Урок для 9 класса на тему “Моделирование в электронных таблицах”

$муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ремонтненская гимназия №1

Открытый урок

$

Зёрна разума

Моделирование в электронных таблицах.

9 «Б» класс

Учитель информатики: Чежегова О.И.

$ Высшая категория

Ноябрь 2013 г

$ Цели урока:

Обучающая – формирование у учащихся УУД через понятия и способы действий в среде Excel, а именно – регулятивных, познавательных, коммуникативных;

  • Познакомить с основными технологическими приемами при решении задач;

  • Приобрести навыки работы с Excel;

При этом мы с вами приобретем УУД – познавательные, которые помогут решать нам практические зада$чи на уроках математики, биологии и т.д., личностные – умение совершенствовать имеющиеся знания.

Воспитательная– формирование у учащихся мотивов учения, положительного отношения к полученным знаниям; воспитание дисциплинированности; воспитание эстетических представлений на уроке информатике.

Развивающая– развитие на уроке аналитического мышленияволи, самостоятельности, ответственности.

Задачи урока – учебно-познавательная, направленная на формирование УУД, а именно умений и навыков по освоениюсистематических знаний использования формул в Excel, а также формирование ИКТ-компетентности обучающихся.

Тип и вид урока – урок закрепление учебного материала, а также совершенствование знаний, умений и навыков усвоенного.

Этапы урока с указанием форм и целей учебной деятельности:

$

Постановка проблемы:
Ребята, скажите, кто из вас собирается сдавать ГИА по информатике? (поднимите руки)
Я более десятка лет преподаю информатику и около 20 человек моих выпускников связали свою профессиональную деятельность именно с информационными технологиями.

Говорят, что посеешь, то и пожнешь. О чем может идти речь?

Разум, зерна, поэтому тема сегодняшнего урока назовем так «Зёрна разума».

$

«Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян» Дмитрий Менделеев

Сейте разумное, доброе, вечное – это теплые слова об учителях.

Ну а мы живем с вами в сельской местности, где большую долю хозяйства занимаются растениеводством. Поэтому будем сеять зерно.

Даниэль Дефо написал удивительный роман о человеке, который в одночасье лишился всего, но не растерялся. Он применил все знания, чтобы выжить. У Робинзона Крузо, попавшего на необитаемый остров, чудом сохранилось 10 зерен. Он бережно пос$адил их, а когда собрал урожай, то вновь посадил все до единого зернышка. Выяснить, когда он сможет вдоволь отведать хлебных лепешек.

Такова наша с вами задача на сегодняшний урок. А производить вычисления будем в среде электронных таблиц и с помощью обычного калькулятора.

Цель – исследовать данные задачи и построить модель её решения.

$ 1 этап — «Актуализация знаний и самоопределение деятельности». Проверим, что вы знаете об электронных таблицах.

  1. Назовите правильный адрес ячейки:

  1. 7А8 2) 2D 3) L65 4) 6X

  1. Назовите правильно записанную формулу:

  1. A5 + B7 2) =5R*P8 3) =K89 + C3 4) =A63-8M

  2. $

  1. Что означает значок $ в среде электронных таблиц?

  1. Красивый значок

  2. Служит для обозначения относительной адресации

  3. Обозначает знак доллара

  4. Служит для обозначения абсолютной адресации

  1. Чему равно значение ячейки B2?

2 этап – «Учебно-познавательная деятельность»

Цель 2 этапа: формирование поз$навательных и личностных УУД

Мы выполним задание на освоение содержания учебного материала через задания на «знание», «понимание», «умение», а также покажем примеры алгоритмов действия. В результате этой деятельности у учащихся накапливается материал, позволяющий сформулировать ответы на познавательные задачи. Результатом этого этапа являются приобретенные учениками знания и алгоритмы действия.

Выращивание пшеницы

Из 1 зерна пшеницы вырастает колос, содержащий в среднем 25 семян. Вес 1 зернышка 0,1 г.

В условиях жаркого тропического климата на острове можно снимать 4 урожая в год. Для того чтобы обеспечить себя хлебом до следующего урожая, надо иметь 45 кг зерна (по 0, 5 кг на каждый день). Для упрощения задачи считать, что все посаженные семена всходят. А также не будем учитывать непогоду, пожары, засуху и прочие несчастья.

Построить модель и ответить на следующие вопросы:

1. $После какого урожая Робинзон первый раз смог побаловать себя хлебными лепешками?

