Конспект урока по Информатике "Устройство компьютера" 8 класс

$

$Методическая разработка учебного занятия с конструированием оценочных средств

$

Работу выполнила:

Иванчина И. И.

$

Тюмень 2014

  1. План методической разработки

Предмет: Информатика и ИКТ

Тема: Устройство компьютера

Контингент учащихся: 8 класс

Дата проведения:

Время проведен$ия, общая продолжительность: 2 четверть, 3 урока, 120 минут.

Место проведения: кабинет информатики МАОУ СОШ №44 города Тюмени.

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, лист бумаги формата А3 или А4, простой карандаш, резинка, цветные карандаши или фломастеры.

Основная форма проведения занятия: лабораторно-$практическая (изучение учебной и справочной литературы, оформление результатов работы в виде кластера).

Методы и приемы обучения: объяснение, метод иллюстраций, работа с текстом, составление структурно-логических схем.

Цель учебного занятия:

образовательная -$ познакомить учащихся с устройством компьютера и назначением основных частей компьютера.

воспитательная - воспитание информационной культуры учащихся, аккуратности, дисциплинированности, развитие познавательных интересов к предмету.

$

развивающая - способствовать развитию логического мышления, памяти, внимательности при выполнении заданий, внимания, мышления, формирование творческого воображения, развивать у учащихся познавательный интерес к предмету, логическое и творческое мышления.$

Ожидаемые результаты – развиваемые компетенции:

Информационные компетенции. Знакомство с компьютером как с устройством по работе с информацией, получение технических навыков по работе с различными устройствами и приборами (наушники, колонки, принтер, сканер, web-камера и т.п.). Владение способами работы с информацией. Самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать нео$бходимую для решения учебных задач информацию.

Коммуникативные компетенции. Умение работать в группе, искать и находить компромиссы.

Ценностно-смысловые компетенции. Умение формулировать собственные учебные цели. Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию.

$ Общекультурные компетенции. Владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, художника.

Компетенции личностного самосовершенствования. Создание комфортной здоровьесберегающей среды (умение организовать свое рабочее время, распределить силы и т.д.). Создание условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы.

Учебно-познавательные компетенции . Умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности. Умение оформить результаты своей деятельности.

$

  1. Содержание занятия

    1. $Мотивирующий этап (методы и приемы, обеспечивающие мотивационную основу занятия и активизацию познавательной деятельности обучающихся):

Самостоятельная работа учащихся – один из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизации учащихся. При организации самостоятельной работы уделяю осо$бое внимание созданию стройной системы учебных заданий (задач), объединенных единой концепцией и логикой учебного курса. Их отличительная особенность - интересное содержание, простое и эффективное решение, широкий спектр применяемых технологических или алгоритмических приемов, минимальные требования к знаниям из других областей, возможность проиллюстрировать решение аналогией из жизни (если задача имеет отвлеченный характер).При построении системы зада$ний ориентируюсь на самостоятельное выполнение их учащимися. Это формирует способности к принятию решения и ответственности за его последствия. Исходная информация о задаче активизирует мыслительную деятельность учащегося, тем самым, мотивируя его на самостоятельную познавательную деятельность.

Творческая работа учащихся - творческий характер деятельности определяется в процессе постоянного наблюдения за выполнением заданий каждым учащимся со следующих позиций: уровень мотивации учащегося; оригинальность метода решения; творческая фантазия; оригинальность $оформления; уровень использования межпредметных связей; умение осуществлять самоанализ своей деятельности, выявление примененных способов и оценка результатов

    1. Основной этап$

Основное оценочное средство:

Кластер (англ. cluster – гроздь, скопление) – разбиение множества исследуемых объектов и признаков на однородные группы, или кластеры.

Внедрение в учебный процесс технологии кластеров вызвано не поиском оригинальных методов обучения и оценки, а необходимостью научить обучающихся ориентироваться в увеличивающемся потоке информации. На данном этапе важно не столько усвоить необходимый фиксированный объем знаний, сколько научиться обрабатывать большие объемы информации.

Технология работы с кластером предполагает:

  • $ выделение центрального понятия;

  • выделение связанных с центральным понятием смысловых единиц информации (текста);

  • графическое оформление смысловых единиц в определённом порядке в виде грозди.

Кластер, созданный руками учащихся, даёт возможность преподавателю отслеживать понимание учащимися темы. Для самих учащихся это возможность обобщить и структурировать предметный материал и увидеть связи между идеями и понятиями.

Кластер – это  отражение не$линейности мышления, он тесно связана с тем, как работает наш мозг. (Особенно у современных детей с "клиповым сознанием")

Работа с кластером - письменная деятельности. Побуждает писать тех учащихся, кто этого не любит. Кластер даёт возможность не только писать, но и рисовать, хотя бы до появления новых идей. В групповой работе кластер служит неким каркасом для идей группы, что даёт возможность учащимся приобщиться к ассоциациям и взаимосвязям, которые каждый из них создаёт. Рождается групповой опыт, дающий доступ к дополнительной информации.

