Методическое пособие для преподавателей «Цивилизации Запада и Востока в средние века»

Методическое пособие $по истории

для преподавателей

«Цивилизации Запада и Востока в Средние века»

$ Введение

Средние века (Средневековье) — исторический период, следующий после 

Об этом же можно прочесть у Сказкина: «Жители домов выплескивали все содержимое ведер и лоханок прямо на улицу, на горе зазевавшемуся прохожему. Застоявшиеся помои об$разовывали смрадные лужи, а неугомонные городские свиньи, которых было великое множество, дополняли картину». «Французский король Филипп II Август, привыкший к запаху своей столицы, в 1185 году упал в обморок, когда стоял у дворца, и проезжающие мимо него телеги взрывали уличные нечистоты…». (Лев Гумилев). Из приведённых цитат можно сделать вывод, что в городах средневековой Европы царила чудовищная антисанитария. Заметим, что этот факт оказал не последнее влияние на моментальное распространение чумы и других эпидемий, уничтожавших порой население почти целых городов. К тому же, напомним, и к личной гигиене отношение было специфическим, а именно – мытьё считалось грехом и се$рьёзным проступком, недостойным истинного христианина. Королева Испании Изабелла Кастильская признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза — при рождении и в день свадьбы. Дочь одного из французских королей погибла от вшивости. Папа Климент V погибает от дизентерии, а Папа Климент VII мучительно умирает от чесотки, как и король Филипп II. К т$ому же средневековые города были буквально наводнены крысами, которые, как известно, являются переносчиками опасных заболеваний. Кошки же были практически истреблены по тем же религиозным соображениям, так как считались слугами дьявола.

Дома в средневековом городе не имели номеров и обозначались с помощью различных изображений как-то медведь, волк, меч, заяц. Дом и его вла$делец носили одно и то же прозвище.

В центре города находилась ратуша. В критические минуты с башни ратуши звонил колокол, оповещая о пожаре, созывая ополчение или напоминая о наступлении времени гашения свечей в домах жителей. Ратуша, как правило, находилась на площади. От центра города в форме расходились четыре главных улицы, которые вели к городским воротам. Главные улицы пересекались второстепенными, на каждой из них селились горожане, занимавшиеся одним и тем же занятием.

$ Костюм всегда был и остаётся в сфере влияния художественного стиля эпохи, который в свою очередь формируется в результате различных исторических процессов. В средние века для одежды в основном использовали шерсть и лен. Шёлк был очень дорог, и его могли позволить себе лишь очень богатые люди. Ценился за удобство и красоту, но больше всё же за то, что в шёлковой одежде не заводились вши. Лен использовался в основном для нижнего белья, но ценился менее шерсти, так как окрашивание льна было трудоёмким и сложным процессом.

$

Если проследить эволюцию средневековой одежды от примитивных форм к более сложным, то можно выделить следующие этапы.

XII — первая половина XIV в. Мужская и женская одежда длинная, облегающая. Об$легание достигается с помощью кроя: в одежде проектируют 3 шва — боковые и средний шов спинки. Одежда преимущественно накладная, только плащи драпированные;

Вторая половина XIV — первая четверть ХV в. (период готики). Появление короткой мужской одежды и дальнейшее обогащение форм длинной женской одежды. Широкое распространение различных видов распашной одежды.

Вторая четверть XV в. — период изысканных форм франко-бургундской мод$ы, которые выразились прежде всего в социально-классовой обособленности костюма феодала: удлиненные одежды, волочившиеся по земле, узкие облегающие формы, сковывающие движение, свисающие рукава, длинные носки туфель, грандиозные головные уборы, S-образная изогнутость силуэта, так называемая «готическая кривая».

По описаниям поэтов XI-ХII вв. у женщины должны быть длинные золотистые вьющиеся волосы, зеленые или голубые глаза, веселые и улыбающиеся, губы, подобные свежему п$ерсику. Ее красота, доброта, верность воспеваются на рыцарских турнирах. Мотивы розы — цветка, символизирующего нежность, хрупкость, изящество, широко распространяются в искусстве и в быту. Розами украшают обеденный стол, лепестки роз плавают в чашах с вином, юноши и девушки носят венки из роз. Именно в жестокую и мрачную эпоху средневековья возникает культ «прекрасной дамы», оказавший огромное влияние на отношение к женщине всех последующих поколений. Для этого периода характерен идеал непорочности, святости. В моде была ангельская внешность, или внешность девы Марии. Никаких пышных форм, никакой косметики, никакого открытого тела. Чтобы кожа была бледной, женщины натирались соком лимона или белилами, в состав которых входили ртуть и свинец или делали кровопускания. Женщины выщипывали брови и брили лоб, а для того чтобы шея казалась более длинной, брили затылки.

