Рабочая программа по истории в 10 классе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Курно – Липовская средняя общеобразовательная школа

Тарасовского района Ростовской области

$

Рассмотрено и рекомендовано на заседании педсовета

протокол №

от

$

Утверждено

Директор школы

__________

приказ №

от

$

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по истории

Класс: 10

Учитель: Романюк Юрий Васильевич

$2013 – 2014 учебный год

Пояснительная записка

$

Рабочая программа в полном объёме соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования, утвержденному приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 и составлена в соответствии с примерной программой по истории для основного общего образования.

На изучение истории в 10 классе учебным планом отводится 70 учебных часов – из расчета 2 часа в неделю, но в связи с большим объемом материала из компонента образовательного учреждения добавлен 1 час, следовательно, рабочая программа составлена из расчета 3 часа в неделю, то есть на 105 часов.

Исходные документы для составления программы:

  • Закон РФ «Об образовании»№ 122 – ФЗ в последней редакции от 01.12.2007 №313-ФЗ;

  • Федеральный базисный учебный план для полного (среднего) общего образования, утвержденный приказом Министерства образо$вания РФ № 1312 от 05.03.2004

  • Федеральный компонент государственного стандарта полного (среднего) образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы полного (среднего) образования на 2007-08 учебный год, утвержденный приказом МО РФ № 302 от 07.12.2006г.;

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений»

  • Примерная программа полного (среднего) образования по истории (сайт министерств$а образования и науки РФ http://mon$.gov.ru/)

Данная программа обеспечивается учебно-методическим комплектом:

Загладин Н.В. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX в.: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.

$Борисов Н.С. История России с древнейших времен до конца XVII века. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Н.С. Борисов. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2009.

Левандовский А.А. История России XVIII-XIX веков : учеб. для 10 кл.общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А.А. Левандовский. – 4-е из. – М.: Просвещение,2008.

программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др., в зависимости от склонностей, способностей, возможностей каждого конкретного класса.

Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в$ современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательной области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».

Уровень и направленно$сть рабочей программы:

Полная (средняя) общеобразовательная программа, базовый уровень

Организация учебного процесса: классно-урочная.

$Общая характеристика учебного предмета

Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.

Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию историческог$о мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. Таким образом, критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладени$ем навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием их коммуникативной культуры учащихся.

Особенностью курса истории, изучаемого на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, является его общеобязательный статус, независимость от задач профилизации образования и организации довузовской подготовки учащихся. Изучение истории на базовом уровне направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира. Тем самым, базовый уровень можно рассматривать как инвариантный компонент исторического образования на ступени среднего (полного) общего образо$вания, связанный с приоритетными воспитательными задачами учебного процесса.

Основные содержательные линии примерной программы базового уровня исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Изучение каждого из этих курсов основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с точки $зрения социализации школьника, приобретения им общественно значимых знаний, умений, навыков.

Цели

Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

  • освоение систематизированных знаний об истори$и человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

$

На основании требований  Государственного образовательного стандарта  2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения:

  • Приобретение знаний о важнейших событиях и процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

  • Овладение способами деятельностей, элементарными методами исторического познания, умениями работы с различными источниками исторической информации, применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участия в многокультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других стран и народов;$

  • Освоение компетенций в сфере отношений между людьми различ$ных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной  и коммуникативной деятельности, ориентации в широком круге исторических источников.

Названные задачи решаются с опорой на историческую и обществоведческую подготовку учащихся в основной школе.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравне$ния, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от$ второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

С учетом специфики целей и содержания предвузовской подготовки существенно возрастают требования к рефлексивной деятельности учащихся, в том числе к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности. Историческое образование играет важную роль в формировании умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

$

История как наука

История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества.

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

$Древнейшая стадия истории человечества

Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Неолитическая революция1. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей.

Цивилизации Древнего мира и Средневековья

Традиционное общество: социальные связи, экономическая жизнь, политические отношения. Архаичные цивилизации Древности.Мифологическая картина мира.

$Античные цивилизации Средиземноморья. Формирование научной формы мышления в античном обществе.

Формирование индо-буддийской, китайско-конфуцианской, иудео-христианской духовных традиций. Возникновение религиозной картины мира. Социальные нормы, духовные ценности, философская мысль в древнем обществе.

$Возникновение исламской цивилизации. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.

Христианская средневековая цивилизация в Европе, ее региональные особенности и динамика развития. Православие и католицизм. Кризис европейского средневекового общества в XIV-XV вв.

Новое время: эпоха модернизации

Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира.Изменение роли техногенных и экономических факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации.

От сословно-представительных монархий к абсолютизму. Изменение в идеологических и правовых основах государственности. Буржуазные революции XVII-XIX вв. Идеология Просвещения и конституционализм. Возникновение идейно-политических течений. Становление гражданского общес$тва.

Технический прогресс в XVIII – середине XIX вв. Промышленный переворот. Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в. Различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу в европейских странах. Мировосприятие человека индустриального общества.Формирование классической научной картины мира. Особенности духовной жизни Нового времени.

Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.

Эволюция системы ме$ждународных отношений в конце XV – середине XIX вв.

ИСТОРИЯ РОССИИ

История России – часть всемирной истории.

Народы и древнейшие государства на территории России

$Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Оседлое и кочевое хозяйство. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество.Великое переселение народов. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.

Русь в IX – начале XII вв.

Происхождение государственности у восточных славян. Дань и подданство. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства. Право на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы.

Христианская культура и языческие традиции. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.

Русские земли и княжества в XII – середине XV вв.

Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики. Русь и Степь.Идея единства Русской земли.

$Образование Монгольского государства. Монгольское нашествие. Включение русских земель в систему управления Монгольской империи. Золотая Орда. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной$ агрессией: итоги и значение. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе.

Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Москва как центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества.Зарождение национального самосознания.

$

Великое княжество Московское в системе международных отношений. Принятие Ордой ислама. Автокефалия Русской Православной Церкви.

Культурное развитие русских земель и княжеств. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры.

Российское государство во второй половине XV-XVII вв.

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Свержение золотоордынского ига. «Москва – третий Рим». Роль церкви в государственном строительстве. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Особенности образования централизованного государ$ства в России.Рост международного авторитета Российского государства. Формирование русского, украинского и белорусского народов.

Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян. Опричнина. Закрепощение крестьян. Учреждение патриаршества. Расширение государственной территории в XVI в.

