Программа факультативного курса “Начала программирования” 8 класс
СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ ИМЕНИ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ»
«Согласовано» Зам. директора по НМР $__________ / / «___»___________2013 г. | «Утверждаю» Директор школы ___________ / / Протокол педсовета № ___ $ от «___»___________2013 г. |
Программа
факультативного курса
«Начала программирования»
$ для 8 А класса физико-математического профиля
Автор-составитель:
Сенчилова Ольга Константиновна,
учитель информатики и ИКТ
2013 – 2014 уч. год
Содержание:
Структура рабочей программы
-
Пояснительная записка
-
Содержание учебного материала по курсу
-
Требования к уровню подготовки выпускников
-
Календарно-тематическое планирование
-
УМК и дополн$ительная литература по курсу
-
Приложения
I. Пояснительная записка
Общая характеристика факультативного курса
Алгоритмизация и программирование являются одной из содержательных линий курса информатики и ИКТ основной школы и составляют суть предметной олимпиады по информатике, которая проводится по единым текстам для школьников 9-11 классов. Таким образом, поскольку в курсе информатики программирование на языке высокого уровня изучается лишь во втором полугодии 9 класса, без дополнительной подготовки девятиклассники не имеют шансов справиться с заданиями олимпиады, так как все они предполагают наличие у учащегося хорошо сформированных навыков программирования.
Данный курс направлен на получение обучающимися начальных знаний по программированию на языке PascalABC, изучение базовых алгоритмических конструкций, развитие интеллекта и творческих способн$остей учащихся. Программа курса предусматривает опережающее изучение базовых типов и структур данных языка Паскаль по сравнению с основным курсом информатики, что поможет учащимся в дальнейшем в подготовке к олимпиадам и конкурсам по информатике и программированию.
Цели, задачи и образовательные результаты
Курс преследует цель формирования у обучающихся предметной компетенции в области технологии программирования и моделирования с использованием программной среды PascalABC, способствует развитию информационной компетенции и профессиональному самоопределению.
$ Для этого решаются следующие задачи:
-
освоение знаний о базовых принципах программирования на языке высокого уровня;
-
овладение умениями работы в базовой среде PascalABC;
-
приобретение опыта применения типовых алгоритмов обработки простых структур данных, строк, графики;
-
формирование основных навыков про$ектирования в среде PascalABC;
-
развитие познавательных интересов, технического мышления, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
-
воспитание трудолюбия, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к профессиям инженерно-технического направления и результатам их труда;
-
создание условий для саморазвития и самовоспита$ния личности.
Место курса в учебном плане
Курс предлагается для изучения учащимся 8 класса физико-математического профиля школы-интерната и рассчитан на 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
Формы и методы обучения.
В данном курсе предполагается наряду с традиционными формами и методами обучения организация проектной деятельности учащихся.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены ниже в Требованиях к уровню подготовки и содержат компоненты: иметь представление, знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний и понятий, уметь – владение конкретными навыками практической деятельности, а также компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение разнообразных прикладных задач.
Тематическое планирование
Тема | Количество часов | |
| Базовые конструкции языка программирования PascalABC | 12 |
| Обработка строк в PascalABC | $5 |
| Программирование графики в PascalABC | 4 |
| $ Создание программного проекта | 10 |
| Резерв | 4 |
Итого: | 35 |
II. Содержание учебного материала по курсу
Базовые конструкции языка программирования PascalABC (12 часов)
Понятие алгоритма. Среда PascalABC. Простейшая программа. Структура программы. $Основные элементы языка. Оператор вывода. Вывод текстовых констант. Типы данных. Оператор ввода. Операции над числовыми типами данных. Оператор присваивания. Стандартные числовые процедуры и функции. Целочисленная арифметика. Оператор ветвления. Операторы циклов с предусловием, с постусловием, с параметром.
Обработка строк в PascalABC (5$ часов)
Особенности строкового типа String. Операции над строками. Строковые процедуры и функции. Преобразование «строка-число». Алгоритмы работы со строками.
Программирование графики в PascalABC (4 часа)
Модуль графики GraphABC. Графические примитивы. Задание цвета. Вывод текста в графическом окне. Случайные числа. Простейшая анимация.
Создание программного проекта (10 часов)
Общие сведения об основных этапах выполнения программного проекта. Разработка ядра программы. Режим отладки в среде PascalABC. Отладка ядра программы. Требования к пользовательскому интерфейсу. Интеграционный процесс отладки. Разработка документации.
