Конспект урока по Информатике "Основные устройства ввода. Назначение и устройство компьютерных мышей"

Тема урока: «Основные устройства ввода. Назначение и устройство компьютерных мышей».

Предмет: «Архитектура ЭВМ и ВС»

Группа: 441

Цель урока:

• Рассказ учащимся о предназна$чении мыши, об ее устройстве.

• Создание условий для развития целеустремленности, активности в обучении, развивать компьютерную грамотность, умения работы е мышью, помочь учащимся осознать социальную и практическую значимость учебного материа$ла.

• Воспитание интерес к предмету, внимание.

• Воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности;

• Развитие познавательных интересов, навыков работы с мышью, самоконтроля.

• Формирование умения грамотно излагать свою точку зрения.

Задачи урока

- обучающие

• Рассказать об ист$ории возникновения компьютерной мыши;

• Сформировать представление о её назначении;

• Ввести понятие компьютерная мышь и её основных приёмах управления;

-развивающие

• Развивать внимание, память, логическое мышление, умение делать выводы;

-воспитательные

• Воспитывать интерес к предмету, внимание.

$Тип урока: изложение нового материала

Формы работы: Фронтальный опрос, групповая, индивидуальная работа.

Ход урока

  1. Организационный этап.

На этом уроке мы с вами продолжим знакомство с основными устройствами компьютера и перейде$м от изучения внутренностей системного блока к основным устройствам ввода.

(2 слайд)

  1. $ Проверка домашнего задания.

На предыдущих занятиях мы с вами рассматривали внутреннее устройство ПК.

- Что за компонент ЭВМ вы видите на слайде? (жесткий диск)

- Жесткий диск это устройство для хранения информации. Давайте вспомним его основные компоненты

  1. Печатная плата - она служит для управления работой жесткого диска.

  2. Блок магнитных головок - самая крупная деталь БМГ, обычно называется кронштейном или коромыслом. На конце коромысла находятс$я головки на пружинной подвеске для чтения информации с дисков.

  3. Сепаратор. Он нужен для выравнивания потоков воздуха и снижения акустических шумов.

  4. Вид блино$в и сепараторов сбоку.

  1. Изучение новой темы:

Сегодня мы более детально рассмотрим одно из основных устройств ввода информации, которое можно подключить к системному блоку.

Назовите основные устройства ввода: (клавиатура, мышь)

Итак, что же такое "мышь"$?

3 слайд

Компьютерная мышь – гаджет который есть у каждого. На сегодняшний день это полезное «животное» сильно отличается от своего первого экземпляра. Прошло уже 45 лет с того момента, как первая мышь поступила в продажу и начала сопровождать персональный компьютер.

"Мышь" - это манипуляторное устройство ввода информации.

Давайте прослушаем выступление Му$ромцевой Анастасии, которая познакомит нас с историй появления этого устройства.

4 слад - титульный

5 слайд

В начале 60-х гг в интересах космической программы и частичном финансировании NASA, групп$а ученых Стэнфордского университета, возглавляемая Дугласом Энгельбартом, разработала компьютерную мышь за три года до её официальной премьеры.

6 слайд

Первая компьютерная мышь выглядела совсем не так как современные мыши.

7 слайд

Тогда устройство, без которого сегодня пользователь не может представить себе работу на персональном компьютере, называлось индикатор позиций Х и Y. Само назван$ие «мышь» появилось после того, как однажды коробочка с хвостом напомнила сотруднику лаборатории домашнего вредителя.

8 слайд

Конечно, с тех пор манипуляторы разительно изменились, большой вклад в это внесла компания Apple, снабдившая в 1984 году один из своих ПК однокнопочной мышью.

9 слай$д

С момента испытания первой компьютерной мыши её конструкция существенно изменилась, появилось множество моделей от различных производителе$й, существенно превосходящих предшественницу по своим функциональным возможностям.

Вместе с устройством мышей изменялся и их внешний вид. От угловатой и неудобной коробочки они эволюционировали до высокоэргономичных устройств, в которых продумана$ каждая мелочь

Непрерывный технологический прогресс сделал современные компьютерные мыши совсем не похожими на своих далеких предков. Что же будет с мышью в будущем? Приобретет она новую форму или новые возможности или же исчезнет совсем?

(10 слайд)

Мыши различаются:

$- количеству кнопок (2- и 3-кнопочные мыши);

- способу соединения (проводные и беспроводные мыши).

- по способу считывания информации (механические, оптико-механические, оптические);

$

Среди многообразия компьютерных мышей можно выделить отдельные группы, относящиеся к одному виду. Давайте рассмотрим виды манипуляторов "мышь". Всего существует 4 основных вида.

