Конспект урока по теме: «Прошлое и настоящее нашей Родины»

Конспект урока по теме:

«Прошлое и настоящее

$нашей Родины»

провела

воспитатель

Недилько Е. Н.

ДОУ № 372

$

Возраст детей подготовительная к школе группа

Тип занятия: систематизация и закрепление знаний.

Вид занятия: познавательное

Занятие с подгруппой детей

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы

Рассматривание иллюстраций домашней утвари и обихода славян, разнообразие стола$, игрушки маленьких славян.

Демонстрационный дидактический материал: картинки с изображением ухвата, кочерги, ушата, ковша, кадки, печного горшка, сита; русский платок для воспитателя, игра «что сначала – что потом». Для с$равнения картинки люльки и современной кроватки.

Словарь новых слов: курная изба

Обучающие, развивающие и воспитывающие задачи:

1.Закрепить знания детей о среде обитания славян

2. Познакомить детей с основными правилами народного этикета.

3 Формировать у детей представление о прошлом на$шей Родины, учить делать сравнительную характеристику жизни детей древних славян и детей современной России.

4. Поддерживать и развивать в детях интерес к миру взрослых, вызывать желание следоват$ь тому, что достойно подражания.

Ход занятия

Поздоровайтесь, улыбнитесь друг другу с пожеланием хорошего дня.

Сейчас мы с вами снова воспользуемся машиной времени и заглянем в прошлое, чтобы узнать как жили наши предки – славяне.

Звучит мелодия колыбельной .

Слышите что – то звучит? Как вы думаете, что это за мелодия?( Колыбельная !)

Да, это колыбельная, её пела мама когда укладывала спать своего малыша.

А какие колыбельные$ знаете вы?

Как называлась кроватка, в которой спал ребёнок?( Люлька!)

Посмотрите в какой кроватке спали маленькие дети древних славян.

Показ картинок.

Ребята, а с чем маленькие дети ложатся спать? Что они берут с собой? (игрушки)

Какие игрушки дети берут с собой в кроватку?

Родители игрушки своим детям не покупали, а мастерили сами в минуту отдыха.

Игра «Магазин»

У нас с вами в группе открылся новый магазин. Посмотрите сколько в нём красивых игрушек. Но магазин у нас не обычный – чтобы купить игрушку нужно назвать её и описать: сказать что это за игрушка, из чего она сделана и как с ней играли.( – Это деревянная игрушка- петушок со свистулькой в хвостике, в него свистели.

– это игрушка из соломы, …)

Показ ку$кольной посуды.

Игра «кто загадку отгадает, тот картинку выставляет»

Из выставленных картинок выбрать отгадку.

Чёрный конь

Скачет в огонь.

(кочерга)

Не бык, а бодает$,

Не ест, а еду хватает.

Что схватит- отдаёт,

Сам в угол идёт.

(ухват)

На топтале был, на кружале был,

На пожаре был,

$На базаре был – домой пришёл.

(печной горшок)

Рыба в море,

Хвост на заборе.

(ковшик)

Стоит попадья,

$Тремя поясами подпоясана.

(кадка)

С ушами, да не слышит.

(ушат)

Сивая кобыла

По миру ходила;

К нам пришла –

По рукам пошла.

(сито)

Поясняю, помогаю понять значение.

$

Ребята, так какой посудой пользовались древние славяне? Из чего она была сделана?

(Деревянная, чугунная, берестяная(коробы), глиняные миски, лукошки, крынки..)

Сейчас посуда стала совсем другой, и не только посуда(подвожу к доске). Сейчас мы это увидим. Закройте глаза(открываю лист). На доске старинные предметы. Найдите карточки с современными заменителями этих предметов.

Свеча – лампочка

Веник – $пылесос

Люлька – коляска

Нитка и иголка – швейная машинка

Самовар – электрочайник

Гусли – магнитофон

Перо – ручка

Телега – машина

Печь – газовая плита

Посмотрите, ребята как много изменилось, а вот правила этикета были, есть и будут.

$Знакомство с правилами народного этикета.

– Входя в дом, гость обязательно снимал шапку и крестился на образа, а затем кланялся, приветствуя хозяев. Этим гость показывал, что пришёл в дом с добром, худого не замышляет.

– Его приглашали откушать хлеба – соли и сажали за стол на самое почётное место –у икон, рядом с хозяином.

– Когда семья собиралась за столом, все сидели чинно, спокойно, ели не торопясь. А если какой – нибудь ребёнок вёл себя чересчур шумно, то получал в наказание деревянной ложкой по лбу.

– При прощании гость кланялся хозяевам – это демонстрация уважения, пожелания добра.

.

А теперь, ребята, зная как нужно вести себя в гостях мы с вами можем совершить очередное путешествие с Чивостиком и его дядей Кузей. На этот раз мы$ отправляемся в курную избу и послушаем что они там увидели.

Прослушивание аудиозаписи

Понравилось вам, ребята, путешествие?(да!)

Почему изба называется курной?

(Топили по чёрному. Труба не выходила на улицу.)

Почему окна и двери были узкие?( Зимы суровые, чтобы мороз не проник.)

Почему всё в дыму?( (Топили по чёрному. Труба не выходила на улицу.)

Для чего нужна печь?( На ней готовили, старики грели кости, на полочку ставили горшки, сушили травы.)

Русский народ всегда был эмоциональным, весёлым и его любимым инструментом были ложки. Как вы думаете, почему?( Они всегда были под рукой, ими ели, на них играли, сами выпиливали.)

Игра на ложках

Сейчас мы с вами тоже поиграем.

$Песня «Тень – тень, потетень»

Наше путешествие мы обязательно продолжим, но уже на следующем занятии.

Список литературы

Л.А. Кондрыкинская: С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ

Нина Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников: конспекты занятий»

УЦ Перспектива$ 2008

Аудиоэнциклопедия « Как жили на Руси» 2006

Еще записи

Leave a Comment