Конспект урока по информатике в 3 классе «Множество, отношения на множестве. Отрицание»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №2 ст.Архонская"

$

Конспект урока по информатике
в 3 классе

«Множество, отношения на множестве. Отрицание»

подготовила

учитель математики

Кальянова Марина Тазретовна

Ст. Архонская 2013

$

Цели: закрепить знания учащихся о множествах и отношениях на множестве; способствовать глубокому усвоению знаний о вы­сказываниях (составные, отрицание, истинность высказывания); закрепить знания о графах, способах их построения и выражаемых ими отношениях; формировать элементы формальной логики; раз­вивать логическое мышление, внимание, образное восприятие, на­выки обобщения и систематизации; воспитывать умение взаимодействовать с другими людьми, стремление помогать товарищам, ответственность.

$

Оборудование: письмо доброй феи, презентация.

Ход урока

  1. Организация работы.

«Фея сказочного леса». (слайд 2)

$

  • Ребята, сегодня почтальон принес в школу письмо, на кото­ром написано: школа № 2, 3 А. Как вы думаете, к$ому это письмо?

  • Давайте посмотрим, что в нем написано:

Дорогие ребята, я, Добрая фея, улетела по делам в тридевятое королевство. В моем сказочном лесу живет очень много обитате­лей: мышек, зверей, птиц, сказочных существ. Прошу вас, просле­дите, чтобы все в лесу было в порядке, все жили дружно. Я не могла оставить вам волшебную палочку, но уверена, что вы смо­жете справиться, используя свои знания.

- Итак, ребята, сегодня нам предстоит сложная задача - следить за порядком в лесу.

II. Закрепление материала.

1.Множества.

- Ребята, недолго нам пришлось ждать, а вот к нам и первые посетители - Мышата.(слайд 3)

$ - У каждого мышонка много родственников. Они собрались вместе, чтобы узнать, кто кому родственник. А узнать это просто: нужно разделить их на множества, те мышата, которые окажутся в пересечении и есть родственники.

Один ученик у доски рисует множества в виде фигур.

  • А чем у нас отличаются мышата? (Цветом футболок, на од­них есть кружки, па других нет, есть чулочки или нет.)

  • В какое множество войдут все мышата? (Мышей.)

- Какие еще множества вы можете выделить$? (Мышат в тем­но-серых футболках, мышат в светлых футболках.)

  • Пересекаются ли эти множества? (Нет.) Как мы их обозна­чим?

  • Назовите другие множества. (Мышат в футболках в горо­шек.)

Как мы нарисуем это множество? (Оно пересекается с множе­ством темно-серых и светло-серых футболок.)

  • Есть еще отличительные признаки? (Полосатые чулочки.) Это множество пересекается с каким-нибудь другим? (Полностью входит в множество мышат в темно-серых футболках.) Как это можно обозначить?

$

  • Рассмотрите наш рисунок. Какие же мышата не родственники?

Спасибо вам, ребятки,

Услуги не забудем.

Пускай не все мы братья,

Дружить все вместе будем.

2. О т $н о ш е н и я множеств. (слайд 4)

- Посмотрите, кто еще стучится в дверь Доброй феи? Это маленькая

Ру­салка. Ей тоже нужна наша помощь.

Ах, ребята, очень стыдно:

Двойку в школе получила.

Наш учитель понял сразу: Множества я не учила.

Помогите разобраться

В этих знаках непонятных.

Получить хотя б 4

Было б очень мне приятно.

- А что же это за знаки?

$ - Ребята, я сейчас буду показывать вам знаки, а вы должны придумать множества, соответствующие рисунку и назвать выде­ленное отношение.

(По одному.)

$ - Какие отношения были показаны? (Объединение, пересечение,
дополнение, непересекающиеся множества.)

3. Высказывание. Отрицание и составное высказывание. Истинность высказывания. (слайд 5)

Я решила постараться

и совсем исправиться.

Может, доброй и простой быть

и мне понравится.

  • $ Лисичка нарисовала на конкурс 4 ри­сунка. Однако отправить нужно только один, самый правильный.

  • Как же это определить? Нужно за­полнить таблицу истинности для этих ри­сунков и найти тот, для которого все вы­сказывания истинны.

