Электронный словарь – справочник по информатике

МБОУ «Чилгирская СОШ»

$

Электронный

словарь – справочник по информатике

/методические рекомендации/

$

Автор: Богаева Алена Сергеевна,

учитель информатики.

2014 год

$

Содержание

Введение…………………………………………………………….

3

$

1.

Общие представления об электронных справочных пособиях……………

5

$1.1.

Понятие электронного справочного пособия………………………………

$5

1.2.

Преимущества электронных справочных пособий ……………….……….

5

1.3.

Рекомендации по созданию электронных пособий …………………….….

$

6

2.

Разработка электронного пособия……………………………………………

10

2.1.

Разработка электронного пособия……………………………………………

$

10

2.2.

Методология разработки электронного пособия……………………………

$11

2.3.

Способы создания и виды электронных пособий ……………………….…

14$

Заключение……………………………………………………………………

16

Литература………..……………………………………………………………

17

$

Введение

Под компьютерным справочным пособием понимается электронное пособие$, поддерживающее компьютерную технологию создания и обучения, где основным инструментом является компьютер. По своим функциональным возможностям компьютер уже сегодня стал практически идеальным средством работы в сфере обучения, поэтому возникает необходимость создания таких программных продуктов, с которыми работать удобно и легко, не обладая при этом глубокими знаниями в сфере информационных технологий.

Об актуальности данной темы можно сказать очень кратко – все электронные пособия создаются с использованием тех же приёмов, что и при разработке сайтов, а в настоящее время данная сфера развивае$тся очень бурно и требует высоко квалифицированных специалистов.

Чем же так привлекательны электронные пособия?

$Во – первых, использование таких пособий во многом облегчает нам жизнь. Не нужно носить с собой большую сумку с печатными книгами – достаточно приобрести флеш-карту, на которой может поместиться очень много таких же пособий в электронном варианте.

Во – вторых, обучающиеся могут сами создавать электронные справочники с применением специальных программ и использовать их для подготовки к урокам, осваивая при этом одну из самых актуальных сфер деятельности «белых воротничков».

В – третьих, при создании предметных пособий обучающийся осваивает тот материал, который использует в пособии.

Объектом исследования в данном проекте является применение информационных технологий для проектирования $и создания электронных пособий.

Предметом исследования является применение Web-технологий для создания электронного словаря-справочника по информатике для средней школы.

Целью данного проекта является разработка электронного словаря-справочника по информатике для средней школы.

К основным задачам, которые я попытался решить при создании данного проекта, $я отнёс:

  • Изучение требований по созданию электронных справочников;

  • Изучение концепций создания электронных учебных пособий (ЭСП) разной сложности;

  • Изучение критериев создания электронных справочных пособий;$

  • Рассмотреть примеры готовых электронных пособий;

  • Изучение материала, используемого в электронном справочном пособии;

  • $ Создание электронного словаря – справочника по информатике по материалу школьного курса.

При решении данных задач в практической части работы над проектом мной было реализовано два этапа:

      1. поиск материала для электронного словаря – справочника;

      2. изучение теоретического материала по курсу информатики средней школы;

      3. кодирование электронного словаря – справочника по информатике для средней школы;

$ 1. Общее представление об электронных справочных пособиях

    1. Понятие электронного справочного пособия

Постоянное увеличение объема информации и ограниченность учебного времени по отдельным предметам в связи с их множеством обуславливают необходи$мость обучения с использованием вычислительной техники. Разработка и применение электронных пособи$й является одним из способов решения данной проблемы.

Поиск знаний в процессе изучения учебного материала с использованием компьютера в настоящее время является самым эффективным. Данный способ получения знаний осуществляется с помощью специальных электронных учебных пособий, в том числе размещенных в сети Интернет.

Это актуализирует проблему организации профессиональной подготовки специалиста в процессе изучения различных образовательных областей посредством электронных справочных пособий по различным предметам, что и обуславливает выбор темы проекта$.

