Конспект урока для 10 класса “Город воинской славы и наши герои-земляки”

$11

МОУ СОШ п.Тарбагатай Петровск – Забайкальского района

Забайкальского края

Районная научно-практическая конференция

«Свет жизненного подвига».

Тема: Город воинской славы

$ и наши герои-земляки.

Федоро$ва Любовь,

ученица 10 кл. МОУ СОШ п. Тарбагатай.

Научный руководитель: Шекунова Ирина

Дмитриевна, учитель русского языка

высшей ква$лификационной категории

МОУ СОШ п.Тарбагатай.

2010г.

Оглавление. 1с.

$ I.Введение. Великий город мира. 2с.

II. Основная часть. Город воинской славы. 3с.

Глава 1. История и судьба города на Неве.

    1. История строительства города.

    2. $ Героические страницы истории северной столицы. 4с.

Глава 2. Мужество героических защитников Ленинграда.

$ 2.1. Город-герой и наши земляки. 5с.

2.2. Наши ученики и учителя в Санкт-Петербурге. 7с.

III. Заключение. Вечно великое. 8с.

IV. Литература.$ 10с.

V. Приложения:

I. Санкт- Петербург.

II. Александр Невский.

$III. Г.К.Жуков.

IV. Ветераны войны п.Тарбагатай.

V. Елизов Терентий Павлович.

VI.$ Справка МСБ.

VII. Боевые награды Т.П.Елизова.

VIII. Фёдорова Антонина Константиновна.

$ IX. Учителя школы.

X. Анкета «Северная столица».

$ I. Введение. Актуальность.

Петербург, Петроград, Ленинград и вновь Петербург. Это великий город мира, сосредоточивший уникальные богатства отечественной и мировой культуры, предо$ставивший широкое поле деятельности величайшим учёным, писателям и поэтам, композиторам и художникам, скульпторам и архитекторам прошлого. Здесь, на берегах Невы, вписаны величественные и скорбные страницы в летопись Великой Отечественной войны. Как жизнь забайкальцев связана с этим городом, защищали ли тарбагатайцы этот город? Эти вопросы заинтересовали меня, что и явилось основанием выбора темы: «Город воинской славы».

Объект исследования: Город Санкт-Петербург.

Предмет исслед$ования: Героические защитники города.

Гипотеза: Если я изучу эту тему, то я лучше изучаю историю страны.

Цель: Осмыслить героическое прошлое нашего народа.

$ Задачи: 1.Познакомиться с историей строительства города.

2.Изучить героические страницы истории города.

3.Исследовать, кто из наших земляков жил в блокадном Ленинграде

и защищал этот город от немецких захватчиков.

4.Выяснить, что знают у$чителя и ученики школы о городе-герое.

Методы исследования: 1.Практические: интервью, анкетирование.

2.Теоретические: исследование, анализ, обобщение.

Теоретической основой исследования послужили работы авторов: Кулибанова В.С., Колпакова Д., Чертова Л.Г. и др. $

$

II. Основная часть.

Глава 1.

1.1.Восьмое чудо света… Разве не подходят эти слова к городу на Неве?! [прил.-I]. Необычно само возникновение города, удивительна и неповторима его судьба. В мире немного таких городов, которые за относительно небольшой срок существования сыграли столь выдающ$уюся роль в отечественной и мировой истории.

Первоначально город застраивался без всякого плана, деревянные дома строили как попало, они были низкими и без дворов, с входом прямо с улицы. Если по улице проезжал экипаж, то из-за зыбкости почвы стекла и посуда в таких домах звенели. При Петре I улицы не имели названий$, дома были без номеров, так что приезжим было трудно отыскать своих знакомых. Город был назван не в честь царя Петра, а в честь Святого Петра-«ангела Петрова». Санкт-Петербург застраивался медленно, так как до окончания Северной войны никто не мог быт$ь уверен в окончательном обладании этой местностью. И мало было желающих ехать в новый город – в «пустыни, обильные» только болотами и слезами. В 1705 году в Петербурге числилось всего 3000 жителей, не считая, конечно, солдат. Для заселения своего «парадиза» Петру I приходилось даже прибегать к принудительным мерам. С первых лет основания города целым рядом указов изнутри Росс$ии высылались на житьё в Санкт-Петербург «люди всякого звания, ремесел и художеств; не убогих, малосемейных или маломочных, а таких, которые бы имели у себя торги, промыслы или заводы какие свободные»[1,с.437]. Все переселенцы должны были строить себе в городе дома и жить в них безвыездно. Однако тяжёлые условия жизни заставляли многих спасаться бегством, и нередко нарочные гонцы ловили первых петербургских жителей.

