Использование разноуровневых заданий при реализации уровневой дифференциации обучения на уроках информатики

Гузаева М.Ю.

Учитель информатики

МАОУ «СОШ №56 УИМ»

Использование разноуровневых заданий при реализации уровневой дифференциации $обучения на уроках информатики

Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения эффективности процесса обучения.

$ Ни для кого не является секретом, что использование передовых способов работы ведет к успеху. Дифференциация обучения становится одним из таких перспективных направлений развития образования. Это определяется той ролью, которую играет дифференциация в развитии способностей, склонностей, познавательной активности учеников, нормализации учебной нагрузки обучаемых и т.д.$

Все это обуславливает повышение интереса педагогов и методистов к проблеме дифференциации обучения.

Обучение информатике учащихся наиболее эффективно в условиях дифференцированного обучения. Когда каждый ученик постигает знания и умения, составляющие содержание компьютерной грамотности, на определенном уровне, зависящем от его способностей, интересов, успеваемости, психологических особенностей и т.д.

Дифференциация обучения позв$оляет реализовать многообразие образовательных траекторий, способствует индивидуализации обучения, развитию познавательной активности учащихся, выбору профессионального пути, помогает определиться с продолжением образования в вузе.

Информатика является одним из тех предметов, в которых дифференциация обучения реализуется наиболее естественным образом.

$ Существенные различия в знаниях и, особенно, в умениях работы на компьютере, неодинаковый уровень компьютерной грамотности учащихся вынуждает учителя информатики искать новые формы организации урока и всего процесса обучения в целом. Повышению эффективности обучения информатике способствует уровневая дифференциация.

Основными целевыми ориентациями уровневой дифференциации обучения информатике являются:

  • $ обучение каждого ученика на уровне его возможностей и способностей;

  • адаптация обучения к особенностям различных групп учащихся.

$

Эти целевые ориентации работают на разрешение основных специфических проблем обучения информатике: разный уровень знаний и умений работы на ЭВМ; различные возможности доступа к компьютеру для выполнения домашних заданий и удовлетворения своих интересов, связанных с использованием современных технологий.

Подбор заданий для выполнения осуществляется с учетом обязательных результатов обучения, межпредметных связей, практической направленности; уровней усвоения знаний учащимися (базового, сре$днего и высокого).

Построение урока информатики в условиях уровневой дифференциации обучения имеет следующие особенности:

    $

  1. Основными формами организации обучения информатике являются лекции (выдача теоретического материала) и лабораторный практикум. Варианты заданий, учебников, дидактических материалов должны позволять на едином базовом содержании знаний варьировать процесс обучения.

  2. Средствами обучения информатике в рамках реализации уровневой дифференциации обучения являются:

  • $ система разноуровневых заданий;

  • каталог наименований дополнительных теоретических материалов;

  • специальные электронные учебные пособия и дидак$тический материал.

  1. Выбор способов учебной работы школьника, побуждающий его к осознанию не только результатов, но и процесса своей работы. Важно, чтобы ученики могли рассказать то, что они делали в процессе урока и как организовали свою познавательную деятельность.

  2. Особая подготовка учителя к систематическому осуществлению такой работы (разработка программ для каждого уровня, дидактического$ материала, лабораторного практикума, системы оценивания для каждого уровня).

Каждый ученик должен научиться самостоятель$но добывать дополнительные знания, используя:

  • дополнительную научную и популярную литературу;

  • электронные учебные пособия;

  • образовательные сайты в Internet;

  • профессиональные форумы и чаты, консультации специалистов.

    $

Самостоятельная работа учащихся делится на две части:

1-я часть. Разбор решения поставленных задач в группах (групповая форма работы).

2-я часть$. Самостоятельное решение задач. Задания для самостоятельной работы учащихся готовят в зависимости от целей, поставленных на уроке и с адаптацией на каждого ученика, т.к. разным детям требуется разное время, разный объем знаний, чтобы овладеть программным материалом$.

На основе полученных теоретических знаний учащиеся могут выбрать задания по нарастающему уровню сложности:

Базовый уровень. Задания этого уровня содержат в себе обязательный уровень обучения. Это репродуктивные упражнения с четким алгоритмом их выполнения.

Средний уровень. Задания требуют о$бобщения нового материала, заставляют делать выводы, применять свои знания в новых ситуациях. Задания данного уровня – это мини-проекты, рассчитанные на одно занятие. При этом обговариваются цель, план и средства выполнения данного задания.

