Рабочая программа элективного курса “Информационные технологии” 9 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16»

г.Губкин Белгородской области

Рабочая программа элективного курса
для 9 класса

«Информационные технологии»
$

подготовила

учитель информатики

Логунова Ирина Александровна

$

г. Губкин

2011

Пояснительная записка

Курс «Информационные технологии» изучается на стадии предпрофильной подготовки старшей степени обучения в средней школе и является элективным, т. е. относится к вариативной компоненте образования.

Место курса в образовательном процессе. Курс предназначен для ориентационной предпрофильной подготовки по специал$ьности «Информационные технологии».

Цель курса — предпрофильная ориентация школьников в мире компьютерных технологий и построение учащимися индивидуальной траектории профильного образования.

Задачи курса: самоопределение учеников в будущем профильном обучении и дальнейшей деятельности по ИТ-специальностям, а также развитие творческих способностей учащихся.

$ Образовательные результаты. Знакомство со спецификой информационных технологий (ИТ) и ИТ-специальностей.

Основная цель изучения курса состоит в формировании осознанного собственного мнения о выборе профиля обучения, пути получения дальнейшего образования и избираемой профессии, связанной с информационными технологиями.

Основными задачами при этом являются: привитие навыков самоопределения и самостоятельного принятия решений; углубление знаний о характере труда, перспективах профессионального роста, необходимых профессиональных качествах работников, связанных с использованием и эксплуатацией вычислительной техники, работой в автоматизированных информационных системах различных областей экономики и управления.

Программа рассчитана на 34 ч, в том числе 24 ч отводится на практические занятия.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса обучающийся должен

Иметь представление:

$о сущности информационных технологий;

методах и средствах сбора, обработки, хранения, передачи и

накопления информации;

программном и аппаратном обеспечении вычислительной техники;

компьютерных сетях и сетевых технологи$ях обработки информации;

методах защиты информации;

Знать:

основные понятия автоматизированной обработки информации;

общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем;

базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;

основные специальности подготовки специалистов по информационным технологиям в зависимости от уровня обучения: начальное, среднее и высшее профессиональное ИТ-образование;

традиционные и нетрадиционные формы получения ИТ-образования;

Уметь:$

работать с графической оболочкой Windows;

использовать прикладные программные средства для создания документов и организации расчетов;

работать с графическим редактором и поисковыми системами, а также с электронной почтой.

Тематический план

$

п/п

На$звание темы

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

$

Деятельность учителя

Практические занятия

Деятельность уч-ся

1

Основные понятия профессии и элементы информационных технологий

3

$ 3

Лекция

2

ИТ-специалисты по производству, эксплуатации и обслуживанию вычислительно$й техники и средств связи

5

1

Лекция

4

$

Знакомство с вычислительной техникой. Работа с информацией в мультипрограмном режиме

3

ИТ-специалисты по программному обеспечению вычислительной техники и автоматизированных систем

$

10

2

Лекция

$ 8

Знакомство с основными программами офисного пакета. Общие навыки работы по созданию текстовых управленческих и финансовых документов и подготовка их к печати. Способы создания и сохранения комплексных документов.

4

ИТ-специалисты в области экономики и управления

$ 11

1

Семинар

10

Организация расчётов в табличном процессоре MS Excel. Автосуммирование в электронных таблицах. Расчёты с процентными величинами. Построение и форм$атирование диаграмм. Использование функций в расчётах.

5

ИТ-специалисты по сетевому объединению компьютерных систем, локальным и глобальным сетям

4

2

$Диспут

2

Поиск информации в глобальной сети Интернет. Электронная почта.

6

Основные формы получения образования ИТ-специалистов

1

1

Совместный треннинг

$

$

Итого

34

10

24

$

Содержание отдельных тем курса

Тема 1 Основные понятия профессии и элементы информационных технологий

Общие понятия об информации, информационных технологиях и информационной среде. История возникновения и развития информационных технологий. Роль ИТ в экономике. ИТ и занятость населения. Потребность современного общества в ИТ. Информационные технологии в XXI в.

$ ИТ как сфера коммерческой и профессиональной деятельности. Виды информационных систем. Роль ИТ в обеспечении международного информационного обмена.

Общая характеристика и особенности ИТ-профессий.

Современное состояние и ожидаемое развитие рынка труда, востребованность профессий в различных областях деятельности человека по данным наиболее известных кадровых агентств. Общие требования к профессиональным качествам работников сферы информационных технологий.

