Урок для 5 класса по теме “Изменение формы представления информации”

Урок по теме: “Изменение формы представления информации” 5 класс.

$Цели урока:

Образовательные

  • $Закрепить знания, полученные на прошлом уроке;

  • познакомить учащихся обработкой информации, связанной с изменением формы её представления, но не изменяющей содержания, происходящей при систематизации информации, поиске информации, кодировании информации.

  • Формирование умения кодировать и декодировать информацию;

Развивающие

  • Развивать логического мышления;

  • Развиват$ь процессы мышления, познавательных интересов, памяти, восприятия;

  • Развивать устную речь;

Воспитательные

  • Способствовать воспитанию информационной культуры учащихся;

  • Формирование настойчивости в достижении поставленной цели, умения работать в группе;

Здоровьесберегающая

  • Соблюдение правил ТБ, смена деятельности учащихся во избежание переутомления.

Тип урока: урок-знак$омство, изучение нового материала.

Оборудование: проектор, компьютеры, принтер, карточки, презентация в Power Point.

Формы работы на уроке: групповая, индивидуальная, фронтальная.

План:

  1. Орг. момент:

    • Поприветствовать друг друга.

    • Объявить план сегодняшнего урок$а.

    • Записать число и тему.

  2. Повторение:

    • Определение понятия “обработка информации”.

    • Типы обработки информации.

    • Задачи, решенные на прошлом уроке.

  3. Новый материал:

    • Кодирование и декодирование.

    • Систематизация.

    • Поиск.

  4. $Практическая работа за компьютерами.

  5. Домашнее задание.

Для урока:

  • рабочие тетради

  • учебник “Информатика 5” под ред. Л. Л. Босовой

  • презентация$

  • раздаточный материал (таблицы)

  • кабинет информатики, проектор, компьютеры

  • телефонный справочник, словари, энциклопедии и т. п.

Ход урока:

    1. Организационный момент.

    Здравствуй, мой дружок! Сейчас

    Ты опять войдешь в наш класс.

    Где компьютеры стоят,

    Где всегда полно ребят!

    Ты учиться будешь тоже,

    Книжечка тебе поможет!

    Повнимательней читай,

    Новое запоминай!

    Чтоб с$ компьютером дружить,

    Надо правила учить:

    Не шуметь и не спешить,

    Только тихо говорить.

    Руки чистыми держать,

    Сухо-сухо вытирать,

    Никогда б$ез разрешенья

    Кнопки здесь не нажимать.

    Правила работы за компьютером

    • Сидите за компьютером прямо, не напрягаясь.

    • Нажимайте клавиши на клавиатуре мягко и не используйте для этого посторонние предметы.

    • Не трогайте соединительные провода и не прикасайтесь к задним стенкам системного блока и монитора.

    • При возникновении необычной ситуации с компьютером (мигание, посторонние звуки, запах) незамедлительно сообщите о ней учителю.

    • Соблюдайте безопасное для глаз расстояние до экрана монитора – не менее 50 см.

    • Время непрерывной работы за компьютером – не более 30 минут.

    • $

    • Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.

    • Перед выполнением работы внимательно изучите ход ее выполнения.

    • Во время работы с ЭВМ запрещается перемещаться по классу. Избегайте резких движений.

      1. Постановка темы и целей урока.

      $Тема нашего урока “Изменение формы представления информации”.

      Откройте тетради, запишите число и тему урока: “Изменение формы представления информации”.

      учитель:Сегодня на уроке, мы, сначала, вспомним, чем занимались на прошлом уроке (неделю назад). Затем займёмся кодированием и декодированием информации, систематизацией информации и поиском информации.

      2. Проверка домашнего задания:$

      1 вопрос: Что такое обработка информации?

      Ответ: Обработка информации – это решение некоторой информационной задачи. (Сначала выслушать детей, т. к. дома нужно было выучить определение из параграфа 1. 12. Затем показать слайд №3 из презентации. Дети, которые выучили и рассказали правильно, увидели подтверждение своих слов. Дети, которые дома не выучил или выучил плохо, сейчас ещё раз вспомнили определение.)

      2 вопрос: С какими типами обработки информации вы знакомы?

      Ответ:

      1. Обработка, связанная с получением новой информации.

      2. Обработка, связанная с изменением формы представления информации, но не изменяющая её содержания.

      $(Сначала выслушать детей, затем показать слайд №4)

      – А ещё мы решили 2задачи.

      Задача1:

      По первым буквам нарисованных предметов прочти имя геро$я.

      Ответ: Пятачок

      Задача2:

      М – 21д.

      Д – ? на 6 д. м., чем

      1. В 1-вой задаче надо изменить форму представления информации, но не изменять её содержание. (слайд №5).

      В 2-ой задаче нужно было ответить на вопрос, т. е. получить новую информацию из уже имеющейся. (слайд $№6)

      Вопрос: Ребята, задачи, какого типа вы чаще всего решаете на уроках математики?

      Ответ: На уроках математики мы решаем чаще всего задачи похожие на вторую, т. е. связанные с получением новой информации.

      Молодцы. А вот процесс изменения формы представления информации часто сводится к процессам её кодирования и декодирования (раскодирования).

      (слайд №7)

      Способы кодирования:

      $Графический – с помощью рисунков и знаков

      Числовой – с помощью чисел

      Символьный – с помощью символов алфавита

      Звуковой – с помощью звуков

      Запишите в тетради способы кодирования информации.

      3.Актуализация знаний.

      Я предлагаю вам разгадать ребусы:

      (слайд №8-11)

      Вопрос: Какой способ кодирования здесь представлен?

      $Ответ: Графический, т. к. использованы рисунки.

