Конспект урока информатики на тему «Алгоритм и исполнители»
Тема: «Алгоритм и исполнители»
Тип урока: Изучение нового материала
Вид урока: Комбинированный
Цель учителя: Организовать деятельность учащихся по ф$ормированию новых понятий «алгоритм» и «исполнитель алгоритма».
Задачи учителя:
Образовательные:
-
сформировать понятия «алгоритм» и «исполнитель»;
-
способствовать использованию этих понятий при решении задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;$
-
создание условий для формирования навыка рисования в текстовом редакторе MS Word.
Развивающие:
-
способствовать развитию алгоритмического и логического мышления, творческой активности учащихся, интереса к предмету;
-
способствовать развитию умения планировать последов$ательность действий для достижения поставленной цели;
-
продолжить развитие навыка работы по инструкции;
-
способствовать развитию умения применять ранее полученные знания при изучении нового материала.
Воспитательные:
-
способствовать формированию познавательного интереса как компонента учебной мотивации;
-
продолжить развитие навыка сознательного и рационального использования ПК в своей учебной деятельности.
Планиру$емые образовательные результаты:
предметные – представления об основном понятии информатики – алгоритме;
метапредметные – умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять$ контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
личностные – способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
алгоритм.
исполнитель алгоритма.
Методы и приемы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый; словесный (фронтальная беседа); наглядный (демонстрация компьютерной презентации); практический (исп$олнение алгоритма на компьютере с целью получения конкретного изображения).
Средства обучения: авторская презентация; учебник («Информатика и ИКТ». 6 класс./Под ред. Л. Л. Босовой); технические (компьютер, мультимедиа проектор с экраном, компьютеры для учеников),
интерактивное задание «Алгоритм – К2» (N 193150)$ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/48135b4e-0caf-462c-983e-629fd5ea6df6/%5BNS-INF_2-02-06-08%5D_%5BIM_104%5D.swf.
$Компьютерное программное обеспечение: текстовый редактор MS Word 2010.
Этапы урока
-
Организационный момент
-
Мотивационное начало урока
-
Изучение нового материала
-
Физкультминутка
-
Практическая работа
-
Подведение итогов урока
-
$Рефлексия урока
План урока
Этап урока | Задачи этапа | Форма организации деятельности | Деятельность учителя | $ Деятельность ученика | |
1 | Организационный момент (2 минуты) | настроить учащихся на работу на уроке. | Фронтальный | $ -приветствие учащихся; -визуальный контроль готовности учащихся к уроку | – успокаиваются; – настраиваются на работу на уроке; – проверяют наличие всех необходимых принадлежностей. |
2 | Мотивационное начало урока (2 минуты) | Сформулировать цель урока Активировать познавательный интерес учеников | Фронтальная беседа | $ Задавать вопросы, контролировать правильность и полноту ответа. | Отвечать на вопросы п$олно и правильно. |
3 | Изучение нового материала (10 мин) | Познакомить учащихся с понятиями «алгоритм» и «исполнитель алгоритма» | Фронтальная, групповая, беседа, просмотр видеофрагмента. | $ Организация групповой работы по изучению нового материала. Организация обсуждения и подведения итогов работы в группах. | Работа в группах по изучению нового материала по различным источникам; Отчет групп о выполнении задания. Совместное обсуждение полученной информации. Знакомство с «образцом» ответа. |
4 | Физкультминутка(2 минуты) | -Сменить вид деятельности учеников. – Создание условий для физической активности учащихся | $ фронтальная | Показать упражнения и пр$оговаривать слова считалочки | Повторять за учителем упражнения |
5 | Практическая работа (15 мин) | Продолжить формирование навыков работы в среде текстового процессора Word | Индивидуальная | Постановка задания, пояснение хода выполнения, определение критериев оценивания, проверка выполнения задания | Выполнение задания по инструкции |
6 | Подведение итогов урока (5 минут) | $ Проверить усвоение изученного материала | Фронтальная беседа | Опрос | Отвечать на вопросы учителя |
7 | Рефлексия(5 минут) | $Посмотреть отношение детей к уроку | Анкетирование | Провести рефлексию. | Отразить свое отношение к данному уроку |
Ход урока:
-
$Организационный момент
Учитель: “Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь! Меня зовут Алена Игоревна. Проверьте, пожалуйста, себя, у каждого на столе должен быть учебник, тетрадь, дневник, пенал. На лице улыбка и в душе хорошее настроен$ие. Если все на месте, то мы начинаем наш урок.”
Ученики: – проверяют готовность к уроку; садятся на место
Учитель: Сегодня я буду вашим гидом в путешествии по стране Алгоритмика (включен первый слайд презентации)
-
Мотивационное начало урока
Учитель: В процессе нашей экскурсии мы познакомимся с 2 основными достопримечательност$ями этого города. Для этого необходимо разгадать ребусы (открываю второй слайд где уже написаны ребусы для изучения).
