Нестандартные формы опроса на уроках истории России в 7 классе

Название работы: «Нестандартные формы опроса на уроках истории России в 7 классе»

$

Ф.И.О. автора: Большакова Оксана Николаевна

Должность: учитель истории

$Наименование и номер образовательного заведения: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №39 имени П.Н. Самусенко»

Иркутская область

Город Братск

2013 г.

Курс «История России 7 класс» (учебник под авторством А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России») охватывает хронологические рамки конца XVII-$XVIII век и включает материалы о периоде Смуты, о начале правления династии Романовых, о народных движениях, об особенностях правления Петра I, о дворцовых переворотах, о правлении Екатерины II. Материал объёмный и интересный. Важно, чтобы учащиеся чувствовали этот интерес. И это возможно, если учитель сделает все, чтобы его урок-работа стал общим с ребятами делом, чтобы его ученики ощутили «дыхание» изучаемой эпохи. Конечно, каждый учитель знает, что невозможно в силу различных обстоятельств (от «надоело одно и то же» до «у меня нет на это творчество $времени и сил» либо каких других вариаций на эту тему) сделать каждый урок нетрадиционным, игровым. Но привнести ЭЛЕМЕНТ игры, дать заряд положительной энергии, стимулировать интерес может каждый. И творческий учитель сколь бы много или мало лет ни проработавший в школе может сделать так, чтобы урок, ученики, а вместе с ними и он сам не «закисли», используя шаблонную схему: постоянный фронтальный опрос (с тре$бованием развернутого, монологического ответа), постоянные индивидуальные карточки с обычными вопросами. А если уж учитель данную схему использует каждый урок, «догружая» ее не менее постоянным составлением таблиц, конспектов (развернутых и неразвернутых), монотонным изложением написанного в учебнике материала, то действительно для творчества времени и сил не останется. А можно сделать так, чтобы стало интересно и учителю и ученикам. И начать следует с нестандартного опроса. Пусть он бу$дет не каждый урок, но эффект новизны даст знать повышением интереса учащихся к уроку, к материалу и к конкретному «учителю с искоркой». Нужно признать, что не все нестандартные формы опроса хорошо «приживаются» в учебном процессе и от них приходится отказываться, но некоторые наоборот так полюбятся ребятам, что они спрашивают, когда можно будет еще так поработать.

Предлагаю следующие нестандартные формы опроса в рамках указанного курса истории. Важно сразу учителем четко объяснить все правила проведения опроса, чтобы избежать шума и рационально использовать время:

  1. «Скорое место».

Рядом с рабочим местом уч$ителя, но боковым положение к ученикам класса устанавливаются 2-3 стула. Ученикам объясняется, что те учащиеся, которые будут приглашены на эти места, смогут получить оценку «5», «4» или «3» при условии быстрых и верных ответов на задания. Соответственно оценивается по 1 баллу за верный ответ.

На подготовку к ответам дается 2-3 минуты, в это время остальные ученики готовятся к фронтальному опросу.

Например:

1 карточка с заданиями. Объяснить указанные термины.

Коллегия –

Сенат –

Синод –

Рекрут –

Магистрат –

2 карточка с заданиями. Указать события.

$ 1709 г -

1700-1721 гг. -

1703 г -

1722 г -$

1708 г -

3 карточка с заданиями. Объяснить, чем известны данные имена.

Б. Годунов -

Лжедмитрий I

М. Романов –

С. Разин –

Петр I -

Оценки выставляются, они «прозрачны». Можно проводить дальнейший опрос в фронтальной форме.

  1. «Да или нет?».

Опрос всего класса по рядам, поочередно. Учитывается дисциплина, ведется открытый подсчет баллов на доске. Всему ряду, давшему наибольшее количество правильных ответов, оценки не выставляются, но разрешаются дополнения короткими рассказами учащихся, которые учитель и оценивает.

Например:

I ряд.

  1. Мы историки не лжем,

Отр$епьев хотел стать русским царем. (Да).

Вопрос учителя: «По каким поступкам этого самозванца вы сделали вывод, что он хотел стать царем?»

  1. Польша грабила Россию,

А народ молчал в бессилье. (Нет).

Вопрос учителя: «А что предпринял русский наро$д, чтобы освободиться от поляков- интервентов?»

  1. Барщина всех крестьян наказала

Бесплатной работой на феодала. (Да)

  1. Помнят книги в те года

Полтавская битва с немцем была. (Нет)

Вопрос учителя: «С кем была Полтавская битва? В каком году? Чем закончилась?»

  1. Павел I был так крут,

$ Убил Палена и его слуг. (Нет)

II ряд.

