План-конспект урока информатики в 5 классе по теме «Текст как форма представления информации»

$БЕГАЛИЕВ РУСТАМ НУРМАНБЕТОВИЧ

УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ

МКОУ ТАЕЖНИНСКАЯ СОШ №7

Использованные материалы:

  1. Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: поурочные разработки для 5 класса: методическое пособие / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

  2. Босова Л. Л. Ин$форматика: Учебник для 5 класса / Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  3. Как появилась письменная речь

(http://www.razumniki.ru/kak_poyavilas_pismennaya_rech.html).

  1. Как появилась устная речь (http://www.razumniki.ru/kak_poyavilas_ustnaya_rech.html).

План-конспект урока информатики в 5 классе

по теме «Текст как форма представления информации»

$

Тип урока: урок изучения и закрепления нового материала.

Необходимое оборудование и материалы: интерактивная доска, $dos-пакет программ «Роботландия»1, программная среда «Stratum 2000», файлы исполняемых программ «Декодирование сообщения, записанного флажками (вариант ученика)» и «Интерактивный шифроблокнот для шифрования строки шифром “Пляшущие человечки” (вариант ученика)»2, компьютеры, распечатки заданий.

Использованные материалы:

  1. Босова Л. Л. Информатика $и ИКТ: поурочные разработки для 5 класса: методическое пособие / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

  2. Босова Л. Л. Информатика: Учебник для 5 класса / Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  3. Как появилась письменная речь

(http://www.razumniki.ru/kak_poyavilas_pismennaya_rech.html).

  1. Как появилась устная речь (http://www.razumniki.ru/kak_poyavilas_ustnaya_rech.htm$l).

$

Цели урока:

  1. углубить представление учащихся о формах представления информации;

  2. акцентировать внимание учащихся на тексте как одной из наиболее распространенных форм представления информации;

  3. развивать интерес учащихся к изучаемому предмету.

$

Основные понятия:

  • текст;

  • текстовая форма представления информации.

  1. Организационный момент. Приветствие. Выяснение имен отсутствующих учеников и причин их отсутствия. Запись даты и темы урока.

  2. Актуализация и проверка усвоения изученного материала.

    $

Фронтальный опрос:

  1. Что такое информация?

  2. Как человек хранит информацию?

  3. Как человек передает информацию?

  4. $Что такое код?

  5. Что мы понимаем под кодированием информации?

  6. Что мы называем декодированием информации?

  7. Какие существуют формы представления информации?

  8. Какие вы знаете способы кодирования информации?

  9. Что такое метод$ координат? Расскажите о нем.

  10. Как метод координат применяется в географии?

  11. Известны ли вам игры, основанные на методе координат?

Проверка письменного домашнего задания. Собрать рисунки-ребусы и вместе с учащимися отгадать некоторые из них.

$Работа с интерактивной доской. Выполнение учащимися интерактивного задания по кодированию и декодированию сообщений («Флажки» и «Пляшущие человечки»).

Самостоятельная работа:

Выполнение задания 5 на стр. 34 учебника (после §1.8). Возможно выполнение данной работы под руководством учителя, а также замена ее на задания из рабочей тетради (№34).

  1. Изложение нового материала с использованием презентации.

$ Очень-очень давно, миллионы лет назад, люди не умели говорить, а могли, как и животные, издавать только самые простые звуки: они кричали, если видели опасность, рычали, если им было больно, визжали, если радовались.

И всё-таки уже тогда люди отличались от животных. Они передвигались на двух ногах и, в отличие от большинства животных, пользовались палкой и камнем $– самыми первыми и простыми орудиями труда.

Со временем древние люди научились откалывать от камней острые осколки и использовать их для отрезания кожи и мяса, а из длинной заострённой палки – делать копьё.

Запомнить же, как изготовить орудие труда и охоты, чтобы потом передать это умение другим, тоже было очень важно – и это ещё одно отличие человека от животного.

