Конспект урока истории в 8 классе: “Полководец А.В.Суворов”

Канская коррекционная

школа-интернат VIII вида

город Канск, Красноярского края

$ Конспект урока по истории в 8 классе

«Знаменитый полководец А.В. Суворов»

Подготовила

учитель истории

Рукавец Елена Васильевна

г. Канск

2011 год

$

Тема урока: «Знаменитый$ полководец А.В. Суворов»

Цель урока:

Познакомить с военными подвигами русских солдат, с жизнью, деятельностью и полководческим искусством А.В. Суворова.

Задачи

Образовательная:

-познакомить с биографией А.В.Суворова;

-на примерах показать выдающийся талант полководца;

-дать знания о наставлениях Суворова солдатам.

Коррекционно-развивающие:

-развивать умения приводить в качестве доказательств, свои

суждения, сведения из художественной литературы;

-поддерживать беседу по оценке исторического деятеля.

Воспитательные:

-на приме$ре Суворова воспитывать силу воли,

настойчивость, умение преодолевать трудности,

стремление к знаниям.

Оборудование:

1. Мультимедийный проектор

2.Компьютер

3. Портрет А.В. Суворова

4. Тесты для учащихся

5. Учебник «История России 8 класс» Б.П.Пузанов,

О.И.Бород$ина.

Ход урока.

  1. $Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания

  3. Какую тему изучали на предыдущем уроке?(Русско-турецкие войны второй половины 18 века)

-Когда проходили Русско-турецкие войны? Выбрать, правильные даты

из представленных (1770-1772гг,1768-1774гг, 1787-1791гг)

– Назовите причину войны? (На доске, выбрать правильный ответ)

1. Подчинить Турцию.

2. Присоедини$ть к России Черноморское побережье.

3. Завоевать крымское ханство.

– Что получила Россия в результате этой войны? (Черноморское побережье)

-С какой целью Россия вступила в войну с Турцией в 1787-1774гг.? (Турки внезапно напали на русские войска в южных владениях России)

-Где проходил штурм Измаила? Показать на карте (в устье реки Дуная)

-Кого из героев русско-турецких войн вы знаете? (П.А.Румянцев, А.Г.Орлов, А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков)

-Каковы главные итоги русско-турецких войн? (На доске,

$подчеркнуть правильный ответ)

1. Подчинить Турцию.

2. Присоединить к России Черноморское побережье.

3. Завоевать крымское ханство.

  1. Актуализация знаний. Цель урока.

Вв$одное слово учителя.

-В результате русско-турецких войн Россия получила выход в Черное

море. Во многом Россия была обязана полководцу Александру

Васильевичу Суворову.

Сообщение темы урока. Слайд №1 – Непобедимый полководец

Александр Васильевич Суворов.

– И сегодня на уроке я познакомлю вас с жизнью и деятельностью

$легендарного полководца А.В.Суворова.

Сообщение цели урока. Слайд №2. Познакомиться с жизнью

великого русского полководца

А.В.Суворова.

  1. Изложение нового материала.

Рассказ учителя.

Рождение.

А.В.Суворов родился в 1730 году в семье военного в Москве. Он появился

$на свет полуживым: не дышал, не открывал глаз, не кричал. После того,

как младенца нашлёпали, он «ожил», открыл глаза и громко закричал:

«А-а-а…» И мальчика решили назвать Александром, в честь Александра Невского, под руководством которого была одержана победа над шведами и

немцами в веке. Благодаря отцовской библиотеке, где был$о множество книг о выдающихся полководцах и военных действиях, он рано начал читать. Он не просто прочитывал книги, он их мысленно «разыгрывал» их.

Слайд №3 – портрет Суворова.

$Выступают подготовленные учащиеся.

Характер.

1.) О военной службе А.В.Суворов мечтал с детства, но от природы был болезненным, хилым ребёнком, легко простужался. С таким здоровьем и думать нечего было о военной службе. Зато характер у него был сильный.

«Значит нужно закалять себя, тренировать волю и характер» – решил мальчик.

Он купался в студеной воде, скакал подолгу на коне, занимался физическими упражнениями, на открытом воздухе, в любую погоду ходил в легкой одежде.

И в конце концов, добился своего.

Слайд №4 –портрет Ганнибала.

$

Рассказ учителя.

  1. Да, стать военным Суворов мечтал, когда был маленьким. Но отец

на сына говорил с подозрением: тонок, худ, хил – неудачник! А мама нежно, но твёрдо приобщала к язы$кам, музыке и изящной словесности.