В 1712 году вся царская семья переселилась из Москвы в Санкт-Петербург. К этому времени, несмотря на всю ограниченность заселённого пространства и разбросанность города на отдельных островах$, он уже имел вид столицы. Благодаря неусыпной энергии Петра I к этому времени в Санкт-Петербурге было проложено до 10 улиц и выстроена слобода в 1000 домиков. Петр I именовал его Парадизом, что оз$начало «рай», а приближенные царя -Петрополем. Простые же люди-мастеровые, крестьяне, приходившие сюда на заработки,- дали городу другое, более краткое имя – Питер.

Первым архитектором Санкт-Петербурга был Доменико Трезини. Этот швей$царец итальянского происхождения – очень работоспособный, выносливый и рационально мыслящий – оказался настоящей находкой для Петра I и много сделал для русского царя. Д. Трезини успешно выполнял все задания государя, начиная с самого первого – возведения форта Кроншлот (с 1723 года стали называть Кронштадт), мощной военно-морской крепости, – и до большой работы по перестройке первоначальной Петропавловской крепости. Петербург формировался как морской порт.

В течение всего XVIII века в городе преобладали отрасли военно-промышленного производства. Санкт-Петербург называли просто Петербургом, а в годы первой мировой войны, когда Россия воевала с Германией, в наз$вании города немецкое окончание заменили русским, и Петербург с 1914года по 1924 год стал именоваться Петроградом, с 1924 по 1991 год назывался Ленинградом.

Вывод: Само имя города – это дыхание истории.

1.2.$ Петербург – один из красивейших городов мира. Произведения архитектуры, живописи, скульптуры, чудесные памятники, прекрасные сады, парки и музеи города являются гордостью нашей страны. Сколько выдающихся людей знал этот город! Сколько героических побед одержал этот город!

Словно магнит притягивала к себе Нева завоевателей всех мастей. И если естественные преграды $– дремучие леса, непроходимые болота, множество озер, рек и речушек – преграждали путь в Северную столицу ордам кочевников-степняков, то норманны, а затем и шведские феодалы с севера, немецкие рыцари с запада постоянно вторгались в русскую землю.

Во имя этой земли совершались подвиги. От средневековых русских воинов, побеждавших захватчиков у стен Орешка и Копорья, Пскова и Но$вгорода, от героев дружины Александра Ярославича через многие поколения пролегла цепь подвигов, совершенных на полях брани сынами Отечества во имя его свободы, счастья и славы. Не единожды русские дружины наносили сокрушительные удары различным завоевателям – достаточно вспомнить битвы Александр$а Невского [прил.-II]. За освобождение от многолетнего владычества шведов вёл сражения Пётр I, чтобы «прорубить окно в Европу».

$В итоге Северной войны (1700 – 1721) России удалось возвратить свои исконные территории в зоне Финского залива и на этот раз окончательно утвердиться на Балтике. После Полтавской битвы (1709) и овладения в 1710 году всеми важнейшими опорными пунктами на подступах к Петербургу (Рига, Ревель, Выборг, Кексгольм) Петр п$ереносит в город на Неве свою постоянную резиденцию. В XVIII веке были выполнены почти все работы по созданию загородных резиденций – Царского Села, Петергофа, Павловска, Гатчины, Ораниенбаума.

До основания Петербурга единственным морским портом России был Архангельск. « Учитывая преимущества Петербурга по сравнению с Архангельском в развитии торговых связей со странами Западной Европы, Петр I принудительно сосредотачивает основную часть внешнеторго$вых операций страны на берегах Невы. Уже в 1726 году через Петербургский порт прошло грузов в тринадцать раз больше, чем через Архангельск» [2, с.27]. Новая столица всё больше становилась центром научной и культурной жизни. В связи с этим интересным представляется высказывание Наполеона, готовившегося к войне с Россией: «Если я займу Киев – я возьму Россию за ноги; если я овладею Петербургом – я возьму её за голову; заняв Москву, я поражу её в сердце» [3,с.7]. И до, и после честолюбивого французского императора находились желающие проверить прочность невской твердыни. Некоторым из них удавалось подойти к самым невским бер$егам. Подойти – не более того. Подходили и … убирались восвояси. Так было при Петре I и после него.