Рассмотрим принцип работы и описание каждого из видов компьютерной мыши в отдельности.

(11 слайд)

Механическая мышь.

$ Внутри корпуса механической мыши размещена микросхема, на которой находятся микропроцессор, управляющий работой мыши.

(12 слайд)

Внутренний состав манипулятора:

  • резиновый шарик;

  • 2 диска$ с прорезями;

  • ролики, закрепленные на осях X и Y;

  • фотоэлементы.

В механических мышах информация о перемещении курсора формируется с помощью металлического шарика, покрытого резиной, который касается поверхности стола$ и вращает два координатных валика — горизонтальный и вертикальный. Вращение валиков преобразуется в электрические сигналы, которые передаются по кабелю в компьютер.

Ось вращения одного валика имеет направление "назад-вперед", другого - "влево-вправо". На осях установлены диски с прорезями. На первом находится источник света (невидимый глазу частотный диапазон), на другом - фотоэлемент, который безукоризненно определяет, падает ли на него свет -это, конечно, зависит от положения диска с прорезями. Поскольку таких растровых дисков два, то порядок освещения фотоэлементов однозначно определяет направление движения мыши, а частота возникающих на выходах светодиодов импульсов - скорость.

Такую мышь час$то приходилось разбирать и очищать от пыли ее движущиеся части — шарик и координатные валики. Пыль с поверхности коврика постоянн$о скапливалась на валиках и препятствовала их вращению, а значит, и перемещению курсора. Несмотря на эти недостатки, механический тип мышей долгое время доминировал.

13 слайд

Оптико-механическая мышь:

Позднее, во время массового распространения ПК рынок заняли оптико – механические мышки с шариком внутри.

Подавляющее число компьютерных мышек использовали раньше оптико-механический принцип кодирования перемещения.

14 слайд – (схема оптико - механической мышки)

В отличие от механической мыши у этой разновидности появляется 3 элемент (к$нопка или ролик), а так же светодиод, который в некотором смысле упростил работу датчиков перемещения.

Оптико-механическая мышь является переходным звеном между механической и оптической видами мыши.

$ Недостатки: загрязняемость движущихся частей. Пыль с коврика скапливается на валиках и препятствует их вращению, а значит, и перемещению курсора. Такой вид мыши необходимо периодически подвергать тщательной очистке.

15 слайд схема оптико-механической мышки – скрытый

$ (практическая работа за партами - работа с мышками)

Достоинства: Дешевизна, работают с любым ковриком

Недостатки: Требуют периодической чистки, ограниченный срок службы.

16 слайд

Оптическая мышь:

В какой то момент оптико –механические мыши начали уступать свои позиции оптическим, сенсор которых фотографировал поверхность подсвеченную крас$ным светодиодом. Для повышения точности некоторые мыши оснащались сразу двумя сенсорами.

Изначально оптические мыши из-за высокой стоимости и наличия специального коврика не имели широкого распространения. Однако $разработанное второе поколение оптических мышей, уже способны работать на любой поверхности. При этом оптическая мышь сканирует поверхность стола 1500 раз в секунду и обеспечивает большую точность регистрации перемещения, чем любая другая мышь из представленных на рынке. Первым такую мышь выпустила компания Microsoft, а затем их стали выпускать и остальные производители. Постепенно моделей «без шарика» становилось все больше, цены на них снизились практически до уровня оптико-механических устройств. В последнее время медленно, но верно оптические мыш$и сумели завоевать доминирующее положение на рынке.

17 слайд

В состав оптической мыши входит

        корпус;

        светодиод рабочей подсветки;

        светодиод декоративной подсветки;

        блок управления колесиком прокрутки;

        микропереключатели;

        фокусирующая линза;

        электронная схема;

        фотоприемник.

Принцип работы опт$ической мыши:

С помощью светодиода, и системы фокусирующих его свет линз, под мышью подсвечивается участок поверхности. Отраженный от этой поверхности свет, в свою очередь, собирается друг$ой линзой и попадает на микросхему, где специальный процессор обрабатывает полученное изображение.

Отсюда выплывает основное преимущество оптической мыши — поскольку у нее нет трущихся деталей, она прослужит значительно дольше, но ее нужно оберегать от ударов.

Также в корпус оптической мыши не попадает пыль, поэтому ее не нужно периодически разбирать и чистить, как механическ$ую.

Оптические мыши до сих пор распространены среди компьютерных пользователей. Их преимуществом является низкая цена и разнообразный дизайн на любой вкус.