Так бы и вырос Саша благовоспитанным дворянином, если бы не заехал к отцу Ганнибал- знаменитый генерал, крестник Петра 1.

-К чему твой сын склонность имеет?- спросил Ганнибал отца Саши.

$-Да он у меня чудак: всё о войнах читает и осадах крепостей.

Поговорив с мальчиком, темнокожий генерал расплылся в улыбке:

– Пётр Великий твоего сына расцеловал бы и непременно определил в военное дело.

Так часто бывает: родители мечтают из сына музыканта вырастить, а он хочет играть в войну.

Правда, не из всех мальчиков получаются потом великие полководцы.

Слайд №5. Суворов в военном мундире, среди солдат.

$

Выступают подготовленные учащиеся.

Суворов начинал свою военную карьеру рядовым. Саша был солдатом необыкновенным. Он считал, что лучше солдатской жизни ничего нет лучше на свете.

Поступив на службу, он испытывал на себе все тяготы военной жизни. Став офицером, а потом генералом, он всю жизнь прожил, как солдат:

вставал на рассвете, упражнялся в беге и гимнастике, пользовался самой простой посудой, хлебал обыкновенную солдатскую кашу, спал на покрытой простынёй$ охапке сена.

В свободную от боёв минуту читал, изучал иностранные языки.

Солдатская служба- дело хлопо$тное, говорил Суворов. Нужно научиться смирно смотреть в глаза и не хлопать ушами. А главное, быстро и точно исполнять команды.

-В каких сражениях участвовал А.В.Суворов? Прочитайте.

Участвовал почти во всех войнах, которые вела Россия в 18 веке

Найдите в учебнике и прочитайте, каким был Суворов офицером?

-Найдите, прочитайте, чему учил Суворов своих солдат?

$Рассказ учителя.

0н разработал новую тактику ведения боя. Сначала он посылал разведчиков, ЧТОБЫ УЗНАТЬ РАСПОЛОЖЕНИЕ ВОЙСК. Только после этого он

планировал атаку. Нападал Суворов там, где его никто не ж$дал. Он

всегда руководил боем сам. Следил за тем, чтобы конница, пехота и артиллерия действовали вместе. Он ценил своих солдат за смекалку и находчивость.

« Мне солдат дороже себя»- так любил говорить Суворов. И чтобы ему было легче воевать, придумал книгу- «Науку побеждать».

Слайд №6 «Наука побеждать»

-Найдите в учебнике абзац, в котором говорится об этой книге, назовите 3 главных правила победы?

Слайд №7. 3 правила победы:

-глазомер;

– быстрота;

– натиск.$

-Найдите и объясните смысл его выражений?

Слайд № 8. «Пуля – дура, а штык-молодец»

«Чтобы победить врага, надо его удивить»

«Воюют не числом, а уменьем»

«Тяжело в ученье, легко в бою»

-За что Суворов получил звание генералиссимуса?

Найдите, прочитайте.$

Слайд № 9 . «генералиссимус- высшее воинские звание»

Звание « генералиссимус» Суворов получил после своего знаменитого похода через Альпы- горы в Швейцарии. Этот альпийский поход был для Суворова последним.

Слайд № 10. Переход Суворова через Альпы.

$

Работа с рассказом для дополнительного чтения: «Переход Суворова через Альпы»

– Прочитайте, как русские солдаты восстанавливали разрушенный мост?

– Что помогло русским воинам одержать победу?

На счету у Суворова было 35 славных побед. Он никогда не проигрывал сражения.

На самом деле награды и звания Суворов получал не с такой лёгкостью. Полководец обладал прямым и твёрдым ха$рактером. За независимость и критику придворных порядков его не раз подвергали немилости и даже отправляли в ссылку.

$И всё же правители России не могли не оценить заслуги Суворова.

Он был награждён многими орденами.

Слайд №11 Награды Суворова.

Свой путь он прошёл от капрала (Самый низкий чин) До генералиссимуса (самое высокое воинское звание) Умер он в возрасте 70 лет. Более 50 лет он отдал воинской службе.

Он похоронен в Петербурге. На его могиле простая каменная плита, на которой начертаны только три слова:

«Здесь лежит Суворов». Так пожелал сам великий п$олководец.

Слайд №12. Памятники А.В.Суворову.

