Конспект урока по Информатике “КЛАДЕЗЬ ИНФОРМАЦИИ” 5 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕМОНТНЕНСКАЯ ГИМНАЗИЯ №1

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО ИНФОРМАТИКЕ

$«КЛАДЕЗЬ ИНФОРМАЦИИ»

5 КЛАСС

ПОДГОТОВИЛ И ПРОВЕЛ:

МОРДАСОВ А.А.

УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ

$2013 – 2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

УЧИТЕЛЬ: МОРДАСОВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

КЛАСС: 5

ПРЕДМЕТ: ИНФОРМАТИКА

УМК: Информатика Босовой Людмилы Леонидовны, Босовой Анны Юрьевны

ТЕМА УРОКА: КЛАДЕЗЬ ИНФОРМАЦИИ

ЦЕЛЬ УРОКА:$ Познакомить учащихся с основными устройствами хранения информации

ЗАДАЧИ УРОКА:

  1. Сформировать понятие « устройство храниния информации»

  2. Развивать иформационную культуру учащихся.

  3. Воспитывать познавательные потребности интереса к предмету.

УУД$

  1. Личностные

Формирование целостного мировоззрения, информационной культуры, а так же уважительного отношения к истории.

II. Метапредметные:

1.Регулятивные

$Умение использовать внешний план для решения поставленной задачи, сличать результат с поставленной целью.

2.Коммуникативные

Характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы, выслушивание собеседника, ведение диалога.

3.Познавательные

Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых предположений.

  1. Предметные

Знать понятия «носители информации» , « объём информации».

$ОБОРУДОВАНИЕ: индивидуальные компьютеры 8шт, компьютер учителя, интерактивная доска, проектор.

ХОД УРОКА:

Этапы урока

Содержание этапа

Задачи этапа

$Методы и формы обучения

Формируемые УУД

Личностные

Регулятивные

$

Познавательные

Коммуникативные

8 мин. СТАДИЯ ВЫЗОВА

0,5мин.

По звонку я завожу детей в кабинет.

– Ребята пройдите, пожалуйста, к столу (они только заходят$ в кабинет и сразу же направляются к столу на котором лежат отдельные устройства).

– Здравствуйте ребята. Меня зовут Алексей Александрович. Я учитель информатики гимназии. Мне очень приятно видеть Вас сегодняшнем уроке.

Ко мне на уроки приходят Ваши ровесники, ученики гимназии,первые уроки они то же переживали и волновались, а теперь услыщав звонок с урока они не спешат покинуть этот кабинет. Не бойтесь высказываться, не волнуйтесь, все у нас с Вами получится.

– И я надеюсь, сегодняшний урок для Вас будет интересным, увлекательным и самое главное познавательным.

$

Настроить учащихся на дружеское общение на уроке . Организация групп.Мотивация к изучению новой темы. Выдвиже-ние гипотез к проблемному вопросу Формулирование учебной проблемы в виде темы урока Постановка и уточнение целей урока

Поб$уждающий диалог Создание интриги . Просмотр отрывка фильма. Метод демонстрации, частично-поисковый.

Словарная работа.Анализ слова

« кладезь» . Дедуктивный метод.Групповая, коллективная, индивидуаль

ная форма работы.

$Смыслообразование

(установле-ние учащимися связи между целью учебной деятельнос-ти и ее мотивом).

Критический анализ информации.

Целеполага-ние (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно)

Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

Уметь самостоятельно контролировать ситуацию работы с компьютером.

Поиск и выделение необходимой информации. Анализ объекта Выдвижение гипотез.

.

$

Организовать учебное сотрудничество:

сотрудничество с учителем и сверстниками.

Осуществление.

0,5мин.

Прежде чем мы начнем урок, я напомню Вам о технике безопасности в кабинете информатики:

Во время работы в компьютерном классе запрещается присоединять или отсоединять кабели, трогать разъемы, провода и розетки$.

 – Находясь в компьютерном классе, Вы обязаны соблюдать тишину и порядок, выполнять требования преподавателя;

Работая за компьютером, необходимо соблюдать правила:

  • Расстояние от экрана до глаз – 70–80см, что равно расстояние вытянутой руки;

При появлении запаха гари, необычного звука немедленно прекратить работу, и сообщить преподавателю.$

$2 мин.

Посмотрите на стол, скажите, что Вы видите?