$ Идеал мужской красоты – это мужественный рыцарь с красивым развитым телом. Физическая сила в сочетании с хорошими манерами – основные черты мужской красоты.

Затем эталон красоты несколько изменился и уже в период позднего средневековья $характерной особенностью женского облика становится так называемая S-образная фигура. Это — гибкое, тонкое тело, длинная шея, голова с высоким лбом, слегка наклоненная вперед, несколько прогнутая в области поясницы спина. Чтобы зрительно удлинить шею и сделать лоб более высоким также продолжали сбривать волосы. Оставшиеся волосы прятали под головными уборами самых изощрённых форм и размеров. О$стаются модными бледное лицо без косметики, выщипанные брови и ресницы. Женщина казалась хрупким, изогнутым чахлым растением.

Что касается мужского типажа, то он претерпевает значительные изменения. Идеалом мужской красоты является уже не мужественный рыцарь с суровым лицом и крепким телом, а изнеженный, утончённый, несколько женственный щёголь с длинными кудрями, в одежде, напоминающей женскую, с обилием деталей, в том числе зубчиков, фестонов, бубенчиков.

Женские головные уборы были весьма причудливы и вычурны. Это рогатые чепцы, высокие конусообразные колпаки генины, «сахарная голова», эннены. Головные уборы выполнялись из парчи и бархата на каркасе и дополнялись вуалью. Церковь счит$ала их карикатурой на готические соборы и неоднократно подвергала их проклятию и публичному сожжению.

Обувь была разнообразной и имела клювообразный носок. Это по$лусапоги пуллены, хуссо для верховой езды, галоши, башмаки на низком каблуке и многое другое. Обувь знатных людей была из золочёной и пурпурной кожи.

В качестве украшений в основном использовались массивные широкие золотые цепочки, кольца, различные застёжки.

Рыцарство в средние века.

Рыцарство, социальная категория в странах Западной и Центральной$ Европы в средние века, включавшая всех светских феодалов. Первые упоминания о рыцарстве относятся к концу XI века. В это время под рыцарством подразумевали категорию военных слуг, являвшихся вассалами.

Слово «рыцарь» обычно переводилось на ученый язык как «воин». «Воин», как правило, сам заботился о своих полях и жил собственным трудом. Однако в случае необходимости, и он мог подыскать себе временную замену и целиком отдаться радостям ратного подвига. Сословие «воинов» не носило закрытого характера, так как пребывание в нем зависе$ло в основном от наличия средств, иными словами, от размеров накопленного богатства. В это сословие могли войти разбогатевшие свободные. Те же, кто обеднел, были вынуждены его покидать

$ Естественно, социальный статус «воинов» был разным в зависимости от района страны. Он возрастал пропорционально росту опасностей и беспорядков, угрожавшим благополучию общества. Необходимо иметь крепкое войско становилась жизненно важной. К Нормандии, где авторитет не получала развития системы кастелянств (укрепленное поселение) и где авторитет графа по-прежнему сохранял всю свою силу, «воины» в течении продолжительного времени стояли в стороне от общественной жизни. Судя по документам, социальная позиция «воина» не пользовалась особым престижем. Весьма трудно установить, кто входил в эту категорию, так как ниже разряда «лучших» социальное положение свободных не дифференцировалось. Лишь во вт$орой четверти XI века появилось войско, находившееся непосредственно под командованием самого графа.

В некоторых районах, из которых в дальнейшем сложилась нынешняя Бельгия, появились своеобразные «держатели»; их принято было называть «конные воины». Они отличались от простого воина. Речь шла о подчиненных, использовавшихся в качестве курьеров и членов экспорта. В виде бенефиция они получали «держания». В «Деяниях аббатов св. Бертина» о «воинах» и «конных воинах» говорится таким образом,$ что можно предположить наличие сходства между этими категориями. Отдельные историки, полагают, что из числа этих «конных воинов» позднее могли рекрутироваться министериалы, так как здесь главную роль играло их умение обращаться с лошадьми и оружием. Они могла со временем составить гвардию конных воинов сеньора. В описании владений Прюмского аббатства за 893 год встречается упоминания о так называемых «скарариях», которые, судя по всему, являются преемниками каролингских «конных воинов». До XII-XII веков они оставались под именем «скарарии, скараманни, министериалы».

