Конспект урока “Древнейший Рим”

Ф.И.О. Максимова Татьяна Владимировна

Место работы: МБОУ «СОШ №3» г. Бородино Красноярского края

$Должность автора: учитель истории и обществознания

$

Тема: Древнейший Рим

Цели:

  1. Способствовать формированию представления о зарождении древнеримской цивилизации.

  2. Создать условия для развития информационных и коммуникативных умений.$

  3. Развитие интереса к теме через использование различных приёмов.

Тип урока: Изучение нового материала.

$Форма урока: Урок-исследование.

Оборудование: Карта “Древний Рим”.

Понятия:

Плебеи$ – переселенцы из завоёванных Римом латинских поселений.
Патриции – потомки основателей Рима.

Даты: 753 год до н. э. – основание Рима.

I. Повторение пройденного материала.

Мы продолжаем путешествовать по странам древнего мира. И для того, чтобы посетить следующую страну, вспомним, в каких странах мы уже побывали. Будьте внимательны, отвечаем по одному, знак готовности – поднятая рука.

На нильских берегах она была,
Богатой и цветущею с$лыла.
И ею фараоны управляли,
Восстания рабов здесь подавляли.
В мире есть сейчас она.
Назови, что за страна.

(Египет)

Расскажите-ка, ребята,
Где без леса и без гор
Люди в древности росли.
Где покой все обрели.
Всё лепили мастера.
И работа их до пота
Выручала их всегда.

(Междуречье)

На восточн$ом побережье
Моря Средиземного
Государство моряков
Было очень древнее.
И чтоб им торговать,
Просто стали все писать.
Кто же знал? Их алфавит
Все народы покорит.

(Финикия)

Чтоб землю с севера обезопасить,
У гуннов землю отобрать
Правители решили стену возв$ести,
Покой, чтоб вечный обрести.
И людей великое множество
Согнали со всей страны.
Заставили её строить,
Чтобы не было войны.

(Китай)

Был он сильным, нужен был
А не стало больше сил,
Ему место учредили
Для таких, как он, что было.
Должен мальчика водить в ш$колу. Да к тому ж учить
Его всяческим манерам.
Чтобы стал для всех примером.
Со стола не брать кусок,
Смех закрыть свой на замок.
И прилежно всё учить,
Что учитель повелит.

(Педагог. Греция.)

II. Целеполагание.

– Какую страну мы изучили? (Грецию)

– Если мы из Греции сядем на корабль выплывем по направлению к западу, то мы достигнем берегов в будущем великой державы. В какую страну мы попадём? (В Рим ). Покажите этот путь на карте.

Учитель объявляет тему урока.

$III. Изучение нового материала.

Ребята, слышали, знаете ли вы что-нибудь об этой стране? (Рим – это государство; там произошло восстание Спартака, жил Цезарь, правил Нерон)

На наших занятиях, изучая любую страну, м$ы используем определённый план.

Назовите его пункты.

(1. Географическое положение государства.
2. Природные условия.
3. Занятия жителей.
4. Цари, правившие в данном государстве.
5. Культура.)

– Вопросы, которые мы будем рассматривать те же.
– Давайте вспомним, какой источник мы используем при изучении географического положения страны? (карту)
– Итак, Рим – один из древнейших городов Европы. В древности Рим было не только назван$ие города, но и государства.
– В наши дни Рим – это столица Италии.
– Приведите примеры древних государств, где столицы носили такое же название. (Вавилон, Спарта, Афины)
– Ребята, мы уже с вами работали с источниками. Давайте вспомним, какие бывают источники? (письменные и вещественные)
– Мы работали с источниками, какого вида? Назовите, что это за источники. (письменные: легенды, мифы, законы, крылатые выражения).

Выдвижение гипотез.