  • А вот и рисунки:

Высказывание

№1

№2

№3

На столе 3 яблока.

да

да

да

$

В кувшине НЕТ цветка.

да

да

$

нет

В графине налита вода ИЛИ компот.

да

да

да

На столе лежит ветка И цветок.

да

нет

$ да

Скатерть на столе белая ИЛИ в горошек.

да

нет

да

- Рассмотрите рисунки. Прочитайте первое высказывание. Ис­тинно ли оно для первого высказывания? Почему?

  • Истинно оно для второго и третьего высказываний? Как вы определили? (Посмотрели рисунок, если это действительно так, то это высказывание истинно, есть нет - ложное.)

  • $ Прочитаем второе высказывание. Как его можно назвать? (Это - отрицание.) Как определить его истинность? (Если щетка действительно нет, то оно истинное, если есть - ложное.)

  • Это высказывание истинно для всех рисунков? (Нет, оно ложное для рисунка № 3, так как па нем цветок в кувшине есть.)

  • Прочитайте третье высказывание. В чем его особенность? (Это - составное высказывание со связкой ИЛИ.)

  • Как определить истинность такого высказывания? (Оно ис­тинно, если хотя $бы одно из высказываний истинно.)

  • Определите его истинность для всех рисунков. (Г/q одному человеку к каждому рисунку.)

  • В чем особенность следующего высказывания? (Составное со связкой И.) Как определить его истинность? (Если оба высказы­вания истинны, то истинно и составное высказывание.)

  • Определите самостоятельно истинность последнего высказы­вания относительно рисунков.

  • Итак, ребята, таблицу истинности для всех рисунков мы за­полнили. Какой можно сделать вывод?

  • Правильный рисунок - № 1, так как только для него все эти высказывания истинны.

4.Построение графа.(слайд6)

- Следующее паше дело в качестве Доброй феи потребует$ от вас знания графов. Какие части есть у графа? (Вершины и ребра.)

  • Нам 1гужпо построить граф, который поможет Красной Ша­почке не попасть в лапы к Волку.

  • Откроем шкатулку Доброй феи, здесь есть описание этого пути:

Выйти $нужно от опушки, А потом идти к ручью.

Подойти к пустой избушке,

Дать ежам по калачу.

Перейти через мосточек,

Обойти старинный дуб.

Сквозь болото, через кочки

$ Пробеги скорее, друг.

А в лесу стоит береза,

Там под ней медведь живет.

Дай медведю ты ватрушку,

Отведет тебя к избушке

Твоей бабушки-старушки.

Учитель читает путь целиком, а затем по описанию одного пункта. Ученики по одному отмечают путь Красной Шапочки. (слайд 7)

  • Назовите вершины, которые являются пунктами пути Крас­ной Шапочки.

  • Назовите ребра графа.

  • $Является ли этот граф ориентированным. (Нет, так как реб­ра проста прямые линии, а вершины равноправны.)

5. Ориентированный граф. (слайд 8)

  • А это Звездочет - учитель сказочной школы. Он пришел к Доброй фее посоветоваться: Какие истории лучше всего сочинить для его учеников к данным графам, чтобы и русалки, и лесные жители смогли выполнить задания.

  • Поможем Звездочету?

$- Ребята, рассмотрите эти графы.

Придумайте к каждому историю и расскажите нам. (Приду­мывают индивидуально, затем один ученик рассказывает, другой проверяет и отмечает отношения.)

- Как называются графы такого вида? (Ориентированные.)
III. Итог урока.

  • Ребята, вы сегодня поняли, что для того, чтобы творить чудеса, не обязательно нужна волшебная палочка. Просто нужно много знать и хотеть помочь.

  • Что нужно было знать, чтобы помочь всем? (Множества и отношения множеств, как определить истинность высказывания, как построить граф, определить направление стрелок графа и т. д.)

$Домашнее задание. (слайд 9)

Из учебника: Задание 34. Задание 35.

$ Список использованной литературы
А.В.Горячев Учебник «Информатика в играх и задачах».

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

http://images.yandex.ru/yandsearch


Post Comment