В Германии, особенно в некоторых ее районах, общественные структуры сохраняли верность германским традициям. Раскол на «воинов» и «селян» здесь не произошел. Точно так же не наблюдалось здесь (в отличие от Франции) и стремления к развитию вассалитета. Аллод не получил здесь широкого распространения. Разуме$ется, и здесь были «вассалы», коль скоро проживали они на вверенных им «держаниях». Баккалум, или гаустальды, проживали в доме сеньора в качестве свиты. Таким образом, свободные жили той же жизнью, что и несвободные — вооруженные телохранители сеньора. В этой среде и создавался новый тип человека, преодолевавшего древние политические и юридические перегородки. Высказывалось предположение, что между немецкими министериалами каролингской и феодальной эпох существует связующее звено — «конные воины», некая группа министериалов, служившая в качестве конных вестовых.

$ В начале XI века в христианской Испании, подобно тому, как это было в како$й-то мере на всем континентальном Западе, термин «воин» утратил свое первоначальное значение и стал употребляться в смысле «конный воин», «кавалерист», «рыцарь». В Испании, так же как и в других западных станах, пехота по-прежнему сохраняло свое значение. Однако подлинным воином теперь считался только воин, сидящий верхом на коне.

Общественное положение этих конных воинов было неодинаковым. Так, например, имелась кавалерия в частных отрядах, были конные воины и среди телохранителей, все это результат развития готского комитата. С уверенностью можно утверждать, что$ начиная с XI века, а скорее всего и того раньше, «дворцовая гвардия» астурийсколеонских королей имела в своем составе кавалерию. Наряду с этими воинами-профессионалами, приобретавшими на частной службе и достоинство, и материальный достаток, следует упомянуть «инфансонов», то есть, судя по всему, преемником готской знати, которые еще до исламского нашествия обладали особыми привилегиями и юридическим статусом, выделявшим их из основной массы населения. Инфансоны получали бенефиции от королей Леона и графов Кастилии, или же становились их вассалами. О$ни неизменно сохраняли свои военные функции (по этой причине, впрочем, уже во время готской монархии знатные готы освобождались от телесных наказаний и от обращения в рабство).

Более медленно развивался процесс расслоения на Британских островах. У англосаксов в конце IX века военная служба начинает подвергаться дифференциации. Военнообязанные — это те, сто владеет землей. Принято считать, что для поступления н$а военную службу необходимо было владеть, по меньшей мере, пятью гайдами земли. Англосакс довольствовался конем, шлемом, кольчугой и мечом.

Можно сделать вывод, что к концу X — началу XI веков рыцарский «класс» наконец сформировался. Облик его до крайности разнообразен и переменчив.

Оборонительное вооружение рыцаря служило ему для защиты и для обороны от нападения неприятеля. К этому роду оружия принадлежали: шлем, или каска; шишак; гобиссон; панцирь, или броня; полукафтанье; набедренники; нарамники, или наплечники, и наколенники; щит. К наступательному вооружению принадлежали следующие предметы: копье, меч, кинжал, бердыш, или алебарда, палица, или булава, мушкель или боевой молот и кривой нож.

$ Шлем был довольно глубок, делался из железа или стали и конусообразно суживался кверху, имел набородник, к которому прикреплялось забрало, когда оно было опущено, и внизу род железного нагрудника; нагрудник был отделен от шлема и прикреплялся к нему металлическими воротничком. Забрало представляло собой мелкую решетку; оно опускалось только во время сражения, а в другое время двигалось под козыр$ек. На каску, или на шлем, рыцари надевали нашлемник; коронованные лица носили нашлемник в виде короны, а рыцари — разные другие украшения.

Лошадь рыцаря также предохраняли от неприятельских ударов. Ее голову тщательно закрывали или металлическим, или кожанным наглавником; грудь покрывали железными бляхами, а бока — кожей.

Таково было вооружение рыцарей. Правда, оно было очень тяжело, и надо было обладать большой физической силой, чтобы, как часто приходилось рыцарям, не снимать такого вооружения по целым дням и переносить в нем все трудности и тягости пути и битвы.

$ У рыцарей сложился особый кодекс чести. Он являлся обязательным для всех лиц благородного происхождения, именующих себя рыцарями. В случае нарушения Кодекса рыцарем, его судьба будет вверена сюзерену, вассалом которого он является, при уклонении же от воли сюзерена, данное лицо лишается благородного рыцарского титула и всех привилегий. Каждый рыцарь должен ценой своей жизни защищать жизнь своего сюзерена. Каждый рыцарь должен держать данное им слово, ибо лишь трусость является для рыцаря позором большим, чем клятвопреступление. Кажды$й рыцарь должен иметь грамоту, подтверждающую его благородное происхождение. В одежде рыцаря должен присутствовать его герб. Рыцарю надлежит всеми силами избегать лжи и обмана. Каждому рыцарю надлежит принимать участие в турнирах. Рыцарь не смеет причинить вред человеку безоружному. Рыцарь не смеет причинить вред человеку вооруженному неравным оружием, иначе как на поле боя. Рыцарь должен быть милосердным и кротким и не отказывать тем, кто просит о помощи. Рыцарь должен быть безжалост$ен к врагам Церкви и сюзерена. Рыцарь должен быть галантен в обращении с благородными дамами. Если между рыцарями возник спор, или один из них словом или делом оскорбил другого, то рыцарь может требовать честного поединка или отречения от своих слов и раскаяния в своих поступках. Нет для Рыцаря вещи более отвратительной, ч$ем предательство. Рыцарь не может ударить поверженного противника, а также противника, молящего о пощаде. Взятому в плен в честном бою рыцарю надлежит выплачивать условленный выкуп или возвращаться по обещанию в означенный день и час в тюрьму, иначе он будет объявлен бесчестным и вероломным. Рыцарь должен беспощадно карать любое оскорбление чести своего сюзерена, чести дамы, и собственной чести.