Тема 2. ИТ-специалисты по производству, эксплуатации и обслуживанию вычислительной техники и средств связи

Основное аппаратное обеспечение современных информационных систем, информационных технологий, вычислительных сетей и средств связи. Производство и эксплуатация. Обзор современных технологий. Основные виды деяте$льности в этой области. Перспективы профессионального роста.

Основные образовательные программы по подготовке ИТ-специалистов данного профиля, перспективы оплаты труда на различных предприятиях по информации кадровых агентств (профессиональная подготовка и трудоустройство).

Общие требования к профессиональным качествам оператора ЭВМ, техника и инженера по эксплуатации информационных систем. Система подготовки специалистов по вычислительным машинам, комплексам, системам и сетям, а также по автоматизированным системам обработки информации и управления.

$ Совершенствование профессиональных навыков и профессиональный рост специалистов в различных областях разработки и применения информационных систем.

Практические занятия: знакомство с вычислительной техникой, общие навыки работы на персональной ЭВМ (ПЭВМ), навыки работы на персональном компьютере в качестве оператора ПЭВМ в среде Windows, работа с информацией в мультипрограммном режиме.

Тема $3. ИТ-специалисты по программному обеспечению вычислительной техники и автоматизированных систем Структура программного обеспечения современных информационных систем. Основные виды программного обеспечения.

Современные технологии производства программного обеспечения. Основные языки программирования и среды программирования.

Основные виды деятельности в этой области. Перспективы профессионального роста.

Офисные технологии, современные пакеты офисных прикладных программ (MS Office). Профессиональная подготовка и трудоустройство.

Практические занятия: знакомство с основными программами офисного пакета, общие навыки работы по созданию текстовых управленческих и финансовых документов и подготовке их к печати, способы создания и сохранения комплексных документов.

Тема 4. ИТ-специалисты в области экономики и управления$

Основные типы экономических и управленческих информационных систем, их задачи, требования к профессионалам. Создание и обслуживание информационных систем.

Примеры практического применения специализированных информационных систем: бухгалтерские программы, программы управления проектами, справочные информационные системы.

Профессиональная подготовка и трудоустройство.

Практически$е занятия: создание документов профессиональной направленности средствами стандартного офисного пакета. Электронные таблицы. Организация расчетов с помощью специализированных компьютерных программ. Отбор и сортировка данных.

Подготовка презентации фирмы. Специализированные программы для сферы финансов и управления.

Тема 5. ИТ-специалисты $по сетевому объединению компьютерных систем, локальным и глобальным сетям

Аппаратные и программные средства коммуникаций, компоненты локальных и глобальных сетей. Архитектура сетей и протоколы передачи данных. Глобальная информационная сеть Интернет, службы Интернета (WWW, электронная почта, FTP-служба, телеконференции).

Использование информационных ресурсов Интернета для профессиональной финансовой и управленческой деятельности.$

Практические занятия: передача и получение сообщений по электронной почте, поиск финансовой и управленческой информации в глобальной сети Интернет.

Тема 6. Основные формы получения образования ИТ-специалистов

Расширение сферы использования вычислительной техники — основная тенденция информационного развития общества. Спрос на специалистов информационной сферы и прогнозы его развития. Перспективы использования профессиональных навыков в России и за рубежом. Уровни профессионального образования. Начальное профессиональное образование. Среднее профессиональное образование. Высшее профессио- . нальное образование. Вступительные испытания. Узкоспециальная подготовка — сертификация специалистов по отдельным программным продуктам и информационным системам. Продолжительность обучения и стоимость образования.

Практические задания сгруппированы тематически в четыре группы.

1. Основы работы на компьютере

Организация работы и операции с окнами в среде Windows. Технология создания ярлыков и работа с к$орзиной. Работа с клавиатурой ПК. Настройка пользовательского интерфейса, окно Мой компьютер. Основы обработки графических изображений. Мультипрограммный режим работы в среде Windows.

2. Возможности компьютера для создания текстовых документов

Создание документов в текстовом редакторе MS Word. Форматирование шрифтов. Оформление абзацев документов. К$олонтитулы. Создание и форматирование таблиц в текстовых документах.

Создание списков в текстовых документах. Рисунки в документе. Подготовка к печати. Создание деловых документов. Создание протокола, акта и других деловых бумаг. Создание текстовых документов на основе шаблонов.

Создание шаблонов и форм. Создание комплексных документов в текстовом редакторе.