  1. Не могли найти тогда

В Смуту нужного царя. (Да)

2. Предприятие с ручным трудом

Мануфактурой назовем. (Да)

  1. У Петра была жена

Софьей $звалась она. (Нет)

Вопрос учителя: «Кем приходилась Софья Петру? Чего она хотела?»

  1. Анна правила одна,

И кондиций не рвала. (Нет)

Вопрос учителя: «А как было на самом деле?»

  1. Был в России свой смутьян-

$ Пугачев Емельян. (Да)

Вопрос учителя: «Кто и почему его назвал смутьяном?»

III ряд.

  1. В мае тысяча шестьсот седьмом

Болотников стал новым царем. (Нет)

Вопрос учителя: «А что произошло в указанном году?»

    $

  1. После смуты вся страна

Была «полная казна». (Нет)

  1. Знали русские дворяне

Деньги есть, коль есть крестьяне. (Да)

Вопрос учителя: «Поясните почему?»

  1. Никто не вникал мог ты, не мог,

Если крестьянин, то платишь оброк. (Да)

  1. Ломоносов шел пешком

В Москву, чтоб стать там рыбаком» (Нет)

Вопрос учителя: «А для чего М. Ломоносов отправился в Москву? Как ему там пришлось учиться $и жить?»

В ходе краткого изложения ответа на вопрос учителя ребята учатся конкретизировать мысль, логично ее сообщать.

3. «Разнообразие».

Учитель предлагает учащимся задание (заранее подготовленное) по рядам.

Например:

I ряд.

Работает с тестовыми заданиями, которые учитель раздает в напечатанном виде (Должны быть 2-3 варианта).

1.$В 1708 году –«консилия министров» так стали называть:

а) Боярскую думу

б) Ближнюю канцелярию

в) Боярский совет

2. Высшее правительственное учреждение, обладавшее законодательными, распорядительными и судебными функциями:

а) Сенат

б) Синод

$

в) Боярский совет

3. Коллегия – в современности эти образования называют:

а) Боярский совет

б) Дума

в) министерства

4. Указ о единонаследии 1714 г. предписывал:

а) приравнивать поместья дворян к боярским вотчинам

б) не приравнивать поместья$

в) отменить поместья и боярские вотчины

5. Табель о рангах был принят в:

а) 1720 г.

б) 1722 г.

в) 1721 г.

6. В 1708 г. страна была разделена:

а) на 50 губерний

б) на 8 губерний

в) на 12 губерний

7. После окончания северной войны делами церкви в государстве управлял:

а) царь

б) Сенат

в) Синод

8. Самый близкий родственник Петра, выступивший против его реформ:

а) мать Наталья Кирилловна

б) сын Алексей

в) сестра Софья

9. В 1722 году Петр подписал «Указ о престоле», согласно которому:

а) передавал престол старшему сыну

б) не мог передавать престол старшему сыну

в) мог назначать себе любого преемника, не

зависимо от степени родства

10. $Главным тормозом в развитии мануфактурного производства было:

а) правление царя

б) крепостное право

в) правление бояр

11. Дворцовые крестьяне, которые вместо уплаты подати должны были работать на казенных или частных заводах назывались:

а) приписные

б) подушные

в) податные

12. Город Астрахань в начале XVIII века называли:

а) «западные ворота России»

б) «северные ворота России»

в) «южные ворота России»

1$3. При Петре была создана армия:

а) регулярная

б) рекрутская

в) временная

14. События лета 1705 г. в Астрахани способствовали началу:

а) строительства

б) восстания

в)войны

15. «Прелестные грамоты» К.А. Булавина:

а) призывали жениться

б) были очень красивые

в) призывали крестьян$ и казаков к восстанию

16. «Человек второго сорта» - так называли:

а) крестьян

б) старообрядцев

в) ссыльных

Соотнеси правильно:

1) 1707 г- а) Таможенный тариф

2) 1705-1711 г б) Башкирское восстание

3) 1711 г- в) восстание Булавина

4) 1724 г.- г) денежная реформа

II ряд.

Дать ответы на вопросы письменно. Вопросы составляются учителем по теме или темам (2-3 вопроса).

  1. Чем вы можете объяснить отставание России от ведущих европейских стр$ан мира в начале XVIII века?

  2. Каковы были основные причины народных вступлений в первой четверти XVIII века?

III ряд.

Индивидуальный устный опрос по материалу параграфов 16, 17.

Разнообразие в опросе позволяет провести его динамично, задействовать всех учащихся.

$

Учитель может данную форму опроса трансформировать по своему усмотрению (разделив, например, учащихся на группы сильных, средних и слабых по способностям учеников и раздав соответствующего типа задания).