Практическая часть

  1. Определите, к каким странам относятся указанные событи$я, имена, характеристики.

Проставьте нужные цифры на соответствующей стране строчке:

Англия___________________

Византия_________________

Испания__________________$

Италия___________________

Священная Римская империя________________

Франция__________________

1) Филипп IV Красивый;

$

2) Великая хартия вольностей;

3) Восточная Римская империя;

4) Оттон I;

5) Край богатых и процветающих городов: Венеция, Генуя;

6) В империю, кроме Германии и Северной Италии, вошли$ земли Швейцарии, Чехии, Нидерландов;

7) Кастилия и Арагон;

8) «Черный принц»;

9) На протяжении всей своей истории Империя была раздробленной,$ прекратив своё существование в 1806г.;

10) Столетняя война;

11) «Кодекс Юстиниана»;

12) Реконкиста;

13) Жанна д’Арк;

$

14) Раннее Возрождение;

15) Василевс.

 

  1. Заполните таблицу «Ремесленная мастерская и мануфактура»:

$ Вопросы для сравнения

Ремесленная мастерская

Мануфактура

а) кому принадлежали помещения, орудия труда, сырьё, готовые изделия?$

$  

 

б) кто работал?

 

 

в) как создавались изделия?

 

$

 

г) характер труда

 

$

 

д) характер производства (мелкое, крупное)

 

$

 

III. Установите, о каких цивилизациях идет речь:

а) Велики были достижения науки. «Важнейшее украшение человека — знание», — говорили ученые. Они создали алгебру, стали использовать индийские цифры, познакомили с ними Европу.

б) В Западную Европу эта игра была занесена арабами во врем$я завоевательных походов. Наряду с конными состязаниями, стрельбой из лука и фехтованием, она становится одним из любимых занятий рыцарства, а её символика появляется даже в гербах именитых родов. Яростным нападкам подверглась эта игра в XIII-XIV вв. во Франции, где священникам запрещалось даже иметь ее в своём доме. Более того, под влиянием высшего духовенства французский король Людовик Святой в 1254г. вообще наложил запрет на нее в своей стране. Что это за игра? Где она появилась?

в) Основная масса населения делилась на «добрый» и «подлый» народ. К «доброму» относилась большая часть крестьян, ремесленники, торговцы – все те, кто плат$ил государству налоги. Те, кто их не платил, — слуги, рабы – относились к «подлому» народу.

г) С VIIIв. до нас дошел сборник стихов «Мириады лепестков». В нем четыре с половиной тысячи стихов. Большая часть их написана в форме танка. В таком стихотворении обязательно должно быть 5 строчек и 31 слог. Поэты описывали красоту природы и свои чувства.

IV. Соотнесите понятие и значение.

а) Рабочие

$

$ 1) владельцы мануфактур, купцы, банкиры;

б) Буржуазия

2) капиталистическое предприятие с ручным производством и разделением труда между наемными рабочими;

в) Мануфактура

3) период в культурном развитии стран Западной Европы ( в Италии XIV-XVI в.в.)

$ г) Возрождение

4) люди, нанятые на работу на капиталистическое предприятие и получающие за нее заработную плату.

$

V. Заполните таблицу «Виды зависимости средневековых крестьян».

Виды зависимости

Содержание зависимости

а) Феодальная зависимость

$

 

б) Поземельная зависимость

 

в) Личная зависимость

$  

Кроссворды

$

По горизонтали:

1. Имя легендарного короля Англии, героя рыцарских романов. (Артур.)

2. Вождь восстания в Азербайджане, направленного против господства арабов. (Бабек.)

3. Духовное лицо. (Епископ.)

4. Название религии арабов. (Исла$м.)

5. Священный город мусульман. (Мекка.) По вертикали:

1. Как называли человека, выступавшего против учения католической церкви в период средневековья? (Еретик.)

