Конспект урока на тему «Главные политические центры Руси. Новгородская земля и Галицко- Волынское княжество»

«Главные политичес$кие центры Руси. Новгородская земля и Галицко-

Волынское княжество»

Цель:

Образовательная: познакомить учащихся с особенностями развития основных удельных территорий Древней Руси: Новгородской земли и Галицко-Волынского княжества.

Развивающая: уметь анализи$ровать историческую информацию и делать выводы.

Воспитательная: сформировать уважение к прошлому своей страны, развить интерес к изучению истории.

Тип урока: изучения нового материала.

Оборудование: видеоурок и тест по теме: «Главные политические центры Руси. Новгородская земля и Галицко-Волынское княжество». А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России с древнейших времен до конца XVI века (6 к$ласс). Учебник для общеобразовательных учреждений, М., «Просвещение», 2012.

Ход урока:

$ 1. Организационный этап

Преподаватель здоровается с учащимися, делает необходимые отметки в документах. Сообщает тему занятия: «Главные политические центры Руси. Новгородская земля и Галицко-Волынское княжество».

2. Введение в новый материал

Сегодня на занятии мы рассмотрим историю Новгорода и Галицко-В$олынского княжества в 12 – первой половине 13 века. Узнаем об особенностях этих земель, их значении в общерусской политике того времени. Познакомимся с выдающимися правителями этих регионов.

3. Проверка домашнего задания

Преподаватель проводит опрос (использует тест «Главные политические центры Руси. Владимиро-Суздальское княжество»).

1. Предлагает учащимся дать определения понятиям: балты, Северо-Восточная Русь, великий князь. $

2. Соотнести событ$ия и даты: 1147, 1169, 1212, 1221,

3. Ответить на вопросы: «Почему к 13 веку переместились политические центры Руси»? «Охарактеризуйте роль князя и взаимоотношения князя и боярства в княжествах Северо-Восточной Руси. Объясните, чем были вызваны различия». «Расскажите о деятельности наиболее значимых князей Северо-Восточной Руси». «В чем заключались политические особенности Владимиро-Суздальского княжества»?

4. Изложение нового материала

Преподаватель предлагает учащимся вспомнить:

1. Что считалос$ь основой экономики и благосостояния государства в средние века?

2. Как складывались отношения Новгорода с соседними народами?

Новгород возник в 9 веке из трех поселков славянского, чу$дского и мерянского. Постепенно под его управлением оказались земли от Балтики до Урала от Ледовитого океана до Волги.

Новгородские земли давали низкие урожаи. Поэтому основу экономики Новгорода составляли ремесло и торговля.

В Новгороде$ существовали десятки ремесленных специальностей: кузнецы, ткачи, оружейники, кожевенники. Их изделия были востребованы по всей Руси.

Задает вопросы:

3. Что такое пушнина? В чем заключалась ее ценность?

4. Учитывая географическое положение Новгорода, предположите, с какими странами вели торг$овлю новгородские купцы?

Особую статью дохода составлял пушной промысел. В то время пушнина очень высоко ценилась.

Новгород располагался на пересечении важных торговых путей в Прибалтику, немецкие земли, Скандинавию, Византию, страны Востока.

В Новгороде присутствовали фактории (торговые дворы) многих иностранных купцов.

Они привозили сюда редкие и дорогие товары (ткани, изделия из металлов, вина, предметы роскоши).

$ Новгород являлся одним из самых крупных городов Европы. Отличался своей красотой.

Преподаватель предлагает учащимся ознакомиться с текстом новгородских берестяных грамот:

«Поклон от Михаили к осподину Тимофию. Земля готова, надобе семяна. Пришли, осподине, целовек спроста, а мы смием имать ржи без твоего слова»

$«…Пшеницы две осмины… [делай] сам. Если же ведаешь домом, то рано встань, а поздно ляг…[рыбу солите как] есть – и потроха, и все. Если же [окажется, что] вы не солили суща, [а где] случаем сведаете – испробовав, [купите].$.. ради; если же они (родители) [уже] не могут трудиться, то найми для них работника»

1. О чем них говориться?

2. На основе текста грамот сделайте вывод об уровне гр$амотности населения Новгорода.

Население Новгорода обладало высоким уровнем грамотности.

Задает вопросы:

5. Как расположение Новгородской земли способствовало ее развитию?

До новгородских земель не доходили печенеги и половцы. Это создавало благоприятные условия для развития края. Новгород выступал на равных с Киевом в политическом могуществе. Не единожды ему удавалось утверждать своих князей на киевском престоле. Но Новгород стремился сохранить свое особое положение, укрепить воль$ность.

Задает вопросы:

6. Вспомните, что такое республика? (Республика – форма государственного правления, при котором верховная власть принадлежит избранным населением представителем.)