Смута. Пресечение правящей династии. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба с Речью Посполитой и Швецией.

Восстановление самодержавия. Первые Романовы. Рост территории государства. Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Церковный раскол. Старообрядчество. С$оциальные движения XVII в.

Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV – XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.

Россия в XVIII – середине XIX вв.

Петровские преобразования. Провозглашение империи. Абсолютизм. Превращение дворянства в господствующее сословие. Сохранение крепостничества в условиях модернизации. Россия в период дворцовых переворотов. Упрочение сословного общества. Реформы государственной системы в первой половине XIX в.

Особенности экономики России в XVIII – первой половине XIX в.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота.

Русское Просвещение. Движение декабристов. Консерва$торы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.

Превращение России в мировую державу в XVIII в. Отечественная война 1812 г. Имперская внешняя политика России. Крымская война.

$Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX в.

Россия во второй половине XIX – начале XX вв.

Реформы 1860-х – 1870-х гг. Отмена крепостного права.Развитие капиталистических отношений в промышленности и сельском хозяйстве. Сохранение остатков крепостничества. Самодержавие, сословный строй и модернизационные процессы. Политика контрреформ.Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте. Аграрная реформа П.А.Столыпина. Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации.

Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Революция 1905-1907 гг. Становление российского парламентаризма.

Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX – начале XX в. Развитие системы образования, научные достижения российских ученых.

$

Учебно-тематическое планирование:

Раздел

Количество часов $

Новейшая и современная история

36

Новейшая и современная история России

64

$

Резерв

5

$Календарно-тематическое планирование.

пп

$

$

$

$

$

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования

к уровню

$

подготовки

учащихся

Домашнее задание

Дата

$план

факт

1-2.

Этапы развития исторического знания

2

изучение нового материала

Рассмотреть основные этапы развития исторической науки. Краткая характеристика содержания курса. Случайность и закономерность. Проблема движущих сил в истории. Понятие «циви$лизации». Знакомство с различными теориями исторического развития.

Уметь характеризовать периоды в развитии важнейших исторических процессов.

Загладин Н.В. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX в.: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М., 2008.

§1 -2

$

3.

Проблемы периодизации всемирной истории

1

комбинированный

Принципы периодизации истории. Основные этапы развития человечества.

Уметь характеризовать периоды в развитии важнейших исторических процессов. Проводить поиск информации в одном или нескольких источника$х, выявление сходства и отличия.

§3

4-5.

Первобытная эпоха

2

лекция

$Опираясь на знания учащихся о формировании человека современного типа и о важнейших вехах древнейшей и древней истории человечества, сформировать обобщённые представления об антропо-, социо- и полигенезе, об основных особенностях архаичных цивилизаций. Сущность и значение неолитической революции.

Знакомство с представлениями о предцивилизационной стадии развития человечества, современных подходах к решению вопросов о формировании человека современного$ типа, зарождении и развитии общества.

§4-5

6.

Деспотии В$остока

1

практикум

Архаичные цивилизации Востока. Роль великих рек в их формировании. Общество: социальная структура и социальные нормы. Особенности материальной культуры. Развитие государственности и форм социальной организации. Появление первых религий.

Знать факторы и формы возникновения государства. Знать основные черты восточной деспотии, социальную иерархию древнего восточного общества.

$

§6 -8

7.

Города-государства Греции и Италии

1

$комбинированный

Обобщить важнейшие периоды и события Древней Греции и Древнего Рима

Знать факторы формирования античных цивилизаций Средиземноморья, влияние природно- климатических условий на процесс их становления и развития.

§9

$

8.

Борьба за господство над Средиземноморьем

1

комбинированный

Основные события борьбы за господство в Средиземноморье, возвышение Македонии, завоевания А.Македонского

Умение объяснять закономерности исторического развития

§10

$9.

Возвышение Рима

1

практикум

$

Подчинение Римом Италии. Кризис Римской республики. Становление Римской империи

Умение объяснять закономерности исторического развития

§11

10.

Крушение империй Древнего мира

1

практикум

Причины и волны вторжения варварских племён на территорию Римской империи. Кочевые племена Азии и Китай. Возникновение христианства. Золотой век Рима. Кризис Римской империи. Падение Западной Римской империи

$Уметь читать историческую карту с опорой на полученные знания. Объяснять причины по которым народы Евразии не могли противостоять нашествию гуннов

§12-13

$

11.

Мир эпохи Средневековья

1

практический

Особенности социально- экономических отношений раннего средневековья. Особенности феодальных отношений Завоевания норманнов. Понятие «военной демократии»

Развивать навыки работы с ист$орическими источниками. Выявление сходства и отличия. Определять и объяснять собственное отношение к различным подходам.

§14-15

12.

Экспансия ислама

$

1

комбинированный

Возникновение ислама и основные положения мусульманского учения. Роль арабских завоеваний

Читать историческую карту с опорой на легенду. Уметь показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений, характеризовать деятельность важнейших личностей

§ 15

13.

$

Период раннего феодализма в Западной и Центральной Европе

1

комбинированный

Особенности периода «военной демократии « на Руси. Сравнение феодальных отношений на Руси с отношениями в Западной Европе. Основные категории зависимого населения.

$Знать сущность и основные черты феодального строя

§16-17

$

14.

Византия и Восточная Европа в V-X вв.

1

комбинированный

Союзы славянских племён. Особенности социально- экономических отношений на ранней стадии. «Путь из варяг в греки» и его значение. Развитие Византии в V-X вв.

Умение работать с исторической картой

§18

15$.

Западная Европа в XI-XIII вв. Крестовые походы

1

лекция

Светская и духовная власть в Западной Евр$опе. Крестовые походы и инквизиция. Русь и крестовые походы.

Уметь раскрывать сущность исторических событий.

§19-21

16.

Государства Азии в период европейского Средневековья

1

контрольный

Развитие государств Ближнего, Среднего и Дальнего Востока. Образова$ние монгольского государства.

Уметь раскрывать сущность исторических событий.

§ 22

17.

Международные отношения и войны Средневековья

1$

лекция

Укрепление королевской власти. Создание органов сословного представительства. Столетняя война. Феодальная раздробленность.

Умения выделять причину и следствия

§23-24

$

18.

Духовная жизнь европейского Средневековья

1

лекция

$

Развитие культуры. Схоластика

Уметь объяснять исторические понятия

§25

$19.

Урок итогового обобщения: «Мир в эпоху древности и раннего средневековья»

1

комбинированный

Содержание изученных тем

20.