Электронное справочное пособие – это виртуальная система, предназначенная для автоматизированного обучения, охватывающая полный или частичный объем учебного предмета.

    1. Преимущества электронных справочных пособий

  1. В словаре представл$ены не тестовые варианты, а именно понятия с достаточно подробными объяснениями (там где они необходимы) и иллюстрациями (для наглядного представления).

  2. Быстрый и лёгкий обмен информацией (передача по электронной почте, размещение в глобальной сети Интернет).

  3. Возможность печати (при необходимости, пользователь может распечатать любую страницу словаря, если к компьютеру, на котором осуществляется работа с пособием, подключен принтер).

  4. Возможность редактирования и дополнения (д$ля этого необходимы только знания языка гипертекстовой разметки HTML).

  5. Более долгое время хранения (создание копии информации в электронном виде очень простая операция. Поэтому даже при условии непригодности лазерного диска, при наличии копии, можно создать копию испорченного диска).

  6. Физически требует для хранения объект малого размера (здесь сравним, например: для хранения всех томов произведения Л.Н. Толстого «Война и $мир» требуется достаточно много места в книжном шкафу, для хранения этой же информации в электронном виде (вместе с иллюстрациями) будет достаточно флеш-карты в 512 Мбайт, причём на ней останется еще достаточно много свободного места).

  7. Как правило, человек отбирает ту или иную информацию для дальнейшего её использования. В настоящее время практич$ески вся работа с информацией подразумевает работу на компьютере. Поэтому при использовании информации из электронных пособий нет необходимости перевода её в цифровой вид, что весьма трудоёмкий процесс, требующий определённых знаний, дополнительных устройств и программного обеспечения.

  8. Быстрый поиск нужного термина. Используя в справочнике поисковую систему, представляется возможность$ поиска нужного термина без просмотра всего пособия.

1.3. Рекомендации по созданию электронных пособий

Сегодня наряду с традиционными печатными изданиями широко применяются электронные справочные пособия (ЭСП). В качестве ЭПС может быть: учебник по определённому предмету или теме, словарь, пособие справочного характера.

$

При разработке сценария справочника, конструировании и представлении учебного материала в электронном виде, включая проектирование интерфейса, приходится решать целый ряд методических и технологических задач с учетом особенностей, присущим электронным изданиям.

Рассмотрим некоторые важные характеристики электронных пособий:

$

  1. Существенное значение имеет размер, начертание шрифта, выделение слов или фраз цветом;

  2. Обязательное использование иллюстративного материала;

  3. Видеофрагменты, позволяющие передать в динамике процессы и явления, если так$овые имеются;

  4. Аудиофрагменты, если они имею место;

  5. Содержание с быстрым переходом на нужную страницу;

  6. Возможность делать закладки в любом месте, отображать список закладок, отсортировав их в любом порядке.

$ Исходным в процедуре отбора учебного материала является ценностный критерий. Бурное развитие информатики и информатизация всех областей деятельности сопровождаются лавинообразным увеличением информации, в результате чего возникает непростая задача по выбору информации, представляющей ценность в настоящее время. При этом необходимо отсекать второстепенную информацию и не перегружать справочник частными подробностями, в том числе не вход$ящими в школьный курс.

В процессе отбора учебного материала следует учитывать сложность и трудность восприятия той или иной информации. Слож­ность может рассматриваться как соотно­шение опыта учащегося и материала справочника.

Важно соблюдать и другие критерии: применимости справочника (частоты использования понятий, размещённых$ в нём), новизны информации (что весьма актуально для информатики). Следует учитывать, что с технологической точки зрения введение большого количества сложных объектов приводит к перегрузке учебного материала второстепенной информацией и отвлекают пользователя от темы.

При проектировании справочника также сле­дует обратить внимание на соблю­дение объемного критерия материа­ла. Использование технологии гипертекста в электронных учебниках и справочных пособиях позволяет суще­с$твенно расширять количество материала за счет введения дополнительных и пояс­нительных текстов. У авторов возникает желание включить как можно больше информации в учебное издание и при этом не учитывается, что время, отводимое на изучение того или иного предмета ограничено учеб­ными планами.

