Презентация по информатике на тему “Формализация и моделирование в базовом курсе информатики” скачать бесплатно

Слайд №1

Текст слайда: * Яко$влева Т.А. Формализация и моделирование в базовом курсе информатики Цели изучения моделирования на разных этапах обучения Требования к результатам обучения Модель содержания обучения в базовом курсе 8-9 кл. Примерная программа изучения темы Методические особенности процесса обучения Яковлева Т.А.


Слайд №2

$

Текст слайда: Почему раздел включен в БКИ ? основной метод любой науки моделирование – это процесс получения новых знаний человек всегда использует модели для получения нового знания решение любой жизненной задачи связано с моделированием моделирование – общий процесс, не зависит от научной области учен$ие, познание – это изучение тех или иных моделей и приемов их использования в практике моделирование и формализация входят в предметную область информатики это фундаментальные идеи информатики …


Слайд №3

$

Текст слайда: Что важно и существенно для содержания школьного курса информатики Понятие модели (информационной модели) одно из основных в информационной деятельности человека – при работе с информацией мы всегда имеем дело с информационными моделями (текст, рисунок, схема, таблица, алгоритм, программа, база данных – разные виды ИМ) И$зучение любых процессов, происходящих в компьютере, невозможно без построения и исследования соответствующей информационной модели Информационное моделирование является не только объектом изучения в информатике, но и важнейшим способом познавательной, учебной и практической деятельности учащихся (деятельностный подход к обучению)


Слайд №4

Текст слайда: Содержание В предметной области «Информати$ка» теоретическая информатика математические и информационные модели вычислительный эксперимент методы представления знаний … средства информатизации средства моделирования объектов, процессов, систем информационные языки и форматы представления данных и знаний, словари, классификаторы, тезаурусы … информационные технологии моделирования управления объектами, $процессами, системами … социальная информатика информационная культура личности …


Слайд №5

$Текст слайда: Требования к уровню подготовки учащихся (примерная программа по информатике 2004 г. основного общего образования 8-9 класс) уметь Создавать и исследовать информационные объекты Структурировать текст, использовать таблицы и изображения Создавать и использовать различные $формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические) Создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта в процессе проектирования использовать в практической деятельности для создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических$ (электронных) таблиц, программ (в том числе блок-схем) Проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов


Слайд №6

$Текст слайда: Цели изучения моделирования в старшей школе (примерная программа по информатике и ИТ 2004 г. среднее общее образование 10-11 класс, базовый уровень) Овладение умениями Применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов Выявление взаимосвязей отдельных компонент объекта или процесса Представление этих взаимосвязей на формальном языке (выбор формы представления – формализация) Построение информационной модели (тексты, таблицы, рисунки, схемы, алгоритмы и др.) Оценка адекватности информационной модели Выявление возможности автоматизации моделируемого информационн$ого процесса (возможности его реализации с помощью компьютерных средств) – выбор информационной технологии Приобретения опыта использования ИТ и ИС для:$ Автоматизации информационной индивидуальной, коллективной, в том числе проектной деятельности в различных учебных предметах


Слайд №7

Текст слайда: Различие в целях обучения в основной и старшей школе – базовый уровень Основная школа Знакомство с основами формализации и моделирования. Создание и $исследование простейших моделей объектов в виде изображений, схем, таблиц, чертежей, простейших динамических моделей процессов в виде алгоритмов и программ. Старшая школа Знакомство с информационными системами как средством автоматизации моделируемого информационного объекта или процесса. Применение, анализ, преобразование информационных моделей реальных объектов и процессов. Приобретение опыта автоматизации информационной деятельности в различных учебн$ых предметах


Слайд №8

Текст слайда: Содержание обучения в основной школе Тема: «Формализация и моделирование» – 8 ч. (примерная программа 2004 г., 8-9 кл. ) Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного. Модели, управляемые ко$мпьютером. Виды информационных моделей. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Диаграммы, планы, карты. Таблица как средство моделирования. Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь. Практические работы


Слайд №9

$

Текст слайда: Практические работы (примерная программа 2004 г., 8-9 кл.) Постановка и проведение эксперимента в виртуальной лаборатории. Построение генеалогического дерева семьи Создание схемы и чертежа в системе автоматизированного проектирования Построение и исследование компьютерной модели с использованием системы программиров$ания Построение и исследование компьютерной модели с использованием динамических таблиц Построение и исследование геоинформационной модели в специализированной геоинформационной системе или электронных таблицах


Слайд №10

Текст слайда: Программа изучения раздела «Формализация и моделир$ование» (последовательность и распределение часов) № Тема урока (серии уроков) Количество часов 1. Понятие моделирования и формализации. Примеры и анализ моделей (Практическая работа №2) 1 ч. 2. Виды информационных моделей. Задачи на анализ и разработку информационных моделей (Практическая работа №3) 1 ч. 3$. Построение и исследование компьютерных моделей с использованием языка программирования (Практическая работа №4) 3 ч. 4. Компьютерные модели. Основные этапы разработки и исследования компьютерных моделей (использование электронных табли$ц) (Практическая работа №5) 3 ч. 5. Практикум (Практические работы №1, 6, Работа с моделями по разным предметам) 4 ч. Итого 12 ч.


