Урок “Абсолютная адресация в ЭТ Excel” 10 класс

МБОУ «Майминская СОШ №3 им. В.Ф. Хохолкова» Васильева Е.В., учитель информатики

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

$ «Майминская средняя общеобразовательная школа №3 им. В.Ф. Хохолкова»

Предмет: Информатика

$ Тема: “Абсолютная адресация в ЭТ Excel”

Автор: Васильева Елена Вячеславовна,

Учитель информатики, ВКК

Майма, 2014

$ Предмет: Урок информатики

Класс: 10 класс

$

Тема: «Абсолютная адресация в ЭТ Excel»

Место и роль урока в изучаемой теме: третий урок в блоке «Электронные таблицы».

Цели по содержанию урока:

Деятельностная  – формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации знаний по теме «Ссылки в электронных таблицах», формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с вводом формул, содержащих ра$зные виды ссылок, решение задач с использованием этих формул.

Содержательная – построение самостоятельной деятельности в решении поставленной задачи на решение задач с помощью электронной таблицы, выявление теоретических основ работы в приложении Excel.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Повторить ранее изученный материал;

  • познакомиться с абсолютной адресацией ячеек;

  • узнать, чем отличается абсолютная адресация от относительной;

  • научиться составлять формулы с применением абсолютной адресации ячеек;

  • Выработать практическое умение применять форм$улы с использованием различных видов ссылок в электронных таблицах.

Воспитательные:

  • Воспитывать ответственность при работе с персональным компьютером;

  • Прививать навыки информационной культуры

  • Формировать логическое и алгоритмическое мышление.

$Развивающие:

  • Развивать самостоятельность и творчество учащихся при индивидуальной работе.

 

Тип урока: комбинированный.

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная

Методы: частично-поисковый, проблемного изложения материала.

Оборудование: проектор и экран, презентация к уроку, карточки с заданиями, электронный тест.

Этапы урока

$

Цель$

$Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

УУД

Л- личностные

П- познавательные

Р- регулятивные

К- коммуникативные

$

1.Самоопределение к учебной деятельности (мотивация)

Выработать на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативов учебной деятельности

$

На этом уроке нам предстоит выполнить расчётные задачи, используя электронные таблицы Excel и те знания и умения, которые вы приобрели на предыдущем уроке.

Надеюсь, что вы хорошо усвоили принцип относительной адресации ячеек. В чём он заключается? (2 сл)

Отвечают на вопрос «Адреса ячеек, используемые в формулах, определены относительно места расположения формулы. И при копировании или пер$емещении формулы относительные адреса меняются».

Самоопроеделение к деятельности – (Л);

– целеполагание – (П);

2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности

Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий

Ответьте на вопросы: (3 сл)

1. Что такое адрес ячейки и из чего он состоит?

2. С $чего начинается ввод формулы в ячейку?

3. Что может содержать формула?

4. Как выполнить автозаполнение ячеек?

На прошлом уроке вы рассчитывали стоимость мобильных телефонов со скидкой. Причем, скидка для всех телефонов была разная. (сл. 4) А теперь предположим, что скидка на все телефоны одинаковая и равна 10%. Тогда таблица примет вид (сл.5).

Выполним следующие шаги: (сл. 6-8).

Что же произошло? В первой ячейке правильное значение, во второй – нулевое, в третьей – сообщение об ошибке, а дальше – очень большие числа, которые явно не равны 10% от стоимости телефона. Чтобы разобраться в этой ситуации, надо п$росмотреть все формулы в столбце С. Для этого можно поочередно активировать ячейки, в строке формул будут появляться формулы, которые и надо анализировать.
Мы же для наглядности установим режим отображения формул (сл.9)

Посмотрите внимательно на формулы! Так как мы использовали относительную адресацию ячеек, т$о при копировании вниз изменились оба адреса в формуле: изменился адрес ячеек столбца F, в которых находится цена (нам и надо, чтобы этот адрес менялся), но вместе с тем изменился и адрес ячейки С27,  в которой ноходится % скидки. В ячейке G31 он стал С28, а в ячейка С28 пустая (ЭТ считает, что в пустой ячейке стоит 0), вот откуда появилось нулевое значение. В ячейке С32 адрес еще увеличился на одну строчку и стал С29. А в этой ячейке находится текст, отсюда и сообщение об ошибке! А дальше пошли ячейки со значениями диагонали телефонов,  на которые и умнож$алась цена, а совсем не на 10%!

