Конспект урока по истории "Россия конца XVI – XVIII вв." 7 класс

Автор материалов: Кушнарь Евгения Генриховна

учитель истории и обществознания

высшая категория

педстаж 34 года

МОАУ гимназия № 1

г. Благовещенск Амурская область

Урок-игра по истории России. 7 класс.$

Цель урока: обобщить и оценить знания учащихся по истории развития Русского государства конца XVI – XVIII вв.

$Постановка задач урока: в начале урока учащиеся делятся на 3 команды (по рядам), выбирают капитанов, название и девиз. Руководителем игры является учитель. Игра проходит динамично, баллы подсчитываются в ходе урока после каждого раунда. За каждый правильный ответ – 1 балл. Развернутый ответ поощряется дополнительным баллом. Команда победительница и лучшие игроки других команд награждаются смайликами.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Тема: «Россия конца XVI – XVIII вв.».

Ход урока:

  1. «Историческая разминка»: задание на проверку понятий и терминов.

$

Суть задания: команды по очереди формулируют исторические понятия.

  1. Всероссийский рынок – усиление хозяйственных связей и обмен товарами между различными частями России, основанный на экономической специализации территории.

  2. Мануфактура – предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике.

  3. Мелкотоварное производство$ – система, основанная на производстве небольших партий товаров, предназначенных для продажи на рынке.

  4. Наемный труд труд работников, лишенных средств производства и вынужденных продавать свою рабочую силу.

  5. Предприниматель – лицо, вложившее средства в развитие предприятия или какого-либо вида хозяйственной деятельности.

  6. $Социальная база – категории населения, поддерживающие кого-либо.

  7. Крепостничество – наиболее тяжелая форма зависимости крестьян, проявлявшаяся в прикреплении их к земле и полном подчинении власти феодала.

  8. Самодержавие – монархи$ческая форма правления в России, основанная на сильной, почти неограниченной власти царя.

  9. Регентство – в монархических государствах: временное осуществление полномочий главы государства в связи с малолетством или болезнью монарха.

  10. Абсолютизм – форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть.

  11. Меркантилизм $– экономическая политика, выражающаяся в активном государственном вмешательстве в хозяйственную жизнь и проявлявшаяся в поддержке купечества, поощрении развития отечественного мануфактурного производства.

  12. Протекционизм – экономическая политика государства, направленная на поддержку отечественного производства путем ограничения ввоза товаров и оказания экономической помощи предпринимателям.

  13. Просвещенный абсолютизм – государственная политика в 18 в., направленная на преобразовани$е наиболее устаревших сторон жизни общества.

  14. Секуляризация – обращение государством церковной земельной собственности в светскую.

  15. Самоуправление – самостоятельность тех или иных территорий или общественных групп в вопросах, оговоренных с центральной властью.

  16. Капитал – состояние, совокупность материальных ценностей.

$

  1. «Известно ли вам, когда …»: задание на проверку знания событий.

Суть задания: проверка точного знания хронологии, поэтому необходим точный ответ.

  1. Введено патриаршество в России? (1589 г.)

  2. Избран на царство первый царь династии Романовых? (1613 г.)

  3. Принято Соборное уложение, з$акрепившее крепостное право? (1649 г.)

  4. Произошло воссоединение Украины с Россией? (1654 г.)

  5. Случился Медный бунт? (1662 Г.)

  6. Заключен с Китаем Нерчинский договор? (1689 Г.)

  7. Основан Санкт-Петербург? (1703 г.)

  8. Произошла Полтавская битва? (27 июня 1709 г.)

  9. Заключен Ништадский мир? (1721 г.)

  10. Принят «Манифест о вольности дворянской»? (1762 г.)

  11. $Принята «Жалованная грамота дворянству»? (1785 г.)

  12. Итальянский и швейцарский походы А.В.Суворова (1799 г.)

$

  1. «Узнай событие»: задание на определение события по фрагменту из источника.

Суть задания: дать полноценное объяснение на определение исторического события, при этом баллы снижаются или повышаются в зависимости от полноты ответа.

  1. «Среди людей блуждали смерть и злоба,

Узрев комету, дрогнула земля.

И в эти дни Димитрий встал из гроба,

В Отрепьева свой дух переселя».

(Ответ: время Бориса Годунова, Смутное время, самозванцы, Лжедмитрий I – Григорий Отрепьев).

