Конспект урока для 5 класса “В мире кодов. Способы кодирования информации”

Урок информатики

в 5 классе

$

Учитель Михайлюк Н.В.

2012 – 2013 учебный год

$Тема урока: В мире кодов. Способы кодирования информации.

Цель урока: научить учащихся кодировать информацию.

Задачи:

Образовательная:

Дать понятие о видах кодировок и их использовании.

Воспитательная:

Воспитание познавательной потребности, интереса к предмету.

Развивающая:

Развивать внимание, наблюдательность, память, логическое мышление.

Тип урока: $объяснение нового материала.

Форма урока: фронтальная, индивидуальная, групповая.

$

Методы и приёмы работы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый

Оборудование: карточки, проектор, учебник

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний. Повторение пройденного материала.

$Учитель демонстрирует примеры, учащиеся указывают, в каком виде представлена информация в следующих примерах:

  • книга (символьный);

  • плитка шоколада (вкусовой);

  • репродукция картины (графический);

  • музыка (звуковой);

  • год рождения (числовой).

 

$Работа в парах

Предлагается кроссворд, составленный на основе терминов, введённых на предыдущих уроках.

1

$

$

2

$

3

$

$

  1. Наука о способах и методах обработки, передачи и хранения информации.

  2. Устройство для переработки, хранения и работы с информацией.

  3. Внешний носитель информации.

ПРОВЕРКА:

1. Информатика. 2. Компьютер. 3. Диск.

$В выделенных ячейках вы видите слово, которое станет темой шего сегодняшнего урока.

Итак, сегодня мы с вами отправимся с мир кодов, познакомимся со способами кодировок и сами попробуем кодировать. Тема урока «В мире кодов. Способы кодирования информации» /записать в тетради дату и тему урока/.

3. Объяснение нового материала (в сопровождении презентации).

Сигналы:

  • световые;

  • звуковые;

  • тепловые;

  • электрические;

  • $ в виде жеста;

  • в виде движения;

  • в виде слова и т. д.

Итак, как информация может поступать от источника к приёмнику? /С помощью условных знаков или сигналов самой разной физической природы/. Например, сигнал может быть световым, звуковым, тепловым, электрическим или в виде жеста, движения, слова, сломанной веточки на дереве, другого условного знака.

Для того чтобы произошла передача информации, приёмник информации должен не только получить сигнал, но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника, ученик понимает, что пришло время просыпаться и собираться в школу. Телефонный звонок означает, что кому-то нужно с вами поговорить. Звонок в дверь сообщает, что кто-то пришел, а школьный звонок собирает ребят на у$рок или оповещает их о долгожданной перемене.

Необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода.

Ребята, запишите в тетрадях определения:

Код – это система условных знаков для представления информации.

Кодирование $– это представление информации с помощью некоторого кода.

Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь.

Знаки, используемые для кодирования, называются алфавитом. Знаки, входящие в алфавит могут, быть знакомыми нам буквами, цифрами, символами (например, нотами), более сложными изображениями (дорожными знаками) и т.д.

Способ кодирования (форма представления) информации зависит от цели, ради которой осуществляется кодирование. Такими целями могут быть сокращение записи, засекречивание (шифровка) информации, удобство обработки и т.п.

$Чаще всего применяют следующие способы кодирования информации:

  • числовой – с помощью чисел;

  • символьный – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст;

  • графический – с помощью рисунков или значков.

Ребята, запишите, пожалуйста, способы кодирования информации в тетрадях.

Давайте посмотрим, как кодируется информаци$я с помощью цифр, то есть познакомимся с числовым способом кодирования информации. Скажите, пожалуйста, как оцениваются ваши знания? /Ответы ребят/

Итак, код используется для оценки знаний в школе: число “5” – код отличных знаний, “4” – код хороших знаний, “3” – удовлетворительных, “2” – плохих.

Что означает индекс на почтовом конверте?

Скажите ребята, знаете ли вы какими цифрами вы пользуетесь на уроках математики? /арабскими/

$

Хорошо, а еще с какими цифрами вы знакомы? /с римскими/

Где вы можете увидеть римские цифры, которыми кодируется какая-то информация? /Ответы ребят/

Итак, вы сказали, что запись римскими цифрами используется на циферблате часов, на уроках истории вы тоже видели такую запись, ей обозначаются века.

Давайте посмотрим соответствие арабских и римских цифр:

Хорошо, давайте вспомним, как закодировать римскими цифрами:

  • число 3;

  • число 4;

  • число 6.

$По номерному знаку можно узнать сведения об автомобиле и его владельце.

