2. Кротчайшая линия, условно проведённая на поверхности Земли от одного полюса до другого. (меридиан)

  3. Дробь, в числители которого 1, а в знаменателе число показывающее

во сколько раз уменьшена местность на плане и карте (масштаб)

2 конкурс «Не может быть»

$Нужно найти 5 ошибок на плане местности – чего не может быть на самом деле.

3 конкурс «Юные топографы»:

а) Заменить слова условными знаками.

б) Описать местность по условным знакам.

4 конкурс «Математический турнир» -законы математики в географии.

$

Задание1.Какой масштаб крупнее:

1:2000 или 1: 500; 1: 3000 или 1: 10000

1: 5000 или 1: 2000; 1: 100 или 1: 1000

1: 4500 или 1: 300; 1: 2000 или 1: 200

1: 5000 или 1: 1000; 1: 150 или 1: 10000

Задание 2. Численный масштаб переведите в именованный (м, к$м)

1 : 200000; 1: 900000

1: 500000; 1: 100000

1: 300000; 1: 1000000

Задание 3. Переведите именованный масштаб в численный:

В 1см 5м

В 1см 500м

В 1см 450м

В 1см 300м

5 конкурс: Географический бой «Ты мне, я тебе»

Команды задают по 1 вопросу 1-2-3-4; 4-3-2-1; 2-4- 1-3; 3-1-2-4

Похлопаем, помашем при пр$оверке заданий. (+ хлопают в ладоши, – машут правой или левой рукой.

6 конкурс «Путешествие по карте»

1).В 1881 г. французский путешественник Жорж де Лонг открыл остров под 77° с. ш. и 159 в.д. и назвал его островом Жаннетты. Обозначьте его на карте.

2).. Известный норвежский путешественник Тур Хейердал совершил плава­ние на папирусной лодке «Ра» из порта Сафи (33° с. ш. и 8° з. д.) до острова Барбадос (18° с. ш. и 59° з. д.). Нанесите на карту маршрут и укажите направление$ плавания «Ра».

1. В 1896 г. английский путешественник Давид Ливингстон

совершил замечательное открытие в точке 1$8° ю. ш. и 26° в. д.

2. Герои романа «Таинственный остров» отправились в путешествие на воздушном шаре из города Ричмонд (США) —38° с. ш. и 78° з. д. Унесенные

$ураганом, они оказались на необитаемом острове, который назвали островом Линкольна (35° ю. ш. и 150° з. д.). Обозначьте на карте маршрут и определи­те направление их вынужденного путешествия.

1. Самый высокий водопад мира низвергается с высоты 1054 м. Он на­ходится в точке с координатами 6° с. ш. и 61° з. д.

2. Герои романа «Пять недель на воздушном шаре» поднялись в воздух с острова Занзибар (6° ю. ш. и 39° в. д.) и достигли 17° с. ш. и 14° з. д., где их шар упал в реку. Обозначьте на карте маршрут и определите направление их полета.

$

1. Батискаф «Триест» совершил рекордное погружение на глубину 7025 м в точке 13° с. ш. и 145° в. д. В каком океане?

2. Шхуна «Пилигрим» была под 44° ю. ш. и 165° долготы к западу от Гринвича. В каком океане и вблизи каких островов находились герои романа Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан»? Определить направление от шхуны до островов.

7 конкурс «Покажи меня»

$

1. Показать на карте:

Уральские горы, Амазонскую низменность.

Горы Анды, Западно-Сибирская низменность.

Горы Гималаи, Восточно-Европейская равнина.

$Горы Кавказ, пустыня Сахара.

2. Каким сторонам горизонта отвечают азимуты: 2700; 450; 3600; 1800; 900; 2250; 3150; 1000;

8 конкурс «Найди меня»

1. Найдите координаты точек: г.Москва, г. Сидней, г. Тегеран; г. Вашингтон, г.Буйнос-Айрес, г.Нью-Йорк, г. Пекин, г.Берлин, г.Бразилиа.

2. Найдите объект по координатам:

а) 420с.ш. 750з.д ;

б) Это озеро называют «мертвым сердцем» материка, на котором оно нахо­дится$. Найдите его на карте по координатам: 29° ю. ш. и 138° в. д.

$ а)520с.ш. 1320в.д,; 32 ю.ш. 700з.д.;

б) Африканцы называют эту гору «Горой божества холода». Определите ее название, если ее координаты 3° ю. ш. и 38° в. д.

а)620с.ш. 1290в.д.; 320ю.ш. 190 в.д.;

б) Более полувека искали загадочную Землю Санникова. Академик В. А. Обручев указывал возможный район ее расположения: 78° с. ш. и 145° в. д.

а)520с.ш. 120в.д.; 30ю.ш. 380в.д.

$

б) 25 мая 1928 г. в эфире впервые прозвучали слова: «SOS — «Италия»-Нобиле. Упали на лед. Наши координаты 81° с. ш. и 25° в. д.». Найдите место катастрофы участников экспедиции на дирижабле «Италия» к Северному полюсу.

9 конкурс «Что выше, где глубже»

$По географической карте определить какие горы выше и где глубже.

1.Определить абсолютные высоты точек 1,2,3,4.

2. определить и показать по карте:$

Уральские горы или Гималаи; назовите самую высокую точку Уральских гор;

Анды или Кордильеры; назовите самую высокую точку Анд;

Кавказ или Алтай; назови самую высокую точку Кавказских гор;

Гималаи или Алтай, назовите самую высокую точку гор Гималаи.

10 Конкурс Капитанов

Найдите протяжённость материка в градусах и км.

Африка по меридиану

Ю.Америка по меридиану

Австр$алия по меридиану

Евразия по меридиану.

Закрепление: – Что вы узнали , чему научились на уроках по теме «План и карта»?

$ -Приведите примеры, где используются план и карта в жизни и деятельности людей.

Заключение: Подведение итогов. Выставление оценок.

$

Еще записи

Leave a Comment