Флэшки, диски, жесткие диски, дискеты.

– Хорошо, возьмите пожалуйста каждый себе по 1 устройству, в процессе нашего урока они Вам понадобятся, а в конце урока Вы мне их сдадите (дети разбирают компьютерные запчасти: 2 жестких диска, 2 DVD$ диска, 2 дискеты, 2 Flash карты)

– Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску.Включаю видео «$Чарли Чаплин» (2слайд)

– Ребята, Вы только что просмотрели видео, что Вы можете о нем сказать?

– Это фильм. Чарли Чаплин.

– А какой это фильм, современный?

– Нет, очень старый.

– Исходя из того, что Вы только что увидели и имеете на руках, как Вы думаете, какова тема нашего урока?

(дети высказывают свои предположения).

– Присаживайтесь, пожалуйста, на места (за компьютеры).

$

3 мин.

Молодцы, вы высказали свои предположения, но для того чтобы более точно сформулировать тему нашего урока обратимся к компьютеру. У Вас в компьютерах, на рабочих столах имеется папка «Информатика» в этой папке файл «кроссворд», разгадав который вы и узнаете тему нашего урока. В классе 2 группы: первый – четвертый компьютер I группа (ключевое с$лово которой «Кладезь»), пятый – восьмой компьютер II группа $(ключевое слово которой «информации»).

Дети разгадывают.

(На интерактивной доске отображаются кроссворды обеих групп, но они не заполнены)

– На работу с кроссвордом Вам отводится 3мин.Приступайте.

– И так ребята, какое слово получилось у I группы?

$– «Кладезь»! (на интерактивной доске отображается ключевое слово I группы)

– Молодцы, а какое слово получилось у II группы?

– «Информации»! (на интерактивной доске отображается ключевое с$лово II группы)

– Замечательно, итак, тема нашего сегодняшнего урока …

– «кладезь информации».

$(тема отображается на интерактивной доске (5 слайд)).

1мин.

Как Вы считаете, что такое «кладезь»? (дети высказывают свои предположения).

– Мне необходим помощник, который поможет мне разобраться с понятием «Кладезь» (на интерактивной доске отображается слово «Кладезь»)

(один из учащихся должен добровольно выйти к интерактивной доске и выделить корень слова – «клад», и присаживается на место).$

– «Имя ученика», выходите к доске, сейчас мы проверим Ваши знания русского языка.

– А все ребята в классе, смотрят и проверяют.

– Выделите, пожалуйста, корень слова «кладезь»

(ученик выделяет корень «Клад», и при правильном ответе на с$лайде отображается «сундук с сокровищами который открывается»).

– Правильно, слово кладезь происходит от корня «клад» и понятие «Кладезь» принято считать как «источник» или «сокровищница чего-либо», то есть хранилище чего либо важного. ($подчеркнутые слова выше отображаются на том же слайде на интерактивной доске).

– «Кладезь информации» – «хранилище информации» ( слайд).

– А что такое информация?

– Для чего нам необходима информация?

– Где мы используем информацию?

(дети высказывают свое мнение)

1мин.

Вы уже знаете тему нашего сегодняшнего урока,

– Какие мы с Вами можем поставить цели и задачи на наш сегодняшний урок?$

– Воспользуемся нашим ключевым словом «Клад» и сопоставим каждой букве этого слова цель или задачу

(в этот момент на интерактивной доске отображается вертикально слово «Кладезь») (учащийся сопоставивший цель или задачу выходит к интерактивной доске и перетаскивает слово напротив буквы).

– Совершенно верно, сегодня на уроке мы с Вами будем:

К – конструировать; кодировать;

$

Л – логически мыслить;

А – анализировать;

Д – думать;

15 мин СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

$

1,5мин

На сегодняшнем уроке, мы с Вами поговорим именно о хранилищах информации, то есть о так называемых «Кладезях».

– Ребята, Вы абсолютно правы. Человеку постоянно необходима информация (знать, где он находится, сколько времени и даже какие у него оценки и многое-многое другое). И однако, знать всю информацию невозможно, человек просто не сможет ее запомнить! Как человек издавна передавал информацию?

– Так как же человек знает все, если это невозможно запомнить?

$– Он ее записывает, рисует, лепит.

– Совершенно верно ребята, совершенно верно. А то на что он записывает или рисует и есть устройство хранения информации. Приведите примеры.