Оперативное обновление информации в справочнике – один из самых важных критериев, который можно реализовать в электронном справо$чнике. Этот критерий обеспечивает возможность внесения изменений в пособие, позволяет совершенствовать его без значи­тельных затрат времени и ресурсов.

Особо отметим, что мы будем рассматривать так называемые “простые” электронные справочные пособия, т.е. такие, которые могут быть созданы самими обучающимися. Такие пособия отличаются от “сложных” в первую очередь тем, что в них могут опускаться многие возможности, присущие электронным изданиям (видео, анимация, трехмерное моделирование) в угоду простоте создания. Однако, это ни в коем случае не ограничивает сферу применения такого пособия, тем более что добавить такие объекты можно будет после изучения необходимого материала.

Определяя группу, на которую гипотетически м$ожет быть рассчитано простое справочное пособие, можно выделить школьников.

Главные особенности школьников как целевой группы связаны с возрастной психологией. Чем младше ученик, тем быстрее он утом$ляется, тем сложнее ему сосредоточить внимание на каком-то одном предмете. Отсюда вытекает рекомендация: по возможности насытить текст справочника графическими объектами.

$

$

  1. Разработка электронного пособия

    1. Основные требования при разработке электронного пос$обия

Создаваемый электронный справочник может основываться либо на существующем печатном пособии (или учебнике), либо создаваться «с нуля». Пособие, представленное вашему вниманию разрабатывалось «с нуля». Поэтому для его проектирования необходимо было выполнить следующие этапы:

    • поиск теоретического материала по курсу информати$ки;

    • изучение теоретического материала по курсу информатики;

    • изучение языка гипертекстовой разметки HTML;

    • $ кодирование электронного словаря – справочника по информатике для средней школы;

    Структурная схема справочника состоит из двух больших групп элементов.

    Первая группа элементов – тексты.

    Вторая группа элементов – нетекстовые компоненты.

    После визуальной разработки структуры создаваемого справочника, можно получить в качестве результата:

    • интерфейс справочника (стиль, дизайн);

    • схему гиперссылок, обеспечивающих интеракти$вность справочника (навигация).

    Э$лектронный словарь – справочник должен содержать:

      1. Главную страницу;

      2. Навигационную панель в виде алфавита того языка, на котором он разработан (возможно дополнение алфавитов тех языков, связанных с предметом). В нашем случае это английский язык, имеющий к информатике непосредственное отношение;

      3. Сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, з$вание, название организации, адрес электронной почты).

      После теоретической подготовки можно переходить к созданию собственно словаря. На первом этапе необходимо разработать навигационную панель, которая предоставит возможность пользователю работать со всем материалом, т.е. с терминами на любую букву представленных алфавитов.

      Затем составляется перечень всех терминов и понятий, входящих в курс предмета по программе средней школы. После этого можно приступать к работе над текстом. Здесь очень важно каждому термину дать правильное чёткое, понятное, по мере возможности короткое определение. $

      Когда эта работа будет закончена, получится проект гипертекста для компьютерной реализации (для к$одирования).

      Разработанный в рамках проекта электронный словарь включает в себя:

      • более 200 русскоязычных терминов;

      • более 150 англоязычных терминов;

      Открытие словаря осуществляется путём открытия файла запуска index.html. В Приложении 2 Вы можете видеть общий вид словаря после его запуска.

      Электронный словарь выполнен в виде букв-ссылок. При нажатии на букву-ссылку в дополнительном окне слева появится список всех терминов на соответствующую букву выбранного алфавита. В основном окне в центре появятся подробные описания терминов.

