Государственно-административного устройство Белой Орды, Могулистана,Ханства Абулхаира, Ногайской Орды. Государственно-административного устройство Белой Орды, Могулистана,Ханства Абулхаира, Ногайской Орды, 7 класс

$


Городское Управление «Отдела образования акимата города Костаная»

Средняя школа №7

Государственно-административного устройство Белой Орды, Могулистана,Ханства Абулхаира,

Ногайской Орды.

/урок по истории Казахстана, 7класс/

Подготовила и провела:

учитель истории

Дубогрей Наталья $Григорьевна


Цель:  
формирование компетентностей в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
используя знания учащихся по истории государств , повторить причины образования государств с целью формирования научного подхода, понимания историчности процесса. Выяснить социальную структуру, виды собственности , налоги и трудовые повинности, государственно-административное устройство .

Основные методы урока

Основные знания и умения

Объяснительно-иллюстративный – беседа с опорой на уже полученные знания, работа $с картой 4, таблицей 1, схемой 1.

Репродуктивный – объяснение понятий, выделение дат основных событий, пересказ прочитанного, заполнение таблицы 1 и составление схемы 1

Проблемно-сообщающий – практическая работа с документами, решение проблемы, с опорой на схему 1.

Исследовательский работа с учебником по поиску ответа на задание.

Учащиеся должны знать историческое время, местоположение государств, общественное устройство государства, политическую историю, социальную структуру, в$иды собственности , налоги и трудовые повинности, государственно-административное устройство

Учащиеся должны уметь объяснять понятия:тагар ,

калан , зякет, харадж,

баж , согым ,капшуыр и др

и другие. Уметь находить на карте территории государств, делать выводы, Выполнять задания , составлять кроссворд.

Дидактические материалы: историческая карта 4, таблица 1, схема 1, познавательные и игровые задания.

План.

1.Социальная структура.

2.Виды собственности.

3.Налоги и трудовые повинности.

$4.Государственно-административное устройство .

В ходе изложения содержания первого пункта плана продолжаем заполнять таблицу 1.

Таблица 1.

Раннесредневековые государства Казахстана

$

Ак Орда

Могулистан

Ханство Абулхаира

Ногайская орда

Хронологические рамки

$

XIII-начало XV вв.

1346 – 1514 гг.

1428 -1468 гг.

Конец XIV – XVI вв.

Территория

От алтайских гор на востоке до нижнего течения Сырдарьи и Аральского моря, на$ севере от Уральских гор до Семиречья

Северо-восток Средней Азии, Семиречье и Восточный Туркестан

На западе от Урала до Балхаша, на юге от низовий Сырдарьи до рек Тобола и Ишима

Западный Казахстан

Столица

$

Сыгнак

Алмалык$

Сыгнак

Сарайчик

Этнический состав

Кыпчаки, найманы, уйсуны, аргыны, кереи, канглы, коныраты, мангыты

Дулаты, канглы, кереи, уйсуны

$Кыпчаки, найманы, мангыты, карлуки, коныраты, канглы, уйсуны

Мангыты, кыпчаки, канглы, коныраты, найманы, алшин, тама

Проверка домашнего задания.

Закончи предложение:

1. По названию наиболее многочисленного племени Ногайскую Орду

называли ……

Мангытским Юртом.

2. В 1433- 1460 гг. Есен-Буга был правителем …….

Могулистана.

3. Белая Орда и Могулистан в конце 1380-ых годов создали политический союз направленный против……

эмира Тимура.

4.Ногайская Орда занимала территорию между….Волгой и Уралом.

$5.Столица государства Могулистан…… Алмалык..

6. Государства Ак Орда и Могулистан ослабли в результате….

набегов Эмира Тимура.

7. Последний хан Ак Орды …….. Барак

$

Изучение нового материала.

Историю нельзя ни упрощать, ни улучшать, Иначе получится путаница и неразбериха.

Каждый должен получить своё.

И. Есенберлин.

Задание к первому пункту плана. Учитель вместе с учащимися составляет схему по тексту учебника с.134

Социальная структура государственно-административного устройства Белой Орды, Могулистана,Ханства Абулхаира,Ногайской Орды.

Предста$вителями верховной власти являлись

ханы, султаны, огланы - чингизиды

Схема 1

На второй ступени находились вожди родов и племен –

эмиры, беки, бии и баи.

При изучении первого пункта плана учащиеся читают текст учебника с.133-134 и вписывают недостающий текст учащиеся вместе с учителем.