Новое время: эпоха перемен

1

семинар

$

Значение Нового времени. Начало перемен в всех сферах общественной жизни

Уметь выделять ценностные ориентиры

$

§26-27

21.

Великие географиче-кие открытия

1

комбинированный

$Великие географические открытия и их последствия. Начало европейской колониальной экспансии.

Уметь показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений. Соотносить единичные исторические факты и общие явления. Сравнивать предлагаемые исторические оценки, высказывать суждения о критериях, лежащих в основе отдельных оценок.

$

§-27

22.

Западная Европа: социально-экономические и духовные факторы модернизации

1

семинар

Процесс модернизации в Западной Европе и предпосылки перехода к индустриальному обществу

Уметь показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений.

§28-29 $

23.

Абсолютизм, религиозные войны и новая система международных отношений в Европе

1

практикум

$Причины перехода к абсолютизму в Европе. Реформация и религиозные войны.

Уметь показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений. Соотносить единичные исторические факты и общие явления. Знать различные оценки опричнины и выражать своё отношение к этим оценкам историков

§30-31

$

24.

Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм

1

практикум

Основные идеи$ просветителей. Просвещённый абсолютизм в Европе.

Получить знания об основных идеях просветителей, о предлагавшихся ими моделях общества. Углубить представления о гражданском обществе и правовом государстве. Уметь объяснять влияние идеологии просветителей на развитие общества.

§32-33

$

25.

Война за независимость в Северной Америке

1

практикум

Причины войны за независимость , её начало, основные события, результаты. Преобразования. Создание США.

Развивать навыки поиска необходимой информации в одном или нескольких источниках. Высказывать суждения. Сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различное

$§34

26.

Великая французская революция

1

практикум

$Кризис абсолютизма и начало революции во Франции. Основные этапы.

Уметь определять причинно- следственные связи на конкретном историческом материале

§35-36

$

27-28.

Промышленный переворот в Англии. Развитие Европы в эпоху промышленного переворота

$

2

комбинированный

Предпосылки промышленного переворота. Изобретения. Переход от мануфактуры к фабрике. Облик и противоречия английского общества в конце 18 в.

Развивать навыки поиска необходимой информации в одном или нескольких источниках. Высказывать суждения. Сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различное

§37-38

29.

Идейно-политическое развитие стран Запад-ной Европы XIX в.

$

1

$комбинированный

Теории и концепции общественно-политического развития

Уметь оценивать развитие стран Европы в XIX в.

§39

30.

Наука и искусство в XVIII-XIX вв.

$

1

практикум

Основные достижения науки и техники в XVIII-XIX вв. Пути развития искусства.

Знать, как развивалась наука и образование в XIX в.

§40

$

31.

Страны континентальной Европы в период промышленного переворота

1

$комбинированный

Социальные противоречия промышленной эпохи

Уметь оценивать развитие стран Европы в XIX в.

§41-42

32.

Страны Западного полушария в XIX веке

1

$

лекция

Особенности развития стран Латинской Америки. США и гражданская война, её последствия.

Рассказывать об исторических событиях и их участниках. Читать исторические карты по легенде. Искать необходимую информацию в одном или нескольких источниках. Составлять исторические справки. Сравнивать данные разных источников. Показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений

$

§43

33.

Мир Востока в XVIII веке

1

практикум

Ослабление Османской империи. Британское завоевание Индии. Китай: на пути самоизоляции.

$

Умение составлять план- конспект раздела параграфа. Сравнительны й анализ развития Европы и азиатского общества.

§44-45

$

34.

Колониализм и кризис «традиционного общества» в странах Востока

1

комбинированный

Причины колониальных захватов. Отношения между метрополиями и колониями. Начало ограниченной модернизации в странах Востока

Уметь работать с дополнительной литературой

$

§46-47

35.

Эволюция системы международных отношений в Новое время

1

комбинированный$

Особенности развития международны$х отношения. Влияние различных факторов на этот процесс.

Уметь показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений.

§48

36.

Обобщающий урок по теме: «Средневековье и Новое время»

$

1

контрольный

контрольная работа

$

История России

37-38.

Индоевропейцы. Исторические корни славян

2

изучение нового материала

Этническое и цивилизационное многообразие как фундамент становления и развития нашей страны. Прародина и расселение индоевропейцев. Расселение славян.

Развивать навыки работы с историческими и$сточниками. Сравнение предполагаемых исторических оценок, выявление сходного и отличного.

Борисов Н.С. История России с древнейших времен до конца XVII века. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень. -М., 2009.

§1 , интернет-ресурсы

39-40.

Восточные славяне в VI-IX вв.

$

2

практикум

Союзы славянских племён. Особенности социально- экономических отношений на ранней стадии.

$Знать причины распада родовой общины

§1

41-42.

Государство Киевская Русь

2

комбинированный

$

Причины и этапы образования Древнерусского государства. Происхождение названия «Русь». «Повесть временных лет» Суть спора между норманнистами и антинорманнистами. Борьба Новгорода и Киева как двух государственных центров на Руси. Усиление роли Руси на международной арене. Разгром Хазарского каганата. Противостояние с Византией. Возрастание роли киевского князя. Религиозные реформы. Суть лестничной системы передачи княжеской власти и её противоречия. Функции княжеской власти в Древнерусском государстве. Особенности периода «военной демократии « на Руси. Сравнение феодальных отношений на Руси с отношениями в Западной Европе. Основные категории зависимого населения.

Излагать собственное суждение о причинно- следственных связях исторических событий. Высказывать суждения о подходах, лежащих в ос$нове отдельных оценок. Определять и объяснять своё отношение к данным подходам

§2-3

43-44.

Культура Киевской Руси

2

$практикум

Особенности культуры Древней Руси. Устное народное творчество. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло.

Использовать иллюстрации при рассказе о достижениях культуры.

§4

45-46.

$Русские земли в XII-XIII вв.

2

комбинированный

Дискуссии о проблеме причин раздробленности Древнерусского государства. Причины устойчивости общинно- республиканских форм общежит$ия в 12-13вв. Новгородской земле.. Причины и проявление монархических черт княжеской власти во Владимиро- Суздальском княжестве.

Определять хронологические рамки и периоды наиболее значимых событий и процессов. Знать характеристику главных периодов в развитии исторических процессов.

§5-6

$

47

Культура Руси XII-XIII вв.

1

Лекция

Особенности культуры Руси. Выделение и отличительные черты культуры Северо-Восточной, Северной, Южной, Западной и Юго-Западной Руси. Устное народное творчество. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло.

