Использование цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19 с углубленным изучением отдельных предметов»

$

$

Использование цифровых образовательных ресурсов

в учебном процессе

$

подготовила

учитель информатики и ИКТ

Щебетун Т.И.

высшая категория$

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №19

с углубленным изучением отдельных предметов»

г. Старый Оскол Белгородской об$ласти

$

г. Старый Оскол

2013

Современный этап развития российского образования характеризуется устойчивыми тенденциями к фундаментализации, формированию ключевых компетенций, созданию условий для реализации личностно-орие$нтированной парадигмы образования, для дифференциации и индивидуализации образовательного процесса. В связи с этим изменяются взгляды на деятельность педагога, роль которого должна измениться от роли простого транслятора знаний к достаточно сложной роли организатора деятельности обучаемых по приобретению новых знаний, умений и навыков

В ходе реализации личностно-ориентированного, культурологического, компетентностного подходов как факторов необходимости формирования ключевых компетенций (готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач) существенной проблемой является поиск разумного баланса между используемыми знаниевым и деятельностным подходами и определение потребностей системы образования в необходимых высокоэффективных средствах обучения.

$Реализация относительно новой методологии деятельностного подхода порождает потребность в традиционных «бумажных» и цифровых образовательных ресурсах(ЦОР), которые позволили бы на практике перейти от обучения, носящего преимущественно информационный характери направленного в основном на исполнительскую деятельность,на формирование личности, умеющей ориентироваться и принимать обоснованные решения в условиях современной информационной среды, владеющей приемами творческой деятельности и способной не только усваивать готовое знание, но и генерировать новое.

$ Под цифровым образовательным ресурсомпонимается информационный источник, содержащий графическую, текстовую, цифровую, ре$чевую, музыкальную, видео-, фото- и другуюинформацию, направленный на реализацию целей и задач современного образования.

В современной психологии отмечается значительное положительное влияние использования цифровых ресурсов в обучении на развитие у учащихся творческого, теоретического мышления, а также формирование, так называемого, операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений. В ряде психологическихисследований указывается на создание возможностей эффективного формирования у школьников модульно-рефлексивного стиля мышления при использовании ЦОР в учебном процессе.

$Использование ЦОР на своих уроках рассматриваю не как цель, а как способ постижения мира; как источник дополнительной информации по предмету; как способ самоорганизации труда и самообразования учителя и учащихся; как возможность личностно-ориентированного подхода для учителя; как способ расширения зоны индивидуальной активности ребёнка.

На сегодняшний день известна и широко используется в педагогической деятельности следующая коллекция цифровых образовательных ресурсов:$

  1. http://school-collection.edu.ru – Единая коллекция ЦОР;

  2. http://fcior.edu.ru/$ – Федеральный банк ЭОР;

  3. http://www.edu.ru/db/portal/sites/res_page.htm – Федеральные образовательные ресурсы для общего образования;

  4. http://school.iot.ru/ – Каталог мультимедийных ресурсов сайта$ Интернет-обучения;

  5. http://www.bgunb.ru/links/travel_int/for_school.asp $- Электронные образовательные ресурсы сети Интернет;

  6. http://catalog.iot.ru/ – Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования.

$Работа с данной коллекцией позволяет констатировать тот факт, что материалы ресурсов в основном соответствуют содержанию разделов в опорных учебниках. Многие из них предлагают виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений, основанных в рамках данного разд$ела, а так же обеспечивают использование групповой работы. Электронные ресурсы основываются на достоверных материалах, обеспечивают, там, где это методически целесообразно, индивидуальную настройку и сохранение промежуточных результатов работы, имеют удобный интерфейс.

Использование информационных источников в цифровом видена практике позволяет:

  1. организовать разнообразные формы деятельности обучаемых по самостоятельному извлечению и представлению знаний;

  2. $применять весь спектр возможностей современных информационных и телекоммуникационных технологий в процессе выполнения разнообразных видов учебной деятельности;

  3. объективно диагностировать и оценивать интеллектуальные возможности обучаемых, а также уровень их знаний, умений, навыков, уровень подготовки к конкретному занятию по дисциплинам общеобразовательной подготовки, соизмерять результаты усвоения материала в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта;

  4. создавать условия для осуществления индивидуальной самостоятельной учебной деятельности обучаемых, формировать навыки самообучения, саморазвития, са$мосовершенствования, самообразования.

Однако при выборе ресурса неоднократно мною допускались следующие ошибки, а именно потеря времени на организацию работы с ЦОРами при использов$ании серии ЦОРов на уроке, частичное соответствие ресурса учебному материалу,несоответствие метода обучения выбранному ресурсу,отсутствие рекомендаций учащимся по работе с ошибками при выполнении задания в форме самоконтроля.

Из вышесказанного следует, чтобы каждый педагог должен уметь: 

  • отбирать ЦОР для образовательного процесса по предмету;

  • адаптировать отобранный цифровой материал в соответствии с$ задачами и условиями обучения;

  • $методически грамотно проектировать учебный процесс (серию уроков и отдельный урок) с тем, чтобы ЦОР, включенные в учебный контекст прежде всего стимулировали познавательную активность учащихся;

  • планировать и организовывать самостоятельную работу учащихся по предмету с привлечением ЦОР.

Важно понимать, что при использовании готового ЦОРа или разработанного учителем нужно найти ему правильное место в уроке, не перегрузить урок их многообразием.Преподаватель, разрабатывая и используя ЦОР в учебном процессе, имеет возможность реализовать различные методы обучения одновременно для различных категорий учащихся, индивидуализирует тем самым процесс обучения. Может уменьшить количество излагаемого материала за счет использо$вания демонстрационного моделирования, уменьшить количество рутиной работы, тем самым высвободить время для творческой работы и индивидуальной работы с учащимися. ЦОР не может быть редуцирован к бумажному варианту, так как при этом теряются его дидактические свойства.

Таким образом, использование цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе позволяет учителю получить возможность автоматизации контроля знаний, умений, навыков, что$ способствует повышению объективности оценки знаний, усилению мотивации учения, а обучающемуся – организацию самостоятельного изучения учебного материала, позволяющего пов$ысить интеллектуальный уровень обучаемого.

Список литературы:

  1. Захарова Т.Б. О функциях школьного учебника в образовательном процессе // Проблемы школьного учебника. – М.: ИСМО РАО, 2005.

  2. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Краснова Г.А., Роберт И.В., Щенников С.А. и др. Теоретические основы создания образовательных электронных изданий. – Томск: Изд-во Томского университета, 2002.

  3. Беспалько В. П. Образование и$ обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). — М: МПСИ, 2002.

  4. Осин А. В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. — М: Агентство «Издательский сервис», 2004.

  5. http://itc.tgl.ru/

$

Еще записи

Leave a Comment