Рабочая программа по предмету “Информатика” для 8 специального (коррекционного) класса VII вида

Областное казенное образовательное учреждение

«Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №2» г.Курска

$

Рабочая программа по предмету «Информатика»

для 8 специального (коррекционного) класса VII вида

Подготовила учитель информатики, инструктор по трудовому обучению

Михайлова Ольга Владимировна

2013г

$

Пояснительная записка

$ Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы  Угриновича Н.Д.  с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика».

В специальных коррекционных классах VII вида обучаются дети с отклонениями в развитии, для определения которых используют термин задержка психического развития (ЗПР). У детей с ЗПР наблюдается некоторое недоразвитие сложных форм поведения, чаще всего при наличии признаков незрелости эмоционально-личностных компонентов: повышенная утомляемость и быстрая истощаемость, несформированность целенаправленной деятельности, а также интеллектуальных операций, основн$ых определений и понятий.

К настоящему времени не разработаны специальные государственные учебные программы для коррекционных классов VII вида, в том числе и по информатике, не издано специальной учебной и учебно-методической литературы. Обучение проводится на основе программ для общеобразовательных учреждений, составленных в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержанию основного общего образования. Учитель должен адаптировать содержание обучения с учетом уровня и особенностей развития учащихся классов спецкоррекции.

$

Программа рассчитана на обучающихся, имеющих задержку психического развития, ограниченные возможности здоровья.

При составлении программы учитывались следующие особенности детей: неустойчивое внимание, малый объём памяти, затруднения при воспроизведении учебного материала, несформированность мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение), плохо развитые навыки чтения, устной и письменной речи.

Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно-развивающий характер, направленный на коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков в развитии, пробелов в знаниях и опирается на субъективный опыт школьников и связь с реальной жизнью

Программа курса «Информатика» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и $навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика» на этапе основного общего образования являются:

  • определение адекватных спосо$бов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;

  • комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;

  • владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения).

 Большое внимание уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий. Практические работы выделены в отдельный раздел $Компьютерный практикум, ориентированный на выполнение в операционной системе Windows.  

В тематическом планировании курса в каждой теме указаны работы компьютерного практикума, содержащиеся в учебниках, главы учебников и необходимое для в$ыполнения компьютерного практикума программное обеспечение для различных операционных систем.

  

Программой предусмотрено проведение:

Классификация работ

Количество работ

практические

15

проверочные

1

$

контрольные

3

творческие

1

 

Преподавание обновленного курса «Информатика» ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

  • Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – 2-е изд., испр.– М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009 г.

Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесс$а является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части $урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или  компьютерных практических заданий  рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и  направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.

 Формы текущего контроля знаний, умений, навыков;  промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-40 минут.

$ Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования,  выполнения зачетной практической работы.

Итоговый$ контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения – контрольной работы.

 Требования к подготовке школьников в области информатики в 8 классе

Учащиеся должны:

          для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;

          называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

          осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или само­стоятельно выбранному признаку — основанию классификации;

$           понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;

          приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;

          понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;

          иметь представление о назначении и области применения моделей;

          различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;

          приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;

          уметь «читать» (получать инфор$мацию) информационные модели разных видов: табли­цы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;

          знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;

          знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели её создания;

          осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от за­данной цели моделирования;

          приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

          давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, сре­ду, систему команд, систему отказов, режимы работы;

         $ осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;

          выполнять операции с основными объектами операционной системы;

          выполнять основные операции с объектами файловой системы;

          уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;

          уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;

          выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;

          создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, кольцевые, линейчатые, $с областями и другие диаграммы, строить графики функций;

          для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта. 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

8 Б класс

(1 час в неделю, 34 часа в год)

урока

Дата проведения

Наименование раздела и тем
Содержани$е материала

Материал
 учебника

Количество часов

Информация и информационные процессы (8 ч)

1

$

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете. Информация в живой и неживой природе.

1

2

$

Человек и информация. Информационные процессы в технике.

1

3

Знаковые системы.

$

1

4

Кодирование информации. Повторение материала.

1

5

Количество информации. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 1 «Вычисление количества информации с помощью программы Калькулятор».

$

1

6

Алфавитный подход к определению количества информации. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 2 «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с клавиатуры».

$

1

7

Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы»

1

$

8

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

Компьютер как универсальное устройство обработки информации (11 ч)

9

$

Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата.

1

$

10

Устройства ввода и вывода информации.

1

$

11

Оперативная память. Долговременная память.