Использовать иллюстрации при рассказе о $достижениях культуры.

§7

$48-49.

Монголо-татарское нашествие на Русь

2

семинар

$Образование монгольского государства. Сущность и проявления владычества на Руси. Эволюция даннических отношений

Оценить последствия установление монголо-татарского ига

§8

50.

Натиск завоевателей на северо-зап$адные границы Руси

1

семинар

Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Князь Александр Ярославович. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.

Умение работать с исторической картой

§8, интернет-ресурсы

$

51.

Русь и Золотая Орда.

1

Лекция

Образование Золотой Орды. Ордынское владычество. Повинности русского населения. Борьба русского населения против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.

Выявлять особенности зависимости Руси от Золотой Орды и её последствия на развитие Руси.

§8

$

52-53.

Усиление Москвы

2

комбинированный

$

Причины возвышения Москвы. Роль Твери в процессе создания великорусской государственности. Борьба за общерусское лидерство. Образование единого государства.

Характеризовать важнейшие рамки и периоды значимых событий и процессов. Соотносить единичные исторические факты и общие явления, определять в них общее и различное, объяснять причины различий.

$

§9-10, с. 103-111

54.

Дмитрий Донской и его преемники.

1

практикум

Причины и последствия обострения отношений с Ордой в эпоху Куликовской битвы. Централизация и центробежные силы в Северо-Восточной Руси.

$Оценить деятельность Дмитрия Донского. Знать причины и последствия феодальной войны

§9-10, с. 111-123

55.

Церковь в XV в.

1

$

комбинированный

Изменения в положении Русской православной церкви. Монастыри. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва – Третий Рим».

Сравнивать религиозные течения; анализировать исторические документы.

§9-10, с. 123-124

$

56-57.

Иван III $– государь всея Руси. Русь между Востоком и Западом

2

комбинированный

Складывание русского государства. Внутренняя и внешняя политика единого государства.

Знать этапы объединения русских земель

$

§11-12

58.

Культура и быт в XIV-XV вв.

1

практикум

Образ жизни князей и бояр. Военное дело. Быт и образ жизни горожан и земледельцев.

$Сравнивать образ жизни разных групп населения.

§13

59.

Россия в XVI столетии

1

комбинированный

Васили$й III – продолжение политики Ивана III. Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А.Адашев. Сил$ьвестр. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы. Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х гг. Падение Избранной рады. Поход на Новгород. Опричнина: цели, сущность, итоги и последствия.

Устанавливать причинно-следственные связи (на примере реформ Ивана IV); анализировать исторические документы.

§14-15, с. 159-174

60.

Внешняя политика Ивана IV

1

практикум

Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. Присоединение Казанског$о и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Поход Ермака. Западной Сибири. Ливонская война.

Работать с исторической картой (показывать ход войны и присоединение земель).

§ 14-15, с. 174-179

$

61.

Последние Рюриковичи

1

практикум

Правление Федора. Возвышение Бориса Годунова. Смерть царевича Дмитрия.

Характеризовать деятельность исторических личностей (Иван Грозный); делать выводы об итогах развития государства.

$

§14-15, с. 179-182

62.

Русская культура в XVI столетии.

1

пр$актикум

Особенности развития русской культуры в XIVXVI веках. Просвещение. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Устное народное творчество. Литература. Зодчество в XIVXV вв. Архитектура Московского государства в XVI в. Русская живопись. Феофан Грек. Андрей Рублев.

Сравнивать особенности развития русской культуры в разные периоды истории. Описывать достижения культуры; выявлять новые черты развития искусства.$

§16

63.

Урок обобщения и повторения: Русь в XI-XVI вв.

1

практикум

$

Содержание изученного материалы

Уметь анализировать исторические события

$Подготовка и защита докладов и презентаций

64-66.

Смутное время

3

изучение нового материала

$

Место и роль Смуты в истории России. Предпосылки Смуты. Борис Годунов. Опричник- правитель- царь. Первые волны гражданской войны. Самозванцы. Василий Шуйский. Восстание Болотникова. Семибоярщина. Интервенция: причины, события, результат. Народные ополчения. Соборное избрание царя Михаила Романова.

Уяснить причины Смуты. Уметь определять хронологические рамки и периоды наиболее значимых событий и процессов. Излагать собственные суждения о причинно- следственных связях исторических событий.

$

§17-18

67-68.

Возрождение страны после Смуты.

1

комбинированный

Самодержавие с Земскими соборами. Развитие системы центрального приказного и местного воеводского управления. Городские восстания. Степан Разин и Войско Донское. Причины гражданской войны. Состав участников, их требования. Ход, масштабы крестьянской войны. Значение.

$Знать последствия Смуты. Уяснить, что в борьбе против народных восстаний бояре и дворяне стремились укрепить важнейшие политические условия своего господства- самодержавную власть царя, государственное управление в центре и на местах, вооружённые силы, церковь. Углубить свои знания о понятиях «крестьянская война» и «восстание», понять, что несмотря на их поражение, крестьянские войны имели прогрессивное значение.

§19

70.

$Внешняя политика Алексея Михайловича

1

комбинированный

Развитие системы центрального приказного и местного воеводского управления. Расширение территории Российского государства.

Оценить правление А$лексея Михайловича

§20

71.

Народы России

1

семинар

Этнический, конфессиональный и сословный состав

Знать сословия в России

Интернет-ресурсы

$

72.

Россия накануне преобразований

1

$

Лекция

Россия накануне реформ. Стрелецкие бунты. Внутренняя и внешняя политика Софьи

Уметь определять причинно- следственные связи на конкретном историческом материале

Интеренет-ресурсы

73.

$Культура в XVII столетии

1

практикум

Образ жизни населения. Занятия. Живопись. Архитектура. Музыка.

Знать образ жизни народа.

§21

74.

$

Начало правления Петра I.

1

$

семинар

Территория и население России к концу 17в. Отставание феодально- крепостнической России от передовых стран Европы. Взятие Азова. Великое посольство. Первые преобразования.

Сделать вывод об отставании России и необходимости реформирования, модернизации России.

Левандовский А.А. История России XVIII-XIX веков : учеб. для 10 кл.общеобразоват. учреждений: базовый уровень. -М., 2008.

§11

$

75-76.

Реформы Петра I и их последствия для страны

2

$

семинар

Северная война. Реформы государственного управления. «Табель о рангах». Утверждение в России абсолютизма и создание бюрократического аппарата. Реформы в различных сферах жизни и их результаты.