Так было в первые годы молодой Советской Республики. Так был$о в Великую Отечественную войну. Захвату Ленинграда и Кронштадта Гитлер и командование вермахта придавали особое значение. Обратимся к дневникам Гебельса: 5 июля 1945 г. « …Фюрер намерен стереть с лица земли такие города, как Моск$ва и Петербург. Да это и необходимо! Ибо…это огромное государство не должно обладать ни духовным, ни политическим, ни хозяйственным центром»; 16 августа 1941 г. «Фюрер…намерен Петербург и Киев не брать штурмом, а заморить их голодом. Его план состоит в том, чтобы с помощью артиллерии и воздушного флота не допустить снабжения окружённого Петербурга. От города, вероятно, немного останется… Кронштадт будет так разбит тяжелой артиллерией, что вынужден будет капитулировать» [3,с.239].

Георгий Константинович Жуков, Маршал Советского Союза [прил.-III], писал: «Для нас потеря Ленинграда во всех отношениях была бы серьёзным осложнением ст$ратегической обстановки. В случае захвата города врагом и соединения здесь германских и финских войск нам пришлось бы создавать новый фро$нт, чтобы оборонять Москву с севера. Кроме того, мы неизбежно потеряли бы мощный Балтийский флот. Чтобы овладеть Прибалтикой и Ленинградом, гитлеровское командование бросило в наступление крупную массу своих войск… Все эти факторы, вместе взятые, обусловили крайнюю ожесточенность борьбы за Ленинград» [4,с.10]. И город выстоял!

Беспримерный героизм ленинградцев во время блокады, когда даже «жить было подвигом», стал символом любви к Родине, самоотверженности и патриотизма.

Вывод: Город на Неве – это город велик$ой судьбы.

Глава 2. 2.1. За выдающиеся заслуги перед Родиной, мужество и героизм, проявленные трудящимися Ленинграда в борьбе с немецко – фашистскими захватчиками в тяжелых условиях длительной вражеской блокады, и в ознаменование 20-летия победы советско$го народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. городу – герою Ленинграду, ранее награждённому за эти заслуги орденом Ленина, вручена медаль «Золотая Звезда».

Город – герой защищали и забайкальцы, наши земляки. Это Колосов Василий Лаврентьевич, Соломатов Пётр Григорьевич, Яковлева Евдокия Петровна, Смородников Иван Егорович, Капустин Яков Фомич и другие [прил.-IV].

$Сутурин Константин Павлович до войны работал бухгалтером общепита, завскладом, в 1941 году был призван в армию. 2 года находился в обороне под Тихвином, освобождал Приба$лтику, награждён медалью «За оборону Заполярья». Куприянова Анна Николаевна, когда началась война, жила в Ленинграде. Во время бомбёжки была ранена. После госпиталя зачислена в армейский санитарный отряд. Демобилизовалась в 1948 году. В 1949 году приехала в Тарбагатай. Мирошниченко Алексей Филиппович – участник боевых действий на Халхин–Голе – после войны с Японией закончил военную офицерскую школу в Ленинграде, в 1947 году демобилизовался, с 1951 года жил в Тарбагатае, работал директором совхоза. Все защитники Ленинграда награждены медалями «За оборону Ленинграда».

Многие не вернулись с полей сражений. «Дрянов Степан Зиновьевич родился на ст.$ Тарбагатай Петровск- Забайкальского района Читинской области. Призван Петровск-Забайкальским РВК. Служил в 60-м стрелковом полку 65-й стрелковой дивизии, рядовой. Погиб в бою 09.01.1942 г. Похоронен: Ленинградская обл., г.Тихвин, братская могила» [5, с.150].

О подвиге советского солдата, вернувшегося с войны, рассказывают экспонаты нашего школьного музея. «Елизов Терентий Павлович (1908 – 2000) [прил.$-V] родился 6 апреля 1908 года в с. Жиндокон Красночикойского района Читинской области в семье крестьянина. Кроме него, было ещё двое братьев, старший Павел Павлович, средний Артамон Павлович и сестра Ирина Павловна. Родители Павел Ильич и Евдокия Филипповна (в девичестве Черных). В 1915 году окончи$л церковно- приходскую школу, 2 класса. До 1923 года они все работали в хозяйстве своего отца. С 1929 года он уже имел своё отдельное хозяйство. В 1934 году всё семейство $Елизовых выслали на ст. Зима Иркутской области. В 1935 году он со своей семьёй переехал на ст. Ново – Тарбагатай Читинской области, работал на пилораме в лестранхозе. В1942 году был призван на Ленинградский фронт, был сапером отдельного сапёрного батальона 125-ой стрелковой дивизии» [6, с.1].

