Конспект урока с презентацией по информатике и ИКТ для 6 класса “Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов”

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Арзинская средняя общеобразовательная школа

$

Конспект урока по информатике и ИКТ
в 6 классе

«Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов»

подготовила

учитель информатики и ИКТ

Матюнькина Светлана Васильевна

$

п. Арзинка

2013

Тема: Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов

Цели:

  1. Систематизировать и расширить знания учащихся о формах записи алгоритмов;

  2. Проверить навыки учащихся по созданию графических изображений.

Задачи урока:
Обучающие:

    $

  1. Систематизировать основные понятия по теме: “Алгоритм. Исполнители алгоритма. Свойства алгоритма”;

  2. Способствовать закреплению навыков работы в графическом редакторе Paint.

Развивающие:

    1. Развитие познавательного интереса, памяти, внимания;

    2. Учить рациональному способу построения алгоритма;

    3. $ Развивать логическое мышление.

Воспитательные:

  1. Воспитывать чувство ответственности, аккуратности, трудолюбия, товарищества, взаимовыручки;

  2. Коммуникативные качества, умение слушать;

  3. Культуру межличностных взаимоотношений.

Тип урока: Комбинированный

Методы: Словесный (фронтальная беседа), наглядный (демонстрация компьютерной презентации), практические компьютерные работы

Средства обучения: презентация к уроку, учебник, программное обеспечение, карточки настроения.

Тех$ническая база: проектор, экран, компьютеры.

План урока

    1. $Организационный момент – 1 мин.

    2. Постановка темы и целей урока – 2 мин.

    3. Активизация мышления и актуализация ранее изученного – 13 мин.

    4. Объяснение нового материала – 10 мин.

    5. Практическая работа за компьютером – 15 мин.

    6. Подведение итогов урока – 3 мин.

    7. Домашнее задание – 1 мин.

    $

    Ход урока$

    І. Организационный момент

    Здравствуйте, ребята. Садитесь. Дежурный, скажите, кто сегодня отсутствует?

    – Посмотрите, все ли у вас готово к уроку: учебник, рабочая тетрадь, ручка?

    ІІ. Постановка темы и целей урока

    – Тема нашего сегодняшнего урока «Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов». Прежде чем приступить к изучению нового материала, мы с вами должны вспомнить основные моменты предыдущего урока, так как они неразрывно связаны с новой темой. И чтобы хорошо понять и запомнить новый материал, вам необходимо быть внимательными и тем самым вы значительно расширите свои знания по разделу «Алгоритмы и исполнители».

    $ – В конце урока вы выполните практическую работу в графическом редакторе Paint по созданию графических объектов. При полном и правильном выполнении которой каждый из вас получит оценку.

    ІІІ. Активизация мышления и актуализация ранее изученного

    $ – Сейчас вы выполните графологический диктант. У каждого из вас есть листочек, запишите на нем свое имя и фамилию.

    – Я буду зачитывать высказывания, если оно правильные, то вы ставите «+», если ложные – «-».

    Вопросы диктанта:

      1. Алгоритм – это конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату.

      2. Разрабатывать алгоритмы могут всевозможные устройства: станки, роботы, компьютеры, спутники и другие.

      3. Команды, которые может выполнить конкретный исполнитель, образуют систему команд исполнителя (СКИ).

      4. Исполнять алгоритмы могут только люди.

      5. Программа – это последовательность строк, каждая из которых содержит некоторую команду для компьютера.

      6. $ Понятность – это свойство алгоритма, обозначающее, что алгоритм составляется только из команд, входящих в систему команд исполнителя.

      7. Конечность – это свойство алгоритма, обозначающее завершение работы алгоритма в целом за конечное число шагов.

      8. Команда – это отдельное указание исполнителю алгоритма.

      9. $ Разрабатывать алгоритмы может только человек.

      10. Компьютер формальный исполнитель алгоритмов.

      Ответ: + – + – + + + + + +

      Критерии оценок:

      «5» – допущено не более 1 ошибки; «3» – допущено 4 – 5 ошибок;

      «4» – допущены 2 – 3 ошибки; «2» – допущено более 5 ошибок.

      – Обменяйтесь листо$чками, сделайте проверку и поставьте оценку. Дежурный соберите, пожалуйста, работы.

      Выполнение заданий в Рабочей тетради.

      – А сейчас открываем рабочие тетради на странице 84, задание №15. Проверим навыки составления простейших программ для исполнителя Кузнечик.

      – Следующее задание №17 страница 87.

      – Итак, анализируя вашу работу по диктанту и заданиям в рабочей тетради, я могу сказать, что вы повторили тот материал, который был на предыдущем уроке и достаточно хорошо усвоили материал.

      ІV. Объяснение нового материала

      $- Переходим к следующему этапу урока. Итак, чтобы составить алгоритм, необходимо знать систему команд предполагаемого исполнителя, правила записи отдельных команд и всего алгоритма в целом.