Умение давать оценку петровских преобразований

§2-4

77.

Эпоха дворцовых переворотов

1

практикум

Петровский указ о престолонаследии. Екатерина 1 и Меньшиков, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина 2. Бироновщина. Возрождение национального самосознания.

$Усвоить, что дворцовые перевороты 18 в. Не меняя социальной природы Российской империи, лишь расширяли привилегии дворянства и усиливали крепостничество.

§5

78.

Золотой век Екатерины II

1

$комбинированный

Екатерина 2 и её окружение. Просвещённый абсолютизм. Расширение прав и привилегий дворянства. Уложенная комиссия. Реформы Екатерины.

Оценить правление Екатерины II$

§6-7

79

Внешняя политика России в XVIII в.

Стремление к усилению Борьба с Турцией, Речью Посполитой. Участие в антифранцузских коали$циях..

Развивать навыки и умения. Рассказывать об исторических событиях, их участниках.

§8

80.

Культура России в XVIII в.

1

$

практикум

Новая культура российского общества. Перемены в быту.

§10

$81.

Экономическое развитие в концк XVIII - первойполовине XIX в.

1

практикум

Развитие экономики страны в первой половине века. Торговля. Протекционизм. Промышленное развитие. Мануфактуры.

Знать основные категории населения России

§11

82.

$

Правление Павла I

1

комбинированный

Правление Павла 1. Последний дворцовый переворот.

Развивать навыки и умения. Рассказывать об исторических событиях, их участниках. Искать необходимую информацию по одному или нескольким историческим источникам. Показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений.

§9

$

83.

Реформы Александра I

1

лекция

Эпоха «Негласного комитета». Реформа государственного управления. М.М.Сперанский. Вопрос об отмене крепостного права. Вопрос о конституции. Военные поселения. Рост оппозиционных настроений в обществе.$

Знать причины заговора 1801 г.

§12

$

84.

Борьба с Наполеоном

2

практикум

Международная обстановка накануне вторжения наполеоновски$х войск. Начало и ход войны. Историческое значение Отечественной войны 1812г

Заграничный поход русской армии. Венский конгресс. Восстановление разрушенного хозяйства.

Развивать навыки и умения. Рассказывать об исторических событиях, их участниках. Искать необходимую информацию по одному или нескольким источникам. Показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений

§ 13

85.

Движение декабристов

$2

практикум

Преддекабристские общества и их роль. «Союз спасения» и «Союз благоденствия». Северное и Южное общество.. Проекты устройства Рос$сии после переворота. Междуцарствие. Восстание декабристов.

Развивать навыки и умения. Рассказывать об исторических событиях, их участниках. Искать необходимую информацию по одному или нескольким источникам. Составлять биографические справки и характеристики деятельности важнейших для рассматриваемых вопросов исторических личностей.

§14

86.

Внутренняя политика Николая I

2

комбинированный

Личность Николая 1. Деятельность третьего отделения. Теория $«официальной народности». Бюрократизация управления. Реформы времён Николая 1. Личности Киселёва, Канкрина.

Умение самостоятельно работать с текстом параграфа

§15

$

87.

Внешняя политика Николая I.

1

практикум

Восточный вопрос. Спор из-за Палестинс$ких святынь. Кампания 1853- 1854гг. Осада Севастополя. Парижский мир. Причины поражения. Итоги войны и её значение для России.

Рассказывать об исторических событиях и их участниках. Читать исторические карты по легенде. Искать необходимую информацию в одном или нескольких источниках. Составлять исторические справки. Сравнивать данные разных источников. Показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений.

§16

$

88.

Общественное движение в годы правления Николая I

1

комбинированный

Кружковая деятельность, либеральные идеи. Западники и славянофилы. Белинский, Герцен, Бакунин и другие

Называть существенные черты идеологии общественных движений

$§17

89.

$

Культура России в первой половине XIX в.

1

комбинированный

«Золотой век русской культуры» Культура народов России. Формирование русского литературного языка. Архитектура. Живопись и скульптура. Образование. Литература. Музыка и театр. Русская усадьба. Печать и книгоиздательство.

Искать необход$имую информацию в одном или нескольких источниках. Составлять биографические справки. Соотносить единичные исторические факты и общие явления.

§18

90-91.

Реформы Александра II

2

комбинированный

$Характеристика Александра II. Историческая необходимость отмены крепостного права . Записка Кавелина. 2Колокол» и «Современник» накануне отмены крепостного права. Первые шаги на пути к реформе. Манифест 19 февраля 1861г. Основные положения реформы. Аграрная, судебная, земская, военная, городская реформы 1860-1870-х гг.

$

Знать причины отмены крепостного права. Выделять этапы подготовки данного процесса. Анализировать основные положения реформы, определять её характер, значение. Понимать связь между отменой крепостного права и либеральными реформами. Раскрывать содержание структурных реформ, их последствия и значение. Осуществлять критику источника.

§ 19, 21

92.

Социально-экономическое развитие пореформенной России

1

комбинированный

Строительство магистрали. Особенности развития промышленности. Особенности промышленного переворота в России. Ра$звитие капитализма в сельском хозяйстве.

Понимать своеобразие развития капиталистических отношений в России в пореформенное время, проводить параллель в историческом развитии с Западной Европой.

§ 20

93.

$

Противостояние власти и революционеров в 70-х-начале 80-х гг. XIX в.

1

лекция

Народнические организации. «Хождение в народ».«Земля и воля». Первые раб$очие организации. Раскол «Земли и воли». Охота на царя.

Нечаевщина, «хождение в народ», агитация, пропаганда, революционный террор.

§23

94-95.

Россия в годы правления Александра III. 1881-1894 гг.

$1

лекция

$Контрреформы Александра 3. Промышленный подъём 90-х гг. Особенности рабочего движения в России Характеристика населения России в конце 19 в. Особенности внешней политики России в конце 19в.

Уметь анализировать социальное развитие империи, внутреннюю и внешнюю политику правительства Александра 3. Определять последствия контрреформ для исторической судьбы России

§ 24-25

$96.

Русская культура во второй половине XIX в.

1

практикум

Духовная жизнь российского общества во второй $половине 19в. Возрождение национальных традиций в архитектуре и изобразительном творчестве. Новаторские традиции в развитии художественной культуры. Движение передвижников. Расцвет музыкального искусства. Развитие системы образования. Научные достижения российских учёных.

Знать основные достижения культуры России в обозначенный период. Уметь работать с различными источниками исторической информации для подготовки к уроку.