Слайд №11

Текст слайда: Содержание В школьных учебниках, соответствующих гос. ст$андартам Семакин И.Е. и др. Информатика и ИКТ. Базовый курс: 9 кл. 2010 г. Глава 2. Информационное моделирование § 6. Что такое моделирование.…………………………..……………….….36 § 7. Графические информационные модели.……….…………….……40 § 8. Табличные модели………………………………..………….…………..…44 § 9. Информационное моделирование на компьютере..……….…..49 Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. 9 кл. 2009г. Глава 5. Моделирован$ие и формализация 5.1. Окружающий мир как иерархическая система..………………….138 5.2. Моделирование, формализация, визуализация.……………….…142 5.3. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере……………………………………………….………….………….…152 5.4. Построение и исследование физических моделей…….………..154 5.5. Приближенное решение уравнений…………………………….….…157 5.6. Экспертные системы распознавания химических веществ…………………………………………………………………….………..157 5.7. Информационные модели управления объектами..…..………..161


Слайд №12

$

Текст слайда: Модель знаний Виды моделей Примеры $Компьютерные модели Модель Информационные модели Моделирование Формализация Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере Описательная модель Формализо- ванная модель Компьютерная модель Компьютерный эксперимент Анализ результатов и коррекция ?виды деятельности ? ? ?знания ? ? умения ?


Слайд №13

$Текст слайда: Понятие модели Интегрируем понятие из разных учебников (выписать их!) Модель – это представление объекта, процесса или явления в новой форме (новый объект), сохраняющей существенные свойства объекта в соответствии с целями решения задачи и имеющимся инструментарием исследования Ни один из уч$ебников не дает полного определения – нужно ли требовать от учеников его заучивания? Нужны ЗАДАЧИ !


Слайд №14

Текст слай$да: Освоение основных понятий информационного моделирования в процессе решения задач: (типы задач) 1. Дана информационная модель объекта; научиться её понимать, делать выводы, использовать для решения задач. С какой целью создается это представление? Какие свойства объекта отражает эта м$одель? Для решения каких задач может быть использована? А какие другие виды представлений объекта возможны? … !!! Подобрать задачи из разных учебников!


Слайд №15

Текст слайда: Освоение основных понятий информационного моделирования в процессе решения задач: (типы задач) 2. Дано множество$ несистематизированных данных об объекте (системе, процессе); систематизировать и, таким образом, получить информационную модель. С какой целью создается это представление? Какие существенные свойства должна отражать модель? Для решения каких задач будет использована? Какие виды представления модели возможны? Можно ли автоматизировать модель для решения задач? … !!! Подобрать задачи из разных учебников!


Слайд №16

$Текст слайда: Освоение основных понятий информационного моделирования в процессе решения задач: (типы задач) 3. Дан реальный объект (процесс, система); получить информационную модель Решением задач этого типа занимаются специалисты в соответствующих предметных областях (в технике, экономике, математике, физике, биологии, общественных науках и др.) Это может быть предметом рассмотрения в элективных ку$рсах в старшей школе В базовом курсе – построение простейших моделей объектов и процессов !!! Подобрать задачи из разных учебнико$в!


Слайд №17

Текст слайда: Виды моделей – обобщаем из учебников Модели Натурные Информационные Вербальные (примеры) Графические (примеры) Табличные (примеры) Математические (примеры)


$Слайд №18

Текст слайда: Информационные модели в курсе информатики


Слайд №19


Слайд №20

$

Текст слайда: Распределение содержания по отдельным разделам курса представление информации ? ? алгоритмы и исполнители ? ? программирование ? ? моделирование и формализация информационные технологии ? ?


Слайд №21

Текст слайда: Основные виды деятельности (Анализ, классификация, ст$руктурирование, синтез – общеучебные ) Специальные, предметные: Работа с описательными моделями и перевод их в табличную и графическую формы Рассмотрение информационного объекта как системы, выделение существенных свойств и связей с целью создания описательной модели и последующей формализации модели Выявление типов информационных моделей Создание$ простейших информационных моделей объекта в виде текста, изображений, схем, таблиц, чертежей Построение различных модел$ей одного и того же информационного объекта Проектирование динамических моделей (моделей действий, алгоритмов) в виде блок-схем и формализованной записи, в том числе на одном из языков программирования Проведение компьютерного эксперимента с готовой моделью какого-либо объекта или процесса …


Слайд №22

$

Текст слайда: Выводы: с классификационными, лингвистическими и графическими моделями учащиеся знакомятся в процессе обучения различным предметам с начальной школы; с динамическими – на уроках физики и химии, с математическими – на уроках математики практически с первых тем учащиеся работают с информационны$ми моделями – линия информационного моделирования является сквозной, системообразующей линией курса Основные задачи специального раздела «Моделирование и формализация» в базовом курсе информатики в 8-9 кл. – обобщить имеющиеся сведения, ввести основные понятия информационного моделирования, научить строить и исследовать информационные модели, используя об$ъектно-ориентированный подход, подготовить к восприятию понятия «информационная система» освоение технологии информационного моделирования происходит в процессе изучения программирования, работы в электронных таблицах, в специализированных компьютерных лабораториях и в процессе знакомства с информационными технологиями и системами


Слайд №23

$Текст слайда: Итог Понятие информационной модели придает курсу информатики широкий спектр межпредметных связей, формирование которых и является одной из основных задач этого курса в основной школе Деятельность по построению информационной модели – информационное моделирование – является обобщенным видом деятельности и способствует формированию универсальных учебных действий и метапредметных образовательных результатов


Слайд №24

Текс$т слайда: Тест по теме лекции «Фо$рмализация и моделирование в базовом курсе информатики» (ответы отправлять по адресу [email protected] имя файла: тест3 фамилия.doc тема: 4 курс филиал Ачинск) Приведите три высказывания, подтверждающие утверждение «Линия моделирования и формализации является системообразующей линией курса информатики» Какие этапы информационной технологии решения задач на компьютере могут представлять отдельные задания по освоению информационного моделирования Выделите общеучебные умения, формируемые у учащихся в процессе изучения линии «Формализация и моделирование» Предложите виды информационной деятельности по освоению понятия «информационная модель»


Слайд$ №25


Еще записи

Leave a Comment