Конспект урока на тему «Наука и культура во второй половине XIX в»

Тема урока: «Наука и культура во второй половине XIX в.»

Цель

Познакомить учащихся с выдающимися достижениями науки и культуры второй половины XIX в.$

Задачи

Образовательные: познакомить учащихся с научными изобретениями, деятелями культуры.

Коррекционно-развивающие: способствовать развитию познавательных $способностей, развивать навыки описания памятников культуры; учить учащихся передавать свои впечатления от восприятия произведений искусства.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к памятникам культуры.

Основные знания

Подъем в области науки; развитие русской архитектуры; эпоха передвижников.

Основные термины и понятия

Консерватория.

Оборудование и материалы

Карта «Россия после реформы», видеофильм «Русский музей. На рубеже веков», репродукции картин художником И.И. Шишкина, В.М. Сурикова, И.Е. Репина; фрагмент балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро», карточки с заданиями, презентация

Тип урока:$ сообщение новых знаний.

Ход урока

Организационный момент

Актуализация знаний, объявление новой темы

Вступительное слово учителя.

Реформы второй половины XIX в. Оказали огромное влияние и$ на развитие российской науки и культуры. Любовь к знаниям — древняя традиция нашего народа. Русский народ гордится не только героическим прошлым, красотой родной земли, но и творениями рук и ума человека — культурным наследием.

Сообщение темы урока: «Наука и культура во второй половине XIX в.» (слайд 1)

Изучение нового материала

Работа с текстом учебника

План

I. Н$аука.

II. Архитектура.

III. Живопись.

IV. Литература. (слайд 3)

Что изобрел А.Ф. Можайский? (слайд 4)

Что изобрел П.Н. Яблочков? (слайд 5)

Что изобрел А.С. Попов? (слайд 6)

Кто из русских историков внес большой вклад в развитие исторической науки? (слайды 7 и 8)

$ Что повлияло на развитие русской архитектуры?

Что воссоздано в памятнике «Тысячелетие России»? (слайд 11)

Работа с рассказом для дополнительного чтения «Тысячелетие России».

Какие архитектурные здания были построены? (слайды 9 и 10)

Какие темы волновали передвижников? (слайд 12)

Демонстрация портретов и репродукций картин. (слайды 13,14,15)

Рассказ учителя $о творчестве Л.Н. Толстого.(слайд 16)

Опережающее задание. Сообщение ученика о Н.М. Пржевальском. (слайд 17)

Беседа по вопросам.

1. Где путешествовал Н.М. Пржевальский?

2. Какие открытия сделала экспедиция Пржевальского?

Рассказ учителя о творчестве П.И. Чайковского. (слайд 18)

Прослушивание фрагмента балета «Лебединое озеро».

Словарная работа: консерватория.

Кратко обобщив изученный материал, делает вывод по теме.

Первичное закрепление

$Вопросы и задания.

Что больше всего вам запомнилось на этом уроке?

О ком вы впервые услышали?

О ком или о чем вам хотелось бы рассказать?

Соотнесите имена людей с их занятиями и поставьте стрелки (слайд19)

$Выдающиеся ученые Занятия

Н.М. Пржевальский. литература

А.С. Попов балет «Лебединое озеро»

П.И. Чайковский создал радио

П.Н. Яблочков живопись

$И.Е. Репин изобрел электрическую лампочку

Л.Н. Толстой географические открытия

Подведение итогов

Комментарии, объявление оценок за работу

Домашнее задание

Сообщение домашнего задания. Стр.293-299

Русская культура, искусство и научные открытия второй половины $XIX века получили признание во всем мире. XIX век по праву считается в истории России веком науки и культуры. Именно в этот период русские ученые, писатели, композиторы и художники своим творчеством создали славу России. (слайд 20)

Post Comment