Думская монархия, 9 класс

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное образо$вательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1011

Конспект урока по истории России в 9 классе

Тема: «Думская монархия»

Подготовил

$

$учитель истории и обществознания

Игнатов Кирилл Андреевич

Москва 2013

Тема: «Думская монархия»

Цели урока: объяснить сущность третьеиюньского политического режима; раскрыть цели, мероприятия и итоги аграрной реформы П.А. Столыпина; создать условия для развития умений сравнивать по сопоставимым признакам историческую информацию, устанавливать причинно-$следственные связи, анализировать, делать выводы, использовать иллюстративный материал в каче$стве источника исторической информации. Способствовать формированию познавательного интереса к отечественной истории.

Тип урока: урок формирования новых знаний;

Основные даты и события

9 ноября 1906 г.

1907 – 1912 гг.$

1912 г.

1912 – 1917 гг.

указ императора «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования», начало аграрной реформы П.А. Столыпина

III Государственная дума

Ленский расстрел

IV Государственная дума

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индив$идуальная, групповая.

Используемые методы: проблемно-исследовательский, коммуникативный, эвристический.

План изучения нового материала$

1. Третьеиюньская монархия.

2. Столыпинская аграрная реформа.

3. Подъем общественного движения в 1910 – 1914 гг.

Понятия и термины урока: третьеиюньская монархия, отруб, хутор, авторитарное правление.

Организационный момент:

В начале урока учитель повторяет в беседе с уча­щимися содержание предыдущей темы.

Актуализация знаний:

Беседа по вопросам:

$1. Какие положения «Основных законов» Российской империи дают основание утверждать, что император сохранил значительную власть?

2. Расскажите об$ изменениях в высших органах государственной власти после Манифеста 17 октября.

3. Какие категории населения Российской империи были лишены избирательных прав?

4. Как происходили выборы в Государственную думу?

5. Какие вопросы находились в велении Государственной думы?

$6. Сравните I и II государственную думу. Определите общие черты и различия по составу депутатов, вопросы, которые обсуждались, и завершение работы.

7. Каким событием завершается первая революция в России?

Изучение новой темы начинается с лекции учителя с элементами беседы В начале лекции учитель напоминает, что в конце урока ученики должны ответить на вопросы по содержанию темы.

Повторение деятельности II Думы и ее рос$пуск станет переходом к изучению первого пункта плана урока. Понимание сущности третьеиюньской монархии вызывает у школьников определенные трудности. Они связаны в основном с тем, что ученики, во-первых, н$е всегда понимают, почему роспуск II Думы 3 июня 1907 г. являлся «нарушением конституционных начал», во-вторых, почему режим третьеиюньской монархии сложился в результате именно этого события. В процессе повторительной беседы учащиеся должны вспомнить, что в соответствии с «Основными законами» Российской империи император не имел права вносить изменения в положение о Государственном совете, Государственной думе, и что самое важное, в постановление о выборах в Совет и Думу. Однако 3 июня 1907 г. Николай II без одобрения Государственного совета подписал новый избирательный закон. Д$ля сравнения на доске даются цифры соотношения голосов избирателей: закон 1906 г. 1 голос помещика равнялся 3 голосам буржуазии, 15 – крестьян, 45 – рабочих; закон 1907 г. 1 голос помещика равнялся уже 4 голосам буржуазии, 260 – крестьян, 540 – рабочих. Учен$ики должны сделать вывод из приведенных сравнительных данных и высказывания С.Ю. Витте: «Новый выборный закон исключил из Думы народный голос, то есть голос масс и их представителей, а дал только голос сильным и полезным». Кого имел в виду Витте под «сильными и полезными»? Девятиклассники смогут самостоятельно сделать выводы из этих приведенных фактов: главная цель избирательного закона 1907 г. - значительно увеличить в Думе представителей от помещиков. Для сравнительного анализа состава II и III Думы даются ученикам две диаграммы.