(дети высказывают свои предположения)

– Достаточно, Вы абсолютно правы, то, что в$ы только что перечислили и есть …

– Устройства хранения информации!

Актуализа-ция знаний Формировать представление о важности информационных процессов в развитии личности Обработка информации, выделение главного, обсуждение в группе, коррекция знаний.

.Самооцен-ка Мотива-ция на получение знаний Познако-мить с алгоритмом работы, с целями данного этапа Получение достовер-ной информа-ции различны-ми способами

Коллективная.

Интерактивные технологии.

$Метод наблюдение.

Приём «выдели главное», исследовательский,эвристический,форма групповая.Работа с таблицами.

$Метод информацион

но- развивающий

Знаю сам, спрошу у товарища Объяснение общего алгоритма работы групп

Опыт использования технических средств в учебной и практичес

кой деятельнос

ти.Критический анализ информации.Опыт использования технических средств в учебной и практичес

кой деятельности

Самостоятельно анализировать условия достижения цели и на основе учёта выделенных учителем ориентиров.

Структуирование информации.Повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к пр$одолжению обучения с использованием ИКТ.

Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения зна-ний)Оценка (выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения)

Саморегуля-ция (способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию)

Самостоятель-ное выделение и формулирование познавательной цели.

Смысловое чтение.

Планирование сотрудничества со сверстниками –

определение цели, $функций участников, способов взаимодействия

Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе

информации)

Осуществление взаимного контроля и оказание в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. $

1,5 мин.

А сейчас ребята, мы проверим Ваши знания в области истории. Я по очереди вызываю пару с определенным устройством, которое вы получили в начале уроке и Вы соотносите «устройство хр$анения информации древности» с местом изобрения и применения.

(На интерактивной доске отображается карта. Ниже под картой отображаются «устройства хранения информации древности» (глиняная дощечка, пергамент, папирус, бумага) с кратким описанием о появлении и место изобретения).

1 мин.

$Молодцы, с работой справились. Эти устройства мы называем древними, ими мы с Вами уже практически не пользуемся, за исключением, конечно же, бумаги.

– Но помимо древних устройств, существуют и современные устройства хранения информации. Вы их знаете?

– Да!

– Назовите на каких устройствах мы храним такую информацию как наши фотографии, нашу музыку, фильмы?

$- На флешке, на диске, на дискете, на жестком диске, в интернете, в телефоне.

(если дети не называют телефон, то я их к нему подталкиваю словами)

– А телефон? На телефон мы с Вами не сохраняем музыку, фотографии?

(дети по очереди высказывают свои предположения) (рассчитываю, что они назовут их правильно).

– Ребята, телефоны мы с Вами рассмотрим немного позже.

1 мин.

$У Вас на столах лежат устройства, которые Вы получили в начале урока. Возьмите их.

– Это современные устройства хранения информации, которые появились относительно недавно и считаются современными. Но это не навсегда, наступит время, и все эти устройства также станут древними.

– Ну а пока, ребята вспомним, для чего нам необходимы эти устройства?

$дети высказывают свои предположения

– делаем общий вывод – Для хранения информации!

– Хотели бы Вы узнать больше об этих устройствах, какие между ними сходства и различия?

(рассчитываю, что дети отвечают положительно)

$

5 мин.

– Хорошо ребята, вернемся к компьютерам, у Вас на рабочих столах имеется папка «Информатика» в которой Вы уже работали, в ней папка «Устройства». Из всех перечисленных устройств выберите свое устройство, которое Вы получили вначале урока. Изучите информацию о своем устройстве, каждый о своем. После изучения информации, я по очереди вызову пару с определенным устройством к доске, и Вы расскажите всему классу о своем устройстве, которое Вы получили в начале урока, и заполните таблицу согласно Вашему устройству.

– На изучение материала, Вам отводится 3 мин.

(Во время ответа детей у доски, на интерактивной доске отображается фотография устройств, о которых они рассказывают, также на экране появляется пустая таблица, которую необходимо заполнить, методом перетаскивания. Все дети отвечают по парам).

$(… последняя пара присаживается на места и…)

-Хорошо дети, Вы знали эту информацию об этих устройствах?

(рассчитываю, что дети скажут «нет»)

3 мин

– Ребята$, а какие современные устройства хранения информации, Вы считаете самыми популярными?

