Презентация по истории на тему “Западничество и славянофильство” скачать бесплатно

Слайд №1

Текст слайда: Западничество и славянофильство Выполняла ученица 10 «Д» класса МОБУ «СОШ№73» Мезенцева Наталья.


Слайд №2

$Текст слайда: Западничество За падничество — сложившееся в 1830—1850-х годах направление общественной и философской мысли. Западники, представители одного из направлений русской общественной мысли 40—50-х годов XIX века выступали за ликвидацию крепостного права и признание необходимости развития России по западно-европейскому пути. Большин$ство западников по происхождению и положению принадлежали к дворянам-помещикам, были среди них разночинцы и выходцы из среды богатого купечества, ставшие впоследствии преимущественно учёными и литераторами. Как писал Ю. М. Лотман, «Европеизм» исходил из представления о том, что «русский путь» — это путь, уже пройденный «более передовой» европейской культурой. Правда, в самом начал$е он включал в себя характерное дополнение: усвоив европейскую цивилизац$ию и встав на общий европейский путь, Россия, как неоднократно повторяли представители разных оттенков этого направления, пойдет по нему быстрее и дальше, чем Запад. От Петра до русских марксистов настойчиво проводилась мысль о необходимости «догнать и перегнать…». Овладев всеми достижениями западной культуры, Россия, как полагали адепты этих концепций, сохранит глубокое отличие от своего «побежденного учителя», преодолеет взрывом тот путь, который Запад совершил постепенно и, с точки зрения русского максимализма, — непоследовательно.


$Слайд №3

Текст слайда: Предшественники западничества Своего рода предшественниками западнического мировоззрения в допетровской России были такие политические и государственные фигуры XVII ве$ка, как московские бояре — воспитатель и фаворит царя Алексея Михайловича Б. И. Морозов, главы Посольского приказа, фактически возглавлявшие русские правительства, — А. С. Матвеев и В. В. Голицын. Б.$И.Морозов


Слайд №4

Текст слайда: Предшественники западничества В.С. Соловьёв писал, что «сложность состава и постепенность развития европейской культуры, породившие на Западе множество разнообразных и противоборствующих интересов, идей и стремлен$ий, неизбежно отразились и в русском сознании при усвоении ими западной образованности». В.С. Соловьёв


Слайд №5

Текст слайда: Представители По своему социальному происхождению и положению большинство западников, как и с$лавянофилов, относились к дворянской интеллигенции. Западниками были известные профессора Московского университета историки Т. Н. Грановский и С. М. Соловьев, правоведы М. Н.Катков и К. Д. Кавелин, филолог Ф. И. Буслаев, а также видные писатели И. И. Панаев, И. С. Тургенев,, позднее Н. А. Некрасов. К. Д. Кавелин Т. Н. Грановский


Слайд №6

Текст$ слайда: Представители М. Н.Катков Ф. И. Буслаев И. И. Панаев И. С. Тургенев


Слайд №7

Текст слайда: Представители И. А. Гончаров Н. А. Некрасов


Слайд №8

Текст слайда: Возникновение западничества Формированию западничества положило начало обострения идейных споров после напечатания в 1836 “Фи$лософического письма” Чаадаева. К 1841 сложились взгляды западников. Общественно-политические, философские и исторические воззрения западников, имея многочисленные оттенки и особенности у отдельных западников, в целом характеризовались определёнными общими чертами. Западники выступали с критикой крепостного права и составляли проекты его отмены, показывали преимущества наёмно$го труда. Отмена крепостного права представлялась западникам возможной и желательной только в виде реформы, проводимой правительством совместно с дворянами. Западники критиковали феодально-абсолютистский с$трой царской России, противопоставляя ему буржуазно-парламентарный, конституционный порядок западно-европейских монархий, прежде всего Англии и Франции. Выступали за мо$дернизацию России по образцу буржуазных стран Западной Европы, выступали за свободное развитие промышленности и торговли. Достижения своих целей они рассчитывали добиться мирным путём, воздействуя общественным мнением на царское правительство, распространяя свои взгляды в обществе через просвещение и науку.


Слайд №9

Текст слайда: Спор о судьбе крестьянской общины В практической плоскости в сфере экон$омики основное расхождение между западниками и славянофилами заключалось в разных взглядах на судьбу крестьянской общины. Если славянофилы – социалисты рассматривали передельную общину как основу самобытн$ого исторического пути России, то западники -не социалисты – видели в общине пережиток прошлого, и полагали что общину (и общинное землевладение) должно ждать исчезновение, подобно тому как это произошло с крестьянскими общинами стран Западной Европы. Соответственно славянофилы-социалисты, считали необходимым всяческую поддержку крестьянской поземельной общины с ее общинным владением землей и уравнительными переделами, в то время как запад$ники-не социалисты ратовали за переход к подворному землевладению (при которой крестьянин распоряжается имеющейся у него землёй единолично).