Высокий уровень. Задания творческого характера и повышенной трудности, требующие сравнения, анализа, проведения исследовательской деятельности, то есть это проектно-творческая $деятельность, рассчитанная на выполнение в течение изучения одной темы. Для их выполнения необходимо:

  1. Добывание дополнительной теоретической информации из научной и популярной литературы, электронных учебных курсов и индивидуальных консультаций преподавателя.

  2. Большая самостоятельность выполнения заданий по сравнению с другими уровнями, так как ученики сами выполняют данный проект.

    $

По такой нарастающей схеме каждый ученик начинает работу с базового уровня, постепенно поднимаясь до того уровня, который считает для себя необходимым. И от того$, как в начале урока учитель поставит проблему, сможет ли заинтересовать учеников, зависит стремление детей выполнить больший объем заданий.

В последнее время во многих задачниках по информатике по каждой теме приведены задачи разного уровня. Все дидактические материалы, публикуемые в периодических изданиях, допускают деление по уровням сложности. Информатика рассматривает практически любую учебную задачу в двух уровнях сложности: ученик выполняет требуемое задание с использованием привычной (или посильной) ему инф$ормационной технологии или же ученик жестко следует поставленным требованиям.

На уроках информатики можно использовать индивидуальную и групповую дифференцированные формы учебной деятельности. Индивидуальная работа школьников на уроках информатики может организовываться на всех этапах обучения, начиная с этапа объяснения и заканчивая этапами систематизации, обобщения и контроля знаний. Групповую форму организации учебного процесса целесообразно использовать на этапах повторения и обобщения зна$ний $по нескольким темам курса, а также на этапе контроля знаний. При этом работа в группах может определенным образом перестраиваться и видоизменяться в зависимости от того, в каком классе она ведется и какие дидактические задачи решаются. Различают следующие виды групповой деятельности:

  • кооперативная — разные группы выполняют отдельные части общего задания;

  • индивидуализированная — каждый учащийся выполняет ту часть задания, к которой имеет наиб$ольшую склонность;

  • дифференцированная — состав группы определяется близкими познавательными возможностями учащихся.

При организации индивидуального подхода к обучению учителем учи$тываются следующие особенности учащихся:

  • уровень усвоения необходимых знаний и умений;

  • способности и интерес к изучению учебного предмета (в нашем случае — информатики).

Для определения этих особенностей школьников на уроках информатики могут использоваться соответствующее программное обеспечение, тестовые задания, анкетирование. Анкетирование мож$ет использоваться учителем на уроках информатики для того, чтобы определить, в группу какого уровня следует отнести того или иного ученика.

Подбор заданий для группового и индивидуального выполнения учитель должен осуществлять с учетом:

  • $ обязательных результатов обучения;

  • межпредметных связей;

  • практической направленности.

Таблица 1 [2] содержит виды дифференцированных заданий, используемых при групповой и индивидуальной формах работы с учащимися.

Таблица 1

Виды дифференцированных за$даний

$

Индивидуальная форма работы

Групповая форма работы

1

Задачи с различными условиями, допускающие одинаковые, с т$очки зрения информатики, решения

Задачи с различными условиями, допускающие одинаковые, с точки зрения информатики, решения

2

Разноуровневая совокупность заданий к решаемой задаче

Взаимодополняющие задачи с различными условиями

3

У$ровневые взаимосвязанные задачи

Уровневые взаимодополняющие задания

4

Ин$дивидуальная самостоятельная работа

5

Задачи, допускающие$ несколько способов решения

Творческие задания

При подборе заданий д$ля индивидуальной самостоятельной работы требуется учитывать уровни усвоения знаний учащимися: репродуктивный, реконструктивный, вариативный, поисковый, творческий.

Для отбора учеников в группу определенного уровня, можно использовать анкетирование. С помощью анкетирования учитель может выявить интерес учеников к предмету (информатике), уровень знаний по предмету. Применение данного вида анкетирования можно проводить в начале урока, при изучении новой темы. Нужно это для того, чтобы выяснить, в группу какого уровня след$ует отнести ученика. При этом учитель должен объяснить цель данного анкетирования: в зависимости от способностей и интереса к информатике, ученик имеет возможность решать на уроках посильные для него задания 1-го (базового), 2-го (среднего), или 3-го (высокого) уровня. В этом случае оценка будет зависеть от выбранного уровня, и для получения более высокого балла ученик может попытаться решить зад$ания других уровней. Если ученик почувствует в себе силы решать задачи высокого уровня, или наоборот, не будет справляться с заданиями, он может перейти на другой уровень, и решать посильные задания.

