Конспект урока для 5 класса «Обработка информации»

Тема урока: «Обработка информации»

Пояснительная записка

Использование сформированного понятия «Обработка$ информации» для решения задач через смысловое чтение на уроке информатики в пятом или в восьмом классах позволяет каждому ученику реализовать полный цикл учебно-познавательной деятельности – от постановки цели до самооценки результата своей деятельности, от восприятия знаний до их применения на практике. Учащиеся отрабатывают практические навыки редактирования и форматирования текста. При решении кроссворда учащиеся не только повторяют изученный материал, но и узнают новые имена и термины. В конце урока проводится контроль знаний, рефлексия. Урок формирует у учащихся коммуникативные навыки, которые они приобретают в работе в парах, в результате различных форм контроля, в разрешении проблемной ситуации на уроке и в связи с самооценкой. В процессе урока осуществляется развитие учащихся посредством включения их в поисковую, исследова$тельскую, творческую работу. Ученики обрабатывают информацию и создают документ, включающий числовую и текстовую информацию.

Данный урок проводится в 5 классе в третьей четверти. Если же информатика изучается с 8 класса, то можно проводить и в 8 классе.

Цели и задачи урока: 

Познавательные (учебные) – дать учащимся представление о процессе обработки информации;

Практические$ (развивающие) – активизировать познавательную деятельность учащихся; развивать логическое мышление, умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы; способствовать формированию навыков нахождения имеющихся исходных данных и предполагаемого результата решения информационной задачи; способствовать формированию умения приводить примеры различных способов обработки информации; расширить представление о компьютере как инструменте обработки информации; способствовать развитию логического мышления, внимания, развитию речи.

Метапредметные – патриотическое воспитание, воспитывать самостоятельность, ответственность, волю и настойчивость, уверенность в своих силах, стремление к достижению результата.

$

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ожидаемые результаты:

$Личностные: У учащегося будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям с ИКТ, к школе;

  • проявление учебно-познавательного интереса.

Предметные. После проведения урока учащиеся будут различать виды информации; учащиеся научаться характеризовать способы обработки информации.

$ Метапредметные:

Познавательные: осуществлять сравнение и классификацию.

Коммуникативные: воспитывать чувство товарищества через работу в группах, умение слушать товарища, отстаивать свою точку зрения.

Регулятивные: целеполагание, планирование учебных действий и $выполнение их в определенной последовательности; навыки самоконтроля, самостоятельность.

Основные понятия: информация, обработка информации, информационная задача.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

$ Ход урока.

  1. Организационный момент и мотивация учебной деятельности. (3 мин.)

Деятельность учителя: приветствует учащихся, проверяет их подготовленности к учебному занятию, организует внимание детей, мотивирует на урок.

Деятельность учащихся: приветствуют у$чителя, знакомятся с темой и целями занятия, включаются в деловой ритм урока.

Задачи этапа: подготовка к работе на уроке, создать благоприятный психологический настрой на работу.

Формирование универсальных учебных действий(УУД):

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Проверка готовности$ класса к уроку, приветствие, мотивация на урок.

 Учитель : Здравствуйте, ребята, доброго всем утра, проверка отсутствующих на уроке

Проверь, дружок,$
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке!
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь! 
С усердием учитесь!

Итак, начнем сегодняшний урок.

$ - Ребята, посмотрите на картинку! (на слайде цифра 23, самолет, танк, корабль, фуражка военная, февраль) (СЛАЙД 1)

- Как вы думаете, чему посвящён наш урок?

- С чем это связано?

- Сегодняшний урок информатики будет связан с всероссийским праздником - Днем Защитника отечества.

Каждый из Вас, конечно же, в этот день поздравляет своих папу, дедушку, брата, одноклассника.

На уроке за правильно выполненное задание вы будете получать пазл и в конце урока мы сложим пазлы и увидим, что у нас получилось, но для этого вам надо быть активными, внимательными, смелыми в своих решениях.$

2. Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы.(8 мин.)

Деятельность учителя: формулирует задание, организует работу учащихся, дает «подсказки».

