Состав крови. Построение таблиц и диаграмм с помощью Microsoft Word, 8 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа города Пионерский”

Конспект

интегрированного урока

биологии и информ$атики
в 8 классе
«
Состав крови. Построение таблиц и диаграмм с помощью Microsoft Word»

подготовили

учитель биологии

Дмитриева Татьяна Ивановна

учитель информатики

Чумакова Татьяна Ивановна

$г. Пионерский
2014

Состав крови. Построение таблиц и диаграмм с помощью Microsoft Word.

8 класс

Интегрированный урок по биологии и информатике.

Цели:.

Обучающие: $

познакомить учащихся:

  • с составом внутренней среды организма, ее значением;

  • с особенностями ст$роения и функциями крови;

  • особенностями строения и функциями клеток крови,

  • обеспечить усвоение учащимися способа построения таблиц и диаграмм в Microsoft Word.

Развивающие:

  • формировать умение работать с незнакомым текстом,

  • оформлять результаты в виде таблиц и диаграмм в Microsoft Word,

Воспитательные:

  • развить у учащихся интерес к предмету биологии и информатики.

$Знания и умения:

  • знать алгоритм построения таблиц и диаграмм;

  • знать состав внутренней среды организма;

  • $ знать особенности строения и функции крови;

  • знать особенности строения и функции форменных элементов крови;

  • уметь пользоваться алгоритмом построения таблиц с помощью Microsoft Word на практических примерах;

  • уметь пользоваться алгоритмом форматирования таблиц стандартным способом;

  • уметь пользоваться алгоритмом построения диаграмм с помощью Microsoft Word на практических примерах.

Оборудование:

  1. План выполнения практической работы.

  2. Компьютер, проектор, доска.

  3. Задание 1. Текстовый файл “ Внутренняя среда организма$ ” (документ расположен в папке на Рабочем столе компьютера).

  4. Задание 2. Текстовый файл “ Клетки крови” (документ расположен в папке на Рабочем столе компьютера).

  5. Задание 3.Текстовый файл “Рисунки клеток крови” (документ расположен в папке на Рабочем столе компьютера).

  6. Задан$ие 4. Текстовый файл «Процентный состав составных частей крови» (документ расположен в папке на Рабочем столе компьютера).

  7. Персональный компьютер для учащихся.

  8. Презентация.

Ход работы:

1.Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы познакомимся с вами с особенностями строения крови, со строением и функциями форменных элементов крови, а так же мы продолжим работу с текстовым редактором Microsoft Word. К концу занятия мы должны научится строить таблицы, их редактировать и форматировать, т.е. оформлять, используя $команды Выделить, Копировать, Вставить, заполнять таблицы, а так же научиться строить диаграммы, работать с несколькими окнами текстового редактора Microsoft Word.

а) Состав и значение внутренней среды организма.

$ Учитель биологии

Первые живые организмы возникли в водах Мирового океана, и средой обитания для них служила морская вода. С появлением многоклеточных организмов часть их клеток утратила непосредственный контакт с внешней средой, поэтому появилась необходимость в посреднике между клетками.

Внутренняя среда организма состоит из трех компонентов, объединенных в единую систему: кровь, тканевая жидкость, лимфа, тканевая жидкость. Кровь циркулирует по замкнутой системе сосудов и непосредственно с другими тканями тела не сообщается.

Тканевая жидкость является вторым компонентом внутренней среды, в которой непосредственно находятся клетки.

Лимфа является т$ретьим компонентом внутренней среды. Она перемещается по лимфатическим сосудам.

Внутренняя среда находится в подвижном равновесии, поскольку одни вещества расходуются, этот расход восполняется.

Учитель информатики:

  1. ТБ при работе с компьютером.

  2. Заполнение таблиц в текстовом редакторе Microsoft Word.

(объяснение алгоритма выделения, копирования и вставки части текста в ячейку таблицы. Учащимся предлагается заполнить таблицу “Внутренняя среда организма”, образец которой находится на слайде, выполняют Задание1)

  1. Редактирование и форматирование таблицы.

  2. Сохранение созданного файла на компьютере.

б) $Состав, строение и функции крови.

Учитель биологии

Кровь… Еще в древности знали, что она является носительницей жизни. Кровь наделяли могучей и даже колдовской силой. Жители древних цивилизаций приносили жертву своим богам, при этом кровь животного должна была истечь на жертвенник, ибо кровь — это, «душа плоти». Герой Гомера Одиссей, чтобы вернуть речь и сознание теням подземного царства, давал им пить кровь. Когда-то считалось, что с помощью свежей крови можно не только вылечить, но и омолодить человека. Та мечта нашла свое отражение в поэме «Метаморфозы» Публия Овидия Назона, римского поэта, родившегося в 43 году до новой эры. Одна из героинь – чародейка Медея предложила омолодить старца Пелия вливанием юной крови. Великий врач Гиппократ рекомендовал тяжелобольным пить кровь, полученную от здоровых людей. В Древнем Риме патриции с це$лью омоложения пили кровь умирающих гладиаторов. В средние века попытки лечить кровью продолжались. Сохранилось свидетельство, что в XV веке с целью спасения жизни папы римского Иннокентия VIII из крови трех мальчиков для него было приготовлено лекарство. Однако этот «эликсир жизни» не помог умирающему.

