Конспект урока для 8 класса “Кодирование информации с помощью знаковых систем”

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Кодирование информации с помощью знаковых систем

(Тема урока)

ФИО (полностью)

Семиякин Геннадий Николаевич

Место работы

$

МБОУ Тюнинская СОШ им. Н.И. Рыленкова Рогнединского района Брянской области

$Должность

Учитель информатики

Предмет

Информатика

  1. $

Класс

8

Тема и номер урока в теме

Кодирование информации с помощью знаковых систем (Урок № 3)

Базовый учебник

Угринович Н.Д., Информатика и ИКТ 8 класс (БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009)

8. Цель урока: формировать понимание процесса обмена информацией, учить работать со знаком и образом, как носителями информации, ввести понятие формального языка.

9. Задачи:$

Образовательные

– познакомить учащихся с различными видами кодирования информации;

– продолжить формирование умения кодировать и декодировать информацию;

– познакомить учащихся с таблицами перекодировки.

Развивающие 

– развивать алгоритмическое мышление, память, внимательность;

– формировать познавательный интерес у учащихся;

$

– развивать практические навыки работы с таблицами;

– формировать умение делать выводы, обобщать;

– развивать речь учащихся.

Воспитательные 

– воспитать интерес к предмету и позитивное отношение к учебе;

– формировать настойчивость в достижении поставленной цели;

– воспитывать товарищество, взаимопомощь.

  1. Тип урока: комбинированный;

  2. Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная.

  3. Необходимое техническое$ оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Таблица 1.

$ СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)$

1

2

3

4

5

6

Организационный момент

Организует рабочий настрой учащихся

$Настраиваются на работу

1

Проверка домашнего задания

Расска$з ученика об использовании компьютера в профессиональной деятельности человека.

4

Актуализация знаний и умений

Проводит актуализацию по вопросам: 1. Что такое информация? 2. Какие процессы называют информационными?

3. Каким образом человек получает информацию?

4. Как передаёт человек информацию?

Повторяют ранее изученный материал с опорой на демонстрируемые ЭОР.

4

Введение новой$ информации

С древних времен знаки используются человеком для долговременного хранения информации и ее передачи на большие расстояния.

$Форма знаков. В соответствии со способом восприятия знаки можно разделить на зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые, причем в человеческом общении используются знаки первых трех типов.

Для долговременного хранения знаки записываются на носители информации.

Для передачи информации на большие расстояния используются знаки в форме сигналов.

Значение знаков. Знаки отображают объекты окружающего мира или понятия, т.е. имеют определенное значение (смысл).

Знаки различаются по способу связи между их формой и значением. Иконические знаки, символы.

Если неизвестно соглашение о связи формы и значения символов, то ничего нельзя сказать о смысле информации, записанной такими знаками. Существуют найденные археологами и до сих пор не расшифрованные тексты на древних языках, так $как неизвестно значение знаков, которыми они записаны.

В современном мире широко применяется шифрование, которое использует секретный ключ в качестве соглашения о связи формы символов с их значениями. Если секретный ключ неизвестен, то содержание передаваемого текста понять невозможно.

В основе знаковой системы лежит набор знаков, называемый алфавитом. Эти знаки имеют определенную физическую природу.

Естественные языки. Человек широко использует для представления информации знаковые системы, которые называются языками.

В устной речи, которая используется как средство коммуникации при непосредственном общении людей, в качестве знаков языка используются различные звуки (фонемы).

Фо$рмальные языки. В процессе развития науки были разработаны формальные языки (системы счисления, язык алгебры, языки программирования и др.), отличие которых от естественных языков состоит в существовании ограниченного количества строгих правил грамматики и синтаксиса и в однозначной записи знаками смысла сообщения.

Код. Длина кода. В процессе представления информации с помощью знаковой систем$ы производится ее кодирование. Результатом кодирования является последовательность знаков данной знаковой системы, т. е. информационный код.

Перекодирование информации из одной знаковой системы в другую. В процессе обмена информацией между людьми часто приходится переходить от одной формы представления информации к другой.

Средством перекодирования служит таблица соответствия знаковых систем (таблица перекодировки), которая устанавливает взаимно однозначное соответствие между знаками или группами знаков двух различных знаковых систем.

Необходимые определения для записи в тетради: знаковая система, код, длина кода, кодирование информации, перекодирование информации.

Учащиеся принимают участие в бесед$е, записывают определения в тетрадь.

15

Физпауза.

$

Организация проведения физкультурной паузы.

Выполняют упражнения.

2

Закрепление изученного материала

Задание: кто быстро и верно кодирует и декодирует информацию. Учащиеся получают карточки с заданием и кодировочные таблицы.

Работают с карточками

10

$Разъяснение домашнего задания.

Открываем дневники, записываем домашнее задание: учебник стр. 18 – 25, §1.2.1, 1.2.2, 1.2.3, придумать свой шифр и с его помощью зашифровать своё имя и фамилию.

Записывают задания в дневники и тетради.

$4

Итог урока.

Рефлексия. Что нового вы узнали сегодня на уроке, как это может пригодится в дальнейшей деятельности? Чему вы научились сегодня, чем это может помочь вам в обучении.

Осознают себя в процессе своей деятельности на уроке.

5

Приложение к плану-конспекту урока

Кодирование информации с помощью знаковых систем

$ Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип,$ вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Определение кодиравания информации

Цифровые образовательные ресурсы

Видеофрагмент

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a8701b09-6fdc$-46cb-8e9b-ff2876040f1a/%5BINF_026%5D_%5BAM_03%5D.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/28e20301-a2ed-4304-87de-5a7794b73075/%5BINF_026%5D_%5BAM_04%5D.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/afcf60d4-23f2-4216-bb17-10bd4fca4fb9/%5BINF_026%5D_%5BAM_02%5D.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e3b5d602-c47f-4b80-b41e-e07df85b446c/%5BINF_026%5D_%5BAM_09%5D.swf

$

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/97a00c97-10e5-489c-a841-2563cbc24e25/%5BINF_026%5D_%5BAM_08%5D.swf

2.

Задание с элементами т$еста

Ресурсы контроля и оценки знаний учащихся

Тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/90e8d57a-1cad-4a6b-b444-2209d4c4dd13/%5BINF_020%5D_%5BQS_01%5D.html

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/040a568d-75c1-4ebd-945f-9f3841ffd39a/%5BINF_020%5D_%5BQS_03%5D.html

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/27dc0ec5-e938-48c7-85f7-2bd2b031f899/%5BINF_020%5D_%5BQS_02%5D.html

Еще записи

Leave a Comment