Но людям вед$ь ещё было нужно договориться друг с другом об охоте, предупредить об опасности, рассказать, где растут съедобные плоды и коренья, и они научились сначала общаться жестами. Кажды$й жест имел своё значение – так появился язык жестов. На этом языке мы общаемся друг с другом и сейчас: пожимаем руки (здороваемся), машем рукой (прощаемся), хлопаем в ладоши (выражаем радость, восторг, восхищение) и т. д.

Прошло ещё очень много времени, прежде чем люди научились пользоваться звуками своего$ голоса для передачи информации.

Умением общаться звуками своего голоса владеют только люди. И придумать такой язык могли тоже только люди.

Можно предположить, что первыми словами на земле были возгласы, которые выражали удивление, осуждение, одобрение или предупреждение. Возможно, это были такие слова, как ой, ай, ого, эй$, ух. Или это могли быть звукоподражательные слова, ведь в любом языке мира существуют слова, подобные таким, как кукареку, чик-чирик, му-му, мяу-мяу. А может быть, первыми были слова-команды: Стой! Смотри! Сюда! Скорей! Иди! Молчи! Как бы там ни было, эти слова стали средством общения, и так возник язык.

Постепенно слова стали складывать в предложения. Люди научились мыслить словами и говорить словами! Появилась устная речь. Устная речь – это сп$особность людей говорить и произносить слова при помощи губ, языка и рта. Поэтому и название устная речь произошло от слова уста – что значит: «губы».

После того как люди научились разговаривать и овладели устной речью, прошло немало времени, $прежде чем они научились писать и читать. Да и необходимость в письменной речи возникла не сразу. Тысячи лет люди передавали свои знания и опыт из уст в уста, пользуясь только устной речью. Но произнесённое слово нельзя закрепить: оно быстро исчезает и остаётся только в памяти того, кто его слышал.

$ Первыми письменными знаками, которые люди придумали оставлять друг другу, были рисунки на скалах и в пещерах. Древнейший вид письма – письмо рисунками – учёные назвали пиктогра́фией. Такие древнейшие письма найдены и прочитаны специалистами. Это письма, написанные древними жителями Шумера, Египта, Китая, Индии.

Кстати, пиктографией мы пользуемся иногда и сейчас: например, вывеска, на которой изображён ботино$к или сапог, сообщает нам, где находится обувная мастерская, а нарисованный калач подскажет, где можно купить хлебобулочные изделия.

Но с течением времени возможностей пиктографии тоже стало не хватать: в жизни людей появились земледелие и скотоводство. А что$бы понять, как это связано с возникновением письма, надо перенестись в далёкое прошлое.

Примерно в 4-м тысячелетии до нашей эры в Азии, между реками Тигр и Евфрат, образовалось государство Шумер. В этом государстве жили трудолюбивые люди, которые своим трудом сделали его богатым и процветающим. С возникновением земледелия и скотоводства у них появились излишки зерна, а растущее поголовье скота давало приплод, молоко и шерсть – людям понадобилось вести счёт этому богатству.

Сначала шумеры считали по пальцам рук – можно было считать десятками, по нескольку раз пересчитывая пальцы (мы и тепер$ь часто считаем десятками!). Затем они стали брать в расчёт не только пальцы, но и суставы пальцев – получился счёт на 60 (вот откуда в часе 60 минут, а в минуте – 60 секунд!).

Но их богатства росли, и тогда шумеры стали помогать себе рисунками. Из глины они лепили дощечки и заострённой палочкой рисовали на них то, что хотели с$осчитать. После этого глина высыхала и рисунок сохранялся надолго.

Потом шумеры стали упрощать свои рисунки: вместо того, чтобы каждый раз рисовать, например, козу, они изображали какой-нибудь простой значок – главное, договориться, что этим значком будет обозначена коза. Так появилась необхо$димость учить других людей понимать общепринятые знаки, ведь иначе никто не смог бы прочесть таких записей!