$ Деятельность учащихся: выполняют задания, работают самостоятельно, коллективно.

Задачи этапа: актуализация опорных знаний и способов действий.

Формирование УУД:

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Повторение теоретического материала

$И первый пазл вы получите, если справитесь с заданием . А в этом нам может приложение Mytest, с помощью него мы проверим как вы усвоили материал прошлого урока.(СЛАЙД 2)

Мы получаем первый кусок пазла. (СЛАЙД 3)

Скажите мне, пожалуйста, (СЛАЙД 4)

  1. Что такое информация?

  2. Как человек получает информацию?

  3. $ Какие виды информации по форме представления вы знаете?

  4. Что использует человек для получения более точной информации?

  5. $Какие действия можно выполнять над информацией?

  6. Назовите известные вам носители информации.

Хорошо! Вы сейчас отвечали на мои вопросы. Эти вопросы были заданы не случайно.

Я ставила перед собой информационную задачу: «Выяснить, как мои ученики усвоили пройденный материал?»

Чтобы успешно решить любую задачу, надо выяснить, что дано в условии задачи и что требуется найти. Те данные, которые определены в условии задачи, будем называть исходными (начальными) данными. Тот итог, который требуется найти при решении задачи, будем называть результатом решения.

Итак, вернемся к той информационной задаче, которую я поставила.

$ - Напомните мне, какую задачу я поставила в начале урока?

- Скажите, что является для этой задачи исходными данными? (Здесь важно вызвать учеников на обсуждение, выяснить большинство мнений).

- Как решается эта задача?

- Какой результат получен? (Главное здесь еще раз отметить тех, кто хорошо готов к уроку, кому подтянуться).

$Вывод: исходя из ответов, я сделала вывод о том, что материал усвоен (или нет). Я решила поставленную информационную задачу. В этом случае говорят, что произошла… а что произошло вы узнаете если отгадаете ребус. (СЛАЙД 5)

обработка информации

  1. Информационный блок. (2 мин.)

$ Деятельность учителя: определение незнакомых понятий.

Деятельность учащихся: слушают, записывают определение.

Задачи этапа: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи.

Формирование УУД:

Коммуникативные: умение структурировать знания.

$Познавательные: умение произвольно строить речевые высказывания.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Значит тема нашего урока… (СЛАЙД 6)

- «Обработка информации»

И сегодня на уроке как вы думаете, что мы будем делать?

$(Дети выражают свои мнения)

Правильно,

  1. Научимся обрабатывать различные формы представления информации.

  2. Обрабатывать информацию различными способами.

$

Хорошо, вот и второй кусочек пазла.(СЛАЙД 7)

- Предположите что такое обработка информации?

- Сравните ваши предположения с определением.

Определение. Обработка информации – это решение некоторой информационной задачи. (Далее использую материалы презентации). (СЛАЙД 8)

  1. Аналитический блок.(10 мин.)

Деятельность учителя: формулиру$ет задание, анализ примеров с вытекающим выводом.

Деятельность учащихся: анализируют примеры, делают выводы, приводят примеры.

Задачи этапа: подготовить учащихс$я к выполнению практической работы.

Формирование УУД:

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Познавательные: выбор оснований для сравнений.

Ре$гулятивные: анализ пробного действия перед его выполнением.

Вы хорошо знакомы с задачами по математике. Рассмотрим одну из них. (СЛАЙД 9)

Пример 1. Ученики 5 класса посадили 20 деревьев, а ученики 6 класса на 5 деревьев больше. Сколько деревьев посадили дети?

При решении данной задачи особое внимание следует уделить нахождению исходных данных, принципу решения и результату. Отмечаем, что в условии была задана числовая информация. И в результате получилось число.

Готов третий фрагмент пазла. (СЛАЙД 10)

А теперь рассмотрим еще один пример. (СЛАЙД 11)

$ Пример 2. Есть текст: Москвичи любят домашних животных. Согласно опросам, собак содержат 57 % жителей города, 38 % имеют кошек, 25 % заботятся о попугаях. Нередки в последнее время экзотические животные: игуаны (5 %) и пауки (3 %).