3. Применение возможностей компьютера в области экономики и управления

Автоматизация расчетов в электронных таблицах

Организация расчетов в табличном процессоре MS Excel. Автосуммирование в электронных таблицах. Расчеты с процентными величинами в электронных таблицах.

Построение и форматирование диаграмм в электронных таблицах. Использование функций в расчетах в электронных таблицах. Определение максимального и минимально$го значений в электронных таблицах.

Создание финансовой сводки в электронных таблицах.

Создание презентации фирмы

$ Разработка презентации в MS Power Point XP. Задание эффектов и демонстрация презентации.

Справочные поисковые системы (СПС)

Организация поиска нормативных документов в СПС «Консультант Плюс». Организация полнотекстового поиска. Работа со списком и текстом в СПС «Консультант Плюс».

4. Сетевые информационн$ые технологии Организация работы с сервисами Интернета

Поиск информации в глобальной сети Интернет. Электронная почта (Email).

Формы и средства контроля

Материал курса состоит из ряда тем, минимальной единицей учебного процесса является группа уроков (блок) по изучению отдельной темы. Занятия в блоке подразделяются на уроки сообщения и закрепления знаний и практические занятия.

Внутри блоков преподаватель сможет изменять разбивку по времени между практическими занятиями и ур$оками в зависимости от субъективных и объективных факторов обучения учащихся, степени их заинтересованности и первичных навыков работы на компьютере.

При изучении курса наряду с традиционными формами занятий, такими как комбинированные уроки, фронтальные беседы, уроки-беседы, уроки-опросы, дискуссии и практические занятия, применяются и нетрадиционные формы обучения: работа в малых группах, деловые игры, мозговые штурмы, презентации результатов коллективных проектов.

На первом уроке блока занятий проводится актуализация новой темы и повторение ранее пройденного материала. При этом форма урока — беседа или краткая дискуссия (интерактивный режим работы учащихся). Затем проводится срез знаний в виде тестов (по вопросам для мини-рефератов) для определения начального уровня знаний по этой теме. Выдаются задания по подготовк$е мини-рефератов, представляющих собой краткие материалы (1 — 2 с). Мини-рефераты используются при проведении занятий в виде устных выступлений учащихся.

После этого начинается изучение нового материала. Форма занятий — рассказ учителя, беседа с демонстрацией наглядных материалов, слайдов и мультимедийных роликов. При этом привлекаются материалы популярных телепрограмм по вопросам информационных технологий, транслирующихся по телевидению на момент изложения материалов темы.

За изучением нового материала следует тренинг в виде . практических занятий, соответствующий минимуму планируемых результатов по изучению темы. Тренинг переходит в коллективную творческую комплексную работу — деловую игру с распределением различных ролей между учащимися. Закрепление материала таким образом (в виде деловой игры) способствует (помимо основной цели — изучению основ фактического материала для предпрофильной ориентации) развитию комм$уникативных навыков общения и выработке путем мозгового штурма оптимального варианта действий в той или иной ситуации.

В завершающей стадии групповых уроков учащиеся выполняют индивидуальные или групповые самостоятельные проекты по индивидуальным заданиям. Для оценки таких заданий применяется мето$д взаимоконтроля учащихся друг другом.

В течение обучения несколько раз проводятся письменные мини-опросы на 5 —10 мин по выявлению интереса к компьютерным технологиям. Такие мини-опросы дают представление о динамике изменения мнения учащихся о своей профориентации.

Курс предусматривает самостоятельную внеклассную работу — написание реферата, подготовку выпускной работы с использованием дополнительных материалов.

$

Примерные темы для разработки учащимися творческих работ (рефератов)

1. Информационные технологии и современное общество.

2. История развития вычислительной техники.

3. Влияние информационных технологий на экономику современного общества.

$ 4. Информационные технологии в управлении.

5. Информационные технологии в экономике.

6. Достижения современных информационных технологий.

7. Современное техническое состояние информационных технологий (Hardware).

8. Современные достижения программного обеспечения информационных технологий (Software).

9. ИТ-специальности и возможности их получения.

10. Информационные технологии и безопасность пользователей.

11. Достижения информационных технологий для молодежи.

12. Информационные технологии и компьютерные $игры.

13. История развития Интернета.

14. Как подключиться к Интернету?

15. Всемирная сеть Интернет: сервисы и возможности.

16. Передача данных в Интернете.

17. IP-телефония: понятия и возможности.

18. Поговорим по Интернету.

19. Осуществим поиск в Интернете.

20. Обеспечение информационной безопасности.

21. Перспективы развития информационных технологий.