Чрезвычайно важную роль в срыве планов противника- прорыва в Ленинград через Урицк – сыграл контрудар 8-й армии. В эту ударную группировку в составе 4 –х стрелковых дивизий входила и 125-ая стрелковая дивизия, в которой воев$ал Елизов Т.П.. Был дважды ранен. В1943 году с 4 января по 10 января находился в доме отдыха. В этом же году ему присвоили солдатское звание ефрейтор. В мае 1944 года он получил множественное осколочное ранение, о чём свидетельствует справка МСБ – 48 [прил.-VI]. Потом Ленинградский и З -й Прибалтийский фронты. Там же воевал его брат, А$ртамон Павлович со своим сыном, ротным в группе разведчиков, но им так и не удалось встретиться. В 1945 году его демобилизовали, он вернулся в Тарбагатай с медалями « За оборону Ленинграда», «За отвагу», орденом «Славы III степени», медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-$1945г.г.» [ прил.-VII] . После войны работал завхозом в неполной средней школе, потом плотником лесоучастка. В1952 году 4 ноября был награждён знаком «Ударник Сталинского призыва», в 1968 году ушёл на пенсию. Умер 10 апреля 2000 года в возрасте 92-ух лет. В 2007 году Елизов Николай Терентьевич, сын Терентия Павловича, отдал школьному музею документы и награды своего отца.

В 1947 году в Тарбагатай приехала учительница русского языка и литературы Антонина Константиновна Кузнецова [прил.-VIII]. До 1942 года она жила в Кронштадте. Зимой 1942 года детей эвакуировали из осаждённого города в Вологодскую область. Было ей в то время 16 лет. В 1945 году по$ступила в Учительский педагогический институт в городе Череповце.

После окончания института была направлена в нашу школу. В 1948 году вышла замуж за учителя физкультуры Фёдорова Петра Ильича, участника войны. В школьном музее хранится « Анкета по учету работников железнодорожного транспорта», в которой Фёдорова А.К напис$ала свою автобиографию. Нам, современным школьникам, интересными кажутся вопросы анкеты.

Н$апример, № 10: Служил ли в войсках белых армий или учреждениях белых правительств?

14: Участвовал ли в партизанском движении или в подпольной работе? и др.

Тарбагатайцы сразу полюбили эту учительницу. В школьном музее хранятся воспоминания $об этой удивительной женщине, учителе по призванию. Фёдорова Антонина Константиновна многие годы работала завучем начальных классов.

Мисайлова Анна Павловна, учитель-пенсионер, вспоминает: « Это был добрый, отзывчивый и требовательный человек. Работали дружно, делились опытом. Часто Антонина Константиновна проводила открытые уроки» [7, с.5]. В школьных архивах есть материал о двух платных концертах в фонд всеобуча, в котором принимали участие учителя школы. А.К.Фёдорова прочитала две басни.Островская Валентина Ильинична в своих мемуарах отмечала: «Часто в$споминаю учителей, с кем работала многие годы. Эти люди отдавали детям свою душу, здоровье. В 50-ых- 60-ых годах начальных параллельных классов было по 3 комплекта. Работали учителя в 2 смены. Завуч Фёдорова А.К. [прил.-IX] была интеллигентным, трудолюбивым, с большой буквы Человеком» [7, с.3]. Учитель школы Артемьева В.В. пишет: «Я счастлива, что мне пришлось работать с таким замечательным Учителем, как А.К. Фёдоров$а. Это, действительно, был учитель от Бога. Всегда была выдержанной, спокойной, гостеприимной, аккуратной во всём. Прекрасно знала свой предмет и постоянно прививала любовь к русскому языку и литературе. Всегда готова была помочь молодым учителям$ советом. Прошло много лет, но у меня до сих пор стоит в глазах её добрая улыбка, приветливый, внимательный взгляд». Ирина Николаевна Турушева, ученица Фёдоровой А.К., рассказывает: «После начальной школы нашим классным руководителем была Фёдорова А.К.. Антонина Константиновна преподавала уроки русского языка и литературы. На уроках литературы и классных часах она рассказывала нам о блокаде Ленинграда, о том трудном времени, которое ей, 15-летней девчонке, пришлось пережить. Я помню, как на классном часе Антонина Константиновна держала на ладони кусочек блокадного хлеба – суточную норму ж$ителей Ленинграда. Ещё она рассказывала нам о том, что в аптеках города по рецептам выдавали по 200 грамм квашеной капусты тем, у кого была цинга. Антонина Константиновна воспитывала в нас бережное отношение к хлебу, трудолюбие, любовь к нашей Родине» [7, с.2].

