Конспект урока информатики на тему «Алгоритм и исполнители»

Тема: «Алгоритм и исполнители»

Тип урока: Изучение нового материала

Вид урока: Комбинированный

Цель учителя: Организовать деятельность учащихся по ф$ормированию новых понятий «алгоритм» и «исполнитель алгоритма».

Задачи учителя:

Образовательные:

  • сформировать понятия «алгоритм» и «исполнитель»;

  • способствовать использованию этих понятий при решении задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;$

  • создание условий для формирования навыка рисования в текстовом редакторе MS Word.

Развивающие:

  • способствовать развитию алгоритмического и логического мышления, творческой активности учащихся, интереса к предмету;

  • способствовать развитию умения планировать последов$ательность действий для достижения поставленной цели;

  • продолжить развитие навыка работы по инструкции;

  • способствовать развитию умения применять ранее полученные знания при изучении нового материала.

Воспитательные:

  • способствовать формированию познавательного интереса как компонента учебной мотивации;

  • продолжить развитие навыка сознательного и рационального использования ПК в своей учебной деятельности.

Планиру$емые образовательные результаты:

предметные – представления об основном понятии информатики – алгоритме;

метапредметные – умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять$ контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

личностные – способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

алгоритм.

исполнитель алгоритма.

Методы и приемы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый; словесный (фронтальная беседа); наглядный (демонстрация компьютерной презентации); практический (исп$олнение алгоритма на компьютере с целью получения конкретного изображения).

Средства обучения: авторская презентация; учебник («Информатика и ИКТ». 6 класс./Под ред. Л. Л. Босовой); технические (компьютер, мультимедиа проектор с экраном, компьютеры для учеников),

интерактивное задание «Алгоритм – К2» (N 193150)$ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/48135b4e-0caf-462c-983e-629fd5ea6df6/%5BNS-INF_2-02-06-08%5D_%5BIM_104%5D.swf.

$Компьютерное программное обеспечение: текстовый редактор MS Word 2010.

Этапы урока

  1. Организационный момент

  2. Мотивационное начало урока

  3. Изучение нового материала

  4. Физкультминутка

  5. Практическая работа

  6. Подведение итогов урока

  7. $Рефлексия урока

План урока

Этап урока

Задачи этапа

Форма организации деятельности

Деятельность учителя

$

Деятельность ученика

1

Организационный момент (2 минуты)

настроить учащихся на работу на уроке.

Фронтальный

$

-приветствие учащихся;

-визуальный контроль готовности учащихся к уроку

успокаиваются;

– настраиваются на работу на уроке;

– проверяют наличие всех необходимых принадлежностей.

2

Мотивационное начало урока (2 минуты)

Сформулировать цель урока

Активировать познавательный интерес учеников

Фронтальная беседа

$

Задавать вопросы, контролировать правильность и полноту ответа.

Отвечать на вопросы п$олно и правильно.

3

Изучение нового материала (10 мин)

Познакомить учащихся с понятиями «алгоритм» и «исполнитель алгоритма»

Фронтальная, групповая,

беседа,

просмотр видеофрагмента.

$

Организация групповой работы по изучению нового материала.

Организация обсуждения и подведения итогов работы в группах.

Работа в группах по изучению нового материала по различным источникам;

Отчет групп о выполнении задания.

Совместное обсуждение полученной информации.

Знакомство с «образцом» ответа.

4

Физкультминутка(2 минуты)

-Сменить вид деятельности учеников.

– Создание условий для физической активности учащихся

$

фронтальная

Показать упражнения и пр$оговаривать слова считалочки

Повторять за учителем упражнения

5

Практическая работа (15 мин)

Продолжить формирование навыков работы в среде текстового процессора Word

Индивидуальная

Постановка задания, пояснение хода выполнения, определение критериев оценивания, проверка выполнения задания

Выполнение задания по инструкции

6

Подведение итогов урока (5 минут)

$

Проверить усвоение изученного материала

Фронтальная беседа

Опрос

Отвечать на вопросы учителя

7

Рефлексия(5 минут)

$Посмотреть отношение детей к уроку

Анкетирование

Провести рефлексию.

Отразить свое отношение к данному уроку

Ход урока:

  1. $Организационный момент

Учитель: “Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь! Меня зовут Алена Игоревна. Проверьте, пожалуйста, себя, у каждого на столе должен быть учебник, тетрадь, дневник, пенал. На лице улыбка и в душе хорошее настроен$ие. Если все на месте, то мы начинаем наш урок.”

Ученики: – проверяют готовность к уроку; садятся на место

Учитель: Сегодня я буду вашим гидом в путешествии по стране Алгоритмика (включен первый слайд презентации)

  1. Мотивационное начало урока

Учитель: В процессе нашей экскурсии мы познакомимся с 2 основными достопримечательност$ями этого города. Для этого необходимо разгадать ребусы (открываю второй слайд где уже написаны ребусы для изучения).