2. Город в Палестине. (Иерусалим.)

3. Представитель господствующего класса в средние века. (Феодал.)

$ 4. Столица Арабского халифата. (Дамаск.)

5. Название одного из германских племен. (Франки.)

$

По горизонтали:

1. Порядок расположения земель в феодальном поместье. (Чересполосица.)

По вертикали:

$ 1. Оружие, которым пользовались в древности и в средние века. (Меч.)

2. Имя самого могущественного правителя Франкской империи. (Карл.)

3. Народ, против которого Карл Великий вел многочисленные войны. (Саксы.)

$ 4. Крупный собственник земли в средние века. (Сеньор.)

5. Жилище крупного феодала в средние века. (Замок.)

6. Река, на берегах которой первоначально жили франки. (Рейн.)

7. Река, на берегах, которой селилось одно из племен восточных славян. (Ока.)

$

По горизонтали:

1. Рядовой член общины монастыря. (Монах.)

$ 4. Мелкое производство в средневековом городе, основанное на ручном труде. (Ремесло.)

5. Лженаука о соединении различных веществ с целью получения золота. (Алхимия.)

6. Настоятель монастыря. (Аббат.)

$ 8. Укрепленное место, поселение ремесленников и купцов. (Город.)

По вертикали:

1. Картины, выложенные из цветных камешков или кусочков стекла. (Мозаика.)

2. Часть общинной земли, принадлежащая отдельной семье. (Надел.)

$ 3. Государство арабов. (Халифат.)

7. Вассал герцога или графа и сеньор рыцарей. (Барон.)

$

$

$ Головоломка

Вписать слова в клетки головоломки так, чтобы из четвертых букв каждого слова (по вертикали) получилось название грамоты, якобы дающей «отпущение грехов». (Индульгенция.)

1. Название принудительны$х обязанностей, выполнявшихся крепостными крестьянами. (Повинности.)

2. Каким усовершенствованием в металлургии ознаменовался XVI в.? (Домна.)

3. Как назывались болгарские и сербские партизаны? (Гайдуки.)

4. Как называли людей, исповедовавших ислам? (Мусульмане.)

5. Что собирал император с купцов за провоз и продажу товаров? (Пошлины.)

$ 6. Как называли вассалы своего господина? (Сеньор.)

7. Бродячие актеры, выступавшие в селах и на улицах города. (Жонглеры.)

8. Название мусульманских храмов. (Мечети.)

$9. Как назывались записи событий по годам? (Хроники.)

10. Защитное оружие, сменившее кольчугу. (Панцирь.)

$ 11. Украшение вверху колонны. (Капитель.)

12. Люди, обменивавшие деньги разных стран. (Менялы.)

Чайнворд

$

1. Бродячий актер. (Жонглер.)

2. Индийский князь. (Раджа.)

3. Лженаука, искавшая «вечный камень». (Алхимия.)

$ 4. Пеший воин-турок. (Янычар.)

5. Здание, в котором заседал в средние века совет города. (Ратуша.)

6. Настоятель монастыря. (Аббат.)$

7. Поединок между рыцарями. (Турнир.)

8. Рисунок из камня в виде розы. (Розетка.)

9. Лженаука о предсказании судеб людей по расположению небесных светил. (Астрология.)

10. Место сбора $купцов для продажи товаров. (Ярмарка.)

11. Портрет, написанный с самого себя. (Автопортрет.)

12. Борец против немецкого засилья в Чехии. (Таборит.)

$ 13. Система земледелия в X веке. (Трехполье.)

14. Служитель церкви. (Епископ.)

15. Особое право того или иного сословия. (Привилегия.)

$

Интеллектуальный турнир

«Путешествие по Средневековью».

$ Ведущий: Сегодня мы совершим удивительное путешествие по истории Средневековья. Мы побываем в рыцарском замке, в средневековом городе, в крестьянском жилище и увидим много интересного.

Конкурс №1. «Разминка».

Каждой команде я задам по 6 вопросов. Вы получаете 1 бал$л за каждый верно угаданный ответ.

  1. Собственник орудий труда, самостоятельный работник в своей мастерской. (Ремесленник).

  2. Живописное изображение бога называют…(Иконами).

  3. $Человек, занимающийся обработкой земли. (Крестьянин).

  4. Как называются хранилища документов? (Архив).

  5. Сколько весит снаряжение рыцаря? (50 кг.).

  6. Металлическая пластинка с прорезями для глаз называется… (Забрало)

  7. Как называется грамота о прощении грехов? (Индульгенция).

  8. $ Человек, являющийся полной собственностью своего господина, это… (Раб).