  1. «Тематический кр$оссворд».

Условия: не разговаривать, не обмениваться версиями ответов. Можно раздать печатные варианты каждому ученику.

Например, по параграфам 1-4:

Указывается количество букв в слове и ту, которую нужно отметить, чтобы собрать слово по вертикали.

1. 11 б - 1

2. 8 б - 4

3. 10 б- 3

4. 6 б -5

$ 5. 7 б -2

6. 10 б - 5

7. 3 б- 2

8. 10 б - 5

9. 6 б -4

10. 9 б- 5

11. 5 б - 3

12. 6 б -2

13. 7 б- 3

По вертикали: вид производства, основанное на изготовлении небольших партий товаров, предназначенных для продажи на рынке (мелкотоварное).

По горизонтали:

1. Предприятие, основанное на ручном труде и разделении труда (мануфактура)

2. Настоящая фамилия Лжедмитрия I (Отрепьев)

3. Предводитель восстания в 1606-1067 гг. (Болотников)

4. Против них выступил русский народ в ополчении XVII в. (поляки)

5. Фамилия боярина, управлявшего государством от имени болезненного Федора Ивановича (Годунов)

$

6. Человек, занимающийся рискованным делом в расчете$ на случайный успех (авантюрист)

7. Первый патриарх Московский и всея Руси (Иов)

8. Так назывались лета по указу, запрещавшие свободный преход крестьян от одного хозяина к другому (заповедные)

9. Имя первого царя из рода Романовых (Михаил)

10. Князь, предводитель Второго народного ополчения (Пожарский)

11. Нижегородский земский староста, предводитель Второго ополчения (Минин)

12. Крестьяне, оставшиеся после Смуты без скота, орудий труда и денег (бобыли)

13. Труд работни$ков, вынужденных продавать свою рабочую силу (наемный)

5. «Вопрос другу».

Можно данную форму опроса использовать после традиционного, когда учащиеся не успевшие ответить, но имеющие желание это сделать, приглашаются встать со своего рабочего места и класс по домашнему материалу задает вопросы (обычно 5-6). Учитель корректирует вопрос, если это необходимо. Данная форма позволяет ученикам учится слушать друг друга более внимательно, вникать в вопрос, учиться его задавать.

6. «От первого лица»

Учащи$мся дается задание при прочтении материала домашнего задания приготовить небольшой рассказ от первого лица любого человека, о котором упоминается в материале.

Например: параграфы 28, 29 «Внешняя политика Екатерины II» (упоминаются Суворов, Кутузов, Ушаков)

7. «Интервью$»

Учитель дает задание 6 ученикам сформировать пары, в которых один - журналист, другой - историческое лицо. Цель журналиста – продумать не менее 10 вопросов к историческому лицу, цель исторического лица – знать, что нужно отвечать. Оценивается, как умение задавать вопросы, так и умение конкретно на них отвечать.

8. «Рассказы забывчивой бабушки».

Учитель говорит, что совсем недавно общался с одной бабушкой, которая вот что рассказала о Петре I (можно о другой личности или событии). Цель учащихся внимательно слушать и постараться записать все неточности в рассказе, допущенные бабушкой.

Пример рассказа: «И провозгласили в 1682 году царями двух бр$атьев – Василия и Ивана.

До их совершеннолетия правительницей назначалась старшая сестра юных правителей – Наталья. А трон царский разделили на два этажа, для двух царей, а сестра-правительница сидела впереди и подсказывала братьям, что говорить во время приемов. В свободное время уезжал старший брат Петр в Голлан$дскую слободу, где создал он два «игривых» полка – Семеновский и Преображенский».

Учащиеся должны услышать и записать следующие неточности: Петр, Софья, две части трона, позади за шторкой, младший брат, Немецкую, «потешных».

9. «Потому что, потому…»

Учитель начинает опрос, интонационно выделяя слова ПОТОМУ ЧТО. Ответы дают учащиеся.

Например, по парагр$афу 17 «Народные движения I четверти XVIII в.» пункт о «Причинах народных восстаний».

Различные слои населения ввели новые государственные повинности

начали выступления и налоги

против власти, ПОТОМУ ЧТО новые виды работ

ежегодные рекрутские на$боры

наказания сторонников старообрядческой церкви

введение европейских традиций и обрядов

10. «Блиц»

Учащиеся в быстром темпе отвечают на предложенные учителем вопросы по пройденному материалу. Ученик, выбранный учителем в качестве помощника, раздает цветные фишки. По количеству набранных фишек выставляется оценочный балл. Учитель должен заранее сообщить соотношение количества набранных фишек и оценок.

