Состав крови. Построение таблиц и диаграмм с помощью Microsoft Word, 8 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа города Пионерский”
Конспект
интегрированного урока
биологии и информ$атики
в 8 классе
«Состав крови. Построение таблиц и диаграмм с помощью Microsoft Word»
подготовили
учитель биологии
Дмитриева Татьяна Ивановна
учитель информатики
Чумакова Татьяна Ивановна
$г. Пионерский
2014
Состав крови. Построение таблиц и диаграмм с помощью Microsoft Word.
8 класс
Интегрированный урок по биологии и информатике.
Цели:.
Обучающие: $
познакомить учащихся:
-
с составом внутренней среды организма, ее значением;
-
с особенностями ст$роения и функциями крови;
-
особенностями строения и функциями клеток крови,
-
обеспечить усвоение учащимися способа построения таблиц и диаграмм в Microsoft Word.
Развивающие:
-
формировать умение работать с незнакомым текстом,
-
оформлять результаты в виде таблиц и диаграмм в Microsoft Word,
Воспитательные:
-
развить у учащихся интерес к предмету биологии и информатики.
$Знания и умения:
-
знать алгоритм построения таблиц и диаграмм;
-
знать состав внутренней среды организма;
-
$ знать особенности строения и функции крови;
-
знать особенности строения и функции форменных элементов крови;
-
уметь пользоваться алгоритмом построения таблиц с помощью Microsoft Word на практических примерах;
-
уметь пользоваться алгоритмом форматирования таблиц стандартным способом;
-
уметь пользоваться алгоритмом построения диаграмм с помощью Microsoft Word на практических примерах.
Оборудование:
-
План выполнения практической работы.
-
Компьютер, проектор, доска.
-
Задание 1. Текстовый файл “ Внутренняя среда организма$ ” (документ расположен в папке на Рабочем столе компьютера).
-
Задание 2. Текстовый файл “ Клетки крови” (документ расположен в папке на Рабочем столе компьютера).
-
Задание 3.Текстовый файл “Рисунки клеток крови” (документ расположен в папке на Рабочем столе компьютера).
-
Задан$ие 4. Текстовый файл «Процентный состав составных частей крови» (документ расположен в папке на Рабочем столе компьютера).
-
Персональный компьютер для учащихся.
-
Презентация.
Ход работы:
1.Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
Сегодня на уроке мы познакомимся с вами с особенностями строения крови, со строением и функциями форменных элементов крови, а так же мы продолжим работу с текстовым редактором Microsoft Word. К концу занятия мы должны научится строить таблицы, их редактировать и форматировать, т.е. оформлять, используя $команды Выделить, Копировать, Вставить, заполнять таблицы, а так же научиться строить диаграммы, работать с несколькими окнами текстового редактора Microsoft Word.
а) Состав и значение внутренней среды организма.
$ Учитель биологии
Первые живые организмы возникли в водах Мирового океана, и средой обитания для них служила морская вода. С появлением многоклеточных организмов часть их клеток утратила непосредственный контакт с внешней средой, поэтому появилась необходимость в посреднике между клетками.
Внутренняя среда организма состоит из трех компонентов, объединенных в единую систему: кровь, тканевая жидкость, лимфа, тканевая жидкость. Кровь циркулирует по замкнутой системе сосудов и непосредственно с другими тканями тела не сообщается.
Тканевая жидкость является вторым компонентом внутренней среды, в которой непосредственно находятся клетки.
Лимфа является т$ретьим компонентом внутренней среды. Она перемещается по лимфатическим сосудам.
Внутренняя среда находится в подвижном равновесии, поскольку одни вещества расходуются, этот расход восполняется.
Учитель информатики:
-
ТБ при работе с компьютером.
-
Заполнение таблиц в текстовом редакторе Microsoft Word.
(объяснение алгоритма выделения, копирования и вставки части текста в ячейку таблицы. Учащимся предлагается заполнить таблицу “Внутренняя среда организма”, образец которой находится на слайде, выполняют Задание1)
-
Редактирование и форматирование таблицы.
-
Сохранение созданного файла на компьютере.
б) $Состав, строение и функции крови.
Учитель биологии
Кровь… Еще в древности знали, что она является носительницей жизни. Кровь наделяли могучей и даже колдовской силой. Жители древних цивилизаций приносили жертву своим богам, при этом кровь животного должна была истечь на жертвенник, ибо кровь — это, «душа плоти». Герой Гомера Одиссей, чтобы вернуть речь и сознание теням подземного царства, давал им пить кровь. Когда-то считалось, что с помощью свежей крови можно не только вылечить, но и омолодить человека. Та мечта нашла свое отражение в поэме «Метаморфозы» Публия Овидия Назона, римского поэта, родившегося в 43 году до новой эры. Одна из героинь – чародейка Медея предложила омолодить старца Пелия вливанием юной крови. Великий врач Гиппократ рекомендовал тяжелобольным пить кровь, полученную от здоровых людей. В Древнем Риме патриции с це$лью омоложения пили кровь умирающих гладиаторов. В средние века попытки лечить кровью продолжались. Сохранилось свидетельство, что в XV веке с целью спасения жизни папы римского Иннокентия VIII из крови трех мальчиков для него было приготовлено лекарство. Однако этот «эликсир жизни» не помог умирающему.