$

– Давайте представим, что мы с вами учёные – историки, которые отправляются на раскопки древнейшего Рима. Откуда мы можем узнать историю данного государства? (из источников)

Тогда за работу! Скажите, как вы думаете, кт$о является основателем данного государства? (человек, народ)

– Это наши с вами предположения. Подтвердятся ли они при работе с источниками?

Внимание, задание:

Прочитать легенду и приготовить пересказ.

1 ряд: читает легенду об основании Рима в учебнике (пункт 1, стр. 204 – 206)
2 ряд: работает с легендой по распечатке (Приложение 1 )
3$ ряд: с 1 по 3 парту по учебнику, 4 и 5 по документу.

Работа с источниками:

– Найдите расхождения в легендах$.
– Как вы думаете, почему мы нашли эти неточности?
– Что в легендах вымысел, а что правда?

Сейчас уважаемые учёные – историки, на основе изученных источников подтвердите или опровергните свои предположения.

Ответы учащихся: Рим был основан Ромулом.

Таким образом, Рим был основан в 753 г. до н. э. легендарным Ромулом.

$Яркое солнце освещало равнину. Голубое небо отражалось в водах рек и прибрежных озёр. Это был берег Италии и местность называлась Лаций, – гласит легенда. Эта местность понравилась пришельцам. Климат тёплый, пологие склоны Апеннинских гор поросли сочной зеленью”.

Работа с картой:

Найдите на карте подтверждения, описанных природных условий.

Каким занятиям благоприятствовали они? (земледелию, рыболовству и торг$овле)

Любая страна это не только территория, но и население, которое там живёт. Обратимся к учебнику с.207 – 208. Знакомясь с текстом, выделите категории населения, проживающие в Риме.

Закрепление материала:

– Ребята о чём мы сегодня узнали на уроке?
– Чтобы $закрепить материал, мы поступим следующим образом:

1 ряд – решает тест;
2 ряд – отгадывает кроссворд;
3 ряд – отвечает на вопросы к источнику. (Приложение 2 )

Рефлексия:

Что я узнал для себя на уроке?
Почувствовал ли я себя исследователем, путешественником? Почему?
Комфортно ли мне было работать?

$Оцени свой вклад в урок по листу самооценки

Приложение 1

Легенда об основании Рима.

Один из царей Альба-Лонги, умирая, призвал двух своих сыновей – Нумитора и Амулия и сказал им: «Пусть каждый из вас выберет себе что пожелает. Один пусть возьмёт корону и власть, другой – всё моё богатство».

Нумитор, выбрав корону, стал царём Альба-Лонги. Коварный Амулий взял $себе золото, решив, что оно поможет ему добиться власти. С помощью заговора Амулий сверг брата с трона и стал повелителем города. У Нумитора была дочь Рея Сильвия, Амулий боялся, что у неё родятся дети, которые смогут отомстить ему за своего деда. Чтобы предупредить это, он назначил Рею Сильвию жрицей богини домашнег$о очага Весты. Жрицы этой богини – весталки – обязаны были дать обет безбрачия. За нарушения обета им грозила смерть.

Амулий успокоился, зная, теперь, что у Нумитора не будет внуков. Однако вскоре царю донесли, что Рея Сильвия родила двух мальчиков. Рассказывали, что их отцом был сам бог войны Марс.

Амулий был разгневан и испуган. Он приказал казнить Рею Сильвию, но за неё заступилась дочь Амулия. Амулий внял мольбам дочери и отменил казнь, повелев заточить Р$ею Сильвию в темницу навечно. Но детей царь не пощадил: он вызвал доверенного слугу и приказал ему бросить новорождённых в реку Тибр. Слуга взял младенцев, положилих в деревянное корыто и понёс к реке. Он спустился к воде, но побоялся волн и бурного, стремительного течения и оставил корыто на берегу. Раб полагал, что волна подхватит корыто, унесёт его и близнецы утонут.

Вода в реке быстро прибывала, и волна подхватила корыто, но течение вынесло деревянную колыбель на тихое место, где она и застряла в корнях большого дерева.