Резерв (4 часа)
III. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса ученик должен:
иметь представление $об
-
общих вопросах разработки программного проекта по решению заданной задачи;
-
планировании своей деятельности с учетом имеющихся ресурсов и условий, распределении работы при коллективном подходе;
-
путях повышения своей компетенции через совершенствование навыков программирования;
знать/понимать
-
технологию решения простейших задач посредством программной среды PascalABC;
-
основные алгоритмические конструкции;
$
-
базовую структуру программ на языке PascalABC;
-
правила описания простых типов данных в PascalABC, строкового типа;
-
назначение, правила исполнения и записи в языке PascalABC основных алгоритмических конструкций;
-
принцип разработки программы с последующей ее отладкой;
уметь
-
рационально организовывать рабочее место, соблюдать требования безопасной работы за компьютером;
-
мотивированно выбрать алгоритмические конструкции для решения простейших задач и реализовывать их в среде PascalABC;
-
составлять простейшую документацию на разработанную программу;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
-
получения технических и технологических сведений из разнообразных источников, в то$м числе технической литературы по программированию;
-
создания несложных программ для автоматизации расчетов и решения задач в областях математики, физики, химии и др., а также для домашнего использования.
IV. Календарно-тематическое планирование
Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечания | |
$ | Базовые конструкции языка программирования PascalABC | 12 | ||
| $ Понятие алгоритма. Среда PascalABC. Простейшая программа | 1 | ||
| Структура программы. Основные элементы языка | 1 | ||
| Оператор вывода. Вывод т$екстовых констант | 1 | ||
| Типы данных. Оператор ввода | 1 | ||
| $ Операции над числовыми типами данных. Оператор присваивания | 1 | ||
| Стандартные числовые процедуры и $функции | 1 | ||
| Целочисленная арифметика | $ 1 | ||
| Оператор ветвления | 1 | ||
| Решение задач с использованием ветвления | 1 | ||
| Операторы циклов с условием | 1 | ||
| Оператор цикла с параметром | 1 | ||
| Решение задач с использованием циклов | $ 1 | ||
Обработка строк в PascalABC | 5 | |||
| Особенности строкового типа String. Операции над строками. Строковые процедуры и функции | 1 | $ | |
| Преобразование «строка-число» | 1 | ||
$ | Алгоритмы работы со строками | 1 | ||
| Решение задач на обработку строк | $ 1 | ||
| Решение задач на обработку строк | 1 | ||
Программирование графики в PascalABC | 4$ | |||
| Модуль графики GraphABC. Графические примитивы. Задание цвета | 1 | $ | |
| Вывод текста в графическом окне | 1 | $ | |
| Случайные числа. Простейшая анимация | 2 | ||
| ||||
$ | Создание программного проекта | 10 | ||
| Общие сведения об основных этапах выполнения программного проекта. Разработка сценария проекта | 1 | ||
| Разработка ядра программы | $ 1 | ||
| $ Разработка ядра программы | 1 | ||
| Режим отладки в среде PascalABC. Отладка ядра программы | $ 1 | ||
| Требования к пользовательскому интерфейсу. Разработка пользовательского интерфейса | 1 | ||
| Интеграционный процесс отладки. Подготовка к защите проекта: разработка документации | 1 | ||
| $ Подготовка к защите проекта: подготовка презентации и выступления | 1 | ||
| Защита выполненного проекта | 2 | ||
| ||||
$ | Подведение итогов работы по проекту | 1 | ||
| Резерв | 4 | ||
| $ | |||
| ||||
$ |
V. Перечень рекомендуемой литературы для учителя и обучающихся
Литература для обучающихся
-
$ Гусева А.И. Учимся программировать: Pascal 7.0. – М.: «Диалог-МИФИ», 1998.
-
Кашеварова В.А. «PascalABC. Часть I. Основные конструкции» – Смоленск, 2007.
-
Немнюгин С., Перколаб Л. Изучаем Turbo Pascal. – СПб.: Питер, 2004.
Литература для учителя
-
Бондарев В.М., Рублинецкий В.И., Качко Е.Г. Основы программирования – Харьков: Фолио; Ростов н/Д: Феникс, 1997.
-
Епанешников А. М., Епанешников В. А. Программирование в среде Turbo Pascal 7.0. — М: Диалог-МИФИ, 1995
-
Златопольский Д.М. Я иду на урок информатики: задачи по программированию. 7-11 классы: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2001.
-
Зубов В.С. Программирование на языке ТURBOPASCAL. – М.: «Филинъ», 1997.
$
-
Культин Н.Б. Turbo Pascal в задачах и примерах. – М.:BHV, 2001
-
Марченко А.И., Марченко Л.А. Turbo Pascal 7.0. – М.:Бином Универсал, 1996.