При решении ряда задач иногда бывает необходимо при копировании формул  сохранить ссылку на конкретную ячейку или область (сделать ее неизменной). В этом случае применяется  абсолютная адресация ячеек.

Отвечают устно на поставленные вопросы.

Пытаются выполнить задание на применение нового знания, запланированные для изучения на данном уроке.

$Затруднения фиксируют в громкой речи при выполнении пробного действия.

-Мыслительные операции (обобщ, анализ, синтез, сравнение)-П;

-осознанное и произвольное речевые высказывание – П;

– выполнение пробного задания – Р;

-фиксирование инд.затруднений в пробном учебном действии – Р;

$

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой– К;

3. Постановка учебной задачи.

Поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации.

Давайте определим тему (сл. 10), цель и задачи (сл. 11) этого урока.

Формулируют цели своих будущих, учебных действий, устраняющих причину возникш$его затруднения (чему учиться):

  • познакомиться с новым видом адресации ячеек;

  • узнать, чем отличается она отличается от относительной;

  • научиться составлять формулы с её применением;

  • Выработать практическое умение применять формулы с использованием различных видов ссылок в электронных таблицах.

Предлагают и согласовывают тему урока.

$

-Самоопределение – Л;

– смыслообразование –Л;

-мыслительные операции –П;

-самостоятельное выделение и формирование цели-П;

-поиск и выделение необходимой информ.-и-П.

4.Простановка проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания)

Построить новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа.

$

Учитель выступает в роли организатора: «Зайдите в справку ЭТ Excel, найдите раздел «Различия между относительными и абсолютными ссылками» и ответы на вопросы: какая ссылка называется абсолютной и как использовать абсолютную ссылку при записи формул.

(сл.12)

Выполняют задание учителя.

Записывают определение и правило записи абсолютного адреса в тетрадь.

Фиксируют п$реодоление возникшего раннее затруднения.

– смыслообразование –Л;

-мыслительные операции –П;

-поиск и выделение необходимой инф-ции;

– выражен$ие своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К.

5.Первоначальное закрепление.

Усвоить учащимися новый способ действия.

Учитель выступает в роли организ$атора.

Обращает внимание на правило записи формул с использованием абсолютной ссылки (сл.13).

Демонстрирует эталон решения (сл. 14-15)

Решают типовое задание на новый способ действия

“Моб.телефоны”

Сверяют этапы решения с эталоном.

-осознанное и произвольное речевые высказывание – П;

Построение логической цепи рассуждений и доказательств – К

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Формирование адекватной самооценки и самоконтроля.

$

Интериоризировать (т.е пропустить через себя и отдать как собственный оп$ыт) учащимся новый способ действия и провести рефлексию(коллективно или индивидуально) достижения цели пробного учебного действия.

Организовывает самостоятельную работу на новый способ действия “Принтеры”, “Транспортные расходы”.  Организовывает взаимопроверку учебных решений по эталону. Предоставляет возможность выявления причин ошибок и их устранения (индивидуальная коррекционная деятельность).

Учащиеся пошагово проверяют свои действия самостоятельного задания. Выполняют взаимопроверку и оценивают результаты в освоении нового способа действия.

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К;

7. Включение в систему знаний и повторения

$

Включить новый способ действий в систему знаний при этом повторить и закрепить ранее изученные способы для подготовки к изучению следующих разделов.

Организует выполнение задания в котором новый способ действий связан с ранее изученными

Выявляют и фиксируют границы применимости новых знаний. Выполняют предложенные учителем задания. «Рост», Товары»

Все познавательные УУД + контроль, коррекция, оценка –Р.

8. Реф$лексия деятельности

Оценить учащимися $собственную учебную деятельность, осознать методы построения и границы применения нового способа действий

Организует рефлексию через электронный тест (система MyTest X).

Какова была цель урока? Достиг ли урок цели? Что нового узнали? (сл. 16)

Выполняют тест.

Соотносят цель и результат учебной деятельности

Фиксируют степень соответствия.

Намечают цели дальнейшей деятельности.

Рефлексия способов и условий действий – П;

-контроль и оценка способов своей деятельности –Р.

$6

Еще записи

Leave a Comment