СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

$«Красноануйская основная общеобразовательная школа»

Солонешенского района Алтайского края$

СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

$

$ подготовила

учитель математики и информатики

Булгакова Ольга Алексеевна

с.Солонешное

2014

$В сегодняшних условиях стремительного развития компьютерной и телекоммуникационной техники самое главное обеспечить соприкосновение человека и техники. Это значит, что требования к интеллектуальному, нравственному развитию человека должны существенно возрасти.

Информационные технологии позволяют адаптировать учебный процесс к нуждам отдельного индивидуума и быстро реагировать на возникающие перемены.

Одним из перспективных решений проблемы является изучение социально-гуманитарных аспектов информатики. Такими аспектами занимается социальная информатика – наука о закономерностях и формах движения информаци$и в обществе, которая возникла на стыке нескольких научных дисциплин: информатики, социологии, психологии и философии, а ее появление обусловлено необходимостью изучения процессов информатизации общества и их вл$ияния на роль и условия существования человека.

Анализируя программы научную и методическую литературу, заметно, что на сегодняшний день школьный курс информатики в большей степени рассматривает разделы, связанные с компьютерной обработкой информации и использованием информации, оставляя за бортом важнейшие философские и социальные вопросы, а «Социальная информатика» представлена далеко не во всех учебных изданиях. Только в 9 классе рассматривается раздел Информационные процессы в обществе, в который включены следующие вопросы социальной информатики: Информационные ресурсы общества, информационная безопасность, информационные этика и право.

Нельзя ограничивать информационные процессы рамками вычислений пассивного получения или преобразования информации. Такие процессы сложн$ы и многообразны. Важно научить новое поколение это понимать. Социальную информатику нужно рассматривать как самостоятельное направление фундаментальных и прикладных исследований в области информатики.

$Введение социальной информатики в школьный курс позволит давать учащимся не только необходимые знания о новой среде обитания людей в информационном обществе, а также формировать у них информационную культуру и информационное мировоззрение. Это мировоззрение должно быть осн$овано на понимании определяющей роли информации и информационных процессов в природных явлениях, человеческом обществе, а также в обеспечении жизни и деятельности самого человека; значительно расширить рамки раздела «основы теории информации» школьного курса информатики.

В процессе обучения социальной информатике необходимо поставить следующие образовательные цели:

  1. Создать условия для формирования знаний учащихся об основных особенностях информационного общества, а также проблемах и тенденциях его становления.

  2. Создать условия для формирования представлений учащихся о роли и месте социальной информатики в современной системе научных знаний, ее проблемах и основных направлениях дальнейшего разв$ития.

  3. Создать условия для развития мировоззрения учащихся посредством характеристики основных закономерностей глобального процесса информатизации общества и показа роли средств вычислительной техники в информатизации общества.

Социальная информатика устанавлива$ет связь между абстрактными (категориальными) и социально-правовыми понятиями, изучаемыми учениками.

Информационная культура – понятие, прежде всего, курса информатики, хотя, с другой стороны, решение задачи формирования информационной культуры осуществляется в рамках всех учебных дисциплин

Содержательные линии охватывают большой круг вопросов, а количество часов отводимых на и$х изучение строго ограничено, поэтому за отведенное число часов практически невозможно раскрыть все темы, предусмотренные стандартом.

Поэтому учителю необходимо, активно использовать новую возможность, которую дает нам информационное общество. Он должен предложить новые виды заданий, которые ученик может выполнить, взаимодействуя с информационными объектами и процессами, протекающими в социуме.

Понятие информации далеко не всегда связано с компьютером. Чаще всего человек сам, без помощи т$ехники, обрабатывает информацию. Умение в процессе обработки не только анализировать, но и синтезировать из отдельных крупинок информации целое – весьма ценное качество человека будущего.

Трудность становления социальной информатики, как $науки, связана с господствующей тенденцией технократического подхода к информатизации, с частым отождествлением понятий «информатизация» и «компьютеризация».

Список литературы:

  1. Соколова И.В. Социальная информ$атика и социология: проблемы и перспективы взаимосвязи.- М.: Владос, 2003.

  2.  Колин К.К. Социальная информатика: Учеб. Пособ. для вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – С. 44.

  3. $  Кинилев В.Г. Контуры системы образования в XXI веке. Журнал «Информатика и образование», №5, 2000.

  4. Колин К.К. Социальная информатика – новое направление научных исследований. /Сб. научн. трудов «Системы и средства информатики»/ – М.: Наука, 2005, вып.7.

 

Еще записи

Leave a Comment