      $ 2.2. Методология разработки электронного пособия

      Под компьютерным справочным пособием понимается электронное пособие, разработанное с помощью компьютерных технологий, где основным средством работы является компьютер. По своим функциональным возможностям компьютер уже сегодня стал практически идеальным средством обучения, однако, $возникает проблема – поиск всей нужной информации в одном пособии. Эта проблема решается посредством создания подобных справочников, направленных на определённую сферу применения (в нашем случае это курс информатики в средней школе). Реализация компьютерной разработки справочника предусматривает следующие задачи:

      • определение возможности применения компьютера (в нашей школе компьютеры используются при изучении каждого предмета и у мног$их школьников компьютеры имеются дома);

      • определение степени компьютеризации школы (в школе 53 компьютера, из них 40 подключены к сети Интернет);

      • разработка компьютерного справочника в соответствии с информационно-методическими рекомендациями преподавателей-предметников.

      $Разработка компьютерного справочника как программного обеспечения$ (ПО) учебного назначения является многопрофильной задачей, реализация которой возможна только на основе привлечения специалистов разных областей. На рисунке представлен функциональный состав группы разработчиков, в которую помимо преподавателя-предметника должны входить специалист по компьютерным методикам обучения и компьютерной интерпретации учебных материалов и также программист.

      Рис. 1. Функциональный состав гр$уппы разработчиков электронного справочного пособия

      Для реализации данного проекта необходимо обладать следующими знаниями:

      • Основные понятия информатики и вычислительной техники;

      • Принципиальные устройства и возможности компьютера;

      • $ Современные операционные системы и владение их основными командами;

      • Современные программные оболочки и операционных средств общего назначения и владение их функциями;

      • Владение хотя бы одним текстовым редактором;

      • Первоначальный опыт использования прикладных программ.

      Заключительной стадией разработки компьютерного справочного пособия является его кодирование. Представленный словарь – справочник был разработан с помощью языка гипертекстовой размет$ки HTML, краткий курс которого преподается в школе.

      Язык HTML позволяет:

      $ 1. Создавать и редактировать Web-страницы, которые можно затем разместить в Интернете;
      2. Редактировать документы HTML, полученные из Интернета, так чтобы функционировали все внедренные в документ объекты (картинки, анимации и т.д.);

      Реализация проекта стала реальной в связи с наличием кружка по разработке сайтов, на котором даются более гл$убокие знания в сфере разработки гипертекстовых документов.

      2.3. Способы создания и виды электронных пособий$

      Современный уровень развития информационных технологий, базирующийся на развитой компьютерной базе, а также мультимедиа, Интернет технологиях, позволяет создавать электронные пособия для различных учебных предметов. Рассмотренные выше достоинства ЭСП позволяют им конкурировать с традиционными пособиями, а в некоторых случаях даже вытеснять. В электронном справочном пособии может быть использована информация любого вида: текстовая, графическая, аудио – и видео – информация.

      Основная проблема заключается в значительной трудоемкости создания ЭСП. Для создания качественного электронного пособия необходимо об$ладать знаниями как в области информационных технологий (в том числе некоторых языков программирования), так и в области той дисциплины, для которой он разрабатывается. В некоторых случаях достаточно просто тесно взаимодействовать нескольким людям, обладающим знаниями в каждой области. Однако в любом случае готовым пособием способен пользоваться не каждый пользователь, а в некоторых случаях реализация пос$обия не оправдывает потраченного времени и средств. Поэтому для создания электронных учебных пособий выделены инструменты, обеспечивающие создание ЭСП, разного уровня сложности и соответственно, требующие различных усилий для освоения. В настоящее время наиболее распространены следующие способы создания ЭСП:

      • создание ЭСП в формате Windows – приложений;

      • создание ЭСП в формате PDF;

      • создание ЭСП в авторской среде$ Asymetrix Toolbook;

      • создание ЭСП в форме Интернет приложений.

      $ЭСП, получаемые в рамках первых двух способов, создаются с помощью достаточно простых инструментальных средств. В следствие чего, значительная часть информационно образованных людей, имеющих богатый методический опыт, но не в совершенстве владеющих информационными технологиями, может их освоить достаточно легко и быстро. ЭСП мультимедиа $программы, получаемые в рамках третьего и четвертого способов, крайне сложны в разработке, инструментальные средства представляют собой сложный комплекс программ для создания видеоматериалов, полноцветных иллюстраций, авторской речи и верстки конечного продукта.