§26

97-99.

Обобщающий урок

$

3

практикум

Урок обобщения знаний по истории России с древнейших времён по XIX век.

100.

Урок итогового обобщения «Россия с древнейших $времён до конца XIX в.»

1

обобщающий

ответы на вопросы

$

101-105.

Резерв

5

$

Результаты обучения

Результаты и$зучения предмета «История» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися (содержательный компонент примерной программы построен с учетом двухуровневой модели обязательного минимума содержания стандарта исторического образования – курсивом обозначена та часть учебного материала, которая обязательна для изучения, но не является объектом контроля и оценки знаний учащихся).

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на видах де$ятельности, соответствующих психолого-возрастным особенностям учащихся на ступни среднего (полного) общего образования и целям исторического образования на базовом уровне (в том числе: проводить поиск информации, анализировать, различать, устанавливать связи, участвовать в дискуссиях, формулировать собственную позицию и др.).

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с личностными чертами и мировоззренческими установками учащихся, выходящие за рамки учебного процесса и не подлежащие непосредственной проверке (в том числе: для определения собственной позиции по отношению к явлениям современно$й жизни, исходя из их исторической обусловленности; использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации; осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России).

Требования к уровню подготовки выпускника

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;

  • периодизацию всемирной и отечественной истории;

  • современные версии и$ трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

  • историческую обусловленность современных общественных процессов;

  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь

  • проводить поиск исторической информации$ в источниках разного типа;

  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;$

  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:$

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

Литература и материально – техническое и информационно – техническое обеспечение:

  • $

    Компьютер

  • Электронные средства обучения

MULTIMEDIA – ПОДДЕРЖКА КУРСА:

  • Школа; школьная библиотека

  • Интернет – ресурсы

  • Мультимедиаучебник в 4-х частях.. История России XX века.

$

  • Электронные учебные пособия по истории России;

Презентации к урокам: Монголо-татарское иго на Руси; Архитектура России в XVIII в; Живопись России в XVIII в.; Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг.;

Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг.

Дополнительные электронные информационные источники (фото и рисунки для создания презентаций.

Дополнительная литература для реализации требований стандарта.

$Литература для учащихся.

  1. Бурин С.Н. Новейшая история. ХХ век. M. 2000.

  2. Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев M.В. и др. Россия и мир. ХХ в. M. 2002.

  3. Загладин Н.В. История России и мира в ХХ веке. M.2002.

  4. Загладин Н.В., Дахин В.Н., Загладина Х.Т. и др. Мировое политическое развитие: век ХХ. П$особие для учащихся и учителей старших классов школ, гимназий и лицеев.

  5. Пантелеев M.М., Саватеев А.Д. Современный мир. Учебное пособие для 11 класса.

  6. Сергеев Е.Ю. Хрестоматия по курсу «Новейшая история зарубежных стран». M. 2003.

  7. Страны мира. Справочник. M. 1998.

  8. Хачатурян В.M. История мировых цивилизаций. M. 2000.

  9. $Шацилло В.К. Политические деятели в новейшей истории. M. 2002.

  10. Энциклопедический словарь юного историка. M. 1993.

  11. Энциклопедия для детей. Т. 1. Всеобщая история. M. 1993.

  12. Учебная литература:

  13. Агафонов С.В «Схемы по истории России с древнейших времён до конца XIX век. 10 класс»

  14. $Агафонов С.В. «Схемы по всемирной истории с древнейших времён до конца XIX века»

  15. Загладин Н.В. «История России и мира с древнейших времён до конца XIX века». 10 класс»

  16. Загладин Н.В..Симония Н.А. «История России и мира с древнейших времён до конца XIX века. 10 класс»

  17. $Загладин Н.В..Симония Н.А. «Всеобщая история. 10 класс»

  18. Загладин Н.В., Козленко С.И., Загладина Х.Т. «Методические рекомендации по использованию учебников: Загладин Н.В. «всемирная история с древнейших времён до конца XIX века.10 класс»; Загладин Н.В. «Всемирная история.XX век. 11 класс» при изучении предмета на базовом и профильном уровнях и программа курса. Профильное обучение»

  19. Загладин Н.В., Козленко С.И. «Программа курса и тематическое планирование «Всемирная история. История России и мира с древнейших времён до наших дней. 10-11 класс»

  20. Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. «Тестовые задания по истории России к учебнику Сахарова А.Н. «История России с древнейших времён до конца XVI века. Часть 1. 10 класс»

  21. Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. «Тестовые задания по истории России к учебнику Сахарова А.Н., Боханова А.Н. «История России. XVII-XIX века. Часть 2.10 класс»

  22. Козленко С.И. «Методические рекомендации по исполь$зованию учебников: Сахарова А.Н. «История России с древнейших времён до конца XVI века. Часть 1. 10 класс», Сахаров А.Н., Боханов А.Н. «История России. XVII-XIX века. Часть 2. 10 класс», Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. «История Отечеств. XX-начало XXI$ века. 11 класс» при изучении на базовом и профильном уровнях» и программа курса. Профильное обучение»

  23. Сахаров А.Н. «История России с древнейших времён до конца XVI века. Часть 1. 10 класс»

  24. Сахаров А.Н., Боханов А.Н. «История России. XVII-XIX века. Часть 2.10 класс»

  25. Сахаров А.Н, Боханов А.Н. «Программа курса «История России с древнейших времён до конца XIX века»

  26. Старобинская Г.И. «История России с древнейших времён до конца XVI века. Поурочное планирование. 10 класс»

  27. Старобинская Г.И. «Истори$я России XVII-XIX века. Поурочные методические рекомендации. 10 класс»

  28. Старобинская Г.И. «Рабочая тетрадь к учебнику А.Н.Сахарова «История России с древнейших времён до конца XVI века. Часть 1. 10 класс» 2 ч.

Электронные учебные материалы

  1. Эле$ктронное пособие. Всеобщая история.

  2. Электронное пособие. Энциклопедия истории России 862-1917 гг.

  3. Электронное пособие. Большая энциклопедия России. Правители России.

  4. Электронное пособие. Большая энциклопедия России. Войны России.

Литература для учителя.

  1. Антология мировой политической мысли. В 5 т. Т. 2, 5. M. 1997.

  2. Васильев Л.С. История Востока. Т. 2. M. 1993.

  3. Гречко П.К. Концептуальные модели истории. M. 1995.

  4. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. M. 1969.

  5. Ильина Т. Западноевропейское искусство M. 1983.