Проблемное задание. Впишите недостающие…….

$ Во главе государства стоял великий …(хан).Власть передавалась …(от отца к сыну). Государственные дела решались на ……(ханском совете), в состав которого входили улусбеки, эмиры беки, бии. Советниками хана являлись ……(везиры)Верховным органом ханской власти был ……(курултай). Он созывался ………(раз год) в летнее время.
В Белой Орде, ханстве$ Абулхаира и Могулистане предводителей племен именовали ……(эмирами), в Ногайской Орде - …(мурзами) Титул (бек) присваивался военачальникам и высшим государственным чиновникам. Титул …(бия) присваивался народным судьям. Монгольский титул (нойон) присваивался представителям богатой знати. Титулы…(бахадур или батыр) носили видные военачальники. Простонародье называли ……(карача) (чернь, простолюдины).

При изучении второго пункта плана учитель вместе с учащимися составляет схему 2.

Проблемное задание.

Четыре вида собственности на землю. Схема2$

государственные земли

(принадлежавшие непосредственно ханам)

$

З земли инджу потомков Чингисхана

В вакуфные земли (мечетей и служителей)

земли, передававшиеся ханами в наследственную собственность

Существовали и такие виды собственности на землю, как «икта» и «союргаль». Их раздавали за службу, они не передавались по наследству.$

Завоеванные земли со всем населением Чингисхан разделил между сыновьями. Эти земли назывались «инджу», что означало «приданое».

Земли для инджу ханов Золотой Орды находились в Поволжье.

Чагатайского государства - в долинах рек Чу и Талас.

Изучение третьего пункта плана. Налоги и трудовые повинности.

$При изучении третьего пункта плана учащиеся составляют кроссворд :Налоги и трудовые повинности

Тагар, сойыргал , калан , вакф,зякет, сыбага , харадж, мульк, баж, согым, капшуыр, ушур, икта ,инжу

Работа с терминами по формам землевладения:

  • Икта –

земельное владение(надел), условно выделяемое правителем феодалам за несение государственной и военной службы.

  • Инжу –

государственные земли в Монгольской империи и в послемонгольский период, принадлежавшие непосредственно ханам.

  • Сойыргал –

одна из форм землевладения, когда правитель выделял земельный надел военным и государственным служащим. Имел насл$едственный характер.

  • Вакф (вакуф) –

земельные владения, находившиеся в собственности мусульманских религиозных учреждений и самих служителей религии.

  • Мульк –

одна из форм землевладения, распространенная в земледельческих оазисах.

  • $Бадж –

вид налога на обрабатываемую землю.

  • Сыбага и согым-

налог, взимавшийся со скотоводческого населения в натуральном виде.

  • Зякет –

налог со скота в пользу хана и султанов.$

  • Капшуыр –

налог, взимавшийся с кочевых скотоводов в размере 1% поголовья скота.

Работа с терминами по налогообложению:

  • Тагар –

налог, взимавшийся с населения в натуральном виде для обеспечения войска продовольствием. Размер данного налога был неограниченным.

  • Калан –

налог, взимавшийся с населения в зависимости от величины площади земельного надела.

  • Ушур –

налог, взимавшийся с населения в зависимости от числа душ.

  • Харадж –

поземельный налог, взимаемый в зависимости от количества полученного урожая.

З$адания для изучения четвертого пункта плана. Государственно-административное устройство .

Учащиеся читают текст учебника с. 136-137 заполняют схему об административной структуре ханской власти. Записывают в тетради названия титулов лиц, работающих в государственном аппарате.

Государственно-административное устройство Схема 3.

$

хан

улус-улусбеки

атабеки и кокилташи - воспитатели наследников хана.

беки и эмиры

Жасаулы следили за порядком и исполнением обычаев и традиций на тоях, свадьбах и празднествах.

наибы были советниками несовершеннолетних ханов Могулистана

Руководитель дворцовой службы носил титул ишик ага басы

$

ханские советники - титул инак

Домашнее задание: стр.133-137. Тест .

$Используемая литература:

1.Асфендияров С.Д.История Казахстана с древнейших времен. А.1993.

2.Жолдасбаев С. История средневекового Казахстана:учебник для 7 класса общеобразовательной школы – Алматы:Атамура 2012.-232стр

3.История Казахстана с древнейших времен до наших дней.В 5 томах, т.2,А.,1998

Post Comment