7. Какая форма правления существовала в это время в большинстве русских княжеств?

$К 12 веку в Новгороде сложилась особая форма правления, которую часто называют Новгородской олигархической республикой. Киевские князья посылали в Новгород своих сыновей, но их власть тут никогда не достигала такого могущества как в иных землях.

Причиной тому была мощь местного боярства, наличие слоев$ богатых купцов и ремесленников. Большим авторитетом пользовался глава местной православной церкви – новгородский архиепископ или владыка.

Задает вопросы:$

7. Как вы считаете, совпадали ли интересы верхних слоев города?

8. Вспомните историю Древней Греции и скажите, что такое «олигархия»? (Олигархия – власть немногих, политический режим, при котором власть сосредоточена в руках малочисленной группы людей и обслуживает их личные или групповые интересы.)

Ввиду того, что бояре, купцы и церковь торговали с одними и теми же странами, были крупными землевладельцами, занимались одинаковыми промыслами – их интересы совпадали.

$Они составляли верхушку города, его правящий слой или олигархию. И благодаря своему богатству играли значительную роль в жизни города.

Задает вопросы:

9. Что такое вече?

Вече играло главную роль в жизни города. Оно собиралось по звону вечевого колокола – символа свободы и независимости Новгорода. На нем выбирали городские власти.

$Преподаватель предлагает учащимся ознакомиться с описанием новгородског$о веча:

«Чтобы убедить вече принять то или иное решение, большого ораторского искусства не требовалось… В вечевой приговор заносилось то решение, сторонники которого кричали громче остальных. Случалось, участники вече прибегали к более весомым аргументам: на вечевой площади начиналась потасовка…»

10. Как вы оцениваете роль веча в управлении городом?

11. Можно ли было как то повлиять на решение веча?

Высшую должность занимал посадник. Он выбирался из бояр. Посадник руководил всеми землями округи, судом, назнача$л различных управленцев. Следил за деятельностью князя. Вместе с ним командовал войском. Отвечал за внешнюю политику.

Его помощником был тысяцкий. Он следил за сбором налогов, возглавлял торговый суд. Руководил ополчением.

На вече так же выбирался и глава церкви. Он хранил городскую казну, возглавлял церковный суд, участ$вовал во внешнеполитических делах. При нем велась летопись Новгорода.

Но правящая верхушка города имела огромное влияние на вече. Олигархи готовил$и выгодные для себя условия. Влияли на решения веча.

Задает вопросы:

12. Как вы считаете, какую роль играл князь в управлении Новгородом?

13. Для чего было необходимо наличие князя? Объясните свой ответ.

Под влиянием олигархов находился и князь, присылаемый из Киева. Они стремились к тому, чтобы$ наместник ставил на первое место интересы Новгорода, а не общерусские. Хотя и подчинялись центральной власти в лице великого князя.

Положение изменилось с началом периода раздробленности. Центральная власть ослабла, и новгородцы все более стремились отделиться от Киева.

В 1136 году они свергли князя Всеволода Мстиславича. С этого момента Новгород стал сам приглашать правителей на княжение. Первым выборным князем стал Святослав Ольгович.

Задает вопросы:

1. Как вы думаете, что и$зменилось в Новгороде с того момента, как был изгнан князь?

2. Почему новгородцы не ликвидировали эту должность?

Князь избирался на вече. С ним заключали договор – «ряд». По нему князь без согласия веча не мог принимать важных решений. Не мог вмешиваться в управление городом, владеть землями в новгородской земле, тор$говать. Вече в любой момент могло изгнать неугодного князя.

Отсутствие собственной княжеской династии позволило Новгороду избежать раздробленности.

Задает вопросы:

14. Какие земли$ входили в состав Юго-Западной Руси?

15. Подумайте и скажите, какими особенностями они обладали?

В Юго-Западной Руси образовалось Галицко-Волынское княжество. Благодаря мягкому климату, земля располагалась в предгорье Карпат, почвы здесь были плодородными, было развито пашенное земледелие. В княжестве успешно развивалось ремесло. Большое значение имели соляные шахты.

Через землю пролегали торговые пути в Центральную и Южную Европу, в Византию. Важным являлось то, что эти зе$мли располагались вдалеке от кочевников. Это способствовало притоку сюда населения из других русских земель. Тут появились крупные, богатые и хорошо укрепленные города – Владимир-Волынский, Галич, Луцк.

$

Задает вопросы:

16. Кто такие бояре? (Высший слой феодального общества, изначально ближайшие сподвижники князя, позже крупнейшие землевладельцы.)

17. Какую роль они играли в управлении Древней Руси?