Не стало Суворова, но слава о нём живёт и а наши дни.

Свято чтут русские люди память о великом полководце. Во многих городах есть Суворовское училище, где готовят офицеров для русской армии. Во время войны был утверждён орден Суворова.

Слайд № 13 Суворовские$ училища.

  1. Первичное закрепление материала.

– С жизнью и деятельностью какого легендарного полководца вы

познакомились на уроке?

– Каким А.В.Суворов был в детстве?

– В каких сражениях участвовал А.В.Суворов?

– За что солдаты любили Суворова?

– За что Суворов получил звание генералиссимуса?

Тест с разноуровневыми заданиями для проверки усвоенных знаний учащихся на уроке.

1. Кто это?

Прошел все воинские $звания. Воевал с турками и французами. Пользовался большой любовью и уважением у солдат?

– Е.Пугачев

-А.Г.Орлов$

А.В.Суворов

2.Выберите слова, которые характеризуют А.С.Суворова.

-настойчивый

-трусливый

-исполнительный

-упорный

-ленивый

– выносливый

-справедливый

3. Подчеркните высказывания Суворова

– «Дело мастера боится»

«Воюют не числом, а умением»

– «Тяжело в ученье, легко в бою»

1. Кто это?

$Прошел все воинские звания. Воевал с турками и французами. Пользовался большой любовью и уважением у солдат?

– Е.Пугачев

– А.В.Суворов

2.Выберите слова, которые характеризуют А.С.Суворова.

-настойчивый

-трусливый

– выносливый

-ленивый

3. Подчеркните высказывания Суворова

– «Дело $мастера боится»

– «Воюют не числом, а умением»

– «Тяжело в ученье, легко в бою»

Подошёл наш урок к завершению.

$-Почему так названа тема нашего урока – «Непобедимый Суворов»?

  1. Домашнее задание. Стр.187-188, прочитать, пересказать

$

Самоанализ урока истории по теме:

«Знаменитый полководец А.В. Суворов»

Тип урока – комбинированный, с использованием новых технологий. Проведён в соответствии с тематическим планированием. На следующем уроке учащиеся начнут изучать новую тему, следующего раздела истории.

Тема, цели, структура урока соответствуют программным требованиям. На уроке старалась реализовать в комплексе общеобразовательные, воспитательные и коррекционно-развивающие цели. При проверке домашнего задания использовала задания на развитие познавательной активности, мыслительной деятельности учащихся.

$ Этап актуализации знаний, объявление новой темы прошли в виде показа слайдов, которые сконцентрировали учащихся на теме урока.

Большую часть урока отвела из$учению нового материала, часть которого озвучивали учащиеся через подготовленные дома сообщения. Для активизации мыслительной деятельности учащихся, формирования образного мышления, эмоционального восприятия окружающего мира, знакомила с историческими фактами, произошедшими на территории России в 18 веке, через показ слайдов. Для лучшего восприятия, представления исторического события, в урок включила просмотр иллюстрации, представленной в учебнике, через мультимедийный проектор.

Словарную работу провела в виде рассказа, который сопровождался показом слайда.

На уроке, дети си$стематизировали, сравнивали и закрепляли полученные знания через различные виды деятельности. При первичном закреплении материала, активизируя самостоятельное мышление детей, включила тестирование, задания которого (дифференцированные) рассчитаны на высокий, средний интеллектуальный уровень развития

учащихся, которое помогает выявить знания $учащихся с позиции самопроверки, дают возможность ученику более полно раскрыть свои возможности и способности.

Всё содержание материала соответствует возрастным способностям учащихся. На уроке старалась поддерживать благоприятную, доброжелательную атмосферу через одобрение, словесное поощрение, обозначающий взгляд.

Сочетала коллективну$ю и индивидуальные формы работы.

Результатом проведённого урока явились итоговые ответы и практическое выполнение задания.

При подведении итогов оценивала самостоятельность, активность, интерес учащихся к предмету, умение высказывать своё мнение, выставленные оценки аргументировала. Уточняла, что особенно понравилось на уроке, что больше всего запомнилось.

$Список использованной литературы

  1. Б.П.Пузанов, О.И.Бородина, Л.С.Сековец, Н.М.Редькина Уроки истории в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 8 вида, М.: Владос 2003

  1. Б.П.Пузанов, О.И.Бородина, Л.С.Сековец, Н.М.Редькина История 8 класс, М.:, Владос 2003

Еще записи

Leave a Comment