Изменим способ представления информации, представим текст в табличном и графическом виде. (СЛАЙД 12)

Смотрите как интересно, во втором примере: исходным данным был текст, а результатом – таблица и диаграмма.

Что произошло?

$Произошла обработка информации, точнее произошло изменение формы представления информации. Содержание информации осталось прежним.

А что можно сказать о первом примере?

(Важно, чтобы дети сами сделали вывод о то$м, что в первом примере мы просто получили результат – новую информацию, без изменения ее содержания).

Таким образом, существуют два способа обработки информации: (СЛАЙД 13)

  1. Обработка информации, связанная с получением нового содержания, новой информации

  2. Обработка информации, связанная с изменением формы представления информации, но не изменяя ее формы.

Вопрос: приведите примеры различных способов обработки информации. Укажите исходные данные и результат. (Слушаем и обсуждаем 2-3 примера).

Молодцы и вы получаете 4 пазл. (СЛАЙД 14)

$

Физкультминутка для глаз со звездами (СЛАЙД 15)(3 мин.)

  1. Закрепление и систематизация знаний, умений и навыков(10$ мин.)

Деятельность учителя: формулирует задание, организует работу учащихся.

Деятельность учащихся: выполняют задания, работают самостоятельно и в группах.

$Задачи этапа: обеспечение восприятия, учить строить аналогии, анализировать и сравнивать, совершенствовать умения, навыки при работе за компьютером.

Формирование УУД:

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; применение навыков на практике.

Дифференцированная работа (в группах) (СЛАЙД 16)

Задания приготовлены на листочках для каждой группы

$

1 группа. Обработка числовой информации

Задача 1. Прыгающие цифры. Набери на калькуляторе число 128205.

Умножь его на 4.

$ Потом раздели то, что получилось, на 4.

Продолжай умножать и делить, и сделай вывод, что ты заметил.

Задача 2. Волшебная гора: Реши примеры и полюбуйся на ответы:

123*9+4=…

1234*9+5=…

12345*9+6=…

123456*9+7=…

1234567*9+8=…

12345678*9+9=…

Ребята какое было у вас задание?

$С какой формой информации вы работали?

Задача 3. Задумайте любое трехзначное число. С помощью Калькулятор выполни следующие действия:

  • Умножьте задуманное число на 3

  • К ответу прибавь 9

  • К ответу прибавь 15

  • $Из ответа вычти 3

  • Раздели ответ на 3

  • Вычти из ответа задуманное число

2 группа. Обработка графической информации.

$Нарисовать флаги в графическом редакторе Paint.

Ребята какое было у вас задание?

С какой формой информации вы работали?

3 группа. Обработка текстовой информации

$ Набрать текст в приложении Word.

23 февраля - День Российской Армии!
Вверх орудия палят, всех салютом балуют.
Шлют они от всей страны благодарность воинам,
Что живём мы без войны, мирно и спокойно.
Дед мой в армии служил. У отца - награды.
Вот и я давно решил, что пойду в солдаты!

$

Ребята какое было у вас задание?

С какой формой информации вы работали?

С данной формой информации более подробно мы с вами познакомимся на следующих уроках.

Готов 5 фрагмент пазла. (СЛАЙД 17)

  1. Подведение итогов и задание на дом (5 мин.)

Цель: Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. Обеспечить понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Прокомментировать задания.

Форма деятельности$: подвести итоги, проверить понимание, обобщить, выделить главное.

Формирование УУД: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль.

Ой, ребята посмотрите, к нам пришло письмо. (СЛАЙД 18)

У Вовочки шалунья – резинка стерла согласные буквы. Помогите мальчику восстановить текст: _ы у_ее_ о_ _а_а_ы_а_ _ и_ _о_ _а_ию

Ответ: Мы умеем обрабатывать информацию.