Для оптических мышей не нужен коврик — они работают практически на любой ровной поверхности, кроме зеркала. К тому же чувствительность оптических мышей значительно выше — в большинстве последних моделей она составляет 800 точек на один дюйм, в то время когда чувствит$ельность механических мышей находится в пределах 400—500 точек/дюйм.

18 слайд

Лазерная мышь:

В последние годы была разработана новая, более совершенная разновидность оптического датчика, использующего для подсветки специальный лазер. Компьютерные мыши, использующие такой тип датчика, называется лазерные.

$ 19 слайд – внутреннее строение лазерной мышки

Преимущества лазерных мышей:

  • высокая надёжность;

  • успешная работа на зеркальных и стеклянных поверхностях;

  • отсутствие свечения;

  • низкое энергопотребление.

$ 20 слайд – отличие лазерных мышей от оптических

$ 21 слайд

Качество мыши определяется ее разрешающей способностью, которая измеряется числом точек на дюйм - dpi (dot per inch). Эта характеристика определяет, насколько точно курсор будет передвигаться по экрану. Для мышей среднего класса разрешение составляет 400-800 dpi.

  1. Практическая работа на ЭВМ

Практическая работа № 1 «Определение$ разрешающей способности экрана монитора и мыши»

Сейчас мы выполним практическую работу, в ходе которой вы научитесь определять разрешающую способность такого устройства компьютера как мышь. Практическую работу вы будете выполнять в парах, если возникнут вопросы, поднимите руку, я к вам подойду.

Цель работы. Определить разрешающую способность мыши.

Задание. Узнать установленную разрешающую способ­ность экрана монитора и определить разрешающую спос$об­ность мыши. Использовать для вычислений стандартное приложение Windows Калькулятор.

Указания по выполнению работы. Переместить указа­тель мыши на определенное количество точек (например, от одного края экрана до другого)$ и измерить с помощью линей­ки расстояние, на которое переместится мышь по поверх­ности стола. Перевести расстояние из сантиметров в дюймы и разделить количество точек на расстояние в дюймах.

Определение разрешающей способности экрана монитора и мыши

  1. $ Узнаем разрешающую способность экрана монитора.

  2. Щелкнуть правой кнопкой мыши на Рабочем столе и в

  3. контекстном меню выбрать пункт Свойства.

  4. На открывшейся диалоговой панели Свойства: Экран

  5. $ перейти на вкладку Параметры.

  6. Положение ползунка Разрешение экрана указывает

  7. установленную разрешающую способность экрана: 1024 на 768 точек.

Определим разрешающую способность координатного устройства ввода например, мыши).

  1. Установить указат$ель мыши на экране монитора в край­нее левое положение, а нулевое деление линейки совмес­тить с центром мыши.

  2. Переместить указатель мыши на экране монитора в крайнее правое положение и считать с линейки положе­ние центра мыши. Указатель мыши перем$естится по эк­рану на 1024 точки, а измеренное расстояние, на кото­рое переместится мышь, будет равно, например, 5,5 см.

  3. Запустить стандартное приложение Калькулятор и произвести следующие вычисления:

  4. Расстояние, на которое переместилась мышь в дюймах равно: 5,5 см : 2,54 см/дюйм = 2,2 дюйма.

  5. Разрешающая способность мыши: 1024 точки : 2,2 дюйма =465 точек/дюйм.

$

*Все вычисления примерны и для общего понимания.

Практическая работа № 2

Карточка № 1

Вы являетесь продавцом консультантом в компьютерном магазине. К вам за помощью обратилась домохозяйка. Ей необходимо приобрести «Домашний компьютер» для ребенка. Ваша задача помочь ей в этом. (нужно указать все составляющие «Домашнего ко$мпьютера», опираясь на полученные ранее знания)

Карточка № 2

Вы являетесь продавцом консультантом в компьютерном магазине. К вам за помощью обратился фотограф. Ему необходимо приобрести компьютер для работы. Ваша задача помочь ему в этом. (нужно указать все составляющие «компьютера», опираясь на полученные ранее знания)

Карточка № 3

Вы являетесь продавцом консультантом$ в компьютерном магазине. По телефону к вам за помощью обратился программист. Ему необходимо приобрести компьютер-сервер для организации. Ваша задача помочь ему в этом. (нужно указать все составляющие «Компьютера-сервера», опираясь на полученные ранее знания)

5. Итог занятия

Итак, целью урока было знакомство с устрой$ства ввода. Эта цель достигнута.

На следующих уроках мы продолжим работу по ознакомлению с устройствами ввода.

Урок окончен.

6

Post Comment