1

12

Файлы. Файловая система. Инструктаж по ТБ$. Практическая работа № 3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».

1

13

Работа с файлами и дисками. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 4 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискет».

$

1

14

$

Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 5 «Определение разрешающей способности мыши».

1

15

$

Прикладное программное обеспечение. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 6 «Установка даты и вр$емени».

1

16

Графический интерфейс операционных систем.

1

$17

Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».

1

18

$

Правовая охрана программ и данных.

1

19

Контрольная работа №2 по теме «Компьютер как универсальное устройство обработки информации»

1

Коммуника$ционные технологии (14 ч)

20

Передача информации.

1

21

$

Локальные компьютерные сети. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере в локальной сети».

1

22

Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интернета. Практическая работа № 9$ «Подключение к Интернету»

1

23

Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных. Инструктаж по ТБ. $Практическая работа № 10 «География Интернета».

1

$

24

Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 11 «Путешествие по Всемирной паутине».

1

25

Электронная почта. Инструктаж по ТБ.  Практическая работа № 12 «Работа с электронной почтой»

1

26

$

Файловые архивы. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета».

1

27

Поиск информации в Интернете. Инструктаж по ТБ. $Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете».

1

28

Электронная коммерция в Интернете. Общение, звук и видео в Интернете.

$

1

29

Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы (ознакомительно)

1

30

$

Форматирование текста на Web-странице. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

1

$

31

$

Вставка изображений и гиперссылок на Web-страницы. Списки и интерактивные формы на Web-страницах (ознакомительно)

1

32

Контрольная работа №3 по теме «Коммуникационные технологии»

1

33

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

$

1

34

Повторение материала. Решение упражнений.

1

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

1. Информация и информационные процессы – 8 ч

Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные проц$ессы.  Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.

Практические работы:

Практическая работа № 1 «Вычисление количества информации с помощью программы Калькулятор».

Практическая работа № 2 «Тренировка ввода текстовой $и цифровой информации с клавиатуры».

2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 11 ч

Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память.  Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с  файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера.  Операционная система.  Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и $приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана  программ и данных. Защита информации.  Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы.

Практические работы:

Практическая работа № 3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».

Практическая работа № 4 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискет».

Практическая работа № 5 «Определение разрешающей способности мыши».

Практическая рабо$та № 6 «Установка даты и времени».

Практическая работа № 7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».

3. Коммуникационные технологии – 14 ч (ознакомительно)

Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интерн$ете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.

Практические работы:

$

Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере в локальной сети».

Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету».

Практическая работа № 10 «География Интернета».

Практическая работа № 11 «Путешествие по Всемирной паутине».

$

Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой».

Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета».

Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете».

Практическая работа № 15 «Разработка с$айта с использованием языка разметки текста HTML».

Итоговое повторение 1 ч

 

ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

Тематический контроль

Тематика

$Вид

1

Информация и информационные процессы

контрольная работа

2

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

контрольная работа

$

3

Коммуникационные технологии

контрольная работа

 Практические работы

$  В учебнике 8 класса Угринович Н.Д.  представлены тексты практических работ.

НЕОБХОДИМЫЕ ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ (ОУУН)

В результате изучения информатики  ученик должен:

Знать/Понимать

 виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

 единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

 основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

 программный принцип работы компьютера;

 назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

$Уметь

 выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и стро$ить простые алгоритмы;

 оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

 оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

 создавать информационные объекты, в базе данных;

 искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

 пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и $коммуникационных технологий;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);

 проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

 создания информационных объектов, в том числе для оформления резуль$татов учебной работы;

 организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

 передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использова$ния информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм. 

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – 2-е изд., испр.– М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009 г.

  2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей . Под ре$д. К.С.Лебединского – М., 1982

  3. Психическое развитие воспитанников детского дома. Под ред. Дубровиной И.В., Рузской А.Г. – М., 1990

  4. Основы коррекционной педагогики. Учебное пособие для студентов высшего учебного заведения. А.Д.Гонеев, Н.И.Лифенцева, Н.В.Ялпаева – М.: Академия, 2002

ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ ИКТ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 

$

Аппаратные средства:

  • мультимедийные ПК;

  • локальная сеть;

  • глобальная сеть;

  • мультимедиапроектор;

  • принтер;

  • сканер

  • устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией

  • устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.

  • $ устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.

  • Интернет.

Программные средства;

  • операционная система Windows;

  • антивирусные программы;

  • полный пакет офисных приложений Microsoft Office;

  • растровые и векторные графические редакторы;

  • архиватор 7-Zip.

Еще записи

Leave a Comment