И хотя в настоящее время мы понимаем, что во всем этом нет логического и научного$ смысла, тем не менее, можем сказать, что кровь – самая удивительная ткань нашего организма. Нельзя понять существование человека или животных без движения крови по сосудам, когда во все органы и ткани разносится кислород, вода, питательные вещества.

Учитель биологии (рассказ учителя с использованием слайдов презентации):

  1. Кровь – жидкость красного цвета – представляет собой особый вид соединительной ткани. У взрослого человека количество крови составляет 1/13 массы тела. (Подсчитайте сколько крови содержится в каждом из вас.)

  2. Кровь состоит из межклеточного вещества – плазмы, клеток крови, которые еще по-другому называются форменные элементы. К форменным элементам относят эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. При изучении особенностей строения и функций клеток крови мы, используя текстовый редактор Microsoft Word, заполним таблицу $«Клетки крови»

Учитель информатики

1. Создание и заполнение таблицы в текстовом редакторе Microsoft Word «Клетки крови”, используя готовый текстовый файл Задание2, расположенный в папке на Рабочем столе компьютера, объяснение алгоритма построения таблиц. Учащимся предлагается создать таблицу “ Клетки крови“, образец которой находится на слайде и Приложении 1.

2. Использование векторной графики в текстовом редакторе Microsoft Word, используется готовый текстовый файл Задание3, расположенный в папке на Рабочем столе компьютера, объяснение алгоритма построения графического объекта. Учащимся предлагается установить соответствие между имеющимися рисунками и надписями в виде построения объе$кта стрелка.

3. Построение диаграмм в текстовом редакторе Microsoft Word, используя готовый текстовый файл Задание4, расположенный в папке на Рабочем столе компьютера, объяснение алгоритма построения диаграммы в текстовом редактор$е Microsoft Word. Учащимся предлагается создать диаграммы, выполнить Задание4.

5. Проверка заполнения таблицы.

(Учащиеся зачитывают свои ответы и проверяют их с правильными вариантами ответов, которые расположены на слайдах презентации).

$6. Итог урока.

Наука – не предмет чистого мышления, а предмет мышления, постоянно вовлекаемого в практику и постоянно подкрепляемого практикой. Вот почему наука не может изучаться в отрыве от техники.

Джон Бернал

$

Приложения

Задание 1.

1. Заполнить таблицу, использую текст данный под таблицей:

Внутренняя среда организма

Составляющие внутренней среды

Функции

1

$ Кровь

2

Тканевая жидкость

3

Лимфа

Вн$утренняя среда организма:

Составляющие внутренней среды кровь

Функции транспорт газов, питательных веществ, продуктов обмена, гуморальная регуляция, терморегуляция, защитная

$Составляющие внутренней среды тканевая жидкость

Функции дыхание и питание клеток, очищение от продуктов распада

Составляющие внутренней среды лимфа

Функции защита организма от бо$лезнетворных бактерий

Задание 2

Клетки крови

Эритроциты: форма двояковогнутые, красной окраски, безъядерные, в 1 мм3 – 4,5 – 5,5 млн, выполняют дыхательную функцию. $

Лейкоциты: форма амебовидная, бесцветные, имеют ядро, в 1 мм3 – 6 – 8 тыс., выполняют защитную функцию.

Тромбоциты: форма дискообразная, бесцветные, безъядерные, в 1 мм3 – 350 – 400 тыс., участвуют в свертывании крови.

1. При помощи команд Вставка – Таблица – Вставить таблицу… постройте таблицу, состоящую из 5 столбцов и 5 строк.

Задание 3

$1.Установите соответствие:

Задание 4

1. Построить диаграммы, используя следующие данные:

$ а)Процентное соотношение плазмы и клеток крови

Плазма

$

55

Клетки крови

45

б)Процентный состав плазмы крови

Вода

91

Минеральные соли

0,9

$Белки

7

Глюкоза

0,1

Жиры

1

$ в)Процентный состав клеток крови

Эритроциты

96

Лейкоциты

3

Тромбоциты $

1

Список использованной литературы

1. Информатика. Учебник 7-9 класс. Часть 2 (Практикум)/Под ред. проф. Н.В.Макаровой .- СПб.:Питер Пресс, 2012

2. Биология. Человек. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Н.И. Сонин, М.Р. Сапин.-М.:Дрофа, 2012

3. Рисунки для оформления презентации:

http://festival.1september.ru/articles/615316/

рисунки из учебника – Биология. Человек. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Н.И. Сонин, М.Р. Сапин.-М.:Дрофа, 2012$

Еще записи

Leave a Comment