Конспект урока по Информатике "Понятия ИСТИНА и ЛОЖЬ" 2 класс

Береснева Светлана Павловна

учитель информатики,

МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 9»,

Разработка урока информатики 2 класс

По учебнику информатика в играх и задачах. 2-й класс: в 2-ух частях. Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О.

Конспект урока по информатике 2 класс

$ Тема: Понятия ИСТИНА и ЛОЖЬ.

Задачи:

Учебно-познавательная – формирование умений работать с понятиями истина и ложь; научить определять истинность простых высказываний.

Развивающая - развитие познавательных и творческих способностей учащихся, наглядно-образного мышления.

Воспитательная - воспитание усидчивости, аккуратности, внимательности при выполнении практических работ.

$

$

Содержание учено-познавательной деятельности

Методический инструментарий

Ориентиры развития

$

2

1.

$

Мотивация. (Слайд № 1)

2.

Актуализация знаний. (Слайд № 2)

Цель: Проверить готовность учащихся к уроку, уровень усвоения знаний на предыдущем уроке.

Повторение материала, предыдущего раздела учебника. Протекает в виде беседы.

Развитие учебно-познавательной

мотивации

$

3

Изучение нового материала.

Понятия ИСТИНА и ЛОЖЬ.

Игра «Собери вместе» (Слайд № 3)

На доске изображения фруктов и овощей. Учитель просит учеников собрать их в две корзины (нарисовать стрелки). Ученики выходят к доске по очереди.

В какой-то момент ученики замечают, что на некоторых изображениях ошибка.

Учитель включает слайд с проверкой этого задания.

$

Учитель акцентирует внимание на том, что большинство подписей соответствовали изображениям, т. е. были верными, а некоторые подписи оказались неверными. Говорят: «Подпись истинна» или «Подпись ложна».

Учитель еще раз повторяет, что истина - это правда, а ложь - неправда.

Задание 1 в тетради. (Слайд № 5)

Ученики должны прочитать подписи под картинками, раскрасить картинки, на которых изображена истина, и вычеркнуть картинки, на которых изображена ложь. Разбирается каждая картинка по очереди. Ученики называют изображение, читают подпись и делают вывод о ее истинности.

Ключ:

а) истина;

б) ло$жь;

в) ложь;

г) истина.

$

Фронтально-индивидуальная работа у интерактивной доски

Развитие зрительной памяти, мышления.

3

4

3адание 2 в тетради. (Слайд № 6)

Ученики должны заменить ложные подписи истинными Учитель обращает внимание, что в некоторых случаях ложна часть подписи, тогда исправить нужно только эту часть. Например, на рисунке в) изображен действительно конверт, но его форма указана неверно. Значит, нужно зачеркнуть слово треугольный и написать вместо него прямоугольный. На рисунке г) неверно ука$зан цвет, на рисунке е) - название животного.

Ключ:

а) чайник;

в) прямоугольный конверт;

г) белый гусь;

$е) полосатый кот.

Фронтально-индивидуальная работа у интерактивной доски

5

Игра «Найди ошибку» (Физпауза). (Слайд № 7)

Учитель показывает изображения предметов с названиями. Если предмет назван верно, то ученики сидят спокойно. Если предмет назван неверно, то ученики встают. Желательно учесть название предмета, цвет, форму, материал, вкус и т. д.

Задание 3 в тетради. (Слайд № 8)

Ученики должны придумать и нарисовать такие картинки, чтобы подписи под ними оказались истинными:

1) Можно нарисовать мяч любого размера и цвета.

2) Нужно нарисовать лист зеленого цвета, любой формы и размера.

3) Нужно нарисовать флажок треугольной формы любого цвета

$ и размера.

4) Нужно нарисовать любой съедобный предмет.

Ученики выслушивают ответы друг друга и высказывают свое мнение: «Я согласен с Олей, так как яблоко - это съедобный предмет».

Фронтальная работа

$

Фронтально-индивидуальная работа с взаимо-проверкой

Формирование здорового образа жизни

$

Развитие познавательной деятельности обучающихся

3адание 4 в тетради. (Слайд № 9)

Ученики должны подчеркнуть истинные подписи под картинками. Учитель обращает внимание, что для одного и того же предмета можно подобрать неско$лько истинных названий.

Ключ:

а) шкаф, мебель, деревянный предмет, предназначен для хранение одежды;

б) часы, носят на руке, показывают время, механический

предмет.

Задание 5 в тетради. (Сла$йд № 10)

Ученики должны найти и обвести те предметы, для которых подписи будут истинными.

Ключ:

а) фиолетовая чашка;

б) букварь, учебник математики;

в) флажок, тетрадь.

Формирование мотивации интереса к предмету

Игра «Исправь ошибку».

Учитель вызывает к доске четверых учеников с первых парт. Учитель произносит высказывания, а ученики определяют истинность этих высказываний. Если высказывание ложно, ученики предлагают варианты исправления ошибки.

Например:

Все ученики - мальч$ики (Вместо девочки вызвать к доске мальчика).