В современных условиях важно то, что каждый ученик может добровольно выбрать для себя уровень усвоения и отчетности в результатах своего учебного труда. При этом школьник несет$ ответственность за выполнение обязательных требований, что позволяет ему иметь положительную оценку по информатике. В то же время учащийся получает право самостоятельно решать, достаточно ли ему базового уровня образовательных требований или он будет двигаться дальше. Это кардинально меняет традиционные подходы к организации обучения информатике: не следует реша$ть за ученика, какой уровень усвоения соответствует его способностям, но следует создать в классе такие условия, при которых достижение обязательного уровня будет реальным, ученики, способные двигаться дальше, будут заинтересованы в этом продвижении.

Таким образом, можно сказать, что в условиях уровневой дифференциации процесс обучения информатике является наиболее продуктивным. Уровневая дифференциация способствуют закре$плению знаний, умений и навыков учащихся, активизируют их работу на уроке, повышают работоспособность. Правильно подобранные задания помогают учащимся с разным уровнем знаний раскрыть свои возможности, повышают интерес к предмету.

Следовательно, уровневая дифференциация обучения на уроках информатики способствует повышению уровня знаний, умений и навыков, улучшению успеваемости учеников, учету особенностей и интересов учащихся, снижению нагрузки на них.

$ В результате проведенного теоретического исследования мы пришли к следующим выводам.

Уровневая дифференциация обучения является в настоящее время одним из ключевых направлений обновления учебных заведений, “…определяющим фактором ее демократизации и гуманизации, средством установления оптимальных соотношений между потребностями общества в образованн$ом потенциале его членов и личностной ориентацией каждого отдельного человека” [11,$ с. 3]. Оценивая исторический опыт нельзя не отметить, что проблемы уровневой дифференциации, не решенные до сих пор, не только не потеряли своей значимости, но и приобрели еще большую остроту и актуальность в наши дни.

Уровневая дифференциация обучения предполагает такую организацию обучения, при которой учащиеся, обучаясь по одной программе, имеют возможность выбора уровня усвоения материала, но не ниже обязательных требований.

Реали$зация уровневой дифференциации обучения поможет школе избавиться от необходимости учить всех одинаково, усилит гуманистическую направленность образования, снимет перегрузки, позволит учитывать особенности, возможности и интересы каждого ученика.

Список использованной литературы

  1. $ Дахин А.Н. К вопросу о разноуровневом обучении [Текст] // Математика в школе. 2003, №4. – С.39

  2. Замогильнова Л. В., Мальцева Л. Д.. Дифференциация обучения на уроках информатики[Текст] // Информатика и образование. – 2009. – №1. – C. 26-33.

  3. Захарова Т. Б. Профильная дифференциация обучения информатике на старшей ступени школы. [Текст] – М.,2007. – 212 с.

  4. Зенькова Л. А. Информатика и информация. [Текст] // Информатика и образование. – 2011. – №5. – C. 12-15.

  5. $ Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. [Текст] – М.: Арена, 2004 – 222 с.

  6. Кларин М.В. Технология полного усвоения [Текст] // Современная дидактика: теория – практике / Под ред. ИТМ и МИО РАО. – М., 2003. – 288 с.

  7. $

  8. Кравченко Т.В. Технология уровневой дифференциации в личностно ориентированном обучении математике [Текст] // Математика в школе. – 2007. – №1.

  9. Кузнецов А. А., Захарова Т. Б.. Принципы д$ифференциации содержания обучения информатике [Текст] // Информатика и образование. – 2007. – №7. – C. 9-11.

  10. Лапчик М. П. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов [Текст] / М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер; Под общей ред. М. П. Лапчика. – М.: Издательский центр «Академия»$, 2011. – 624 с.

  11. Леднев B. С., Кузнецов А. А., Бешенков C. А.. О теоретических основах содержания обучения информатике в общеобразовательной школе. [Текст] // Информатика и образование. – 2010. – №2. – C. 13-16.

  12. Лукин С. Н. Мой взгляд на информатику. [Текст] // Педагогическая информатика. – 2011. – №3. – С. 12-17.

  13. Осломовская И.М. Как организовать дифференцированное обучение. [Текст] – М.: 2012 – 160 с.

  14. Шахмаев Н. М. Дифференциация обучения в средней общеобразовательной школе [Текст] // Дидактика средней школы. Под ред.М. А. Данилова и М. Н. Скаткина. – М.: Просвещение, 2005. – 301 с.

$9

Еще записи

Leave a Comment