      Будем рассматривать алгоритмы, исполнителем которых является человек. Но я хочу заметить, что некоторые формы записи алгоритмов вам хорошо известны. Вы сразу вспомните их, прослушав данный материал.

      Последовательность шагов, которые выполняются человеком при решении некоторой задачи, удобно записывать в виде нумерованного списка (словесная форма), существует также графическая форма и программная форма записи алгоритмов.

      Словесная форма – это форма описания алгоритма на естественном языке. Данная форма очень удобна, если нужно приближенно описать суть алгоритма. Однако при словесном описании не всегда удается ясно и точно выразить идею.

      – Для более наглядного представления алгоритма используется графическая форма. Графическая форма – изображение алгоритма в виде последовательности связанных между собой функциональных$ блоков, каждый из которых соответствует выполнению одного или нескольких действий. Последовательность действий указывается с помощью стрелок, соединяющих фигуры, обозначающие шаги алгоритма.

      – Для обозначения шагов алгоритма используются следующие геометрические фигуры:

      Название

      фигуры$

      $

      Изображение

      Обозначаемый

      шаг алгоритма

      Овал

      Начало или конец

      Параллелограмм

      Ввод или вывод

      Ромб

      Принятие решения

      Прямоугольник

      Выполнение действия

      – При записи алгоритма в словесной и в графической форме допускается определенный произвол при изображении команд. Вместе с тем такая запись точна на столько, что позволяет человеку понять суть дела и исполнить алгоритм. Однако на практике в качестве исполнителей алгоритмов используются специальные автоматы – компьютеры. Поэтому алгоритм, предназначенный для исполнения на компьютере, должен быть записан на понятном ему языке. Такой язык п$ринято называть языком программирования, а форму представления алгоритма – программной.

      То есть программная форма записи алгоритма – это запись на языке программирования.

      – Скоро с одним из таких языков мы познакомимся. И будем даже составлять небольшие программы.

      – Рассмотрим примеры использования данных форм записи алгоритмов:

      – Вот так, например, с помощью блок-схемы и словесной формы можно представить алгоритм ваших действий, когда вы собираетесь в школу:

      1. Начало

      2. Встань

      3. Сделай $зарядку

      4. Умойся

      5. Оденься

      6. Позавтракай

      7. Собери портфель

      8. Конец

      – Еще один пример представления алгоритма с помощью блок-схемы посмотрите на странице 71 учебника, здесь представлен алгоритм действий человека при переходе улицы.

      V. Закрепление нового материала

      – А теперь давайте подведем итог нашей беседы. На странице 71-72 учебника ответим на вопросы 1, 2, 4 и 5.

      – Итак, что необходимо знать при разработке алгоритма?

      $ – Перечислите известные вам формы записи алгоритмов?

      – Какие геометрические фигуры используются в блок-схемах?

      – Откройте рабочую тетрадь на странице 95, найдите № 24 и выполните задание.

      . Практическая работа за компьютером

      А сейчас вы выполните практическую работу по вариантам в группах. Каждая группа получает свою инструкцию по выполнению работы (приложение 1). Внимательно прочитайте задание и приступайте к его выполнению. За полное и правильное выполнение вы получите оценку за эту работу.

      Если работа выполнена быстро и правильно, то дополнительное задание в рабочей тетради: страница 86 №16.

      $

      VІІ. Подведение итогов урока

      Что нового вы сегодня узнали на уроке? Оцените, пожалуйста, свои впечатления об уроке с помощью карточек настроения (приложение 2).

      Выставление оценок за урок.

      VІІІ. Домашнее задание

      – Запишите в дневники домашнее задание: § 3.3 стр. 70-71; РТ: стр. 88 №18 .

      – Спасибо за внимание! Урок окончен.

      $

      Приложение 2

      Карточки настроения

      $

      Приложение № 1

      Практическая контрольная работа №3

      Вариант 1

      1. $Создайте в графическом редакторе Paint или средствами текстового процессора Word следующий фрагмент.

      1. Копируя и отражая построенный фрагмент слева направо и сверху вниз, постройте один из следующих рисунков:

      $

      1. Сохраните результат работы в файле Мозаика.

      Практическая контрольная работа №3

      Вариант 2

      1. Создайте в г$рафическом редакторе Paint или средствами текстового процессора Word следующие рисунки:

      1. Сохраните результат работы в файле Мозаика.

      Практическая контрольная работа №3

      Вариант 1

      1. Создайте в графическом редакторе Paint или средствами текстового процессора Word следующий фрагмент.

        $

      1. Копируя и отражая построенный фрагмент слева направо и сверху вниз, постройте один из следующих рисунков:

      $

      1. Сохраните результат работы в файле Мозаика.

      $

      Практическая контрольная работа №3

      Вариант 2

      1. Создайте в графическом редакторе Paint или средствами текстового процессора Word следующие рисунки:$

      1. Сохраните результат работы в файле Мозаика.

      Список использованной литературы

      1. Босова Л., Босова А. Уроки информатики в 5-6 классах. Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004

      2. $Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004


      $

      Еще записи

      Leave a Comment