Составление программ с массивами, 9 класс

г. Брянск

онспект урока по информатике

в 9 классе

Подготовила : учитель информатики МБОУ СОШ № 9

Киреева Мария Альгимантасовна

Цели урока:

  • $образовательные:

  1. овладение умениями и навыками осуществлять ввод и вывод значений элементов одномерного массива;

  2. овладение умениями и навыками нахождения суммы и среднего арифметического элементов массива;

  • развивающие:

  1. $развитие структурного мышления учащихся;

  2. развитие познавательного интереса.

  • воспитательные:

  1. формирование умения применять на практике полученные знания;

  2. воспитание чувства ответственности за результаты своего труда;

  3. восприятие компьютера как инструмента обработки информации.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, коллективная.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, интерактивная доска.

$ Раздаточный материал: тексты заданий для самостоятельной работы.

План урока:

  1. Оргмомент. (1 мин)

  2. Актуализация знаний. Самостоятельная работа (5 мин)

  3. Постановка проблемной задачи. (2 мин)

  4. Построение блок схемы. Запись алгоритма на языке Паскаль. (15 мин)

  5. Практическая работа. (15 мин )

  6. Подведение итого$в. Домашнее задание (2 мин)

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Оргмомент. (1 мин)

  2. Актуализация знаний. Самостоятельная работа (5 мин)

-Здравствуйте ребята. Давайте вспомним, с чем мы познакомились на предыдущем уроке?

– Что нового мы узнали?

-Сейчас будет небольшая самостоятельная работа. (Учитель раздает карточки с самостоятельной работой (см. приложение 1))

– с массивами.

– Что такое массив, виды массивов, генератор случайных чисел и как описывать массивы в Паскале, как заполнять массив.

  1. Постановка проблемной задачи. (2 мин)

Помните раньше мы решали задачи по подсчету суммы N элементов с помощью циклов. Давайте попробуем решить задачу с помощью массивов:

«Мама попросила сходить в магазин за продуктами и дала с$писок из 10 наименований. Составьте программу подсчета суммы всей покупки».

-Расскажите, как бы вы выполнили бы это задание в жизни» (слайд 1).

– Попробуем провести аналогию с программой (слайд 4):

– Что из необходимых действий мы уже умеем дела$ть?

В реальном мире

В программе

  1. Взять тележку для продуктов.

  2. Наполнить тележку для продуктов по списку.

  3. Прийти на кассу и расплатится.

  1. Описать массив

  1. Заполнить массив с клавиатуры

  1. Посчитать сумму элементов массива

– А как посчитать сумму? Вспомните как мы это делали раньше с помощью циклов.

-Также поступим и в этом случае.

$– дети пытаются предложить решения задачи, приходят к выводу, что необходимо ввести цены продуктов с клавиатуры и посчитать сумму.

– пришел в магазин, взял корзину для продуктов, заполнил корзину, на кассе расплатился, маме отдал чек и сдачу.

– Описывать массив и заполнять его.

$- мы в цикле поочередно складывали элементы и записывали в переменную

  1. Построение блок схемы. Запись алгоритма на языке Паскаль. (15 мин)

– Давайте попробуем построить блок-схему решения этой задачи

$

-Теперь давайте попробуем написать программу.

– А как можно оптимизировать решение этой задачи? Можно сократить количество циклов?

  • Обратите внимание на операторные скобки. Зачем они нам здесь необходимы?

  • Молодцы. А если мы захотим посчитать среднее арифметическое элементов массива, что надо будет добавить в эту программу.

Один у$чащийся строит блок-схему в программе «Конструктор блок-схем», остальные в тетради. Пример итоговой блоксхемы:

$

Sum=sum+a[i]

Var a:array [1..10] of integer; i, s: integer;

$Begin

For i:= 1 to 10 do

Read (a[i]);

For i:= 1 to 10 do

s:=s+a[i];

write (s);

End.

$Var a:array [1..10] of integer; i, s: integer;

Begin

For i:= 1 to 10 do

begin

Read (a[i]);

s:=s+a[i];

write (s);

end;

End.

– Потому что в цикле больше одного оператора.

-Надо будет добавить враздел Var переменную sr типа real и $в конце программы написать строчку sr:= s/10;

  1. Практическая работа. (15 мин )

– Теперь садимся на компьютер и в среде Pascal ABC пробуем написать программу подсчета суммы и среднего арифметического элементов массива.

Попробуйте усовершенствовать программу таким образом, чтобы:

  • элементы массива заполнялись случайными числами из диапазона [0;100].

    $

  1. Подведение итогов и рефлексия. Домашнее задание (2 мин)

Чему новому мы сегодня научились?

Учитель называет оценки за работу и раздает домашнее задание (слайд 6):

Массив из 15 элементов заполнить случайными числами из диапазона [10;60]. Определить:

– сумму элементов;

– произведение элементов;

-сумму квадратов всех элементов.

– среднее арифметическое первых

6 элементов.

– Мы научились считать сумму и среднее арифметическое элементов массива.

$

Список использованной литературы:

  1. Златопольский Д.М. Сборник задачпо программированию- 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: БХВ-Петербург, 2007

  2. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие / И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина. – 2е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. – 540 с.

Использованные материалы и Интерне$т-ресурсы

  1. Программа «Конструктор алгоритмов» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fff3a9b4-5a73-445a-a617-624b63d4b8a6/9_14.exe

Приложение1:

ФИО ___________________________ Класс___________

1 вариант

  1. Опишите массив целых чисел, состоящий из 15 элементов

  2. $Дан массив А=(1,5,-11,8,13,6,19,4). Определите чему равно:

A[1]=_____

A[2]+A[5]=_____

9*A[2]=_____

3*A[3]+A[8]=_____

  1. С помощью датчика случайных чисел задайте диапазон:

    1. [0;10] __________________

    2. [-5;5] __________________

    3. [10;20] __________________

ФИО ___________________________ Класс___________

2 вариант

  1. Опишите массив вещественных чисел, состоящий из 11 элементов

  2. Дан массив А=(0,8,17,-2,1,5,14). Определите чему равно:

A[6]=_____

A[3]+A[4]=_____

2*A[3]=_____

5*A[5]A[2]=_____

  1. С помощью датчика случайных чисел задайте диапазон:

    1. [0;50] __________________

    2. $[-10;10] __________________

    3. [30;40] __________________

Еще записи

Leave a Comment