Методические указания по разработке рефератов

Творческая индивидуальная работа выполняется по индивидуальному заданию, утверждаемому преподавателем в начале изучения материала. Тема реферата выбирается учащимися индивидуально с учетом личных интересов и предпочтений. Приведенный список является примерным и не исключает дополнений.$

Содержание реферата определяется планом, включающим в себя следующие разделы:

введение (цель и задачи);

теоретические материалы по выбранной теме;

понимание проблемы учащимся, практические достижения;

связь проблемы с предполагаемым выбором профессии;

желательные результаты решения проблемы.

Перечень учебно-метод$ических средств обучения

1. «Информационные технологии» Михеева Е.В. Программа курса Методическое пособие

2. Задачник –практикум по информатике в двух томах Л. Залогова

3. «Специальная информатика» учебное пособие С.Симонович

4. «Общая информатика» учебное пособие С. Симонович

5. . «Практическая информатика» учебное пособие С. Симонович

$ 6. «Информатика базовый курс» под редакцией С.В. Симоновича

7. Интернет ресурсы:

http://www.uroki.net/karta.htm

http://www.uroki.net/index.htm$

http://www.myschools.ru/predmet/info/

http://www.uroki.net/docinf.htm

http://www.comp-science.narod.ru/

http://infoschool.narod.ru/

http://mckryak.chat.ru/informatics.html

http://marklv.narod.ru/

http://schools.keldysh.ru/sch444/MUSEUM/index.htm

http://igromania.ru/

http://davydel.narod.ru/index.html

http://inf777.narod.ru/index.htm

$

Тематическое планирование

$

Основные понятия профессии и элементы информационных технологий (3часа)

1

Инструктаж по технике безопасности.

История возникновения и развития информационных технологий.

2

Общие понятия об информации, информационных технологиях и информационной среде.

$

3

Виды информационных систем

$

ИТ-специалисты по производству, эксплуатации и обслуживанию вычислительной техники и средств связи (5часов)

5

ИТ как сфера коммерческой и профессиональной деятельности.

6

Роль ИТ в обеспечении международного информационного обмена.

7

Основное аппаратное обеспечение современных информационных$ систем, информационных технологий, вычислительных сетей и средств связи.

8

Обзор современных технологий. Основные виды д$еятельности в этой области.

9

Практические занятия: знакомство с вычислительной техникой, общие навыки работы на персональной ЭВМ

$

10

Структура программного обеспечения современных информационных систем.

11

Основные виды программного обеспечения.

$

12

Современные технологии производства программного обеспечения

13

$

Основные языки программирования и среды программирования.

14

Основные языки программирования и среды программирования.

$

15

Офисные технологии, современные пакеты офисных прикладных программ (MS Office).

$

16

Выполнение проекта на языке программирования Pascal

17

Выполнение проекта на языке программирования Pascal

18

$

Выполнение проекта на языке программирования Pascal

19

$

$

Выполнение проекта на языке программирования Pascal

20

Способы создания и сохранения комплексных документов.

ИТ-специалисты в области экономики и управления (11 часов)

21$

Основные типы экономических и управленческих информационных систем, их задачи

22

Создание и обслуживание информационных систем

$23

Создание и обслуживание информационных систем

$

24

Примеры практического применения специализированных информационных систем: бухгалтерские программы.

25

$Примеры практического применения специализированных информационных систем: программы управления проектами.

26

Примеры практического применения специализированных информационных систем: справочные информационные системы.

27

Создание документов профессиональной направленности средствами стандартного офисного пакета.

$

28

Электронные таблицы. Организация расчетов с помощью электронных таблиц.

29

$

Подготовка презентации фирмы

30

Подготовка презентации фирмы$

31

Защита проекта «Презентация фирмы»

ИТ-специалисты по сетевому объединению компьютерных систем, локальным и глобальным сетям (2 часа)

32

Аппаратные и программные средства коммуникаций, компоненты локальных и глобальных сетей

33

Использование информационных ресурсов Интернета для профессиональной финансовой и управленческой деятельности.

Основные формы получения образования ИТ-специалистов (1час)

$

34

Перспективы использования профессиональных

ИТ-навыков в России и за рубежом.

Уровни профессионального образования

Список использованной литературы 1.«Информационные технологии» Михеева Е.В. Программа курса, методическое пособие.

изд. Академия 2006г.

$ 2. Информатика и ИКИ учебник для 9 класса Н.Угринович БИНОМ 2008г.

2

Еще записи

Leave a Comment