Большое влияние в Галицко-Волынском княжестве имело боярство. Здесь рано оформилась боярская собственность на земл$ю. Рядом с княжеством располагались Польша и Венгрия, где знать уже имела существенные привилегии. Это и стало образцом для бояр.

Они опирались на дружинников и со временем стали соперничать с местными князьями. Нередко бояре приглашали на правление князей из соседних го$сударств, делалось это с целью расширения собственных владений.

Задает вопросы:

18. Назовите причины феодальной раздробленности в русских землях.

19. Как вы считаете, как можно было ее ликвидировать?

С середины 12 века в волынской земле стало два центра. Влади$мир, где правили наследники Владимира Мономаха. И Галич – в нем управляли потомки Ярослава Мудрого. Между ними велась борьба за влияние. Она усложнялась противостоянием местных князей с боярами. Но, тем не менее, княжество первым на Руси стало выходить из состояния раздробленности. Князья опирались на горожан, пытались унять своеволие бояр.

Во второй половине 12 века, в период правления Ярослава Осмомысла, Галицкое княжество достигло своего расцвета. При нем началась централизация княжества, прекратились усобицы.

$Преподаватель предлагает учащимся ознакомиться с описанием князя Ярослава Осмомысла в «Слове о полку Игореве»:

«Галицкий Осмомысл Ярослав! Высоко сидишь ты на своем златокованом столе, подпираешь горы венгерские своими железными полками, королю $загораживаешь путь, затворяешь Дунаю ворота, клади бросая через облака, суды рядя до Дуная. Грозы твоей земли страшатся; Киеву отворяешь ворота, за дальними $странами салтанов стреляешь с отчего золотого стола…»

1. Какую оценку автор дает могуществу галицкого князя?

2. Какое значение по данному описанию имела галицкая земля?

Задает вопросы:

20. Что такое удел?

20. Князь которого княжества считался номинальным правителем всей Руси?

Волынская земля была поделена на уделы.

В 1199 году волынскому князю Роману Мстиславичу удалось объединить Галич и Волынь. Он прекратил усобицы. Захватил$ Киев. Под его управлением оказалась огромная территория. Он проводил активную внешнюю политику. С ним считались многие европейские монархи.

Преподаватель предлагает учащимся ознакомит$ься с описанием князя Романа Мстиславича:

«…В Галиче бояре пользовались силою, перед которою никло значение князя… Не передавивши пчел, меду не есть – говорил князь… Лучшие бояре погибли от него, как говорят, в страшных муках, другие – разбежались. Роман возвратил их…, но вскоре… подверг той же участи…»

1. Какие черты характера князя обозначены в данном документе$?

2. Каким путем ему удалось прекратить усобицы? Дайте оценку его действиям.

В 1205 году он умер. Сыновей Ром$ана отстранили от власти. В княжестве начались усобицы, оно вновь раздробилось на уделы.

В 1221 году сын Романа Даниил сумел вернуть престол в Волыни, в 1234 году – присоединил Галич. Тем самым Галицко-Волынское княжество восстановилось и превратилось в сильное европейское государство.

5. Закрепление изученного материала

Преподаватель предлагает учащимся ответить на вопросы по изученному материалу:

1. В чем заключались особенности новгородского хозяйства? Как они были связаны с природно-ге$ографическими условиями Новгородской земли?

2. Как изменилось управление Новгорода после изгнания князя?

3. Почему, в отличии от других земель, в Новгороде $существовала республиканская форма правления?

4. Какие особенности выделяют Галицко-Волынское княжество из череды остальных русских княжеств этого периода?

5. Предлагает учащимся сос$тавить сравнительную таблицу по теме: «Политическое устройство Новгородской земли и Галицко-Волынского княжества» Составить таблицу по теме: «Сходства и различия устройства Новгорода и средневековых городов-государств Западной Европы».

6. Итоговое обобщение. Домашнее задание

Таким образом, Новгород был уникальным явлением русской истории. Свое богатство он получил благодаря торговле. Земли не подвергалис$ь набегам кочевников. В нем действовала республиканская форма правления. Город был известен далеко за пределами Руси. Новгород на равных с Киевом боролся за влияние на Руси. Все это позволило сохранить единство. Галицко-Волынская земля обладала благоприятными условиями для ведения хозяйства. Испытывала влияние Польши и Венгрии. Первой из земель Руси начала объединение. Княжество, благодаря своему положению и правителям было хорошо извес$тно в Европе.

Преподаватель задает домашнее задание в соответствии с изученным материалом.

7. Рефлексия

Как вы себя чувствовали на уроке?

Что вам было легко? Что трудно?

Какое задание вам было интересно выполнять?

Какое задание вам нужно выполнять чаще?

$

8

Еще записи

Leave a Comment