Конспект урока для 10 класса "Внешняя политика России во второй половине ХІХ века"

Тип урока: школьная лекция, в ходе которого заполняется таблица «Направления внешней политики России во второй половине 19 века».

Использованы современные образовательные технологии: критическое мышление.

Цель урока:

  • сформировать представление о том, как изменились место и роль России в международных отношениях во второй половине ХIХ века.

  • способствовать пониманию учащимися интересов Российской империи в 19 веке и стимули$ровать аналитическую работу по оценке действий государства, направленных на их защиту.

Учитель напоминает об итогах Крымской войны и условиях Парижского мира (потеря Черноморского флота, ослабление влияния на Балканах, международная изоляция).

$Вопрос: Какие внешнеполитические задачи предстояло решить новому правительству?

Переход к личности А. М. Горчакова (подготовленное сообщение учащегося о Горчакове.

)

«La Russie ne boude pas; elle se recueille» - также можно перевести как «Россия собирается с силами» – документ имел большой резонанс в Европе

Учитель резюмирует основные цели внешней политики Александра II - Горчакова, рассказывает о ключевых соглашениях, подписанных с европейскими государствами и предлагает учащимся заполнить первую колонку таблицы.

Сообщение учителя о Русско-турецкой войне на основе презентации.

$

Учитель рассказывает о прелиминарном мире с Турцией и об антирусском блоке, возглавленном Англией на Берлинском конгрессе.

Вопрос: Согласны ли вы с тем, что Россия потерпела дипломатическое поражение в Берлин$е?

$ Сообщение учителя о завоеваниях в Средней Азии.

Работа с картой в учебнике и заполнение таблицы.

Петропавловск-Камчатский в середине 19 века

Учитель рассказывает об основных направлениях политики России на Дальнем Востоке.

Учитель рассказывает о создании русских военных постов по Амуру, переселении забайкальских казаков на Амур, подписании договоров с Китае$м о демаркации и границ по Амуру и Уссури и об основании Благовещенска.

Рассказ учителя об отношениях территориальных отношениях России и Японии, Симодском трактате.

$Рассказ учителя о Русской Америке, Российско-американской компании, договоре об «уступке» Аляски.

Учащиеся заполняют последнюю колонку таблицы.

Вопросы:

  1. Оцените действия российского правительства по всем четырем направлениям внешней политики.

  2. $Какие завоевания кажутся вам наиболее значимыми? Где Россия потерпела неудачи?

  3. Какие действия внешней политики тех лет имеют последствия, ощущаемые и в наши дни?

Post Comment