  9. Как называли участников завоевательных походов на Восток в XI$ – XIII вв.? (Крестоносцы).

  10. Как называется здание, где совершаются религиозные обряды? (Храм).

  11. Как называется военное состязание рыцарей? (Турнир).

  12. Как называются ежегодные торги, в которых принимают участие купцы из разных городов и стран? (Ярмарки).

Конкурс №2. «Рыцари и их девизы».

$ Вы знаете, что каждый рыцарь имел герб и девиз. Да вот беда, на старинных гербах некоторые буквы стерлись. Тем не менее попробуйте прочитать девизы славных рыцарей средневековой эпохи.

$ 1. «Б.Г И М.. ПР.В.» — девиз английского короля Ричарда Львиное Сердце, ставший девизом британской монархии.

2. «.Д. СВ… Д.Р.Г..» — девиз Филиппа Доброго, герцога Бургундского.

3. «. Н. К.Р.ЛЬ И Н. КН.ЗЬ, . — Б.Р.Н К.С.» — девиз баронов Куси.

(Ответы: 1. «Бог и мое право»;

2. «Иду своей дорогой»;

3. «Я не король и не князь – я барон Куси»).

$ Конкурс №3. «Сословия феодальной Европы»

Перед вами отрывки из произведения Джефри Чосера «Кентерберийские рассказы» Определите, к какому занятию средневековых жителей подходят данные отрывки, какое место они занимали в средневековом обществе.

1.Его конюшню вся округа знала,
Его уздечка пряжками бренчала,
Как колокольчики часовни той,
Доход с которой тратил он, как свой.

$

Зачем корпеть средь книг иль в огороде,
Зачем тощать наперекор природе?
Труды, посты, лишения, молитвы —
На что они, коль есть любовь и битвы?
Пусть Августин печется о спасенье,
А братии оставит прегрешенья.

2. С ним $в ремесле врачебном ни единый
Врач лондонский соперничать не мог;
К тому ж он был искусный астролог;
Он, лишь когда звезда была в зените,
Лечил больного; и, связав все нити
Его судеб, что гороскоп дает,
Болезней он предсказывал исход, —
Выздоровления иль смерти сроки.

3. Любил он честь, учтивость и свободу;
Усердный был и ревностный вассал,
И редко кто в стольких к$раях бывал.
Крещеные и даже басурмане
Признали доблести его во брани.

Он с королем Александрию брал,
На орденских пирах он восседал
Вверху стола, был гостем в замках прусских,
Ходил он на Литву, ходил на русских,

$А что сказать мне об его наряде?
Был конь хорош, но сам он не параден;
Потерт кольчугой был его камзол,
Пробит, залатан, в пятнах весь подол.
Он, возвратясь из дальнего похода,
Тотчас к мощам пошел со всем народом.

4. В тканье была большая мастерица —
Ткачихам гентским впору подивиться.
Благотворить ей нравилось, но в храм
Пред ней протиснись кто-нибудь из дам,
Вмиг забывала, в яростной гордыне,
О благодушии и благостыне.
Пл$атков на голову могла навесить,
К обедне снаряжаясь, сразу десять,
И все из шелка иль из полотна;
Чулки носила красные она
И башмачки из мягкого сафьяна.
Лицом бойка, пригожа и румяна,
Жена завидная она была
И пятерых мужей пережила,

5. Такой он был обтрепанный, убогий,
Худой, измученный плохой дорогой.
Он ни прихода не сумел добыть,
Ни службы канцелярской. Выносить
Нужду и голод приуч$ился стойко.
Полено клал он в изголовье койки.
Ему милее двадцать книг иметь,
Чем платье дорогое, лютню, снедь.
Он негу презирал сокровищ тленных,
Но Аристотель – кладезь мыслей ценных
Не мог прибавить денег ни гроша,

6. Носил он шапку фландрского бобра
И сапоги с наборным ремешком
Да бороду. Он толковал о том,
Как получать, как сберегать доходы.
Он требовал, чтоб охранялись воды
В пути из $Миддлбурга в Оруэлл.
Он курс экю высчитывать умел
И знатно на размене наживался
И богател, а то и разорялся,
Но ото всех долги свои скрывал.
Охотно деньги в рост купец давал,
Но так искусно вел свои расчеты,
Что пользовался ото всех почетом.

Ответы: 1. –монах, 2 – доктор медицины, 3 – рыцарь, 4 – ткачиха, 5 – студент, 6 – купец.

Конкурс №4. «Путешествие по замку»

Прочитайте правильно ключевые слова и, вставив их в текст, совершите экскурсию по средневековому замку. За каждое верно указанное слово – 1 балл.