Например, вопросы по эпохе Петра Великого:

  1. Другое название Украины? (Малороссия)

  2. Год, когда Петр формально стал царем? (1682)

  3. $ Имя отца Петра Первого? (Алексей Михайлович)

  4. Фамилия рода матери Петра Первого? (Нарышкины)

  5. Село, в котором Петр провел свое детство? (Преображенское)

  6. Шотландец, друг Петра, проявил себя как способный военачальник во время Чигиринских походов в 1677-1678 гг.? (Гордон)

  7. Кого Петр шутливо именовал королем? (Ф. Ромодановский)

  8. Название моря, по которому царь совершил свое первое в жизни плавание$? (Белое)

  9. Место строитель$ства первых русских судов? (Воронеж)

  10. Дата Великого посольства? (1697-1698)

  11. Имя Петра в Великом посольстве? (Петр Михайлов)

  12. Сколько денег платил купец за ношение бороды? (100 рублей в год)

  13. Место, где юношей учили этикету? (ассамблея)

  14. Дата нового летоисчисления? (1 января 1700 г от Рождества Христова)

  15. Хронологические рамки Северной войны? (1700-1721 гг.)

  16. Верные военные полки Петра Великого? (Семеновский и Преображенский)

  17. Солдаты нового набора в армию? (рекруты)

  18. Дата основания Санкт-Петербурга? (1703 г 16 мая)

  19. Дата Полтавской битвы? (июнь 1709 г.)

  20. С кем происходила Полтавская битва? (со шведами)

  21. $

    Король, предводитель шведов? (Карл XII)

  22. $ Другим словом последнее сражение? (генеральное)

  23. Высший орган управления делами церкви? (Синод)

  24. Высший орган управления делами государства? (Сенат)

  25. Основной итог Северной войны для России? (выход в Балтийское море)

11. «Цепочка» (можно собирать слова из пояснения термина, даты битвы, имена)

Например: учащимся дается задание за определенное количество времени привести в соответствие правление царских особ в эпоху дворцовых переворотов.

Задание по вариантам.

I вариант

1. Анна Иоанновна

2. Петр II

3. Петр I

$

4. Екатерина I

5. Иван VI Антонович

Ответ должен быть:$

2

1

5

4

3

$

II вариант

  1. Петр III

  2. Павел I

  3. Екатерина II

  4. Александр I

  5. Елизавета

$

Ответ должен быть:

5

2

3

1

$

4

12. «След в истории»

Вписать материал в предложенную табличку.

Например, по параграфу 7 «Власть и церковь. Церковный раскол».

Историческое имя

Кем был$

Чем известен в истории

$

Филарет

митрополит

Укрепил авторитет и власть царя Михаила Федоровича

Никон

патриарх

Провел церковную реформу, противник старообрядцев

$Аввакум

протопоп

Руководитель старообрядцев, автор литературного произведения «Житие»

$

13. «Рекламный проект».

Учитель предлагает учащимся составить свою рекламу, отразив привлекательность того, о чем они рассказывают.

Например, по материалу параграфа 5 «Основные сословия российского общества» (казачество, духовенство, дворянство, городское население$, крестьянство).

О крестьянстве учащиеся 7 «А» класса составили следующий рекламный проект (как они потом сказали, что их варианту досталось самое сложное задание): «Свежий воздух только у нас! Физическое развитие только здесь!» или казачество: «Любишь военное дело? Готов служить Родине, но хочешь земли и воли? Приходи на Дон!».

$

14. «Дай пять»

Учитель просит ребят на своих листочках обвести карандашом свою ладошку. Далее говорит, что «государством управляла крепкая рука, которая «держала» следующее:

МОНОПОЛИЯ
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ

ПРОТЕКЦИЯ

АРИСТОКРАТИЯ

АССАМБЛЕЯ

А что может удержать ваша рука?».
Учащиеся в изображения своих пальчиков вписывают термины и дают пояснения.

государство

$

15. «Путаница»

$ Учитель рассказывает ребятам: «Представляете, у меня до урока упала книжка на пол, и в некоторых словах перепутались буквы. Ребята, помогите им найти свои места!»

Например, по параграфу 3 «Окончание Смутного времени».

К О В Н Ё Р О Так называли сына Марины Мнишек и Лжедмитрия I$I («ВОРЁНОК»)

А Н Е С Б И О М Р Щ Я И Новая временная царская власть («СЕМИБОЯРЩИНА»)

Ь И Е В Д Ч Е Название места, где в 1610 году жители Москвы присягнули польскому королевичу Владиславу (ДЕВИЧЬЕ)

Post Comment