Слайд №10

$Текст слайда: Литература и журналистика В 40-е гг. XIX века крупнейшим печатным органом русских западников стал журнал «Отечественные записки», возглавляемый Виссарионом Белинским. Сотрудниками журнала в разное время были почти все крупнейшие западники: Грановский, Боткин, Кетчер, Герцен, Огарёв. С трибуны «Отечественных записок» велась основная полемика $с оппонентами-славянофилами, в первую очередь, с журналом «Москвитянин». В 1846 году Белинский из-за разногласий с владельцем журнала Краевским перешёл в «Современник».


Слайд №11

Текст слайда: «Современник» и «Москвитянин»


Слайд №12

Текст слайда: Славянофи$льство Славянофи льство — литературно- и религиозно-философское течение русской общественной мысли, оформившееся в 40—х годах XIX века, ориентированное на выявление самобытности России, её типовых отличий от Запада, представители $которого выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского русского пути, развиваясь по которому, по их мнению, Россия способна донести православную истину до впавших в ересь и атеизм европейских народов. Славянофилы утверждали также о существовании особого типа культуры$, возникшего на духовной почве православия, а также отвергали тезис представителей западничества о том, что Пётр Первый возвратил Россию в лоно европейских стран и она должна пройти этот путь в политическом, экономическом и культурном развитии.


Слайд №13

$Текст слайда: Источники славянофильства Важнейшими источниками славянофильства в литературе принято считать немецкую классическую философию (Шеллинг, Гегель) и православное богословие. Причём среди исследователей никогда не наблюдалось единства по вопросу о том, какой из двух упомянутых источников сыграл решающую роль в формировании славянофильского учения. Шелл$инг Гегель


Слайд №14

Текст слайда: Источники славянофильства Почву для зарождения славянофильского движения подготовила Отечественная война 1812 года, обострившая патриотические чувства. Перед нарождающейся русской интеллигенцией встал вопрос о национальном самоопределении и национальном призвании. Появилась потребность определить дух России и её национальное лицо, и славянофильство должно было представить собой ответ на эти запросы. Французы атакуют

$


Слайд №15

$Текст слайда: Представители Сторонники славянофильства (славянофилы, или славянолюбы) заявляли о наличии у России собственного, самобытного пути исторического развития. Основоположником этого направления стал литератор А. С. Хомяков, деятельную роль в движении играли И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, И. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин. Среди наиболее известных славянофилов числились также Ф. И. Тютчев, А. Ф. Гильфердинг, В. И. Даль, Н. М$. Языков. А. С. Хомяков


Слайд №16

Текст слайда: Представители К. С. Аксаков И. С. Аксаков Ю. Ф. Самарин Ф. И. Тютчев


Слайд №17

Текст слайда: Представители А. Ф. Гильфердинг В. И. Даль Н. М. Языков


Слайд №18

Текст слайда: Представители Всё, что препятств$ует правильному и полному развитию Православия, всё то препятствует развитию и благоденствию народа русского, всё, что даёт ложное и не чисто православное направление народному$ духу и образованности, всё то искажает душу России и убивает её здоровье нравственное, гражданское и политическое. Поэтому, чем более будут проникаться духом православия государственность России и её правительство, тем здоровее будет развитие народное, тем бла$гополучнее народ и тем крепче его правительство и, вместе, тем оно будет благоустроеннее, ибо благоустройство правительственное возможно только в духе народных убеждений. И. В. Киреевский писал:


Слайд №19

Текст слайда: Славянофилы в печати Долгое время у славянофилов не было своего печатного органа. Статьи славянофилов выходили в «Москвитянине», а также в различных сборниках — «Синбирский сборник» (1844), «Сборник исторических и статистических сведений о Р$оссии и народах ей единоверных и единоплеменных» (1845), «Московские сборники» (1846, 1847, 1852).


Слайд №20

Текст слайда: Славянофилы в печати Свои газеты и журналы славянофилы стали издавать только с середины 1850$-х, подвергаясь при этом разным цензурным ограничениям. Славянофилы издавали журналы: «Русская беседа» (1856—1860), «Сельское благоустройство» (1858—1859); газеты: «Молва» (1857), «Парус» (1859), «День» (186$1—1865), «Москва» (1867—1868), «Москвич» (1867—1868), «Русь» (1880—1885).


Слайд №21

Текст слайда: Значение славянофильства Славянофильство представляло собой мощное общественное и интеллектуальное движение, выступившее своеобразной реакцией на начавшееся ещё в эпоху Петра I внедрение в России западных ценностей. Славянофи$лы стремились показать, что западные ценности не могут в полной мере прижиться на российской почве и как минимум нуждаются в некоторой адаптации. Призывая людей обратиться к своим историческим основам, традициям и и$деалам, славянофилы способствовали пробуждению национального сознания. Многое ими было сделано для собирания и сохранения памятников русской культуры и языка («Собрание народных песен» П. В. Киреевского, «Словарь живого великорусского языка» В. И. Даля). Славянофилы-историки (Беляев, Самарин и др.) заложили основу научного изучения русского крестьянства, в том числе его духовных основ. Огромный вклад славянофилы внесли$ в развитие общеславянских связей и славянское единство. Именно им принадлежала главная роль в создании и деятельности славянских комитетов в России в 1858—1878 годов.


Еще записи

Leave a Comment