Ключевые слова: подземный ход, дубовые ворота, бойницы, нижний двор, контрофорсы, подъемный мост, винтова$я лестница, люк, барбакан, верхний двор, оружие, машикули, герс, деревянные галереи, дозорная башня, часовня, донжон, парадный зал, герб, куртина, амбразуры, гобелены, лабиринт, камин, доспехи.

Воздух дрожал в жарких лучах полуденного солнца, когда сквозь его легкое марево на фоне небесной л$азури четко проступил силуэт старинного замка. Даже усталому путешественнику трудно скрыть нетерпение при приближении к цели.

Мы минуем первое укрепление, защищающие ворота, — … . Слышится лязг и ворчливый скрежет цепей – это опускается … … над широким и некогда глубоким рвом, который сейчас вряд ли покажется трудноодолимым препятствием. Со скрипом отворяются массивные … … . Ждем, когда поднимется … — тяжелая решетка, приводимая в движение механизмом, установленным на могучей надворотной башне.

$Мы входим в … …, где в былые времена было людно и шумно от ржания десятков лошадей в конюшнях, выкриков дворовых людей, снующих туда-сюда, звуков кузницы и виноградного пресса в дальнем углу, разговоров богомольцев, монахов, торговцев – всех тех, кто нашел здесь временный приют и защиту. Когда-то здесь кипела жизнь, а сейчас возле нависающих серых стен с пятнами зеленовато-седого мха царит тишина.

Продолжая путь под тяжелыми каменными сводами, мы чувствуем, что ид$ет достаточно крутой подъем вверх, и после нескольких поворотов заходим в … … замка. Толстые стены обступают нас теснее, наши голоса звучат глуше. Ощущение такое, что померкло солнце, ибо верхние … … и огромный отбрасывают тень на большую часть пространства двора. Вблизи убеждаешься, как высока сплошная вертикальная стена — …, которую у основания поддерживают мощные …, и начинаешь понимать, почему замок-крепость был неприступным. По стенам разбросаны … и …, через которые неприятеля осыпали стрелами. В верхней части стены вперемежку с рядами зубцов располагаются нависные бойницы — … . Защищая замок, о$бороняющиеся лили с галерей на головы атакующих кипящую смолу, сбрасывали камни и головы мертвых врагов для устрашения. Бр-р–р.

Повеяло сыростью и затхлостью – мы заходим внутрь главной башни. Каменные ступени ведут к подвалам и нижним помещениям. Здесь были склады для продовольствия и колодец; над ними – кухня с мощными крюками по стенам для туш скота и небольшими – для сушки овощей и целебных трав. Даже света от современных электролампочек недостаточно, чтобы осветить все закоулки, повороты, ложные лесенки, проходы и тупики замкового комплекса, напоминающего … . Как же жутко и сумрачно было п$ри неровном свете факелов и масляных светильников даже в жилых помещениях!

$ Видим расписанные стены и витражи, золотой крест на алтаре – это замковая …, самое красивое помещение замка. Проходим женскую половину, детские спальни. Но и они не выглядят уютными. Согласились бы вы хоть разок заночевать здесь и послушать перед сном страшную сказку?

Сегодня мы поднимаемся в помещения жилой части замка по свежеструганным деревянным лестницам. В древности таких лестниц не было, пользовались приставными, которые убирали во время осады, и с одного этажа на другой можно было попасть только через … .

… … поражает своими размерами и строгой величавостью. Над громадным … висит …владельца замка, на с$тенах – старинные …, … — мечи, копья, потемневшие от времени … . Вдоль стен стоят скамьи, а в центре зала – внушительных размеров стол с огромными блюдами, кубками, бокалами.

Продолжаем подъем и выходим на открытый воздух. От высоты захватывает дух. Только смельчаки поднимаются выше: здесь, наверху донжона, выстроена главная … … .

Обратный путь не повторяет начало экскурсии. С верхней площадки мы, пригнувшись, проходим через дверцу, которую открывает невидимый механизм, и опять п$опадаем в сумрак коридора. Вниз ведет крутая … …, которая заворачивает против часовой стрелки. Это сделано для того, чтобы защитникам замка было удобнее оборонять лестницу: ведь меч они держали в правой руке.

Путь кажется бесконечным. Но вот впереди показалось светлое пятнышко, которое все увеличивается в размерах. Луч солнца заскользил по покрытым паути$ной стенам. Скоро … закончится. Мы ускоряем шаг и выходим на солнечную лесную поляну. Щебечут птицы, солнце слепит глаза. Мы оглядываемся. Где же замок? Не привился ли он нам во сне?

