Конспект урока по информатике и ИКТ "Линейные алгоритмы" 9 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8 г. Петровска
Саратовской области»

$

Конспект урока по информатике и ИКТ
в 9 классе


«Линейные алгоритмы»

подготовила

учитель информатики и ИКТ

Артёмова Елена Владимировна

$

г. Петровск

2011

Второй урок по данной теме.
Тема урока: «Линейные алгоритмы»

Цели: 1) учебная – применение программы Turbo Pascal для решения задач на компьютере. Закрепление понятия «линейный алгоритм».

2) развивающая - формирование логического стиля мышления, умение сравнивать и анализировать;

3) воспитательная - воспитание внимания, взаимопомощи и нравственных качеств.

Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны знать:

- основные понятия и определения темы «Линейные алгоритмы»,

- структуру программы на языке Паскаль.

Учащиеся должны уметь:

- составлять алгоритмы в виде блок-схемы,

- разрабатывать и выполнять программы,

- записывать арифметические выражения на языке $Паскаль.

Тип урока: урок закрепления изученного материала.

Оборудование: ПК, интерактивный комплекс, карточки с заданиями.

I этап Орг.момент (3 мин)

Учитель. Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами пройдет урок закрепления темы «Линейные алгоритмы». Мы будем решать задачи, и отвечать на вопросы.

  1. Тема нашего урока: «Линейные алгоритмы». ( слайд 1)

Скажите, пожалуйста, что такое алгоритм?

Что такое линейный алгоритм?

Что такое программа?

Учащиеся:

Учитель. Все программы, с которыми мы работаем на компьютере, написаны на каком либо языке программирования. Каждая программа состоит из множества мелких задач. Эти задачи мы с вами и учимся решать.

  1. $ Сегодня на уроке мы закрепим понятие линейного алгоритма на основе решения задач.

II этап Актуализация опыта учащихся. (4 мин)

1.«Подбери верное» - подобрать данным объектам-понятиям правильные служебные слова языка программирования Pascal. Работа в парах.

Раздел объявления переменных

begin

Начало программы

end

Заголовок программы

readln

Оператор ввода

$

var

Операция присваивания

:=

Конец программы

program

Оператор вывода

writeln

(слайд 2)

2. Запишите на языке Pascal следующие выражения: (индивидуальная работа).
(5 мин)

Вариант I (слайд 4)

$

a2b2(a-b)

$

Вариант II (слайд 5)

(x2+y2)xy

$

3. Задание на карточках. Работа в парах. (4 мин)

Вариант I

Чему равна переменная с после выполнения алгоритма:

с:= 8;

$ b:= c*2/4;

c:= b/2.

Вариант II

Чему равна переменная с после выполнения алгоритма?

c:= 5;

b:=c*4/2;

c:= b*3.

Проверяем правильность выполнения заданий. (4 мин)

  1. (слайд 3)

    Раздел объявления переменных

    var

    Начало программы

    begin

    Заголовок программы

    program

    Оператор ввода

    readln

    Операция присваивания

    :=

    Конец программы

    $end

    Оператор вывода

    const

    Раздел объявления постоянных

    writeln

  2. (слайд 6)

a2b2(a-b)

sqr(a)*sqr(b)*(a-b)

$

1/(a+b) – c*d/sqr(a+b)

  1. sqr(a+b)-b*b*b)/sin(a)

sqrt(2*a – 4*sin(a))

($слайд 7)

(x2+y2)xy

(sqr(x) + sqr(y))*x*y

(sqr(x) + sqr(y))/(x*y) – 1/(x – y)

cos(x)/(x+ (x – y)*(x – y)*(x - y)+sqr(y))

sqrt(3*x) – 5*cos(x)

$

3) c=2; (вариант I) (слайд 8)

c=30. (вариант II) (слайд 9)

$ III этап. Применение знаний и закрепление изученного. (5 мин)

Составьте алгоритм и напишите программу вычисления длины и площади окружности, если известен ее радиус.

  1. Что такое окружность? Что называют кругом?

  2. Напишите формулы вычисления длины окружности и площади круга.

  3. Как записать на языке Pascal число пи.

  4. В каком разделе программы записываются постоянные величины?

Учащиеся: Все точки, удаленные от одной точки (центра окружности) на одинаковое расстояние, называются окружностью.

Часть плоскости, состоящую из всех точек окружности и всех точек, лежащих внутри окружности, называют кругом.

С= 2πR; S=$πR2

На языке Pascal число π записывается в таком виде: Pi;

Константа – это постоянная величина, значение которой не может изменяться. Записываются постоянные величины в разделе объявления констант.

Работа у доски

Составим алгоритм данной задачи. (слайд 10)

$ Прежде чем приступить к работе на компьютере, давайте вспомним основные правила ТБ (фронтальный опрос)

Ученики: не трогать провода, розетки, соблюдать осанку, расстояние до монитора не менее 65см, руки опираются на предплечья. (2 мин)

Составим программу. Индивидуальная работа за компьютерами. (10 мин)

program okrugnost;
uses crt;
var c,s,r: real;
begin
write('r =');
read(r);
c:=2*Pi*r;
s:=Pi*sqr(r);
writeln('c=',c:8:2,' s=',s:8:2);
end.

Проверка программы (слайд 11) (3 мин)

Домашнее задание. Составьте программу нахождения площади прямоугольника.
(слайд 12) (1 мин)

IV этап – Подведение итогов. (слайд 13) (4 мин)

Мы с вами закрепляли сегодня новую тему «Линейные алгоритмы».

  1. $ Что же такое алгоритм? Линейный алгоритм?

  2. В каком виде можно записывать алгоритмы?

  3. Что такое программа?

  4. Скажите, из каких основных разделов состоит программа на языке Pascal?

  5. Назовите этапы решения задач на компьютере.

  6. Назовите основные блоки блок схемы.

Я благодарю вас за урок. Урок окончен.

Список литературы:

  1. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний 2010.

  2. $Паскаль для школьников. /Д.М. Ушаков, Т.А. Юркова – СПб.: Питер, 2010.

  3. http://www.mgtub.ru/dir/cat32/subj183/file480/view9472.html

  4. Turbo Pascal 7.0. Изучаем на примерах./В.М. Пестриков, А.Н. Маслобоев – 2-е изд., - СПб.: Наука и Техника, 2004.

  5. http://www.kolomna-school7-ict.narod.ru/Glava06.htm

Post Comment