У д$оски 5 человек (Один ученик садится на место).

У учеников в руке по одному карандашу (Ученики берут по карандашу).

4

6

Задание 6 в тетради. (Слайд № 11)

Ученики должны исправить рисунки так, чтобы подписи были истинными.

Ключ:

а) раскрасить машину в зеленый цвет;

б) вычеркнуть грушу;

в) дорисовать одну чашку.

Игра «Это мы».

- Первый класс, первый класс, сколько грамотных у нас?

- Тридцать три, тридцать три, ВСЕ открыли буквари.

- Кто из вас, кто из $вас опоздал сегодня в класс?

- Тридцать три ученика в класс явились до звонка.

Учитель придумывает и произносит высказывания, касающиеся учеников класса. Учитель просит встать тех учеников, для которых высказывание истинно. Далее учитель обращает внимание, если встали все ученики класса, то при составлении высказывания можно использовать слова ВСЕ, КАЖДЫЙ, если встают не все ученики, то можно использовать слово НЕКОТОРЫЕ, если не встал ни один ученик, то можно использовать слова НИКТО, НИ ОДИН, НЕТ. Учитель выписывает эти слова на доске в три столбика.

$

Например:

Кто из вас ученик второго класса? - ВСЕ дети в этом классе -ученики второго класса.

Кто из вас занимается спортом - НЕКОТОРЫЕ дети в нашем классе занимаются спортом.

3адание 7 в тетради. (Слайд № 12)

Ученики должны определить истинность$ высказываний относительно картинки. Если ученики затрудняются правильно определить истинность высказываний, учитель может предложить им такой прием - перед высказыванием добавить вопрос: «Правда ли, что...?» Ответ: «Да, правда» говорит, что высказывание истинно. Ответ: «Нет, неправда» означает, что высказывание ложно.

Ключ:

а) И; г) Л;

б) Л; д)Л;

в) И; е) И.

Фронтальная работа на интерактивной доске

Развитие зрительной памяти, образного, творческого мышления.

$Фронтальная работа на интерактивной доске

7

3адание 8 в тетради. (Слайд № 13)

Учитель. Известно, что в одной из кор$обок зеленые карандаши, а в другой красные. Но надписи на коробках ложные.

Ученики рассуждают: «Если на коробке написано «Зеленые», то в ней красные карандаши. Если на коробке написано «Красные», то в ней зеленые карандаши.

Ключ:

Карандаши в коробке с надписью «Зеленые» надо раскрасить красным цветом, а в коробке с надписью «Красные» - зеленым.

Фронтальная работа на интерактивной доске

Формирование мотивации интереса к предмету$

8

Задание 9* в тетради. (Слайд № 14)

Ученикам необходимо определить, в каком из горшков находится мед, если надписи либо обе истинны, либо обе ложны. Поскольку в условии сказано, что в одном из этих горшков лежит мед, значит, надпись: «В этих горшках меда нет» - ложная. Значит, по условию задачи ложная и надпись: «Мед здесь» - в горшке с этой надписью меда нет. Следовательно, мед находится в горшке с надписью: «В этих горшках меда нет».

Фронтально-индивидуальная работа у интерактивной доски

$

Развитие мыслительной деятельности

9

3адание10*в тетради. (Слайд № 15)

Ученикам необходимо определить, кто спрятал мишку, если все высказывания ложны. Дима говорит: «Мишка у меня». Значит, у Димы мишки нет. Женя говорит: «Мишка у Вити». Значит, и у Вити мишки нет. Витя говорит: «У Жени мишки нет». Значит, мишка у Жени.

Ключ: Женя.

Индивидуальная работа с самопроверкой

$

Развитие мыслительной деятельности

10

Задание 11* в тетради. (Слайд № 16)

$ Ученикам необходимо определить, кто потерял солдатика. Рассуждать можно так: «Предположим, что первое высказывание ложное, а второе истинное. Получаем, что солдатика потерял Вова и солдатика потерял Слава. Но потерял кто-то один. Следовательно, этот вариант не проходит. Значит, первое высказывание - истинное, а второе - ложное. Таким образом, потерял не Вова и не Слава. Остается Никита. Никита потерял солдатика».

Ключ: Никита.

Индивидуальная работа с самопроверкой

Развитие памяти, образного, творческого мышления.

5

11

Практическая работа.

Ребята садятся за компьютеры, запускают программу «Мир информатики», заходят в раздел «3 год обучения» и$ выбирают тему «Элементы логики. Слова кванторы» и учатся правильно определять истинность и ложность высказываний.

Индивидуальная работа за компьютером

$

Формирование информационно-коммуникационной культуры. Развитие внимания при выполнении практической работы

12

Домашнее задание

Задание 12 в тетради.

Ключ: истинны вторая и третья картинки. (слайд 17)

13

Подведение итогов.

Учитель задает вопрос ученикам, с какими новыми понятиями они познакомились на уроке (истина и ложь).

Объявляет оценки за урок и выставляет их в$ дневник.

Post Comment