-
Фаронов В.В. Turbo Pascal 7.0 Начальный курс. – М.:Нолидж, 1998.
V. Приложения
1. Примерный список задач для решения
Тема занятия | Задачи | |
$1. | Оператор вывода. Вывод текстовых констант |
|
2. | Типы данных. Оператор ввода |
|
$ 3. | Операции над числовыми типами данных. Оператор присваивания |
|
4. | Стандартные числовые процедуры и функции |
$ |
5. | Целочисленная арифметика |
|
Оператор ветвления |
| |
Операторы циклов с условием |
а) количество цифр в нем; б) сумму его цифр; в) произведение его цифр; г) среднее арифметическое его цифр; д) сумму квадратов его цифр; е) сумму кубов его цифр; ж) его первую цифру; з)$ сумму его первой и последней цифр.
а) является ли заданное число степенью числа 3; б) является ли заданное число степенью числа 5.
а) есть ли в нем цифра 3; б) есть ли в нем цифры 2 и 5.
| |
Оператор цикла с параметром |
$ а) все целые числа от 20 до 35; б) квадраты всех целых чисел от 10 до b (значение b вводится с клавиатуры;
а) сумму квадратов всех целых чисел от 10 до 50; б) сумму квадратов всех целых чисел от а до 50 (значение а вводится с клавиатуры; $
а) произведение всех целых чисел от 8 до 15; б) произведение всех целых чисел от а до 20 (значение а вводится с клавиатуры; в) произведение всех целых чисел от 1 до b (значение b вводится с клавиатуры; г) произведение всех целых чисел от а до b (значения а и b вводится с клавиатуры;
| |
$ | Особенности строкового типа String. Операции над строками. Строковые процедуры и функции |
|
$ Преобразование «строка-число» |
| |
Алгоритмы работы со строками |
| |
Модуль графики GraphABC. Графические примитивы. Задание цвета. |
| |
Вывод текста в графическом окне |
| |
Случайные числа. Простейшая анимация | $
|
2. Примерная тематика итоговых проектов*
Уровень А
1. «Вычислитель». Программа вычисляет сумму, разность, произведение, частное д$вух чисел, введенных с клавиатуры, либо вычисляет квадрат, куб и квадратный корень из введенного числа. Интерфейс программы – текстовый.
2. «Счастливый билет». Билет называется «счастливым», если сумма первых трех цифр номера билета равна сумме последних трех цифр номера. Составить программу, определяющую, является ли билет «счастливым».
Уровень В
1. Старинные русские меры. Программа$ переводит старинные русские меры в современные, и наоборот. Выбор мер и способа перевода осуществляется с помощью текстового меню
2. График функции у = кх + b. Программа изображает на экране математическую систему координат и в ней соответствующую прямую.
3. Игра «Угадай число». Компьютер «загадывает» случайное число от 1 до 100 (до 1000). Человек называет число, компьютер выдает одну из фраз «Задуманное число меньше», «Задуманное число больше», и этот процесс продолжается до тех пор, пока число не будет угадано, и компьютер сообщит «Вы угадали».
Уровень С
1. Тренажер «Таблица умножения» для младших школьников в игровой форме. Программа предлагает 10 случайных примеров на знание таблицы умножения, проверяет правильность ответа подсчитывает количество правильных ответов. Тренировка повторяется, пока есть желание у пользователя.
2. Частотный словарь. Программа определяет в заданном тексте для каждой буквы алфавита: а) количество ее вхождений в текст; б) $частоту ее употребления (отношение количества вхождений буквы в текст к количеству всех букв в тексте).
3. График функции у = ах2 + bx + c . Программа изображает на экране математическую систему координат и в ней график параболы, указывая точки пересечения с осями.
4. Пособие «Учим цифры». Вариант 1. Программа изображает на экране объекты для устного счета, количество которых зависит от нажатой пользователем цифровой клавиши. Вар$иант 2. По экрану перемещается случайное количество объектов, от 1 до 10. После их исчезновения пользователь должен ответить на вопрос, сколько их было.
5. Интерактивная открытка. Программа изображает на экране картинку, в которой по нажатию разных клавиш изменяются какие-то объекты (например, включается/выключается свет в окошке).
Список использованной литературы
-
Златопольский Д.М. Я иду на урок информатики: задачи по программировани$ю. 7-11 классы: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2001.
-
Кашеварова В.А. «PascalABC. Часть I. Основные конструкции» – Смоленск, 2007.
* Приветствуется, если учащиеся предложат свою тему проекта