$

$

Центральной темой данного урока является столыпинская аграрная реформа. Столыпин Петр Аркадьевич (1862—1911) родился в старинной дворянской семье. После окончания Петербургского университета служил в Министерстве государственных имуществ, в 1902 г. был назначен гродненским гу­бернатором, в 1903 г. — губернатором в Саратове. С началом революции П.А. Столыпин самым решительным образом бо­ролся с беспорядками, проявляя немалое личное мужество. Его$ деятельность приобрела широкую известность. В апреле 1906 г. Столыпин был назначен Николаем II министром внутренних дел и в июле - одновременно председателем Совета министров. По отзывам современников, Столыпин обладал твердым, власт­ным хара$ктером, был беспощаден в достижении цели, но мог пойти и на компромисс. Столыпина прижизненно его оппоненты называли «вешателем», а виселицы, которыми он усеял страну, «столыпинскими галстуками». Губернаторы получили прямую директиву Столыпина «меньше арестовывать, больше стрелять». Крупный помещик, убежденный монархист, Столы­пин выступал за проведение социальных и экономических реформ, чтобы избежать нового революционного взрыва в стране. С помощью репрессий пр$авительству Столыпина удалось добиться «умиротворения» и перейти к реформам, главной из которых была аграрная. На Столыпина было подготовлено эсерами 11 покушений. 1 сентября 1911 г. эсер-максималист Дмитрий Богров во время пред­ставления в киевском оперном театре, на котором присутствовал царь с семьей и министрами, двумя выстрелами смертельно ранил Столыпина.

Приступая к изучению столыпинской аграрной реформы, можно сформулировать вопрос, на который ученики должны дать ответ в конце урока: Удалось ли П.А. Столыпину с помощью аграрной р$еформы решить аграрный вопрос? Аргументируйте свою точку зрения. Повторительная беседа по вопросам: 1. Вспомните в чем сущность аграрного вопроса в России начала XX века. Отвечая на вопрос, ученики должны охарактеризовать аграрные отношения в России начала XX века: сохранение помещичьего землевладения, бедность и малоземелье крестьян, сохранение отработок и как результат отсталое земледелие. 2. Какие проекты решения этой проблемы предлагала I и II Дума? Почему они не были реализованы? 3. Каких уступок добились крестьяне в ходе революции 1905 – 19$07 гг.? Решали ли они аграрный вопрос? Почему вы так считаете?$ Обобщая результаты беседы необходимо еще раз обратить внимание школьников на неразрешенность аграрного вопроса в ходе революции 1905 – 1907 гг. Распустив I и II Думу из-за стремления парламентариев решить аграрный вопрос за счет помещиков, то есть «снизу», власть понимала необходимость решения проблемы, но только «сверху», не затрагивая помещичьего землевладения.

Закрепление.

Задачи аграрной реформы учащиеся определяют самостоятельно в результате работы по анализу документа «Из речи П.А. Столыпина в Государственной $думе 16 ноября 1907 г.» Круг вопросов: как вы думаете, что имел в виду П.А. Столыпин под «признанием неприкосновенности частной собственности»? Какие задачи должна была решить аграрная реформа? Вспомните, какая фракция III Думы и почему поддержала пред$ложения П.А. Столыпина? Вспомните дату начала аграрной реформы. Что было разрешено крестьянам по указу 9 ноября 1906 г.? В результате ответов девятиклассников формулируются основные цели и мероприятия столыпинской аграрной реформы:

  • помещичье землевладение не затрагивалось, а общинные земли подлежали разделу между крестьянами.

  • $ разрушение общины призвано было сформировать слой крестьян-собственников, заинтересованных в поддержке власти;

  • указ императора 9 ноября 1906 г. о свободном выходе из общины с установлением частной собственности на крестьянские наделы;

  • для выхода из крестьянского малоземелья предусматривалось два пути: покупка помещичьей земли через Крестьянский банк и переселение из густонаселенных центральных губерний в Сибирь, Казахстан, на Дальний Восток.

В связи с вопросом о праве свободного$ выхода крестьян и разрушении общины на доске даются схематические чертежи, где раскрываются понятия «отруб» и «хутор» как формы землепользования. Далее раскрывается ход реализации столыпинской аграрной реформы, где отмечается, что:

  • $

    количество крестьянских хозяйств, перешедших к участковому землепользованию (хутора, отруба) возрастает в губерниях, примыкавших к старым районам хуторского расселения (Прибалтика) и юга России;

  • наименьшее количество вышедших из общины было в центральных губерниях;

  • пик выхода из общины крестьян пришелся на 1908 – 1909 гг., затем идет заметное сокращение;

  • $ подавляющее большинство крестьян (за исключением 1910 – 1911 гг.) создали свои хозяйства на новых землях.

Подведение итогов.

От$вечая на поставленный в начале изучения темы вопрос, девятиклассники должны отметить противоречивые результаты столыпинской аграрной реформы и сохранение остроты аграрного вопроса.

Домашнее задание: Составить схему «Столыпинская аграрная реформа».

Список использованной литературы

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XX век. М.: Просвещение, 2009.
Интернет$-ресурсы

www.google.ru/search

Post Comment