И хотя в настоящее время мы понимаем, что во всем этом нет логического и научного$ смысла, тем не менее, можем сказать, что кровь – самая удивительная ткань нашего организма. Нельзя понять существование человека или животных без движения крови по сосудам, когда во все органы и ткани разносится кислород, вода, питательные вещества.
Учитель биологии (рассказ учителя с использованием слайдов презентации):
-
Кровь – жидкость красного цвета – представляет собой особый вид соединительной ткани. У взрослого человека количество крови составляет 1/13 массы тела. (Подсчитайте сколько крови содержится в каждом из вас.)
-
Кровь состоит из межклеточного вещества – плазмы, клеток крови, которые еще по-другому называются форменные элементы. К форменным элементам относят эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. При изучении особенностей строения и функций клеток крови мы, используя текстовый редактор Microsoft Word, заполним таблицу $«Клетки крови»
Учитель информатики
1. Создание и заполнение таблицы в текстовом редакторе Microsoft Word «Клетки крови”, используя готовый текстовый файл Задание2, расположенный в папке на Рабочем столе компьютера, объяснение алгоритма построения таблиц. Учащимся предлагается создать таблицу “ Клетки крови“, образец которой находится на слайде и Приложении 1.
2. Использование векторной графики в текстовом редакторе Microsoft Word, используется готовый текстовый файл Задание3, расположенный в папке на Рабочем столе компьютера, объяснение алгоритма построения графического объекта. Учащимся предлагается установить соответствие между имеющимися рисунками и надписями в виде построения объе$кта стрелка.
3. Построение диаграмм в текстовом редакторе Microsoft Word, используя готовый текстовый файл Задание4, расположенный в папке на Рабочем столе компьютера, объяснение алгоритма построения диаграммы в текстовом редактор$е Microsoft Word. Учащимся предлагается создать диаграммы, выполнить Задание4.
5. Проверка заполнения таблицы.
(Учащиеся зачитывают свои ответы и проверяют их с правильными вариантами ответов, которые расположены на слайдах презентации).
$6. Итог урока.
Наука – не предмет чистого мышления, а предмет мышления, постоянно вовлекаемого в практику и постоянно подкрепляемого практикой. Вот почему наука не может изучаться в отрыве от техники.
Джон Бернал
$
Приложения
Задание 1.
1. Заполнить таблицу, использую текст данный под таблицей:
№ | Составляющие внутренней среды | Функции |
1 | $ Кровь | |
2 | Тканевая жидкость | |
3 | Лимфа |
Вн$утренняя среда организма:
Составляющие внутренней среды кровь
Функции транспорт газов, питательных веществ, продуктов обмена, гуморальная регуляция, терморегуляция, защитная
$Составляющие внутренней среды тканевая жидкость
Функции дыхание и питание клеток, очищение от продуктов распада
Составляющие внутренней среды лимфа
Функции защита организма от бо$лезнетворных бактерий
Задание 2
Клетки крови
Эритроциты: форма двояковогнутые, красной окраски, безъядерные, в 1 мм3 – 4,5 – 5,5 млн, выполняют дыхательную функцию. $
Лейкоциты: форма амебовидная, бесцветные, имеют ядро, в 1 мм3 – 6 – 8 тыс., выполняют защитную функцию.
Тромбоциты: форма дискообразная, бесцветные, безъядерные, в 1 мм3 – 350 – 400 тыс., участвуют в свертывании крови.
1. При помощи команд Вставка – Таблица – Вставить таблицу… постройте таблицу, состоящую из 5 столбцов и 5 строк.
Задание 3
$1.Установите соответствие:
Задание 4
1. Построить диаграммы, используя следующие данные:
$ а)Процентное соотношение плазмы и клеток крови
55 | |
Клетки крови | 45 |
б)Процентный состав плазмы крови
91 | |
Минеральные соли | 0,9 |
$Белки | 7 |
Глюкоза | 0,1 |
Жиры | 1 |
$ в)Процентный состав клеток крови
96 | |
Лейкоциты | 3 |
Тромбоциты $ | 1 |
Список использованной литературы
1. Информатика. Учебник 7-9 класс. Часть 2 (Практикум)/Под ред. проф. Н.В.Макаровой .- СПб.:Питер Пресс, 2012
2. Биология. Человек. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Н.И. Сонин, М.Р. Сапин.-М.:Дрофа, 2012
3. Рисунки для оформления презентации:
http://festival.1september.ru/articles/615316/
рисунки из учебника – Биология. Человек. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Н.И. Сонин, М.Р. Сапин.-М.:Дрофа, 2012$