Ученики: Предлагают варианты ответов
Учитель: Итак, исходя из предложенных Вами ответов для изучения, в ходе экскурсии мы должны узнать: что такое алгоритм, где они встречаются, что такое «исполнитель алгоритма»
3.Изучение нового материала:
Учитель: Перед тем как мы начнем новую тему,я хочу показать вам мультфильм. Внимание на экран.
Как вы думаете, что же такое алгоритм?
$Для того чтобы дат точное определение я предлагаю разделиться на 3 группы,:
$ Первая группа будет искать определение алгоритма в различных источниках (учебник, интернет, словарь).
Вторая группа объясняет происхождение слова алгоритм.
Третья группа приводит примеры алгоритма в соответствии с определениями.
Ученики: Работают по группам.
Учитель: Давайте обсудим.
Что же такое алгоритм? Откуда произошло слово алгоритм? Приведите примеры.
А теперь давайте проверим, ваши ответы. Внимание на экран.
Учитель: Предлагаю посмотреть мультфильм и расставить команды алгоритма в нужном порядке ($интерактивное задание «Алгоритм – К2» (N 193150)
Ученики: выполняют в парах (ноутбуки) или по очереди на интерактивной доске.
Учитель: Молодцы! Вы построили алгоритм и убедились, что в алгоритме важен порядок команд.
-
$Физкультминутка
Учитель: А теперь давайте поиграем! Для этого, пожалуйста, встаньте удобно. Я буду говорить, а вы внимательно слушаете и повторяете движения за мной:
$Робот думал и гадал,
Почему он так устал?
Покрутился, потянулся,
Всем вокруг он улыбнулся,
Шар большой надул, огромный,
Сдулся тот такой негодный,
Но наш Робот не грустит,
И за парту сесть спешит!
Как нашу физ. паузу можно связать с темой нашего урока?
Что мы сейчас выполняли?
Кем мы являемся?
$Ученики: Отвечают на вопросы, предполагая что мы выполняли алгоритмы как исполнители.
Учитель: Кто же такие исполнители? И кто или что может быть исполнителем. Для ответа на этот вопрос обратите внимание на вторую достопримечательность города Алгоритмика – Исполнители. В качестве исполнителя алгоритмов в “докомпьютерную” эр$у подразумевался человек (в крайнем случае, животное – в цирке). Человек постоянно пользуется алгоритмами при решении задач, не задумываясь над этим, машинально (автоматически). Сегодня в качестве исполнителей алгоритмов человеку служат многие автоматические устройства и, прежде всего, конечно, компьютер. При этом составление алгоритма должно быть особенно ответственным и тщательным, так как машина не может домысливать и исправлять ошибки. В этом смысле она – идеальный исполнитель. Исполнитель – это устройство или живое существо, способное выполнить действия, предписываемые алгоритмом.(на экране слайд с определением) Примеры исполнителей: человек, компьютер, сти$ральная машинка, собака и т.д.( слайд с картинками-примерами исполнителей) Приведите другие примеры исполнителей
Ученики: Дети приводят свои примеры исполнителей
-
Практическая работа
Учитель: Сегодня на уроке каждый из вас попробует себя в роли исполнителя определенного алгорит$ма. Но прежде чем начать выполнять алгоритм, давайте вспомним правила техники безопасности работы на компьютере.
Ученики: Ученики перечисляют правила (если не помнят, то открываю слайд на котором они перечислены и мы вместе их вспоминаем)
Учитель: Раздаю листы с практическими работами. Если кому то будет не понятен какой–либо пункт алгоритма, то тихонечко поднимаете руку я подойду и поясню. Чтобы заработать три бала необходимо выполнить с 1 по 5 пункт, на 4: с 1 по 8; на 5: с 1 по 9.
Ученики: Начинают выполнять практические задание.
-
Подведение итогов урока
Учитель: – Дав$айте вспомним, с какими достопримечательностями мы познакомились?
Ученики: Алгоритм и исполнитель алгоритма
Учитель: – Что такое алгоритм?
Ученики: -инструкция, точное и понят$ное указание (инструкция) совершить последовательность действий, направленных на достижение указанной цели или на решение поставленной задачи
Учитель: – Что вы можете рассказать про исполнителя алгоритма?
Ученики: – Исполнитель – это устройство или живое существо, способное выполнить действия, предписываемые алгоритмом. П$римеры исполнителей: человек, компьютер, стиральная машинка, собака и т.д
-
Рефлексия
Учитель: Какое выражение из записанных на доске характеризуют ваши ощущения после урока (открываю слайд с рефлексией)
Я всё понял, могу объяснить, было интересно
Я всё понял, могу объяснить
Всё понял, но не объясню
У меня остались вопросы, но было интересно
Я ничего не понял, было не интересно
-Запишите на листочке выражение соответствующее вашим ощущениям.
$Ученики: Озвучивают или на листочках записывают выбранную фразу
Учитель: Оценки за сегодняшний урок: оценка складывается из балов за работу на уроке и за практическую работу.
На этом наша экскурсия закончена. С вами было очень приятно работать. Всем спасибо до свидания.