      Существуют три основных способа создания Web-страниц (или документов HTML):

      1. Использование текстового редактора Блокнот (NotePad), встр$оенного в Windows, и просмотр результатов с помощью браузера. Этот самый простой способ рекомендуется начинающим.

      Технология этого способа создания Web-страницы такова: в редакторе Блокнот создается файл Web-страницы, который сохраняется с расширением *.htm. Затем этот файл загружается и просматривается программой Internet Explorer. Для вызова редактора Блокнот с целью редактирования файла Web-страницы во время ее просмотра в Internet Explorer, используется пункт меню Вид, Источник или в виде HTML. После сохранения файла и выхода из Блокнота для просмотра отредактированной страницы надо нажать клавишу F5 или кнопку “Обновить” в панели инструментов Internet Explorer.

      $ 2. Использование специальных редакторов документов HTML, например Hot Metal Light, Hot Dog Professional, MS Front Page, HTMLPad, Macromedia Dream Weawer MX 2004 Eng и др.;

      $ 3. Использование редактора Word-2003 или более позднего, где создается текст документа, который затем конвертируется в HTML-формат.

      Заключение

      Идея создания электронного словаря-справочника по информатике весьма актуальна сегодня. При размещении справочника в сети Интернет, к нему будут иметь доступ все желающие, с ним легко работать, есть возможность распечатать материал. Электронный справочник по информатике будет полезен ученикам при выполнении домашних и творческих заданий, справочник поможет ученикам, проп$устившим уроки, усвоить материал. Цель моей работы – создать научно-популярный справочник для всех.

      Работа над проектом осуществлялась в течение нескольких месяцев, так как создание электронного словаря-справочника – очень объемная работа. Однако на достигнутом результате останавливаться я не буду. Будет продолжена работа в следующих направлениях: наполнение справочника материалами (увеличение количества терминов), совершенствование $доступности материалов пособия путём размещения его на школьном сайте, совершенствование системы навигации, внедрение поисковой системы. Также есть возможность использования дополнительных технологий создания справочника, с которыми предстоит познакомиться и изучить их (например, разработка автоматических тестов с помощью языка гипертекстовой разметки HTML).

      $ Теоретическая и практическая значимость моего проекта заключается в возможности использования разработанного словаря при изучении информатики в школе в качестве дополнительного источника информации. Кроме этого словарь будет размещен на школьном сайте для более широкой аудитории, т.к. словарь содержит определения и термины школьного кур$са информатики, поиск которых постоянно осуществляется Российскими школьниками.

      В процессе создания пособия я реализовал процесс организации профессиональной подготовки будущего специалиста в сфере компьютерных технологий, что является весьма актуальным в настоящее время.

      Литература

      1. Семакин И.Г и др. Информатика и ИКТ. Базовый курс. Учебник для 8 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

      $

      1. Шауцукова Л.З. Информатика 10-11. Практика алгоритмизации и программирования. М.: Просвещение, 2014.

      1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. 11 класс. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

        $

      1. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классовМ.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

      1. Копыльцов А.В. Компьютерное моделирование. Учебное пособие для 10-11 классов. – СПб: «СМИО Пресс», 2012.

      1. Гаевский А.Ю. Информатика: 7-11 класс. 2-е изд., доп. — Киев: А.С.К., 2014.

      1. Монахов М.Ю., Воронин А.А. Созд$аем школьный сайт в Интернете. Элективный курс: Учебное пособие. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

      1. Татарникова Л.А. «Web-конструирование», Томск, 2013.

      Интернет – ресурсы:

      1. http://ru.wikipedia.org$

      2. http://slovari.yandex.ru

      3. http://www.rubricon.com

      Еще записи

      Leave a Comment