Начало политических преобразований в России 1906-1907 гг, 9 класс

$ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1011$

Конспект урока по истории России

в 9 классе

«Начало политических преобразований в России

1906-1907 гг.»

подготовил

учитель истории и обществознания

Игнатов Кирилл Андреевич

$

Москва 2013

Н$ачало политических преобразований в России 1906-1907 гг.

Цели урока: охарактеризовать начало процесса политической модернизации российской монархии в сторону сближения с западноевропейскими государственными институтами; сформировать представление о деятельности $I и II Государственной думы и завершении первой революции в России.

Основные даты и события

Апрель 1906 г.

Апрель – июль 1906 г.

Ноябрь 1907 г.

3 июня 1907 г.

– утверждение «Основных законов»

I Государственная дума

– указ о $свободном выходе из сельской общины

II Государственная дума, завершение первой российской революции

Понятия и термины урока: конституция, куриальные выборы, трудовики.

План изучения нового материала

1. Государственное устройство России после Манифеста 17 октября.

2. I Государственная дума.

$ 3. II Государственная дума.

4. Революционное движение 1906 – 1907 гг.

Методические приемы организации урока

$В начале урока учащиеся вспоминают изученное на предыдущем уроке, дают характеристику политическим партиям и их программным положениям по плану: 1) название партии, 2) лидеры, 3) основные положения программы партии, 4) методы реализации программы.

Первый$ пункт плана урока раскрывается с использование схемы «Высшие органы государственной власти по «Основным законам» 1906 г.» Чтобы не перегружать внимание учеников можно данную схему упростить, отметив в ней только изменения в системе законодательной власти и избирательную систему.

$

Самый сложный для усвоения девятиклассниками вопр$ос в содержании темы – это изменения в характере власти после Манифеста 17 $октября. Ученики вспоминают основные положения манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка» и отмечают, что в манифесте был обещан созыв Государственной думы. Далее можно поставить проблемный вопрос: почему в результате законодательного закрепления обещаний Манифеста 17 октября власть императора уже не была неограниченной. В ходе объяснения учителем, учащиеся должны найти и сформулировать ответ на поставленный вопрос.

Отмечаем, что 23 апреля 1906 года Николай II утвердил «Свод основных государственных законов», который Государственная дума могла изменить только по инициативе самого царя. В $этих законах, в частности, предусматривался целый ряд ограничений деятельности российского парламента. Главным из них было то, что вся исполнительная власть в стране подчинялась только царю. Царь назначал министров, единолично руководил внешней политикой страны, ему подчинялись вооруженные силы, он объявлял войну, заключал мир, мог вводить в любой местности военное или чрезвычайное положение. Более того, в «Основных законах» был внесен специальный параграф 87, который разрешал царю в перерывах между сессиями Думы издавать новые законы от своего имени. В дальнейшем Николай II использовал этот параграф для того, чтобы распустить Думу на один день$ и именно в этот день провести закон, который Дума наверняка не приняла бы. Однако в «Основных законах содержалось ограничение власти императора. Школьники отметят, что император с этого времени осуществляет законодательную власть только вместе с Государственным советом и Государственной думой.

С опорой на схему объясняем структуру российского парла$мента, который состоял из двух палат: Государственного совета и Государственной ду$мы. Госу­дарственный совет был преобразован в верхнюю зако­нодательную палату. Половина членов Государственного совета назначалась императором, другая поло­вина избиралась на губернских земских собраниях, губернскими дворянскими обществами, торговыми и промышленными объеди­нениями, Синодом, университетами и Петербургской академией наук. Работа над схемой может проходить в форме беседы. Анализируя схему, ученики должны отметь, что выборы в Государственн$ую думу были куриальными, многостепенными и неравными. Согласно избирательному закону учреждались четыре избирательные курии: землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая. По рабочей курии к выборам допускались лишь те пролетарии, которые были заняты на предприятиях, где работало не менее пятидесяти человек. В результате этого решения избирательного права лишались два миллиона рабочих. Сами выборы не были всеобщими, равными и прямыми:

  • $ исключались женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, ряд национальных меньшинств (кочевые народы);

  • один выборщик приходился в землевладельческой курии на 2 тысячи избирателей, в городской — на 4 тысячи избирателей, в крестьянской — на 30 тысяч, в рабочей — на 90 тысяч (1 голос помещика приравнивался к 3 голосам городской буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих);

  • для рабочих и крестьян устан$авливалась трех- и четырех степенная система выборов.

После объяснения материала о выборах учащиеся должны дать ответы на вопросы: 1. Объясните сущность сословно-куриальной формы выборов в Государственную думу. 2. Какие слои российского общества были лишены избирательных прав? 3. Определите наибольшее и наименьшее количество выборщиков по куриям. 4. Какие слои населения Российской империи по избирательному закону должны были преобладать в Государственной думе? 5. Какой существовал порядок принятия законов?

Под$вести предварительный итог данного материала темы помогут ответы учеников на проблемное задание, которое было поставлено в начале объяснения: почему в результате законодательного закрепления обещаний Манифеста 17 октября власть императора уже не б$ыла неограниченной.

