Разработка урока по теме “Тексты в памяти компьютера” 8 класс

Учитель информатики МБОУ «Гимназия № 5» г. Брянска

Прокопович Елена Вячеславна

План-конспект урока

Предмет: Информатика. Класс: 8

Те$ма урока: «Тексты в памяти компьютера»

Тип урока: Обучающий.

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся со способами кодирования текстовой информации в компьютере;

  2. Рассмотреть примеры решения задач;

  3. Способствовать развитию познавательных интересов учащихся.

  4. Воспитывать выдержку и терпение в работе, чувства товарищества и взаимопонимания.

Задачи урока:

  1. Формировать знания учащихся $по теме «Тексты в памяти компьютера»;

  2. Содействовать формированию у школьников образного мышления;

  3. Развить навыки анализа и самоанализа;

  4. Формировать умения планировать свою деятельность.

Оборудование:

рабочие места учеников (персональный компьютер), рабочее место учителя,

интерактивная доска, учебник «Информатика и ИКТ» 8 кла$сс (И. Г. Семакин),

проектор, презентация, раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент.

Урок необычный, и поэтому я вам подготовила послания и хочу, чтобы вы его прочитали в начале нашего урока.

Ученикам предлагается занять свое рабочее место за компьютером, открыть папку «8 класс», открыть файл «Послание». (Web-страница, содержащая пословицу, откроется в кодировке, несоответствующей русскому алфавиту).

Ваши предположения, почему мы не можем прочитать текст?

Варианты: текст закодирован, ошибка работы компьютера, неправильно откры$ли файл и т. д..

Мы видим, что текст закодирован. Следовательно, его нужно каким-то образом раскодировать. Наша задача – разобраться, в чем причина, почему текст отображается неправильно.

$ Но, сначала, небольшой исторический экскурс в криптографию. Криптография – это тайнопись, система изменения письма с целью сделать текст непонятным для непосвященных лиц. Видеофрагмент.

Задание. Записать названия $перечисленных видов кодировок и шифровок.

Домашнее задание. Найти в Интернете описание какой-либо интересной шифровки. Привести пример шифрования и дешифрования.

Человечество использует шифрование (кодировку) текста с того самого момента, когда появилась первая секретная информация. Перед вами несколько приёмов кодирования текста, которые были изобретены на различных этапах развития человеческой мыслию

– азбука Морзе или неравномерный телеграфный код, в котором $каждая буква или знак представлены своей комбинацией коротких элементарных посылок электрического тока (точек) и элементарных посылок утроенной продолжительности (тире).

Название нашему уроку я хочу дать словами Павла Флоренского, русского философа, «Тайна мира символами не закрывается, а именно раскрывается, в своей подлинной сущности, то есть как тайна».

Код Цезаря (пояснение). (Слайды 4, 5)

Предлагаю Вам раскодировать сообщение на доске с помощью кода Цезаря.

Ответ: «Тексты в памяти компьютера» – тема нашего урока.

На доске слайд презент$ации с темой урока.

Попробуйте сформулировать, что мы должны узнать на уроке, тема которого «Тексты в памяти компьютера»

На уроке мы должны узнать, как кодируются тексты в компьютере, почему тексты могут отображаться по разному, как они хранятся в памяти компьютера, как рассчитать объем памяти, занимаемый текстом.

II. Изучение нового материала урока.

1. Объяснение нового материала. (Слайды 9-14)

Все виды кодировок, о которых шла реч$ь в фильме, конечно, интересны. Но для кодирования текстов в компьютере не годятся.

Мы наем, что компьютер обрабатывает информацию в цифровом виде. Все числа могут быть представлены в двоичном виде и закодированы 0-сигнал низкого напряжения, 1 – сигнал высокого напряжения.

Следовательно, и текстовую информацию каким-то образом нужно представить в виде чисел.

Все символы внесли в таблицу, присвоили им номера – получили кодовую таблицу.

$ Определение кодовой таблице (ученик работают с учебником). Описание кодовой таблицы. Первая часть – английские буквы и символы, вторая половина – национальные языки.

Сравнение кодовых та$блиц КОИ8 и СР1251.

Выполнение задания: Слова «БАЙТ» и «байт» закодировать в таблице КОИ8 и в СР 1251. Определить информационный объем каждого слова.

КОИ – 8 СР 1251

Слово

Код в КОИ – 8

$

Код в СР 1251

Информационный объем слова

в байтах

$

БАЙТ

байт

(работа в парах с карточками, проверка на интерактивной доске, ученик у доски).

Задани$е: Слова «БАЙТ» и «байт» закодировать в таблице КОИ8 и раскодировать в СР 1251. (работа в парах, проверка на слайде).

Слово

$

Код в КОИ – 8

Слово в СР 1251

БАЙТ

226 225 234 244

вбкф

$

байт

194 193 202 212

ВБКФ

Основные выводы по итогам выполненного задания:

  1. $

    Буквы заглавные и строчные имеют разные коды.

  2. Буквы русского алфавита в разных кодировках имеют разные коды.

  3. Буквы располагаются в таблице не всегда в алфавитном порядке, но расстояние между соответствующими заглавной и строчной буквами всегда 32.

  4. Если текст закодирован в одной кодировке, а раскодирован в другой, то текст может не читаться. (Именно это и произошло с сообщением, которое вам в начале урока нужно было прочитать.)

Можете теперь ответить на вопрос, почему не получилось прочитать послание что нужно предпринять?

Нужно подобрать кодировку. Ученики за компьютером подбирают в браузере нужную кодировку и читают сообщение. (не закрывают, переходят на раб. места за парты).

Теперь выясним, сколько памяти занимают$ тексты в памяти компьютера. (Слайды 17-20).

Для кодирования 1 символа используется 1 байт информации. Если для кодирования 1$ символа выделяется 1 байт, то в кодовой таблице будет представлено 256 кодов. Информационный вес 1 символа = 1 байт. Объем текста в памяти компьютера = Количество символов ´ Информационный вес 1 символа.

Разбор решения задачи № 1: Какой объем памяти займет сообщение «Кодирование текстов», закодированное в КОИ8? (Слайд 18).

Повторение перевода единиц измерения информации (биты – байты, байты – биты, байты – Кбайбы, Кбайты – байты). (Слайд 19).

Разбор решения задачи № 2: Сколько символов содержится в тексте, использующем таблицу ASCII, если известно, что он занимает 2048 бит памяти? (Слайд 20).

$

III. Практическая часть урока.

Выполнение задания за компьютером. Файл Задание.rtf с последующим комментарием. Оценка работы учащихся.

IV. Дополнения к новому материалу. (Слайд 23-25)

Для кодирования 1 символа используется 2 байт в кодировке UNICODE.

$ Задание: определить объем памяти, который займет сообщение, созданное в кодировке ASCII и в UNIKODE?

V. Итоги урока.

Задание. Перекодируйте сообщение «Н П М П Д Г Щ», используя кодовые таблицы КОИ8 и СР1251.

О$твет: «МОЛОДЦЫ»

Задачи урока выполнены: с кодовыми таблицами познакомились, научились представлять текст в виде кодов, определять объем, который текст занимает в памяти компьютера. На следующих уроках мы займемся обработкой текстовой информации.

Домашнее задание: «Тайна мира символами не закрывается, а именно раскрывается, в своей подлинной сущности, то есть как тайна$».

Как вы понимаете эти слова?

Определить объем, занимаемый сообщением в памяти компьютера в кодировке ASCII и UNICODE.

Представить код, используя таблицу ASCII.Таблицу найти в Интернете.

Еще записи

Leave a Comment