  1. $«Наиболее вероятными кандидатами на избрание были: князья Галицкий, Мстиславский, Воротынский, Трубецкой, Романов….

Окончательное решение было предоставлено всей земле. Тайно разослали по городам верных людей, чтобы выведать мнение народа, кого хотят на Московское царство царем».

(Ответ: Земский собор 16$13 г. об избрании Михаила Романова царем).

  1. «В то время когда Петр начал водиться с иностранцами, он нашел полусгнившее судно в Измайловском загородном доме, очень недалеко от Москвы. Голландец, с которым Петр иногда разговаривал, поправил этот бот и показал ему на Измайловском пруде, как можно плавать на нем по ветру и против ветра. Петр, имевший природную склонность к механическим искусствам, нашел особенное удовольствие в этом упражнении и велел построить себе несколько судов побольше на Переяславском озере».

(Ответ: Начало строительства русского флота).

  1. «Что стоял-стоял прусский к$ороль на крутой горе,

Что смотрел-то – глядел на Берлин-город!

«Охти! Батюшко укрепушка, Берлин-город!

Ты кому же, моя укрепушка, достанешься?

Доставалась моя укрепушка царю белому,

А еще генералушке Краснощекому!».

(Ответ: Взятие Берлина русскими в ходе Семилетней войны в 1760 г.)

  1. «Турецкий флот атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, потопили и в пепел обратили и оставили на том $месте страшное позорище, а сами стали быть во всем архипелаге господствующими»

(Ответ: Разгром русскими под командованием Орлова и Спиридова турецкой эскадры в Чесменском сражении 5 июля 1770 г.)

  1. «Четвертый лишний»: задание на исключение из ряда лишнего понятия.

Суть задания: необходимо правильно назвать лишнее по смыслу слово и за дополнительный балл объяснить причину исключения.

  1. Дети боярские, дворяне, сословие, ве$рховники

  2. Авантюрист, самозванец, фаворит, царевич

  3. Семибоярщина , регентство, двоецарствие, посольство

  4. Кондиции, ремесло, торговля, ярмарки

  5. Подворная подать, поземельная подать, подушная подать, перепись

  6. Владельческие крестьяне, приписные кр$естьяне, черносошные крестьяне, крепостные крестьяне

  7. Воевода, волость, брандер, уезд

  8. Протопоп, старообрядцы, раскол, гетман

  9. Работные люди, посессионные крестьяне, отходники, реестровые казаки

  1. Как долго продолжались $…»: задание на знание хронологии событий.

Суть задания: вопросы задаются командам по очереди.

  1. Царствование Петра Великого (1682-1725 гг. - 43 года)

  2. Смоленская война (1632-1634 гг. - 2 года)

  3. Восстание Степана Разина (1670-1671 гг. - 1 г$од)

  4. Северная война (1700-1721 гг. - 21 год)

  5. Царствование Анны Ивановны (1730-1740 гг. - 10 лет)

  6. Русско-турецкая в$ойна (1735-1739 гг., 1768-1774 гг., 1787-1791 гг.)

  7. Царствование Екатерины II (1762-1796 гг. - 34 года)

  8. Восстание Кондратия Булавина (1707-1708 гг. - 1 год)

  9. Царствование Павла I (1796-1801 гг. - 5 лет)

  1. Узнай личность»: задание на определение личности по источнику.

Суть задания: зачитывается отрывок из документа до тех пор, пока команда не назовет правильное имя.

  1. $«На престоле московских государей он был небывалым явлением. Молодой человек, роста ниже среднего, некрасивый, рыжеватый, неловкий, с грустно-задумчивым выражением лица, он в своей наружности вовсе не отражал своей духовной природы: богато одаренный, с бойким умом, легко разрешавшим в Боярской думе самые трудные вопросы, с живым, даже пылким темпераментом, в опасные минуты доводившим его храбрость до удальства, податливый на увлечения, он был мастер говорить, обнаруживал и довольно разнообразные знания».

(Ответ: Лжедмитрий I).

  1. «Современники отмечали, что (он) обладал не только большой физической силой, но и неординарным умом и силой воли. Эти качества позволили ему вскоре стать донским казачьим атаманом».

