Конспект урока по информатике на тему: «Основы логики»

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа №4 г. Асино Томской области

$

Конспект урока по информ$атике

на тему:

«Основы логики»

учитель информатики

Кривенцов Л.А.,

$ первая квалификационная категория

2011

Конспект урока на тему «Основы логики».

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний,

Цель урока:

Знакомство с основными понятиями логики.

Задачи урока:

$ а) Образовательные:

  • обеспечить в ходе урока усвоение и первичное закрепление новых понятий.

$б) Развивающая:

  • формирование учебных навыков обобщения имеющейся информации;

  • развитие умений выделять главное в новом изучаемом материале.

в) Воспитательная:

  • формирование отношения сотрудничества при групповой работе;

  • аккуратность.

г) Здоровьесберегающая:

  • соблюдение санитарно – гигиенических требований к уроку информатики.

Оборудование:

Техническое:

  • мультимедийная установка;

Программное:$

  • операционная система Windows XP

  • приложение Microsoft Office PowerPoint 2003 и старше.

Другое:

  • раздаточный материал.

$План урока:

  1. Организационный момент (2 мин)

  2. Изучение нового материала (28 мин)

  3. Самостоятельное задание (5 мин)

  4. Итоги урока. Вопросы учеников (3 мин)

  5. Домашнее задание (2 мин)

Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Проверка присутствующих. Настрой на урок.

2. Изучение нового материала.

Логика – это очень древняя наука, которая развивалась в два этапа:

  • Ученый и $философ Аристотель (384-322 г.г. до н.э.) пытался найти ответ на вопрос «Как мы рассуждаем», изучал правила мышления. Аристотель впервые дал систематическое изложение логики, подверг анализу человеческое мышление, его формы – понятие, суждение, умозаключение. Так возникла формальная логика.

  • Появление математической, или символической, логики. Основы ее заложил немецкий ученый и философ Г.В. Лейбниц (1646-1716). Он сделал попытку построить первые логические исчисления, считал, что можно заменить простые рассуждения действиями со знаками, и привел соответствующие правила. Но он выдвинул только идею, а развил её окончательно англичанин Д. Буль (18$15-1864). Буль считается основоположником математической логики как самостоятельной дисциплины. В его работах логика обрела свой алфавит, свою орфографию и грамматику.

Тема «Логика» содержит больш$ое количество незнакомых терминов. Чтобы облегчить их усвоение, учитель демонстрирует презентацию. Основные понятия учащиеся должны записать в тетрадь в ходе объяснения материала во время показа учебной презентации.

Логика – это наука о формах и способах мышления. Основными формами мышления являются понятие, суждение, умозаключение.

Понятие – это форма мышления, фиксирующая основные, существенные признаки объекта. Например: компьютер, принтер, монитор.$

Понятие имеет две стороны: содержание и объем.

Содержание понятия составляет совокупность существенных признаков объекта. Например, содержание понятия персональный компьютер – это универсальное электронное устройство для автоматической обработки информации, предназначенное для одного пользователя.

Объем понятия определяется совокупностью предметов, на которую оно распространяется. Например: объем понятия персональный компьютер – совокупность существующих в мире персональных компьютеров.

Высказывание – это форма мышления, выраженная с помощью понятий, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах и отношениях между ними.

$ Высказывания могут быть ложными/истинными и простыми/составными.

Истинно суждение, в котором связь понятий правильно отражает свойства и отношения реальных вещей.

Суждение ложно в том случае, когда связь понятий не соответствует реальной действительности.

Например:

  1. Истинное и простое высказывание: Буква “А” – гласная.

Высказывание называется простым, если никакая его часть сама не является высказыванием.

Высказывание, состоящее из простых высказываний, называется составным.

$Вопросительные и восклицательные предложения не являются высказываниями, так как в них ни чего не утверждается и не отрицается.

Например:

  1. Нельзя касаться оголенных проводов!

  2. Когда закончится урок?

Высказывания могут выражаться с помощью математических, физических, химических и прочих знаков. Например: 12O+SO2=H2SO4.

Умозаключение – это форма мышления, с помощью которой из одного или нескольких суждений (посылок) может быть получено новое суждение (заключение).$

Алгебра высказываний

Алгебра высказываний была разработана для того, чтобы можно было определять истинность или ложность составного высказывания, не вникая в их содержание.

Алгебра логики (алгебра высказываний) – раздел математической логики, изучающий строение (форму, структуру) сложных логических высказываний и способы установления их истинности с помощью алгебраических методов.

Под высказыванием (суждением) будем понимать повествовательное предложение, относительно которого можно сказать, истинно или ложно.

$

В алгебре высказываний простым высказываниям ставятся в соответствии логические переменные, обозначаемые прописными буквами латинского алфавита.

Например:

А=«Сейчас идёт урок информатики»

$В=«Уже 9 часов вечера»

Высказывания, как говорилось уже ранее, могут быть истинными или ложными. Истинному высказыванию соответствует значение логической переменной 1, а ложному – значение 0 .

Например:

А=1
В=0

3. Самостоятельное задание.

После просмотра презентации учащиеся выполняют самостоятельно задание (приложение 1).

После выполнения задания 1 учащиеся проверяют правильность решения, обменявшись выполненными заданиями.

$4. Итоги урока. Вопросы учеников.

5. Домашнее задание.

$

Приложение 1

Задание 1

Фамилия, Имя ______________________

Расставьте стрелки в соответствии с определениями

Форма мышления, с помощью которой из одного или нескольких суждений может быть получено новое суждение.

$

$

Логика

Форма мышления, фиксирующая существенные признаки объекта

Умозаключение

Наука о формах и способах мышления

Понятие

Высказывание, построенное на основании простых высказываний.

Ложь

Высказывание, не соответствующее действительности.

$

Составное

Количество баллов:___________________

Список используемой литературы:

  1. Н.Д. Угринович, Учебник для 10-11 классов «Информатика и информационные технологи$и», -М., Лаборатория Базовых Знаний, 2004.

  2. ЛОГИКА. Учебное пособие. Издание 2-е: Москва, Издательство «Знание», 1998

  3. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. / Угринович Н.Д., Босова Л.Л., Михайлова Н.И. – М. Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

  4. Логика в информатике. / Лыскова В.Ю., Ракитина Е.А. – М. Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

Еще записи

Leave a Comment