Рабочая программа по предмету “Информатика” для 8 специального (коррекционного) класса VII вида
Областное казенное образовательное учреждение
«Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №2» г.Курска
$
Рабочая программа по предмету «Информатика»
для 8 специального (коррекционного) класса VII вида
Подготовила учитель информатики, инструктор по трудовому обучению
Михайлова Ольга Владимировна
2013г
$
Пояснительная записка
$ Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика».
В специальных коррекционных классах VII вида обучаются дети с отклонениями в развитии, для определения которых используют термин задержка психического развития (ЗПР). У детей с ЗПР наблюдается некоторое недоразвитие сложных форм поведения, чаще всего при наличии признаков незрелости эмоционально-личностных компонентов: повышенная утомляемость и быстрая истощаемость, несформированность целенаправленной деятельности, а также интеллектуальных операций, основн$ых определений и понятий.
К настоящему времени не разработаны специальные государственные учебные программы для коррекционных классов VII вида, в том числе и по информатике, не издано специальной учебной и учебно-методической литературы. Обучение проводится на основе программ для общеобразовательных учреждений, составленных в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержанию основного общего образования. Учитель должен адаптировать содержание обучения с учетом уровня и особенностей развития учащихся классов спецкоррекции.
$
Программа рассчитана на обучающихся, имеющих задержку психического развития, ограниченные возможности здоровья.
При составлении программы учитывались следующие особенности детей: неустойчивое внимание, малый объём памяти, затруднения при воспроизведении учебного материала, несформированность мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение), плохо развитые навыки чтения, устной и письменной речи.
Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно-развивающий характер, направленный на коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков в развитии, пробелов в знаниях и опирается на субъективный опыт школьников и связь с реальной жизнью
Программа курса «Информатика» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и $навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика» на этапе основного общего образования являются:
-
определение адекватных спосо$бов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
-
комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
-
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;
-
владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения).
Большое внимание уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий. Практические работы выделены в отдельный раздел $Компьютерный практикум, ориентированный на выполнение в операционной системе Windows.
В тематическом планировании курса в каждой теме указаны работы компьютерного практикума, содержащиеся в учебниках, главы учебников и необходимое для в$ыполнения компьютерного практикума программное обеспечение для различных операционных систем.
Программой предусмотрено проведение:
-
Классификация работ
Количество работ
практические
15
проверочные
1
$ контрольные
3
творческие
1
Преподавание обновленного курса «Информатика» ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
-
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – 2-е изд., испр.– М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009 г.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесс$а является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части $урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-40 минут.
$ Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый$ контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения – контрольной работы.
Требования к подготовке школьников в области информатики в 8 классе
Учащиеся должны:
для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
$ понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
иметь представление о назначении и области применения моделей;
различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
уметь «читать» (получать инфор$мацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;
знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели её создания;
осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
$ осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
выполнять операции с основными объектами операционной системы;
выполнять основные операции с объектами файловой системы;
уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, кольцевые, линейчатые, $с областями и другие диаграммы, строить графики функций;
для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
8 Б класс
(1 час в неделю, 34 часа в год)
Дата проведения | Наименование раздела и тем | Материал | Количество часов | |
Информация и информационные процессы (8 ч) | ||||
1 | $ Вводный инструктаж по ТБ в кабинете. Информация в живой и неживой природе. | 1 | ||
2 | $ Человек и информация. Информационные процессы в технике. | 1 | ||
3 | Знаковые системы. | $ | 1 | |
4 | Кодирование информации. Повторение материала. | 1 | ||
5 | Количество информации. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 1 «Вычисление количества информации с помощью программы Калькулятор». | $ | 1 | |
6 | Алфавитный подход к определению количества информации. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 2 «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с клавиатуры». | $ | 1 | |
7 | Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы» | 1 | ||
$ 8 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | |||
Компьютер как универсальное устройство обработки информации (11 ч) | ||||
9 | $ | Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. | 1 | |
$ 10 | Устройства ввода и вывода информации. | 1 | ||
$ 11 | Оперативная память. Долговременная память. | 1 | ||
12 | Файлы. Файловая система. Инструктаж по ТБ$. Практическая работа № 3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера». | 1 | ||
13 | Работа с файлами и дисками. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 4 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискет». | $ | 1 |
Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 5 «Определение разрешающей способности мыши». | 1 | |||
15 | $ Прикладное программное обеспечение. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 6 «Установка даты и вр$емени». | 1 | ||
16 | Графический интерфейс операционных систем. | 1 | ||
$17 | Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение». | 1 | ||
18 | $ | Правовая охрана программ и данных. | 1 | |
19 | Контрольная работа №2 по теме «Компьютер как универсальное устройство обработки информации» | 1 | ||
Коммуника$ционные технологии (14 ч) | ||||
20 | Передача информации. | 1 | ||
21 | $ | Локальные компьютерные сети. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере в локальной сети». | 1 | |
22 | Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интернета. Практическая работа № 9$ «Подключение к Интернету» | 1 | ||
23 | Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных. Инструктаж по ТБ. $Практическая работа № 10 «География Интернета». | 1 | ||
$ 24 | Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 11 «Путешествие по Всемирной паутине». | 1 | ||
25 | Электронная почта. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 12 «Работа с электронной почтой» | 1 | ||
26 | $ | Файловые архивы. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета». | 1 | |
27 | Поиск информации в Интернете. Инструктаж по ТБ. $Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете». | 1 | ||
28 | Электронная коммерция в Интернете. Общение, звук и видео в Интернете. | $ 1 | ||
29 | Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы (ознакомительно) | 1 |
Форматирование текста на Web-странице. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML». | 1 | |||
$ 31 | $ Вставка изображений и гиперссылок на Web-страницы. Списки и интерактивные формы на Web-страницах (ознакомительно) | 1 | ||
32 | Контрольная работа №3 по теме «Коммуникационные технологии» | 1 | ||
33 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | $ 1 | ||
34 | Повторение материала. Решение упражнений. | 1 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
1. Информация и информационные процессы – 8 ч
Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные проц$ессы. Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
Практические работы:
-
Практическая работа № 1 «Вычисление количества информации с помощью программы Калькулятор».
Практическая работа № 2 «Тренировка ввода текстовой $и цифровой информации с клавиатуры».
2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 11 ч
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память. Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и $приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы.
Практические работы:
-
Практическая работа № 3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».
Практическая работа № 4 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискет».
Практическая работа № 5 «Определение разрешающей способности мыши».
Практическая рабо$та № 6 «Установка даты и времени».
Практическая работа № 7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».
3. Коммуникационные технологии – 14 ч (ознакомительно)
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интерн$ете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.
Практические работы:
-
$
Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере в локальной сети».
Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету».
Практическая работа № 10 «География Интернета».
Практическая работа № 11 «Путешествие по Всемирной паутине».
$ Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой».
Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета».
Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете».
Практическая работа № 15 «Разработка с$айта с использованием языка разметки текста HTML».
Итоговое повторение 1 ч
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Тематический контроль
-
№
Тематика
$Вид
1
Информация и информационные процессы
контрольная работа
2
Компьютер как универсальное устройство обработки информации
контрольная работа
$ 3
Коммуникационные технологии
контрольная работа
Практические работы
$ В учебнике 8 класса Угринович Н.Д. представлены тексты практических работ.
НЕОБХОДИМЫЕ ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ (ОУУН)
В результате изучения информатики ученик должен:
Знать/Понимать
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
программный принцип работы компьютера;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
$Уметь
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и стро$ить простые алгоритмы;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в базе данных;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и $коммуникационных технологий;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления резуль$татов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использова$ния информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ И ЛИТЕРАТУРЫ
-
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – 2-е изд., испр.– М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009 г.
-
Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей . Под ре$д. К.С.Лебединского – М., 1982
-
Психическое развитие воспитанников детского дома. Под ред. Дубровиной И.В., Рузской А.Г. – М., 1990
-
Основы коррекционной педагогики. Учебное пособие для студентов высшего учебного заведения. А.Д.Гонеев, Н.И.Лифенцева, Н.В.Ялпаева – М.: Академия, 2002
ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ ИКТ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
$
Аппаратные средства:
-
мультимедийные ПК;
-
локальная сеть;
-
глобальная сеть;
-
мультимедиапроектор;
-
принтер;
-
сканер
-
устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
-
устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
-
$ устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
-
Интернет.
Программные средства;
-
операционная система Windows;
-
антивирусные программы;
-
полный пакет офисных приложений Microsoft Office;
-
растровые и векторные графические редакторы;
-
архиватор 7-Zip.