– Флеки

– Сейчас ребята, мы с Вами рассмотрим какая информация возможна для записи на flash карту.

(на интерактивной доске отображается подготовленный слайд)

– А какую информацию, мы с Вами можем записать на Flash карту.

– …

– Вот смотрите ребята, размер музыкального файла, приблизительно 5МБ, размер качес$твенной фотографии 3МБ, а размер определенного фильма 1ГБ или 1024МБ.

– Рассмотрим сколько и какую информацию мы с Вами сможем записать на Ваши устройства.

– Флеш карта, объем которой 1ГБ. 1ГБ равен 1024МБ. Сколько песен мы с вами сможем записать на эту флеш карту?

– Посчитайте на компьютере с использованием калькулятора.

$

1024/5=204 песни.

– А сколько мы сможем записать фотографий? 1024/3=341 фотографию.

– А сколько мы сможем записать фильмов? 1024/1024=1 фильм.

2 мин

Молодцы ребята, справились! А сейчас ребята, вернемся к телефонам.

(ребята отвечают положительно)

– Вы когда-нибудь задумывались, о том, сколько песен или фотографий можно записать в память Вашего телефона на $flash память?

($ребята отвечают отрицательно)

– Вот сейчас мы с Вами и выясним (на интерактивной доске отображается таблица

– Итак, ребята, помогите мне выяснить сколько и какой информации, возможно записать на Flash память моего телефона, если Flash$ память моего телефона 4Гб.

– Так ребята, пользователи с 1 по 3 компьютер высчитают сколько я могу записать фотографий, пользователи с 4 по 6 компьютер высчитают сколько я могу записать музыкальных файлов, а пользователи 7 и 8 компьютера высчитают сколько я могу записать видеофайлов.

– Как только Вы решите задачу, проходите к доске и проверяете.

(ребята самостоятельно выполняют задание и заполняют таблицу на доске).

– Теперь ребята, Вы знаете как самостоятельно определить сколько и какой информации можно записать в память Вашего телефона.

– Сейчас ребята, самостоятельно, определите, сколько и какую информацию возможно записать на $Flash памть Вашего телефона.

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Молодцы ребята, справились!

– Все эти устройства о которых мы с Вами сегодня говорим, и те устройства которые Вы получили вначале уро$ка, в том числе и ваши телефоны, в том числе и папирус, и глиняные дощечку – все это, это устройства хранения важной информации, то есть

– кладези информации либо устройства хранения информации.

– А сейчас ребята, необычное задание, продолжите мое высказывание.

  1. На сегоднешнем уроке, мы повторили …

  2. На сегодняшнем уроке, мы узнали…

  3. На сегодняшнем уроке, мы работали с …

– И так ребята, мы с вами только что проверили цели и задачи, которые мы с Вами ставили $на наш сегодняшний урок.

– Молодцы ребята, сейчас я вручаю Вам Ваш опорный конспект, который Вы сами и составили всем классом на сегодняшнем уроке (раздаю конспекты).

– На этом урок окончен, Всем спасибо досвидания.

Корре$кция знаний Рефлексия Самооцен-ка

СамоконтрольПроблемный диалог Повторение о способах получения информации

Оценивание усваиваемости содержания.

Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив )

Структурирова-ние знаний.Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

$

Умение выражать свои мысли

Авторы учебника: Босова Людмила Леонидовна и Босова Анна Юрьевна.

Вашему вниманию был предтавлен урок в 5 классе, предмет информатика.$

ТЕМА УРОКА: КЛАДЕЗЬ ИНФОРМАЦИИ

Мной была поставлена следующая ЦЕЛЬ УРОКА: Познакомить учащихся с основными устройствами хранения информации.

Были определены задачи урока:

  1. Сформировать понятие «устройство храниния информации»;

  2. Развивать иформационную культуру учащихся;

  3. Воспитывать познавательные потребности интереса к предмету.

Урок метапредметный и соответствует федеральным государственным стандартам. Я предполагал формирование универсальных учебных действий:$

  1. Личностные

Формирование целостного мировоззрения, информационной культуры, а так же уважительного отношения к истории.

II. Метапредметные:

1.Регулятивные: умение использовать внешний план для решения поставленной задачи, слич$ать результат с поставленной целью.

2.Коммуникативные: характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы, выслушивание собеседника и ведение диалога.

3.Познавательные: приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых предположений.