(Ответ: Степан Разин)

  1. «Царь держал во дворце стариков, имеющих по сто лет от роду. Они повествовали о соб$ытиях, проходивших на их памяти. В числе их были и юродивые. Богомольцы певали государю духовные стихи, сказки и былины. В числе любимых развлечений государя была игра в шахматы». (Ответ: Царь Алексей Михайлович).

  2. $«Он убеждал дворян отдавать детей своих учиться… разрешил им посылать детей в латинские училища в Польшу, другим же советовал нанимать для детей польских гувернеров; иностранцам он разрешил свободный въезд и выезд из Московии, что до него не было в обычае».

(Ответ: Князь В.В.Голицын).

  1. «Его стремительная карьера была бы невозможна в другое время. Выходец из крестьянской семьи, торговавший пирожками на московских улицах и площадях, он стал вначале царским денщиком, а вскоре – одним из его ближайших соратников.

(Ответ: Александр Данилович Меншиков).

  1. «Тех, кто сам видит мое благородное лицо и прекрасный образ или в мыслях и сознании $возвеличит меня, близко узнав, искренней душой, языком, делом и горячим сердцем и честию верит мне, таких людей, конечно, я буду жаловать вашими землями, водами, рыбными ловлями, покосами, пашнями, лесом, порохом$, деньгами, свинцом, хлебом, солью и прочим. Кто не повинуется и противится: бояр, генерал, майор, капитан и иные – голову рубить, имение взять».

(Ответ: Емельян Пугачев, Манифест).

  1. Квартет»: задание для команды на соотнесение даты, имени и события.

Суть задания: раздаются по четыре одинаковые карточки для трех команд, которые необходимо собрать быстре$е, чем все остальные и прокомментировать.

  1. Екатерина II, Уложенная комиссия, 1767 г., разработка проекта нового свода законов.

  2. Петр I, реформы, 1722 г., система служебного роста вне зависимости от происхождения

  3. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, ополчение, 1612 г., освобождение Москвы от интервентов

  4. Степан Разин, народное движение, 1670 г., захват восставшими Царицына и Астрахани

  1. Историческая викторина.

Суть задания: вопросы задаются каждой команде по одному в быстром режиме

  1. Город, в котором был убит царевич Дмитрий $(Углич).

  2. Настоящее имя Лжедмитрия I (Григорий).

  3. Сколько было ополчений в истории Смуты (два)$.

  4. Прозвище Лжедмитрия II («тушинский вор»).

  5. Имя полячки, жены Лжедмитрия (Марина Мнишек).

  6. Судьба Василия Шуйского после свержения с престола (пострижен в монахи).

  7. Прозвище царя Алексея Михайловича (Тишайший).

  8. $Дата созыва последнего Земского собора (1653 г.).

  9. Максимальное количество приказов в России (100).

  10. Кем был Никон (патриархом).

  11. Какой продукт стал виновником восстания (соль).

  12. Кого Разин выбросил за борт корабля (княжну).

  13. $Имя предводителя освободительного движения украинского народа (Богдан Хмельницкий).

  14. Живописец, автор «Троицы» (Симон Ушаков).

  15. Название главной площади столицы (Красная, Красивая)

  16. Брачный возраст крестьян 17 в. (12 – девушки, 15 – юноши)

  17. Имя короля-соперника Петра I (Карл XII)

  18. Фамилия Петра I (Романов)

  19. Фаворит Анны Иоанновны (Бирон)

  20. Прозвище помещицы Салтыковой («Салтычиха»)

  21. Книга Суворова («Наука побеждать»)

  1. Подведение итогов, выставл$ение баллов, награждение.

Приложение к заданию $VII. Карточки с информацией для раздачи командам.

ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ

$

УЛОЖЕННАЯ КОМИССИЯ

1767 год

РАЗРАБОТКА

ПЕТР ВЕЛИКИЙ

РЕФОРМЫ

1722 год

$

СИСТЕМА СЛУЖЕБНОГО РОСТА ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРОИСХОЖДЕНИЯ

КУЗЬМА МИНИН, ДМИТРИЙ ПОЖАРСКИЙ

ОПОЛЧЕНИЕ

1612 год

$

ОСВОБОЖДЕНИЕ МОСКВЫ ОТ ИНТЕРВЕНОВ

СТЕПАН РАЗИН

НАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ

$

1670 год

ЗАХВАТ ВОССТАВШИМИ ЦАРИЦЫНА И АСТРАХАНИ

Приложение: образцы смайликов для награждения

$

Умница!

Молодец!

Post Comment