  6. $ Кейнс. Дж. Избранные произведения. M. 1993.

  7. Кондратьев Н. Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. M. 2002.

  8. Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества. M. 1994.

  9. Мельянцев В.А. Восток и Запад во вт$ором тысячелетии: экономика, история и современность. M. 1996.

  10. Новейшая история зарубежных стран. ХХ век. Ч. 1 - 2. Под ред. А.M. Родригеса. M. 1998.

  11. Пономарев M.В., Смирнова С.Ю. Великобритания: государство, политика, право. M. 2000.

  12. Селезнев Г.К. Новейшая история России и Запад. M. 1998.

  13. Строганов Л.И. Новейшая история стран Латинской Америки. M 1995.

  14. Тоффлер Э. Третья волна. M. 1999.

  15. Черепков А. «Теория длинных волн» Н.Д. Кондратьева. http:/marketing.spb.ru/read/artcle/a45.htm

  16. Шпенглер О. Закат Европы. M. 1993.

  1. Гареев M.А. Неоднозначные страницы войны (Очерки о проблемных во$просах Великой отечественной войны). M. 1995.

  2. Геллер M.Я. Утопия у власти: история Советского Союза с 1917 года до наших дней. В 3-х книгах. M. 1995.

  3. Голубев А.В. Тоталитарный режим в СССР: теория, споры, реальность // Преподавание истории в школе. 2001. № 2.

  4. Голотик С.И.,$ Зимина В.Д., Карпенко С.В. Российская эмиграция 1920 – 1930-х гг. http://nivestnik.rsush.ru/2001

  5. Данилов А.А. Из истории партий и общественно – политических движений в россии и СССР: Многопартийность в россии: распад и возрождение (1917 – 1992). M. 1992.

  6. Ершова Е.Б. Революция, реформы и российская творческая интеллигенция в первой половине ХХ века // Вопросы истории. 2001. № 6.

  7. Зубкова Е.Ю. Общество и реформы. 1945 – 1964. M. 1993.

  8. История России. 1861- 1917. M. 1996.

  9. История России. Советское общество. 1917 – 1991. M. 1997.

  10. История России. Учебный минимум для абитуриента. Под редакцией В.В. Керова. M. 2001.

        $

      1. История современной России. 1985 – 1994. M. 1995.

      2. Курскова Г.Ю. Тоталитарная система в СССР: истоки и пути преодоления. M. 2000.

      3. Медников В.В., Маховникова Г.А. Экономика России: путь реформ (1917 – 1995). СПб. 1997.

      4. Нежинский Л.Н. Пути и перепутья внешней политики России в ХХ столетии // Отечественная история.$ 1999. № 6.

      5. Поцелуев В.А. Исторические корни политики большевиков. M. 1998.

      6. Реформы и контрреформы в России: Циклы модернизационного процесса. M. 1996.

      7. Российское государство и общество. ХХ век. M. 1999.

      8. Россия (СССР) в локальных войнах и военных конфликтах второй половины ХХ века. Под редакцией В.А. Золотарева. M. 2000.

      9. Россия в ХХ веке: Проблемы нацио$нальных отношений. M. 1999.

      10. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск. 1996.

      11. Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал. Т. 1 – 2. M. 1997.

Методиче$ская литература для учителя.

  1. Загладин Н.В., Загладина Х.Т. Новейшая история зарубежных стран. ХХ век. Учебно - методические материалы. M. 2000.

  2. Загладин Н.В., Загладина Х.Т., Ермакова И.А. Новейшая история зарубежных стран. ХХ век. Пособие для учителя. M. 2001.

  3. Коваль Т.В., Хромова И.С. Тематическое планирование и методические рекомендации к учебнику «Новейшая история зарубежных стран». Эксперимент. M. 2003.

  4. Коваль Т.В. Конспекты уроков для учителя истории. Всеобщая истории. ХХ век. M. 2003.

  5. Улунян А.А., Сергеев Е.Ю., Коваль Т.В., Хромова И.С. Поурочные разработки к курсу «Новейшая история зарубежных стран» M. 2003.

  6. Хачатурян В.M. Методическое пособие к учебнику «История мировых цивилизаций». M. 2001.

  7. $Данилов А.А. История России ХХ в. Справочные материалы. M. 1996.

  8. Захарова Е.Н. Методические рекомендации к изучению истории в 11 классе. M. 2002.

    $

  9. История Отечества в документах. 1917 – 1993. В 4-х частях. Хрестоматия для учащихся старших классов средней школы. Составитель Г.В. Клокова. M. 1994 – 1995.

  10. История России ХХ века. Пособие для учителя. Под редакцией А.О. Чубарьяна. M. 2003.

  11. Коваль Т.В. Конспекты уроков для учителя истории. История России. ХХ век. M. 2001.

  12. Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Жукова Л.В. Поурочные разработки к учебнику «Россия в ХХ веке. 11 класс». M. 2002.

  13. Романовский В.К. Новейшая отечественная история. 1985 – 2002. M. 2002.

  14. Россия, которую мы не знали. 1939 – 1993. Хрестоматия. Под редакцией M.Е. Главацкого.

  15. Стрелова О.Ю. Тематическое планирование и методические рекомендации к учебнику А.А. Левандовского, Ю.А. Щетинова «История России. ХХ - начало ХХI века». M. 2003.

  16. Хрестоматия по отечественной истории (1914 – 1945 гг.). Под редакцией А.Ф. Киселева, Э.M. Щагина. M. 1996.

  17. $Хрестоматия по отечественной истории (1946 – 1995 гг.). Под редакцией А.Ф. Киселева, Э.M. Щагина. M. 1996.

Щетинов Ю.А. Дополнительные материалы к учебнику А.А. Левандовского, Ю.А. Щетинова «Россия в ХХ веке. 11 класс». M. 2002.

$ Контрольно-измерительные материалы

Обобщающий урок по теме: «Мир в эпоху древности и раннего средневековья»

1. Периодизация всемирной истории. Краткая характеристика периодов.

2. Обобщающая сравнительная характеристика деспотий Древнего Востока и Античного мира: территории, население, формы правления, законодательство, культура.

3. Причины упадка Римской империи и начало формирования варварских королевств.

4. Раннефеодальные государства Европы.

Обобщающий урок по теме: «Средневековье и Новое время»$

1. Монгольские завоевания и их последствия.

2. Сравнительная характеристика процессов централизации в Европе и России.

3. Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм.

4. Промышленная революция и её значение.