  1. $Предметные универсальные учебные действия

Знать понятия «носители информации» и « объём информации».

На уроке, я использовал следующее оборудование: Персональные компьютеры учащихся, компьютер учителя, интерактивная доска, проектор и принтер.

Весь урок я разделил на 3 этапа: ЭТАП МОТИВАЦИИ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ, ОСНОВНОЙ ЭТАП ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РЕФЛЕКСИЮ.

$На первом этапе я поставил следующие задачи: Настроить учащихся на дружеское общение на уроке. Организация групп.Мотивация к изучению новой темы. Выдвижение гипотез к проблемному вопросу. Формулирование учебной проблемы в виде темы урока. Постановка и уточнение целей урока.$

Использовал следующие методы и формы: Побуждающий диалог. Создание интриги. Просмотр отрывка фильма. Метод демонстрации, частично-поисковый. Словарная работа (анализ слова « кладезь»). Дедуктивный метод. Формы работы:$ коллективная и индивидуальная.

Формировал универсальные учебные действия

  1. ЛИЧНОСТНЫЕ: Смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. А так же критический анализ информации).

  2. $РЕГУЛЯТИВНЫЕ: Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно). Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

  3. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: Уметь самостоятельно контролировать ситуацию работы с компьютером. Поиск и выделение необходимой информации. Анализ объекта. Выдвижение гипотез.

  4. КОММУНИКАТИВНЫЕ: $Организовать учебное сотрудничество: сотрудничество с учителем и сверстниками.

НА ДАННОМ, Я СЧИТАЮ, ЧТО ПОСТАВЛЕННЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, БЫЛИ ВЫПОЛНЕННЫ.

ХОЧУ ОТМЕТИТЬ ТАКИХ УЧАЩИХСЯ КАК … КОТОРЫЕ ОТСТАИВАЛИ СВОЕ МНЕНИЕ.

На основном этапе я ставил следующие задачи: Познакомить с алгоритмом работы, с целями данного этапа. Актуализация знаний. Формировать представление о важности информационных процессов в развитии личности. Обработка информации, выделение главного, обсуждение в группе, коррекция знаний. Самооценка. Мотивация на получение зн$аний. Получение достоверной информации различными способами.

Использовал методы и формы: Коллективная, групповая. А так же интерактивные технологии. Метод Наблюдения. Приём «выдели главное», исследовательско-эвристический. Работа с таблицами. Метод информационно-развивающий. Объяснение общего алгоритма работы групп.

Формировал универсальные учебные действия

  1. ЛИЧНОСТНЫЕ: $Опыт использования технических средств в учебной и практической деятельности. Критический анализ информации.

  2. РЕГУЛЯТИВНЫЕ$: Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров. Структуирование информации. Повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ. Прогнозирование результата и уровня усвоения знаний. Оценка (выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения). Саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию).

  1. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Смысловое чтение.

  2. КОММУНИКАТИВНЫЕ: Планировани$е сотрудничества со сверстниками –определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Постановка вопросов. Осуществление взаимного контроля и оказание в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

  3. НА ДАННОМ, Я СЧИТАЮ, ЧТО ПОСТАВЛЕННЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, БЫЛИ ВЫПОЛНЕННЫ.

  4. ХОЧУ ОТМЕТИТЬ ТАКИХ УЧАЩИХСЯ КАК … КОТОРЫЕ ОТСТАИВАЛИ СВОЕ МНЕНИЕ.

$На заключительном этапе, я ставил следующие задачи: Коррекция знаний. Рефлексия. Самооценка.

Использовал следующие методы и формы: $Самоконтроль. Проблемный диалог. Повторение.

Формировал универсальные учебные действия:

  1. ЛИЧНОСТНЫЕ: $Оценивание усваиваемости содержания.

  2. РЕГУЛЯТИВНЫЕ: Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив).

  3. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: Структурирование знаний. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

  4. КОММУНИКАТИВНЫЕ: Умение выражать свои мысли.

Физминутку, заменили хождением по классу. Я считаю с целями и задачами которые были поставленны в начале урока, мы совместно с ребятами справились.

$Хотелось бы сказать спасибо ребятам, которые вели себя активно и раскрепощенно, не смотря на то что урок вел не знакомый для них учитель. Особая благодарность классному руководителю и учителям, преподающим в этом классе.

Спасибо за внимание.

Еще записи

Leave a Comment