Переходя к характеристике деятельности I и II Государственной думы, необходимо подчеркнуть историческое значение этих событий. На заседании Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, посвященное 100$-летию учреждения Государственной Думы в России (27 апреля 2006 года), председатель Государственной Думы Борис Грызлов отметил: «100 лет назад здесь, в Таврическом дворце (иллюстрация учебника «Таврический дворец в Санкт-Петербурге. Начало XX в.»), кипели политические страсти и достигались компромиссы, звучали яркие выступления думских ораторов и членов правительства, обсуждались ключевые вопросы развития страны… Уверен, что чувство исторической сопричастности разделяют сегодня все, собравшиеся в этом зале. Появление Думы и первые выборы депутатов – это было невиданным для империи событием. Россия $преодолевала дистанцию, отделяющую неограниченный абсолютизм от парламентской монархии, резкими скачками. То, на что другие страны тратили годы, иногда десятилетия, Россия прошла за месяцы».

Деятельность I$ и II Государственной думы раскрывается по плану: состав Думы; главный вопрос, который был в центре думских обсуждений; предлагаемые варианты решения проблемы и роспуск Думы императором. Распределение мест в I и II Государственной думы можно показать с помощью диаграммы и$ли меловой таблицы на доске.

Состав I Государственной думы

Состав II Государственной думы

$

$

На основании данных диаграмм учащиеся с помощью комментарий учителя могут отметить, что в I Думе:

  • преобладали депутаты от партии кадетов;

  • $

    второй по численности депутатской группой были депутаты от крестьян (трудовики);

  • большевики и эсеры не были представлены в Думе (выборы они бойкотировали);

  • монархисты (черносотенцы) также не представлены в Думе (представители не были избраны).

Можно спросить учеников: 1. Предположите, какой главный вопрос обсуждался в I Государственной думе (зная о гла$вной причине революции и значительное число депутатов от крестьян в составе I Думы, они могут обосновать, что главные дебаты в Думе шли по земельному вопросу). 2. Вспомните положения программы кадетов по аграрному вопросу и требования крестьян. Постарайтесь сформулировать земельные проекты кадетов и трудовиков. 3. Как вы думаете, император и правительство могло принять земельные проекты Думы? Что произошло с I Государственной думой? Ученики с инт$ересом смогут проверить степень совпадения своих ответов с пояснением учителя. В центре думских обсуждений находился аграр­ный вопрос. Кадеты предлагали создать государст­венный земельный фонд из казенных, монастырских, удельных и части помещичьих земель, подлежащих принудительному отчуждению за «справедливое вознаграждение». Трудовики требовали ликвидации помещичьего землевладения и передачи всех земель в общенародный фонд. Они не отрицали в$озможности выкупа земли, но за счет государства и по минималь­ной цене. Правительство отвергло проекты Думы и 9 июля она была распущена императорским манифестом.

По аналогичному сценарию обсуждается деятельность II Государственной думы. Отмечается, что по сравнению с первой в ее с$оставе:

  • уменьшилось число кадетов;

  • появилась значительная фракция социал-демократов;

  • увеличилось число депутатов от крестьян;

  • образовалась достаточно большая фракция эсеров.

Основной выводы, который способны сделать ученики: 1) II Государственная дума полевела, что таило вероят$ность ее роспуска в будущем. 2) Главным предметом обсуждения оставался аграрный вопрос. 3) Земельные проекты в основном соответствовали проектам I Думы, 4) поэтому последовал манифест о роспуске II Думы. Необходимо обратить внимание учеников на то, что роспуск II Думы 3 июня 1907 г. стал завершением первой российской революции (1905 – 1907 гг.) Характеризуя деятельность Думы$, используются термины «левые», «правые» и в связи с этим уточняется понимание учениками их политического смысла.

Последний пункт плана урока «Революционное движение 1906 – 1907 гг.» и его $содержание в параграфе фактически подводит итоги революции 1905 – 1907 гг. Поэтому уместно после самостоятельного ознакомления учениками с содержанием раздела организовать обсуждение результатов революции в форме экспресс-дебатов. В данной форме дебатов подготовка осуществляется непосредственно на уроке по материалам учебника и рассказу учителя. Очень важно и то, что этот тип дебатов может быть успешно использован при закреплении учебного материала. Формулируются два утверждения:

1. Революция 1905 – 1907 гг. закончилась поражением, так как главные причины, которые вызвали революцию, не были решены.

2. Революция 1905 – 1907 гг. вызвала коренные изменения государственного строя, экономических и социальных отн$ошений в Российской империи.

Какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной? Приведите аргументы, подтверждающие избранную вами точку зрения.

Ученикам необходимо найти и сформулировать аргументы «за» и «против» выдвинутых утверждений.

1-ое утверждение:

  • оставался нерешенным аграрный вопрос;

  • отсутствовало трудовое законодательство;

    $

  • несмотря на учреждении Государственной думы самодержавие сохранило свои позиции: правительство несло ответственность только перед назначавшим его императором, император сохранил за собой руководство внешней политикой, командование а$рмией и лотом, мог досрочно распустить Думу, законопроект принятый Думой, становился законом только после утверждения его императором.

2-ое утверждение:

  • ограничение монархии законодательной Думой;

  • в ноябре 1906 г. издан указ о свободном выходе из общины с установлением частной собственности на крестьянские наделы;

  • отменялись ограничения в личных правах крестьян;

  • крестьяне добились отмены в 1907$ г. выкупных платежей;

  • рабочие добились права на забастовки и организацию профсоюзов;

  • в ходе революции увеличилась заработная плата и сократился рабочий день;

  • население России добилось демократических прав и свобод – неприкосновенность личности, свобода слова и собраний, создания профсоюзных, политических и иных объединений.

Домашнее задание: Подготови$ть сообщение о политической деятельности П.А. Столыпина.

Литература: Волобуев О.В., Журавлев В.В., Ненароков А.П., Степанищев А.Т. История России. XX – начало XXI$ века. 9 класс (М., Дрофа, 2008).

Еще записи

Leave a Comment