Ученики: Предлагают варианты ответов

Учитель: Итак, исходя из предложенных Вами ответов для изучения, в ходе экскурсии мы должны узнать: что такое алгоритм, где они встречаются, что такое «исполнитель алгоритма»

3.Изучение нового материала:

Учитель: Перед тем как мы начнем новую тему,я хочу показать вам мультфильм. Внимание на экран.

Как вы думаете, что же такое алгоритм?

$Для того чтобы дат точное определение я предлагаю разделиться на 3 группы,:

$ Первая группа будет искать определение алгоритма в различных источниках (учебник, интернет, словарь).

Вторая группа объясняет происхождение слова алгоритм.

Третья группа приводит примеры алгоритма в соответствии с определениями.

Ученики: Работают по группам.

Учитель: Давайте обсудим.

Что же такое алгоритм? Откуда произошло слово алгоритм? Приведите примеры.

А теперь давайте проверим, ваши ответы. Внимание на экран.

Учитель: Предлагаю посмотреть мультфильм и расставить команды алгоритма в нужном порядке ($интерактивное задание «Алгоритм – К2» (N 193150) 

Ученики: выполняют в парах (ноутбуки) или по очереди на интерактивной доске.

Учитель: Молодцы! Вы построили алгоритм и убедились, что в алгоритме важен порядок команд.

  1. $Физкультминутка

Учитель: А теперь давайте поиграем! Для этого, пожалуйста, встаньте удобно. Я буду говорить, а вы внимательно слушаете и повторяете движения за мной:

$Робот думал и гадал,

Почему он так устал?

Покрутился, потянулся,

Всем вокруг он улыбнулся,

Шар большой надул, огромный,

Сдулся тот такой негодный,

Но наш Робот не грустит,

И за парту сесть спешит!

Как нашу физ. паузу можно связать с темой нашего урока?

Что мы сейчас выполняли?

Кем мы являемся?

$Ученики: Отвечают на вопросы, предполагая что мы выполняли алгоритмы как исполнители.

Учитель: Кто же такие исполнители? И кто или что может быть исполнителем. Для ответа на этот вопрос обратите внимание на вторую достопримечательность города Алгоритмика – Исполнители. В качестве исполнителя алгоритмов в “докомпьютерную” эр$у подразумевался человек (в крайнем случае, животное – в цирке). Человек постоянно пользуется алгоритмами при решении задач, не задумываясь над этим, машинально (автоматически). Сегодня в качестве исполнителей алгоритмов человеку служат многие автоматические устройства и, прежде всего, конечно, компьютер. При этом составление алгоритма должно быть особенно ответственным и тщательным, так как машина не может домысливать и исправлять ошибки. В этом смысле она – идеальный исполнитель. Исполнитель – это устройство или живое существо, способное выполнить действия, предписываемые алгоритмом.(на экране слайд с определением) Примеры исполнителей: человек, компьютер, сти$ральная машинка, собака и т.д.( слайд с картинками-примерами исполнителей) Приведите другие примеры исполнителей

Ученики: Дети приводят свои примеры исполнителей

  1. Практическая работа

Учитель: Сегодня на уроке каждый из вас попробует себя в роли исполнителя определенного алгорит$ма. Но прежде чем начать выполнять алгоритм, давайте вспомним правила техники безопасности работы на компьютере.

Ученики: Ученики перечисляют правила (если не помнят, то открываю слайд на котором они перечислены и мы вместе их вспоминаем)

Учитель: Раздаю листы с практическими работами. Если кому то будет не понятен какой–либо пункт алгоритма, то тихонечко поднимаете руку я подойду и поясню. Чтобы заработать три бала необходимо выполнить с 1 по 5 пункт, на 4: с 1 по 8; на 5: с 1 по 9.

Ученики: Начинают выполнять практические задание.

  1. Подведение итогов урока

Учитель: – Дав$айте вспомним, с какими достопримечательностями мы познакомились?

Ученики: Алгоритм и исполнитель алгоритма

Учитель: – Что такое алгоритм?

Ученики: -инструкция, точное и понят$ное указание (инструкция) совершить последовательность действий, направленных на достижение указанной цели или на решение поставленной задачи

Учитель: – Что вы можете рассказать про исполнителя алгоритма?

Ученики: – Исполнитель – это устройство или живое существо, способное выполнить действия, предписываемые алгоритмом. П$римеры исполнителей: человек, компьютер, стиральная машинка, собака и т.д

  1. Рефлексия

Учитель: Какое выражение из записанных на доске характеризуют ваши ощущения после урока (открываю слайд с рефлексией)

Я всё понял, могу объяснить, было интересно
Я всё понял, могу объяснить
Всё понял, но не объясню
У меня остались вопросы, но было интересно

Я ничего не понял, было не интересно


-Запишите на листочке выражение соответствующее вашим ощущениям.

$Ученики: Озвучивают или на листочках записывают выбранную фразу

Учитель: Оценки за сегодняшний урок: оценка складывается из балов за работу на уроке и за практическую работу.

На этом наша экскурсия закончена. С вами было очень приятно работать. Всем спасибо до свидания.

Еще записи

Leave a Comment