Конечно, большинство людей не умели ни читать, ни писать, а грамотные люди (ими обычно были писцы) были в большом почёте.

Со временем появились первые школы, учителя и учебники. Но выучить все значки, которыми можно было бы обозначить многочисленные предметы, оказалось делом очень непростым. И тогда п$оявилась мысль обозначать значками не предметы и явления окружающего мира, а только слова. Так значки для предметов превратились в значки для слов. И это тоже придумали шумеры. В их первой письменности многие значки обозначали не всё слово, а только части его – сло́ги. Древн$ее шумерское письмо называют сло́говым письмом.

Так на Земле появилась письменность. В Шумер приезжали торговцы из разных стран, которые не только обменивались своими товарами, но и распространяли значки для обозначения слов – они появились в Египте, Китае, Финикии, Пакистане, на острове Крит.

И теперь мы пользуемся их$ наследием – устной и письменной речью, текстами и текстовой информацией.

Текст – это одна из самых распространённых форм представления информации. Тексты бывают разные, они могут отличаться по размеру, по оформлению, по назначению, по способу создания и так далее. Например, текстом может быть книга, газета$, рекламное объявление, файл со стихами, хранящийся на компьютере, ваша тетрадь, письмо, которое мы отправляем почтой, даже речь, произнесённая устно, и многое другое.

Текст – это любое словесное высказывание, напечатанное, написанное или существующее в устной форме.

А информация, представленная в форме письменного текста, называется текс$товой информацией.

Если в давние-предавние времена до появления письменности передавали информацию друг другу из уст в уста, а после ее появления писали и чертили от руки, то сегодня мы можем создавать и редактировать тексты с помощью компьютеров. Компьютеры дали нам новые и очень полезные возможности:

  • в готовый текст можно вносить любые изменения, не переписывая его полностью, и без помарок;

  • оформить текст рам$ками и картинками, добавить красочную надпись;

  • хранить текст в памяти компьютера долгое время;

  • выводить через принтер какое угодно количество копий без повторного набора этого текста;

  • $отправить этот текст электронной почтой на другой компьютер.

Всякий письменный текст – это последовательность символов. Пропуск, замена или перестановка хотя бы одного символа в слове изме$няет его смысл. Давайте посмотрим, как это бывает.

Я раздал вам листочки с заданием. Прочитайте это задание. (Один из учеников читает его вслух.) Задание вам понятно?

Посмотрите на первую цепочку замен. Всего через три шага, через три замены мы от исходного слова суп пришли к слову р$ак, которое по значению очень отличается от предыдущего: «суп» — это жидкое блюдо, а «рак» — это уже не блюдо, а животное с клешнями и длинными глазами и усами.

Попробуем вместе составить такую цепочку слов? Возьмем последнюю строчку. (Ответ: МУХА – МУЗА – ЛУЗА – ЛОЗА – КОЗА – КОРА – КАРА – КАРЕ –$ КАФЕ – КАФР – КАЮР – КАЮК – КРЮК – УРЮК – УРОК – СРОК – СТОК – СТОН – СЛОН.)

  1. Домашнее задание. §1.9; задание №35 из рабочей тетради (построить одну из цепочек по выбору).

  2. Подведение итогов. Формирование выводов. Объявление оценок, выставление их в журнал.

  3. Практическая работа. Логическая игра «Привет» из Роботландии.

    $

1 «Хиты Роботландии» можно скачать бесплатно по адресу http://www.botik.ru/~robot/sale/hit.htm. Для установки в операционных системах Windows Vista и Windows 7 воспользуйтесь имеющейся в пакете инструкцией по установке.

2 Интерактивные задания (прилагаются к архиву) и программная среда «Stratum 2000» размещены на сайте http://school-collection.edu.ru.

$5

Еще записи

Leave a Comment