5. Великая французская революция и её последствия для Европы.

Итоговый обобщающий урок.

Часть А

  1. Что из названного относится к XV веку:

$А) Куликовская битва

Б) окончательное закрепощение крестьян

В) прекращение зависимости Руси от Орды

Г) Невская битва

2. Одним из первых каменных храмов Древнерусского государства был собор:

$ А) Успенский в Москве

Б) Софийский в Киеве

В) Покровский в Москве

Г) Дмитриевский во Владимире

3. Как называлась господствовавшая на Руси в XI-XV веках форма родового землевладения?

А) поместье

Б) вотчина

В) земщина

$ Г) пожилое

4. Одним из итогов Избранной Рады (середина XVIвека) было:

А) укрепление центральной власти в России

Б) утверждение в России абсолютной монархии

В) учреждение в России патриаршества

Г) установление единого срока $перехода зависимых крестьян от одного хозяина к другому

5. Что из названного произошло в XVII веке?

А) церковный раскол

Б) Ливонская война

В) Северная война

Г) создание Священного Синода

6) Современником императрицы Анны Иоанновны был:

А) А.Курбский

Б) С. Дежнев

В) Э. Бирон

Г) Б. Хмельницкий

$7) «Ясачные» люди – это:

А) сибирские и а$мурские казаки

Б) черносошные крестьяне Севера

В) монастырские крестьяне Поволжья

Г) нерусское население Сибири и Дальнего Востока, обязанное платить натуральные подати

8. Выражение «слово и дело» связано с:

А) деятельностью Тайной канцелярии

Б)осуществлением реформ государственного аппарата

В) Разбойным приказом

Г) деятельностью Кабинета министров

9) В результате военной реформы Петра I в России:

А) была введена всеобщая воинская повинность

Б) увеличило$сь количество иностранных полков в армии

В) комплектование армии стало проводиться путем рекрутских наборов

Г) было создано стрелецкое войско

10) Прочтите отрывок из работы историка Р.Г.Скрынникова и укажите, о ком идет речь в отрывке.

«Через полгода после коронации пр$авительство созвало в столице новый Земский Собор. Вся функция последнего Собора свелась к тому, что присутствовавшие заслушали и подписали документ, закрепивший избрание его на трон. Он поклялся, что в его царстве не будет нищих, но не смог выполнить своих обещаний. В начале XVII века на Россию обрушились стихийные бедствия, а затем началась Смута. В 1601-1603 годах страшный голод охватил всю страну. Смерть косила народ по всей стране».

А) о Михаиле Романове

Б) о Иване IV

В) о Борисе Годунове

Г) о Федоре Иоанновиче

11. В каком из приведенных рядов перечислены даты войн с Россией со Швецией?

$ А) 1700-1721 гг, 1808-1809 гг

Б) 1813-1814 гг, 1816-1818 гг

В) 1848-1849 гг, 1853-1856 гг

Г) 1877-1878гг, 1881-1883 гг.

12. С.Л. Перовская. В.Н. Фигнер входили в

А) «Союз борьбы за освобождение рабочего класса»

$Б) «Народная волю»

В) кружок западников

Г) общество

13. Как называлось в России первой половины XIX века сословие, обладавшее монопольным правом на владение крепостными крестьянами?

А) мещане

Б) купцы

В) бояре

Г) дворяне

14. «Новые судебные уставы», предусматривавшие введение открытого, состязательного суда присяжных заседателей, были утверждены

А) Павлом I

Б) Александром $I

$В) Николаем I

Г) Александром II

15. В 1812 году русские войска не допустили прорыва армии Наполеона на Калугу и вынудили ее к отступлению по разоренной Смоленской дороге в результате сражения

А) под Бородином

Б) у Березины

В) под Малоярославцем

Г) под Смоленском

16. Каковы были характерные черты промышленного переворота в России?

А) промышленный переворот начался до отмены крепостной зависимости крестьян

Б) промышленный переворот начался раньше, чем в Англии

В) промышленный переворот завершился до проведения Крестьянской реформы 1861 года

Г) промышленн$ый переворот начался позже, чем во Франции

Д) начало промышленного переворота было связано с возникновением в России монополистических объединений

Е) формирование буржуазии из числа разбогатевших крепостных крестьян, занимавшихся торговлей, промыслами.

Укажите верный ответ:

А) АБВ Б) АГЕ В) БВД Г) ВДЕ

Часть В

  1. Расположите имена исторических деятелей в хронологическом порядке их жизни и деятельности. Запишите буквы, которыми обозначены имена в правильной последовательности в таблице$:

А) А.Л.Ордин-Нащокин

Б) С.Ю.Витте

В) М.М.Сперанский

Г) А.Г.Орлов

1

$

2

3

4

  1. Установите соответствие между именами российских государей и их прозвищами и разместите ответы в таблице:

А) Александр I а) Миротворец

Б) $Алексей Михайлович б) Освободитель

В)Александр II в) Тишайший

Г) Александр III г) Благословенный

$д) Грозный

А

Б

В

Г

  1. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите фамилию коллекционера, о котором идет речь:

«Всю зиму Павел Михайлович был занят размещением картин и устройством нескольких вновь выстроенных зал. Городская галерея … должна была открыться весной 1$893 года. Открытие приурочили к посещению галереи Александром III и его семьей… Этим посещением ознаменовалась официальная передача галереи городу Москве. Галерея открылась для посетителей…»

Ответ: _______________

  1. Установите соответствие между названием произведения и его автором, ответы разместите в таблице:

А) «Задонщина» а) Афанасий Никитин

$Б) «Слово о законе и благодати» б) митрополит Макакрий

В) «Поучение детям» в) Софроний Рязанец

Г) «Хождение за три моря» г) князь Владимир Мономах

д) митрополит Иларион

А

Б

В

Г$

  1. Прочтите отрывок из сочинения М.Е.Салтыкова-Щедрина и напишите, как в XIX веке называлась повинность, о которой идет речь:

«Помещик всецело овладел (крестьянином) в свою пользу и дает ему управляться у себя лишь урывками. По праздникам (а в будни только по ночам) мужики и бабы вольны управляться у себя, а затем, пока (крепостные крестьяне) томятся на полях помещика, мальчики и девочки работают дома $легкую работу: сушат сено, вяжут снопы… Почти нет той минуты в сутках, чтобы в (помещичьих) полях не кипела работа; три часа в течении дня и немногим более в течении ночи – вот все, что остается крестьянину для отдыха»

Ответ: ______________

1Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

Post Comment