2. Сколько кг семян надо сажать, чтобы получить урожай, достаточный и для прокорма до следующего урожая, и для посадки?

3 этап – «Интеллектуально-преобразовательная деятельность».

Цель 3 этапа: фор$мирование личностных и коммуникативных УУД

Школьникам предлагается выполнить аналогичное практическое задание на закрепление полученных знаний, т.е. показать какие универсальные действия они приобрели в ходе решения первой задачи. Результатом этого является умение моделировать ситуацию и прогнозировать исход решения. На работу отводится фиксированное время.

На данном этапе уч-ся соотносят полученный результат с поставленной целью (самоанализ – регулятивное действие) и оценивают деятельность по освоению темы и её перспективы (самооценка – личностное действие).

Учащиеся получают индивидуальные задания:

$ 1 группа. В предыдущей задаче учесть, что из посаженых семян 5% не взойдут, 5% от взошедших склюют птицы.

2 группа. Учесть, что все посаженные семена взойдут, 5% ростков склюют птицы, а вот ненастье погубит 18% урожая

Пока не знаем функции ЦЕЛОЕ, поэтому считаем на кальк$уляторе, заносим данные в таблицу

1 группа (птицы+всхожесть)

Вес зерна для посадки

кол-во зёрен
=вес для посадки/0,1

Взошло 95%, т.е = кол-во зёрен*0,95

Осталось после птиц 95% от взошедшего
=взошло*0,95

$

Урожай
=осталось после птиц*25

вес в граммах
=урожай*0,1

вес в кг
=вес в гр/1000

$

100 гр

$

1000гр

2 группа (птицы+ненастье)

$

кол-во зёрен

Осталось после птиц 95% от взошедшего
=взошло*0,95

Всходы$ после ненастья
=осталось после птиц*0,82

Урожай
=всходы после ненастья*25

вес в граммах
=урожай*0,1

вес в кг
=вес в гр/1000

100

$

1000

$

$ ? Время подумать. Мы живем в сельской местности, наш район занимается растениеводством.

Что означает зона рискованного земледелия?

Что посеешь, то и пожнешь.

4 этап – «Рефлексивная деятельность». Итоги

Учитель задает вопросы: Кто сделал работу? Что получилось? Какие выводы вы можете сделать по работе? Чему вы научились? Предлагается одному из учеников, верно выполнившему задание, показать свою работу остальным и подвести итог задания. (Самооценка полученных знаний)

После этого учитель подводит учеников наводящими вопросами к итогу урока.

$

5 этап. Домашнее задание.

? Время подумать.

Раздать каждому задачу и предложить её решить дома

Задача о шахматах

Шахматы были изобретены в Индии. Индусский царь Шерам решил наградить изобретателя шахмат, вызвал его к себе и сказал, что исполнит любую его просьбу. Изобретатель удивил$ царя беспримерной скромностью просьбы:

— Прикажи выдать мне за первую клетку шахматной доски 1 пшеничное зерно, за вторую — 2, за каждую следующую в два раза больше, чем за предыдущую.

Сколько килограммов зерен было выдано изобретателю, если 1 зерно весит 0,05г?

В заключение урока Разум – духовная сила, могущая помнить$ (постигать, познавать), судить (соображать, применять, сравнивать) и заключать (решать, выводить следствие); способность верного, последовательного сцепления мыслей, от причины, следствий ее и до цели, конца (В. Даль).

Нужно ли стремиться зародить во всех людях зёрна? Единожды опрокинутое на благодатную почву зерно будет сверлить разум человека до тех пор, пока все стереотипы-сорняки не будут вытеснены его плодами-идеями. Безусловно, так или иначе занимаясь собственным развитием мы развиваем и все человечество. Рукописи не горят, как и зерна разума.

Для жюри. У древних арабов за единицу длины было принято зёрнышко мака.Семь таких зёрнышек составляли длину горчичного зерна,семь горчичных зерен равнялись длине ячменного зерна.Скольким зернышкам мака будут равны по длине 1 ячменное зерно и $4 горчичных вместе?

Литература:

  1. http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C%20%D0%94%D0%B0%D0%BB%D1%8F/%D0%A0%D0%90%D0%97%D0%A3%D0%9C/

  2. http://8cosmos.com/zerno/

  3. http://www.proza.ru/2012/11/03/1136

Еще записи

Leave a Comment