$ Кластер создаётся в определённый временной отрезок, так воспитывается чувство времени, с одной стороны, с другой - свободное индивидуальное распределение времени каждого при работе над кластером.

Соотношение индивидуальной и групповой форм обучения: 1 урок: 15 минут фронтовая форма работы, 20 минут - индивидуальная работа, 5 минут – подведение итого$в урока. 2 урок: 5 минут – фронтовая форма работы, 25 минут – индивидуальная работа, 5 минут - подведение итогов урока, 3 урок –5 минут фронтовая форма работы, 25 минут – групповая работа (4 группы), 10 минут – подведение итогов.

Изучаемый материал: учебник для 8 класса «Информатика и ИКТ», Угринович Н.Д., параграф 2.2 «Устройство компьютера», страница 35 – 46:

$2.2.Устройство компьютера стр.35
2.2.1.Процессор и системная плата стр.36
2.2.2.Устройства ввода информации стр.37
2.2.3.Устройства вывода информации стр.42
2.2.4.Оперативная память стр. 45
2.2.5. Долговременная память стр. 46

$Формулировка задания: внимательно прочитать параграф 2 учебника для 8 класса «Информатика и ИКТ», Угринович Н.Д., тема «Устройство компьютера», страница 35 – 46. Затем индивидуально на основе прочитанной текста, построить структурно – логическую схему (кластер) по данной теме. По завершению работы разбиться на 4 группы (по количеству подтем: процессор и системная плата, устройства ввода информации, устройства вывода информации, оперативная и долговременная память) по 3-4 человека, обсудить и доработать полученные кластеры, подготовить рассказ п$о одному из кластеров о подтеме группы. Сдать кластеры на проверку.

Алгоритм работы или инструкция:

1) Ознакомиться  с текстом параграф 2 учебника для 8 класса «Информатика и ИКТ», Угринович Н.Д., тема «Устройство компьют$ера», страница 35 – 46.;

2) Составить кластерную схему, используя родо-видовые и видо-видовые связи между понятиями.

3) Посередине  листа  записать  ключевое слово «Устройство компьютера, которое является главным  для раскрытия темы, идеи;

4) Вокруг этого слова  пишутся слова или предложения, выражающие суть идеи, факты, образы,  подходящие для данной темы;

5) Затем$  по мере записи все слова  соединяются с ключевым словом. У каждого слова- спутника тоже могут появиться свои слова- спутники.

6) Схема кластера должна быть аккуратной. 

7) Во время работы можно использовать словари, энциклопедии, интернет.

8)  В итоге появляется запись- структура, которая отражает  размышления.

9) Не может $быть двух одинаковых схем - кластеров.

10) При работе над кластером необходимо использовать цветные карандаши или фломастеры.

11) Схема должна иметь графические объекты: рисунки, схемы, графики и т.п.

Форма отчетности обучающихся: интеллект карта – кластер

$

    1. Оценка компетенций обучающихся. Заполнение карты оценки компетенций.

Карта оценки уровня сформированности компетенций обучающихся

с использованием кластеров

$Результаты обучения (показатели оценки)

Уровни сформированности компетенций /

критерии оценки

Минимальный

Базовый

Повышенный

$

1.Качество освоения учебного материала (владение теоретическими знаниями и основными понятиями)

Слабо владеет теоретическим материалом

Используются теоретические знания и основные понятия

$

Активно используются теоретические знания и основные понятия предметной области,

2. Объем отраженного материала

Отражены отдельные аспекты темы

Выделена и отражена б$ольшая часть темы

Выделены и отражены все аспекты темы

$3.Творческий подход к оформлению кластера

Работа выполнена посредственно, ряд требований по составлению и оформлению кластера не выполнен

Работа отражает индивидуальный подход к оформлению

Работа имеет оригинальное оформление и нестандартный подход

$

4. Умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности.

Деятельность организованна не эффективно, работы выполнена не полностью

Деятельность организованна не достаточно эффективно, работы выполнена с недоработками

Деятельность организованна эффективно, работа выполнена полностью и в срок

  1. Рефлексия хода и результатов занятия.

Тема «Устройство компьютера$» является одной из ключевых тем предмета информатика. Изучение этой темы направленно на получение учащимися знаний: об устройстве компьютера, основных узлах , основные элементы виды и характеристики периферийных устройств, принцип работы.

Использование кластера как оценочного средства при изучении данной темы дало мне возможность, организовать индивидуальную и творческую деятельность учащихся на уроке. Уйти от привычной им формы работы на уроке. Позволило раскрыть их творческий потенциал, предоставила им$ возможность самостоятельно планировать свою деятельность и рабочее время. Создание кластеров по теме показало, что большая часть учащихся с интересом строила кластер, внимательно и глубоко прорабатывая материал, предложенный по данной теме в учебнике. Кроме того некоторые учащиеся воспользовались дополнительными источниками информации.

Проведение занятия с использованием оценочного средства - кластер, дало повышенный интерес учащихся к те$ме и предмету в целом, хорошее усвоение теоретического материала, проявление творческих способностей учащихся.

Post Comment