$ И вы зарабатываете последний пазл. Смотрите, что у вас получилось. (СЛАЙД 19)

$ Ученик:

Праздник всех солдатов наших —

Вот что значит этот день!
День защитников отважных
Да и просто всех парней!
Ведь любой из них мечтает
Защитить детей, семью,
Покорить хоть что-то в мире
И найти свою судьбу!

Домашнее задание (учитель комментирует) (СЛАЙД 20)

Исходный текст:

После каждого посещения магазина мама записывает расходы на продукты питания в специальную тетрадь и подсчитывает ежедневные расходы. Помоги маме, организуй электронный подсчет расходов. Известны записи за три дня месяца:

1.12

$2.12

3.12

Молоко – 30 руб.

Колбаса – 120 руб.

Хлеб – 15 руб.$

Хлеб – 15 руб.

Картошка – 30 руб.

Сыр – 70 руб.

Масло – 40 руб.

Морковь – 20 руб.

$

Творог – 25 руб.

Сыр – 75 руб.

Лук – 20 руб.

Творог – 30 руб.

Зелень – 10 руб.

Указание:

  1. $Создайте файл MS WORD «Расходы на питание».

  2. Оформите расходы в виде таблицы по образцу:

    Продукты

    $

    Месяц Декабрь

    1

    2

    3

    4

    5

    $

    $

  3. Подсчитайте истраченные суммы (при помощи программы «Калькулятор»)

  1. Рефлексия (СЛАЙД 21)(4 мин.)

Цель: Инициирова$ть рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Форма деятельности: высказывают свое мнение, обсуждают результативность своей работы, подводят итоги.

Формирование УУД:

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Мы сегодня летали на самолете, путешествовали на ракете. А теперь давайте поплывем на корабле.

Если тебе было интересно на уроке, и ты справился со всеми заданиями, то займи место на красном корабле, если ты затруднялся и справился не со всеми заданиями, то на желтом $корабле. И если тебе было трудно и требуется помощь учителя, то устраивайся на зеленом кораблике. А теперь, покажите мне в каком кораблике вы заняли места, выходите к доске и пусть ваш корабль причалит к тому острову, на котором поднят флаг цвета выбранного вами корабля.

Литература:

Использованн$ая литература

    • Л. Л. Босова. Информатика: Учебник для 5 класса, - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

    • Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие -3-е изд., испр. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

    • 2. 3. 4. 5.

      6.

      Сложив пазлы, получаем рисунок:

      Материал для любознательных.

      1. $ $Флаг военно-космических сил (ВКС) представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета, в центре флага эмблема ВКС (стилизованное изображение земного шара и взлетающей ракеты). Флаг утверждён Приказом Министра Обороны России от 8 августа 1996 года №290. Флаг ВКС выносится на все торжественные мероприятия вместе с Боевым знаменем части (которое у ВКС единого с армией образца).

      2. Флаг ВМФ РФ (Андреевский флаг) представляет собой белое прямоугольное полотнище, пересеченное синим диагональным (Андреевским) крестом. Учрежден Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1992 г. № 798 "О военно-морских флагах и вымпелах Российской Федерации".

      $Историческая справка. Пётр I много работал над созданием этого флага. В 1692 году он лично создал два проекта Андреевского флага. На первом были три параллельных полосы с надписями "Белый, Синий, Красный", на втором были те же цвета, но с косым крестом поверх. С 1692 по 1712 год Петр I создал восемь новых проектов, которые и принимались на флоте. Последняя редакция была описана Петром I так: «Флаг белый, поперек этого имеется синий Андреевский крест, коим Россию окрестил он». 

      1. Государственный флаг РФ — её официальный государственный символ. Утверждён Указом Президента РФ № 2126 от 11 декабря 1993 «О Государственном флаге Российской Федерации». Представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого (символизирует благородство и откровенность), средней — синего (верность, честность, безупречность и целомудрие) и нижней — красного (мужество, смелость, великодушие и любовь) цвета.

      2. $

      1. Забавно, но советская армия на самом деле не имела своего флага. Данный флаг изображался только на открытках и плакатах. ВВС и ВМФ имели утвержденные образцы флагов.

      11

    Post Comment