Разработка урока “Алгоритм – модель деятельности исполнителя” 7 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Варениковская средняя общеобразовательная школа № 56»

Крымского района Краснодарского края

Конспект урока по информатике
в 7 классе

$«Алгоритм – модель деятельности исполнителя. Исполнитель Чертёжник»

подготовила

учитель информатики и ИКТ

Моисеенко Элла Анатольевна

$

ст. Варениковская
2014

Тип урока: Сообщение новых знаний, комбинированный.

Цель урока:

  • $систематизировать представления учащихся об исполнителях алгоритмов,

  • познакомить учащихся с правилами работы и исполнителем Чертежник в системе КуМир

Ход урока:

  1. $Организационный момент

Приветствие и проверка готовности учащихся к уроку

  1. Актуализация знаний

Исполнители часто встречаются в сказках. В одной из них Иван-Царевич говорит Избушке На Курьих Ножках: “Избушка, избушка! Встань к лесу задом, ко мне передом!”. При этом команда должна быть задана очень точно. В сказке “Али-Баба и сорок разбойников” волшебная дверь открывалась по команде “Сезам, откройся!”. Жадный Косым, тайно проникший в пещеру, забыл эту фразу и не смог выйти из пещеры. И Избушка На Курьих Ножках, и волшебная дверь имеют много общего: они умеют понимать и выполнять некоторые точно заданные команды, то есть являются исполнителями.

  1. Сообщение новых знаний

Объяснение нового материала $проходит в форме беседы с одновременным показом мультимедийной презентации («Алгоритм – модель деятельности исполнителя», из предоставленных материалов на сайте http://metodist.lbz.ru).

    Исполнитель – это некоторый объект (человек, животное, техническое устройство), способный выполнять определённый набор команд.

    Система Команд Исполнителя (СКИ) – перечень всех команд, которые может выполнять конкретны$й исполнитель.

Типы $исполнителей

  • неформальные (сами отвечают за свои действия);

  • формальные (за действия формального исполнителя отвечает управляющий им объект).

    Среда исполнителя – область, обстановка, условия, в которых действует исполнитель.

Исполнителями могут быть

  • люди: ученик, рабочий, учитель, бригада;

  • животные: дрессированная собака, кошка;

  • машины: роботы, компьютеры.

Ошибки при работе исполнителей

$ Работа исполнителя не всегда проходит гладко – иногда встречаются ошибки.

Виды ошибок:

НЕ ПОНИМАЮ”

$Заданной команды нет в списке команд исполнителя, и он ее не понял. Вероятно, мы ошиблись в записи текста команды.

НЕ МОГУ”

Исполнитель понял команду, но не может ее выполнить. Например, роботу дана команда “вперед”, а впереди стоит стенка, и он не может идти. Или собаке скомандовали “Сидеть!”, а$ она уже сидит.

    Управление – это процесс направленного воздействия одних объектов на другие

    Алгоритм – это точно определенный план действий исполнителя, направленный на решение какой-то задачи. В алгоритм можно включать только те команды, которые есть в СКИ исполнителя.

Человек способен понимать смысл команды и часто может «додумать», что от него хотели даже тогда, когда команда задана неточно. Для того, чтобы алгоритм был понятен роботу, компьютеру или другой машине, недостаточно только написать команды, надо еще и оформить алгоритм в таком виде, в котором его понимает машина, то есть записать в формальном виде.

В формальной зап$иси алгоритма можно использовать только те команды, которые входят в СКИ исполнителя. Кроме того, надо соблюдать специальные правила оформления, которые позволят исполнителю распознать команды и определить последовательность их выполнения.

Алгоритм можно записат$ь разными способами и даже на разных языках. Хотя при этом исполнитель может, конечно, их не понять. Вы знаете, что есть специальные виды исполнителей алгоритмов — компьютеры. Они выполняют программы.

    Программа – это алгоритм, записанный по правилам понятного исполнителю языка.

  1. Практическая работа (сопровождается презентацией – приложение № 1)

Работа с «Системой программирования КуМир» на компьютерах индивидуально, параллельно учит$ель демонстрирует работу с системой через проектор, отвечает на вопросы учеников.

Учащиеся видят, что в «Системе программирования КуМир» $исполнителей несколько, поэтому учитель делает акцент на том, что они будут, сегодня знакомиться с одним – Чертежником.

Объяснение с одновременным показом мультимедийной презентации на экране («Исполнитель Чертежник», см. приложение № 1).

$2-7 слайды: Оговаривается круг решаемых задач, среда исполнителя Чертежника, СКИ (приложение № 2 – команды исполнителя Чертежник)

8 слайд: Команду «сместиться в точку» называют командой абсолютного смещения.

Обсуждение вопросов на с$тр. 121 учебника.

9 слайд: Команду «сместиться на вектор» называют командой относительного смещения. Обсуждение вопросов на стр. 122 учебника.

Разбирается одна задача. (Слайды №10-14). Сильные ученики могут выполнить упражнения самостоятельно в тетради, а потом сверить решения.

  1. Обобщение

Учитель: Перечислите исполнителей, которые вам известны? К какому типу исполнителей относится Чертёжник? (Ответы учащихся)

  1. Домашнее задание

Учебник: §3.1, §3.2(до стр.127);$

Рабочая тетрадь: №№1-4 – стр.85-87, №№7-12 на стр.88-92 одно из заданий.

Учитель подводит и$тог урока, выставляет оценки.

Список учебно-методической литературы

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  4. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  5. $ http://metodist.lbz.ru).

Еще записи

Leave a Comment