      – Ребята, оказывается, вы сейчас изменили форму представления информации, заменили графическую на символьную (рисунки заменили буквами), но не меняли содержание.

      Задача №2

      (слайд №12)

      А) (устно) По первым буквам написанных слов прочтите новое слово.

      ИГЛА, НОС, ФАРТУК, ОКУНЬ, РЫБА, МЫШЬ, АИСТ, ТИГР, ИГРА, КОТ, АРБУЗ.

      Б)$ (письменно в тетради) Таким же способом закодируйте своё имя.

      (Устно спросить нескольких учеников результат кодировки.)

      Вопрос: Какой способ кодирования информации вы использовали?

      Ответ: Символьный, т. к. использованы буквы.

      На уроках английского языка вы пользуетесь словарём, переводите текст с английского языка на русский, т. е. тоже изменяете форму представления информации.

      Итак, при кодировании и декодировании происходит обработка информации связанная с изменением формы$ представления информации, а не её содержания. (слайд №13)

      4.Объяснение нового материала.

      Представьте себе большую кучу беспорядочно сложенных вещей: книг, журналов, фотографий, дисков. Ясно, что здесь очень много самых разнообразных сведений. Как в них разобраться? Все эти вещи могут быть разделены по определенным признакам на группы. В свою очередь, каждая группа может быть разбита на более мелкие части по какому-нибудь другому признаку.

      Такой $способ изменения формы представления информации называется систематизацией информации.

      Систематизировать информацию – что это значит? (слайд №14)

      Нам предс$тоит ответить на этот вопрос. Систематизированы экспонаты в залах музея, книги в библиотеке по алфавиту, поезда в расписании и т.д. . (слайд №15-17)

      Раздать быстро на несколько парт (или на все) телефонный справочник, словари, энциклопедии.

      Ребята, посмотрите и скажите: “Как в этих источниках систематизирована информация?”

      Возможные ответы:

      • По алфавиту

      • По темам

      • По датам

      • По местоположению и т. п.

      Вопрос: А для чего информацию расположили именно таким образом?

      Возможный ответ: Информация расположена так для того, чтобы можно бы$ло быстро найти то, что нужно.

      – Верно, молодцы, а теперь следующее задание устно.

      Задание (устно):

      Подберите синонимы к слову “Систематизировать”.

      Возможные ответы:

      • Расположить

      • $

      • Разобрать

      • Отсортировать

      • Разложить и п. т.

      Физкультминутка: (слайд 18)

      А теперь, ребята,
      Руки медленно поднять,
      Пальцы сжать, потом разжать,
      Руки вниз и так опять.
      Наклонитесь вправо, влево
      И беритесь вновь за дело.

      5.Работа на компьютере.

      $Задание №4 Систематизируйте. (слайд №19) Выполняют на компьютере.

      Одежда

      Обувь

      Головные уборы

       

       

       

       

      $

       

       

       

       

       

      $

       

       

       

      Результат проверим устно. (слайд 20)

      Вопрос: Ребята, как вы думаете, что значит систематизировать информацию?

      (Выслушать несколько мнений и показать $слайд №21)

      Систематизировать – это значит расположить таким способом , чтобы можно было быстро произвести поиск нужной информации.

      Вопрос: Для чего нужно систематизировать информацию?

      Ответ: Систематизировать информацию нужно для того, чтобы можно было легко найти нужную информацию.

      Итак, можно сделать вывод о том, что если информация систематизирована, то поиск нужной информации осуществляется быстро. (слайд №22)

      Вопрос: Ребята, подумайте и скажите: “Где и как человек находит, получает информацию?” (Сначала выслушать возможные ответы)

      $(слайд №23)

      Методы $поиска информации:

      • Наблюдение

      • Общение

      • Чтение соответствующей литературы

      • Просмотр телепередач

      • Работа в библиотеках

      • И другие методы

      Практическое задание за компьютером: На рабочем столе откройте документ – задание.

      $

      Воспользуйтесь терминологическим словарём в учебнике стр. 187 и заполните таблицу.

      (Таблица уже заранее подготовлена на каждом компьютере. Дети ищут нужный материал в словаре учебника и печатают, заполняют таблицы. Приложение 3)

      Ответ:

      термины

      $

      значение

      код

      система условных знаков для представления информации

      информация

      сведения об окружающем нас мире

      пользователь

      человек, пользующийся услугами компьютера для получения информации или решения задач.

      $ Минутка релаксации.

      Дети вместе с учителем произносят:

      Радуга-дуга-дуга,
      Унеси меня в луга,
      На травушку шелковую,
      На  речку бирюзовую,
      На желтенький песок!

      Одновременно дети закрывают глаза, представляют летний пейзаж и выполняют покачивание туловищем из стороны в сторону, руки над головой. Затем глаза открывают, садятся за парты и расслабляются. Учитель называет цвет, учащиеся стремятся с закрытыми глазами «увидеть» заданный цвет. По истечении 3 – 5с учитель спрашивает у одного из игроков, что он видел.

      $

      Ребята, подведём итог.

      (перед звонком слайд №24)

      Вывод: Обработка связанная с изменением формы представления информации, но не изменяющая содержания, происходит при кодировании, систематизации и поиске. $

      Оценки за урок.

      Запишите домашнее задание в дневники: параграф 1. 13, №8 стр. 48. Придумайте свой алфавит и закодируйте пословицу «Без труда не вынешь и рыбку из пруда». (слайд 25)

      Урок закончился и мне бы хотелось знать с каким настроением вы покидаете класс. Я вам раздала смайлики, выберите тот, который подходит вашему настроению и приклейте на магнитную доску.

      Рефлексия: Выбрать смайлик и приклеить магнитом на доску.

      Еще записи

      Leave a Comment