(Ответы: барбакан, подъемный мост, дубовые ворота, герс, нижний двор, верхний двор, деревянные галереи, донжон, куртина, контрфорсы, амбразуры, бойницы, машикули, лабиринт, часовня, люк, парадный зал, камин, герб, гобелены$, оружие, доспехи, дозорная башня, винтовая лестница, подземный ход).

Конкурс №5. «Загадки арабского гостя».

Выслушав загадку, команда совещается и дает ответ.. Если ответ верный, команда получает 3 балла, если ответ не верный, то соперники могут дать свой вариант ответа.

1-я загадка.$ Отсутствие вокруг присутствия. Присутствие вокруг отсутствия. Что это?

Ответ: число «0».

2-я загадка. Что у арабов впереди, а у европейцев сзади?

Ответ: указание на имя отца: араб «ибн» (сын, потомок) в собственном имени ставится перед именем отца, образуя фамилия, например Ибн Сина. Сравни: англ. Джонсон – фамилия, образованная от имени отца (son – сын); рус. Романов — фамилия, образованная от имени отца.

$3-я загадка. Что у арабов справа, а у европейцев слева?

Ответ: начало книги. Арабы пишут справа налево, а европейцы слева направо.

Конкурс №6. «Знаменитые люди Средневековья»

$ Определите, о ком идет речь в приводимых отрывках:

  1. В 10 лет он знал математику и астрономию, в 12 лет его считали лучшим в Бухаре знатоком законов. Но больше всего его интересовала медицина. Он стал выдающимся врачом, при этом не только лечил людей, но и учил будущих медиков. Учил не только искусст$ву врачевания, но и искусству сострадания к человеку

  2. «О, доблестные воины, потомки непобедимых предков! – вскричал он. – Забудьте все ваши ссоры и обиды! Отправляйтесь в путь ко Святому Гробу Господню, вырвите священную землю из лап гнусных завоевателей».

  3. Он носил длинную $бороду, что было необычно для монгола, был силён, поскольку жизнь в седле его закалила. У него был гипнотический взгляд, глаза его напоминали кошачьи. Иногда он вызывал такой ужас у врагов, что они неожиданно переходили на его сторону.

  4. Первоначально он был вождем одного из германских племен, а затем королем обширного государства на территории бывшей римской провинции Галлии. Вероломный, коварный и хитрый, для достижения цели он не останавливался ни перед чем.

  5. $ Это единственный чужеземец, который за последнюю тысячу лет вторгался на территорию Англии и покорил её.

  6. Прославившая её битва произошла под Орлеаном. Её объявили колдуньей и предали церковному суду, а через четыре с половиной века возвели в ранг католической святой

  7. Этот национальный герой чешского народа и идеолог Чешской Реформации, вдохновитель народного движения против засилья немцев и католической церкви, был сожжен по приговору церковного собора в 1415 году

  8. Этого французского короля называли «всемирным пауком» за ту политику, которую он проводил в период централизации государства: он плел и$нтриги, заманивая в свои сети и уничтожая противников.

Ответы

  1. .Авицена (ибн-Сина),

  2. $ Урбан II (римский папа),

  3. Чингизхан,

  4. Хлодвиг,

  5. Вильгельм Завоеватель,

  6. Жанна д’Арк,

  7. Ян Гус,

  8. $

  9. Людовик IX Святой

    $

По 2 балла за каждую определенную личность.

Конкурс №7. «Здесь обитают драконы»

Перед Вами карта Европы. Средневековые жители верили, что рядом с ними или у соседей живут фантастические существа, поместите магниты там, где они поселяли: Драконов,$ эльфов, лепреконов, оборотней, ведьм, гномов, троллей, русалок, вампиров

Ответы:

$ Драконов – в Англии, Франции, Германии, России
Эльфов – в Англии
Лепреконов – в Ирландии
Оборотней – во Франции, России, Венгрии
Ведьм – в Англии, Франции, Германии, Украине
Гномов – в Германии, Скандинавии
Троллей – в Скандинавии
Русалок – в Восточной Европе
Вампиров – в Румынии

Подведение итогов. Награждение победителей.

$

$

Список литературы и интернет-ресурсов:

  1. Ведюшкин В.А. Учебник по истории средних веков; М., Просвещение, 2006 год

  2. Донской Г.М. Задания для самостоятельной работы по истории средних веков. М., Просвещение, 1992

  3. Девятайкина Н.И. «История средних веков»; источники, задания, игры. М, Просвещение, 2009.

  4. $ Кулагина Г.А. Сто игр по истории: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983.

  5. Солнцева Е.Е. Средневековый город и его обитатели. // История № 7, 1997, с.13

  6. $http://festival.1september.ru/articles/525357/

  7. http://avt.miem.edu.ru/Kafedra/Kt/Publik/posob_4_kt.html

Еще записи

Leave a Comment