Конспект урока по Геометрии "Прямоугольник, свойства прямоугольника" 8 класс

Урок геометрии в 8 классе

Тема: «Прямоугольник, свойства прямоугольника».

Цели урока: повторить и закрепить изученный материал о четырехугольниках: определение, признаки и свойства параллелограмма, признаки равенства прямоугольных треугольников; познакомить более детально с частным видом параллелограмма – прямоугольником; усвоить понятие «прямоугольник»;$

развивать внимательность, интерес к предмету;

$вырабатывать умение слушать одноклассников и дополнять их ответы;

расширять кругозор учащихся;

воспитывать сознательную дисциплину, чувство ответственности при работе в группе.

Тип урока: комбинированный – урок повторения и изучения нового материала.

Продолжительность урока: 45 минут.

Дата проведения$: 02.10.2012г.

Учебник: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. Геометрия, 7-9. Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация, чертежные инструменты, учебник.

Ход урока

I$.Организационный момент: сообщение темы, целей урока, ознакомление с планом урока. Эпиграф: «Математика рождалась одновременно из арифметики и геометрии.» А.Д $Александров (Слайд №1).

II. Повторение.

  1. Актуализация знаний (ученики разбиваются на 2 команды):

-воспроизвести конспект о свойствах параллелограмма – учащиеся записывают на листах. (Возможные ответы учащихся: 1) в параллелограмме противоположные стороны равны и противоположные углы равны; 2) диагонали параллелограмма точкой пересечения делятся пополам); - ученики из обеих команд, первыми ответившие на вопрос, становятся капитанами. Они следят за работой своей команды. Если ученик поднял руку – он закончил работу, если поднял ручку – ему нужна консультация. Каждая консультация лишает команду двух очков. Счет консультаций ведется на доске. Если команда выполняет самостоятельную работу раньше отведен$ного времени, она получает по 2 очка за каждую сэкономленную минуту, если не успевает выполнить работу, то она теряет по 2 очка за каждую лишнюю минуту.

тетради учащихся просматриваются учителем во время самостоятельной работы и во время консультаций.

2. Вопросы командам: (слайд № 2)

-Какая фигура называе$тся четырехугольником? ( Возможный ответ: Многоугольник, имеющий 4 вершины, 4 стороны, 2 диагонали);

-Что называется параллелограммом? (Возможный ответ: Четырехугольник, противоположные стороны которого попарно параллельны);

- Назовите признаки параллелограмма (Возможные ответы учащихся: 1)если в четырехугольнике две стороны равны и параллельны, то этот четырехугольник – параллелограмм; 2)если в четырехугольнике противоположные стороны попарно равны,. то этот четырехугольник – параллелограмм; 3)если в четырехугольнике диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам, то этот четырехугольник $– параллелограмм);

-Какие прямые называются перпендикулярными? (Ответ: прямые, пересекающиеся под прямым углом);

-Сформулируйте признаки равенства прямоугольных треугольников (Возможные ответы учащихся: 1)$Если катеты одного прямоугольного треугольника соответственно равны катетам другого прямоугольного треугольника, то такие треугольники равны; 2)Если катет и прилежащий к нему острый угол одного прямоугольного треугольника соответственно равны катету и прилежащему к нему острому углу другого, то такие треугольники равны; 3) если гипотенуза и острый угол одного прямоугольного треугольника соответственно равны гипотенузе и острому углу другого, то такие треугольники равны; 4)если гипотенуза и катет$ одного прямоугольного треугольника соответственно равны гипотенузе и катету другого, то такие треугольники равны);

От каждой команды капитаном выделяется консультант, который переходит в другую команду и консультирует в случае необходимости. За хорошо проведенную консультацию и отсутствие вопросов со стороны учащихся команда получает 3 очка. Во время консультации разрешается пользоваться учебником.

III. $Изучение нового материала

  1. Поочередно капитаны вызывают учеников из другой команды для ответа на вопросы:

Слайд №3:

  1. Среди предложенных фигур выбрать прямоугольник.

  2. Что можно сказать о градусной мере каждого угла прямоугольника?

  3. Доказать, что у прямоугольника A3$B3С3D3 стороны A3B3$ и С3D3$; A3D3 и B3С3 – параллельны .

  4. Можно ли утверждать, что прямоугольник – параллелограмм?

Слайд №4:

  1. Назвать все прямоугольные треугольники.$

  2. Найти равные прямоугольные треугольники и обосновать их равенство.

  3. Какое заключение можно сделать о диагоналях прямоугольника?

  4. Сформулируйте свойства, относящиеся одновременно и к параллелограмму, и к прямоугольнику, и свойства, относящиеся только к прямоугольнику.

Результаты работы обеих команд (по 4 вопроса) записываются на доске.

    $

  1. Составление опорного конспекта.

Учащимся предлагается прочесть рассмотренный материал по учебнику (пункт 45). алее учебники убираются, и ученики составляют опорный конспект. Капитаны$ команд садятся за парты и тоже составляют опорный конспект.

IV. Решение задач на закрепление изученного материала.

(Слайд №5): Задача 1 команде: докажите, что если у параллелограмма все углы равны, то он является прямоугольником.

Задача 2 команде: докажите, что если у параллелограмма диагонали равны, то он является прямоугольником.

Для ответа по решению этих задач вызываются самые слабые ученики.

V$. Итог урока: подводятся итоги, называется команда-победитель, выставляются оценки.

VI. Домашнее задание: (Слайд №6): п.45, № 399, 401.

Post Comment