В это время пастух, пасший у реки царское стадо, увидел внизу, у воды корыто с двумя младенцами. Он заметил также и волчицу, которая $подошла к этому месту, чтобы напиться. Пастух хотел броситься на помощь, так как подумал, что зверь сожрёт детей, но остановился, поражённый необыкновенным зрелищем. Он увидел, что волчица, подойдя к детям, ласково их облизала и стала кормить своим молоком. Затем прилетел дятел и принёс в клюве пищу. Когда волчица ушла, а дятел улетел, пастух спустился к реке, взял деревянное корыто с детьми и унёс к себе домой. Он назвал одного мальчика Ромулом, друг$ого – Ремом.

Ромул и Рем выросли сильными, высокими юношами. Их уважали и любили за то, что они помогали бедным людям.

Смелость юношей обеспокоила Амулия, и он приказал схватить братьев.

Когда Рем шёл с товарищами, на него напали царские воины и схватили его. Пастух умолял Ромула помочь выручить Рема. Царю донесли, что какие-то вооружённые люди ворвались в город и движутся к дворцу. Это подоспел Ромул. $Дворец был окружён, а Амулий убит.

Братья провозгласили своего деда царём Альба-Лонги, освободили из тюрьмы свою мать.

Ромул и Рем решили основать свой город. Выбрали место, куда когда – то были выброшены Тибром и где их вскормила волчица.

Братья спорили. Когда Ромул стал копать ров, Рем портил его работу. Насмехаясь, Рем перепрыгнул через ров и был убит. После похорон брата Ромул принялся за постройку города.

$

Приложение 2.

$Задание. Прочитайте текст «Закон Ромула» – фрагмент из сочинения древнегреческого историка Дионисия Галикарнасского.

  • Определите, кого считали римляне основателем закона и порядка в Риме;

  • Назовите, кто по закону считался в Риме низшим, а кто высшим;

  • Объясните, какие обязанности имели патриции, а какие плебеи;

  • Назовите, какие обязанности по отношению друг к другу имели патриции-покровители и плебеи, выбравшие покрови$теля.

ТЕКСТ «ЗАКОН РОМУЛА»

$Ромул, отделив высших от низших, дал законы и установил, что кому из них делать; патрициям – управлять и исполнять жреческие должности, плебеям – возделывать землю, кормить скот и заниматься доходными ремёслами. Он поручил патрициям народ, разрешив каждому избирать кого он захочет себе покровителем. Патриции-покровители должны были объяснять законы тем, кто вступил под их покровительство, присутствовать и помогать им в суде. А те, в свою очередь, обязаны были помогать покровителю при выдаче замуж дочерей, если родителям недостаёт средств, выкупать их у врагов, если они сами или их дети взяты в плен, а также платить за них штрафы государству, если они будут осуждены.

$

Решите тест.

  1. Рим расположен:

А. на Балканском полуострове;

Б. на севере Европы;

$В. в Италии;

Г. в Западной Азии.

  1. Природно-климатические особенности Италии:

А. каменистые почвы;

Б. полноводные реки;

В. суровые снежные зимы;

Г. высокогорные пастбища.

  1. Предание гласит, что матерью Ромула и Рема была:

$

А. волчица;

Б. богиня Веста;

В. богиня Гера;

Г. весталка Рея Сильвия.

  1. Плебеи – это:

А. переселенцы из других областей;

Б. люди, обращённые за долги в рабство;

В. народность, обитавшая к северу от Тибра;

Г. потомки древнейших жителей Рима.

  1. В управлении Древнего Рима не принимали участие:

А. цари;

Б. стратеги;

В. сенаторы;

Г. мужчины-патриции.

$

Список использованных источников

  1. Крючкина Н$.Б. Дидактические игры, тесты, загадки по истории древнего мира. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2003

  2. Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира. М. Изд-во ВЛАДОС- ПРЕСС, 2003

Еще записи

Leave a Comment