Вывод: Уходят в прошлое суровые годы войны, но память человеческая $вечна.

2.2. По результатам анкетирования [прил.-X] я узнала, что сибирякам дорог этот город$ на Неве. У многих погибших воинов, ушедших из жизни, в посёлке живут родственники. Старшеклассники хорошо знают о блокаде Ленинграда. Ко дню Победы выпускают стенгазеты, читают книги о мужественных защитниках Ленинграда. Каждый мечтает побывать в этом славном городе, пройтись по Летнему саду и берегам Невы, посидеть на лавочке, на которой сидел Пушкин.В ходе работы я узнала, что 47% учителей были в Петербурге. И.Д Колесникова и Е.Ю. Сердюкова возили туда детей на экскурсию. Когда вернулись, они с таким восторгом рассказывали о городе.Все опрошенные знают самое знаменитое кладбище погибших ленин$градцев. Шекунова Ирина Дмитриевна сказала, что в те тяжёлые годы город потерял сотни тысяч жителей, и в память об их героизме и мужестве 9 мая 1960 года в северной части города, где было похоронено 470 тысяч ленинградцев, было возведено Пискарёвское мемориальное кладбище. Её мама, Пискарёва Валентина Георгиевна (1935$-1986), в 1947 году училась у А.К.Фёдоровой. Когда И.Д. Шекунова рассказывает современным школьникам о городе-герое, она всегда вспоминает эту учительницу.

Вывод: Учащиеся нашей школы и учителя хорошо знают героическую историю города.

III. Заключение.По-разному начинались города, и по-разному$ складывались их судьбы. По-разному и города возвращались к жизни. Знаменитые города мира тем и знамениты, что любой человек может перечислить их достопримечательности независимо от того, был он в этих городах или нет. Важнейшие даты в истории города- вехи в его жизни. За ними бездна событий, многим из которых посвящены специальные исследования.Более трёхсот лет прошло с того дня, когда была забита первая свая в основание города. В этом году исполняется 185 лет со дня восста$ния декабристов. И уже 65 лет отделяют нас от ликующих залпов победных салютов, возвестивших всему миру о разгроме гитлеровского фашизма. Всё это- история города на Неве. История и его настоящее. Мир во многом обязан Ленинграду, а Ленинград немыслим без мира. Мир отстаивали и наши земляки. Я горжусь, что родилась на земле героев. Ленинградцы никогда не забудут, чем оплачено мирное небо над их городом. Военный подвиг народа навсегда останется великим.

$В ходе работы я достигла следующих результатов: 1.Познакомилась с историей строительства города.

2.Изучила героические страницы истории города.

$ 3.Исследовала, кто из наших земляков жил в блокадном Ленинграде и защищал этот город от немецких захватчиков.

4.Выяснила, что знают ученики и учителя школы о городе-герое.

$ В перспективе эту тему можно развить по многим направлениям, например:

выступить в школьном музее с рассказом о других героях войны, на классном часе рассказать о блокадном хлебе и др.

Литература.

1. Ионина Н.А. 100 Великих городов мира. М.: «Вече». 2005.-478с.

2. Чертов Л.Г. Ленинград. М.: «Просвещение». 1972.-127с.

3. Кулибан$ов В.С. Ленинград. М.: «Мысль».1990.-271с.

4. Свиридов Н.В. Подвиг Ленинграда. М.: «Современник». 198$3.-606с.

5. Черемухин В.М. Книга Памяти. О тех, кто не вернулся. Т.5.Чита: Поиск. 2005. – 548 с.

6.Елизов Н.Т. Воспоминания. Материалы школьного музея. 2007.

7. Мемуары учителей. Материалы школьного музея.

Еще записи

Leave a Comment