Свой код из шести цифр (почтовый индекс) имеет каждый населённый пункт. Его следует писать на конверте в специально отведённом для этого месте. По коду можно узнать, куда отправлять письмо. Например, код города Москвы и коды всех населённых пунктов Московской области начинаются с цифры 1. Какой код нашего населённого пункта? (346500, 346503).

В памяти компьютера информация представлена в двоичном коде в виде цепочек нулей и единиц. Каждому символу, вводимому с клавиатуры, соответствует уникальная цепочка из восьми 0 и 1. Например, буква «Q» имеет двоичный код 01010001, а цифра «7» — 00110111

Итак, мы попробовали кодировать информацию с помощью цифр, а теперь давайте познакомимся с символьным способом кодирования$ информации. При таком способе кодирования используется тот же алфавит, что и исходный текст. Например, на уроках русского языка вы кодируете информацию, используя буквы русского языка, на уроках английского языка – буквами английского языка.

В середине XIX века французский педагог Луи Брайль придумал специальный способ представления информации для слепых. «Буквы» этого кода выдавливаются на листе плотной бумаги. Одна буква занимает два столбика, в каждом из которых могут быть выдавлены три точки. Проводя пальцами по образовавшимся от уколов выступам, незрячие люди различают буквы и могут читать.

В 19 веке люди научились передавать информацию по телеграфу. Как же они кодировали буквы, ведь её в электрический провод никак не поместишь. Значит, надо было представить эту букву так, чтобы ее удобно было передать с помощью электрического тока. Над этим работал Самуэл Морзе. Он придумал код Морзе, который представлен в таблице.

$

Разберем третий способ кодирования информации, который мы записали с вами в тетради – графический, с помощью рисунков или значков.

Ребята, давайте вспомним, вы вели дневники наблюдений за погодой? /Ответы ребят/. Как вы обозначали осадки? /Ответы ребят/.

$Значит, вы с помощью рисунков обозначали осадки и тогда, в любой момент, посмотрев в свой дневник наблюдений, вы могли ответить были ли осадки в конкретный день.

Всем хорошо известны дорожные знаки.

А что же мы кодируем с помощью этих знаков? Повторение некоторых правил ДД.

$Физкультминутка.

Давайте действиями и словами передадим информацию.

На каждый вопрос дети отвечают хором: “Вот так!” и жестом показывают нужное движение (действие):

– Как живешь? – Вот так! (Показ большого пальца.)

– Как идешь? – Вот так! (Прошагать двумя пальцами по ладони)

– А бежишь? – Вот так! (Согнуть руки в локтях и показать, как р$аботают ими при беге.)

– Ночью спишь? – Вот так! (Руки под щеку и положить их на голову.)

– Как берешь? – Вот так!

– А даешь? – Вот так!

– Как шалишь? – Вот так! (Надуть щеки и слегка стукнуть по ним ладонями)

– А грозишь? – Вот так! (Погрозить пальчиком своему соседу.)

4. Закрепление пройденного материала.

С какими кодами вы сталкиваетесь в повседневной жизни? /Ответы детей/

$Зачем люди кодируют информацию?

Кодирование информации необходимо для:

– скрыть от других (шифры);

– записать короче (аббревиатура);

$– для удобства передачи и обработки.

Учитель: закодируем слово загадка.

Учитель: а теперь по исходному коду давайте узнаем, что же скрыто за следующими цифрами.

14 16 19 12 3 1

Учитель: что же мы с вами сделали? Декодировали информацию. Попробуйте сами сформулировать определение декодированию.

Ученик: по исходному коду восстановили информацию

$Ученик: Декодирование – процесс обратный кодированию. Восстановление информации по известному коду.

5. Выполнение практической работы.

Ребята, сейчас у нас на дворе осень, а какое время года наступит после осени? Давайте мы с вами представим зимний день и как тихонечко падают снежинки и попробуем нарисовать снежинку в графическом редакторе Paint (звучит музыка, ребята выполняют практическую работу).

Откройте графический редактор.

Нарисуйте снежинку.

А, теперь оцените, пожалуйста, свою работу.

6. Итог урока.

Итак, ребята, скажите, пожалуйста, о чем вы сегодня узнали на уроке:

  • Какие су$ществуют способы кодирования информации?

  • Что значит закодировать информацию числовым способом?

  • Что значит закодировать информацию словесным способом?

  • Что значит закодировать информацию графическим способом?

/Ответы ребят/

Спасибо за урок, молодцы ребята, вы сегодня хорошо поработали.

7. Оценки за урок. Домашнее задание. §1.6, 1.7. Используя любой способ кодировки закодиро$вать свое имя.

Еще записи

Leave a Comment