Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики и ИКТ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

$НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ

Барабанщиков Алексей Валентинович

заместитель директора по УВР

учитель информатики

МБОУ СОШ №70 г. Липецка

$Преподаю информатику в школе 12 лет. Считаю свой предмет крайне гибким инструментом для решения самого широкого круга педагогических задач. Изучая типологию универсальных учебных дейст$вий (УУД), пришел к выводу, что их формирование и развитие является для предмета «Информатика и ИКТ» естественной и достижимой задачей, прямо вытекающей из содержания курса.

В статьях, посвященных проблемам и перспективам образования, уже некоторое время общим местом стал тезис об ускорении прогресса, о том, что современный мир меняется все более быстрыми темпами. Именно исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт освновного общего образования (далее – ФГОС ООО) определил в кач$естве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознатель$ного, активного присвоения учащимися социального опыта»1.

Под универсальными учебными действиями понимаются обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Формирование УУД происходит на любом уроке в начальной школе, но особенностью курса «Информатика» является целенаправленность формирования именно этих умений.$

Приведем типологию УУД согласно ФГОС ООО:

Система личностных результатов и универсальных учебных действий (УУД)

в рамках нового стандарта

Личностные

$

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

$Далее, рассматривая каждый вид УУД в отдельности, я постараюсь на кон$кретных примерах показать, что формирование УУД является не дополнительным требованием к учителю, для исполнения которого необходимо изменение формы и методов работы на уроке информатики, а естественно и органически присуще данному курсу.

Сразу оговорюсь, что я буду стараться приводить конкретные примеры организации работы на уроке не по всей номенклатуре УУД, а лишь в тех случаях, когда уже опробованные формы организации урока и соответствующие виды УУД хорошо ложатся в специфику предмета «Информатика». Так, я оставляю за пределами данной работы способы формирования, например, основ российской гражданской идентичности. Очевидно, что значительно заметнее работа над данным личностным результатом происходит при изучении$ предметов «История», «Обществознание», «Литература». Однако в случае некоторых иных УУД дело обстоит прямо противоположным образом. Если «обычные» предметы касаются умения сопоставлять и отбирать информацию, используя разные источники, опосредованно, косвенно, то в информатике это может и должно происходить в рамках и$зучаемого материала.

И еще одна оговорка. Приведенные примеры, методы, способы взяты из моего личного опыта, я никоим образом не стараюсь представить их как истину в последней инстанции.

Итак$, в блок личностных универсальных учебных действий входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение.

  • Действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом-продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

$ В изучении информатики «осмыслить» получаемые результаты, придать им личностную значимость, не составляет никакого труда. Со стороны продукта учения – как правило, результаты выполнения практических заданий привлекательны, имеют ценность сами по себе. Средства ИКТ позволяют даже на уровне начальной школы получать как результат практической работы хорошо оформленные документы, красивые презентации, обработанные цифровые фотографии, созданные на компьютере рисунки. Обучающийся непосредственно в процессе работы видит яркий, понятный результат, может скопир$овать его, показать друзьям и родителям.

С др$угой стороны, если результатом обучения считать полученные умения, то и в данном контексте никаких трудностей не существует. Необходимость и желательность хорошего владения ИКТ очевидна даже для учеников начальной школы, особенно в случае, когда они могут применить полученные умения на домашнем компьютере.

  • Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.

В данном случае важным является выбор «наполнения» для практических заданий. Несмотря на то, что усваиваемые навыки относятся скорее к фор$ме представления информации, необходимо тщательно отбирать тексты для форматирования, темы проектов презентаций, фото и рисунков, поиска в Интернет, таким образом, чтобы неизбежно усваиваемый материал нес позитивную нагрузку. Таким образом, можно и нужно «убивать двух зайцев». Создавая презентацию «Государственная символика России», ученики получают навыки работы в Power Point, поиска и отбора информации в Интернет, работы с буфером обмена, и одновременно знакомятся с $материалом, составляющим суть выбранной темы. Часто случается так, что выполнив учебное задание, ребенок настолько проникается выбранной темой, что самостоятельно продолжает работать над ней дома и во внеурочное время.

В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности:

  • Целеполагание как постановка учебной задачи $на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

  • $Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий.

  • Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик.

$Перечисленные выше УУД неотъемлемым образом присущи проектной форме организации работы. Наиболее ярко это видно на примере изучения работы в Power Point. Обучение созданию презентаций делится на несколько «полууроков» (первая половина каждого урока отводится на освоение теоретического материала и работу $в рабочей тетради). Естественно выстраиваются этапы выполнения задания: выбор и согласование темы будущей презентации, составление ее плана, определение необходимого наполнения и источников его получения, поэтапное освоение методов работы, выбор дизайна, макета слайдов, их создание и настройка анимации. И как результат – демонстрация презентаций.

  • Ко$нтроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Примером является форматирование теста по образцу, с изменением шрифта, выравнивания, параметров абзаца.

  • Способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Интерфейс современного программного обеспечения достаточно интуитивно понятен и дружествен. Самостоятельное преодоление незнания, неумения, пробелов в навыках является несравненно более ценным, нежели усвоение «пережеванного» материала. «Изучите возможности данной панели инструментов, определите те из них, $которые требуются для получения данного результата» – вот форма постановки задания, требующая определенного упорства в достижении цели.

познавательный блок включаются:

Общеучебные действия:

  • Поиск и выделение необходимой информации. Поиск информации в таком разнородном поле, как сеть Интернет – это лучшая тренировка для этого и нижеследу$ющих УУД.

  • Применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Здесь, я думаю, пояснения не требуются.

  • Знаково-символические действия, включая моделирование(преобразование объекта из чувственной формы в модель,$ где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область). Это рассматривается в информатике как отдельные темы с использование именно такой терминологии.

  • $ Умение структурировать знания – необходимо для составления презентаций, докладов, галерей, видеоматериалов.

  • Определение основной и второстепенной информации.

Универсальные логические действия:

  • $анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

  • синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

    $

  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

  • $

  • подведение под понятия, выведение следствий;

  • установление причинно-следственных связей,   построение логической цепи рассуждений;

  • выдвижение гипотез и их обоснование;

$ Все перечисленное рассматривается в курсе информатики отдельными темами

Таким образом, формирование УУД является для курса информатики естестве$нной задачей, и наоборот, важность данного курса для реализации ФГОС (в котором формирование УУД является приоритетом) представляется очевидной.

1 Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. — 151 с.

Еще записи

Leave a Comment